Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 23 марта 2017 г. № 33

Опубликован в разделе: Архив
скачать (DOCX, 47.09 KB)
Опубликовано: 03.04.2017Изменено: 03.04.2017
Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 23 марта 2017 г. № 33 Скачать

П Р О Т О К О Л
заседания Совета по аудиторской деятельности

г. Москва

от 23 марта 2017 г. № 33

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
председатель Совета по аудиторской деятельности
И.В. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ
Присутствовали:
члены Совета Н.Н. Бабичева, Д.К. Долотенкова,
М.Е. Киселев, В.И. Колбасин,
В.В. Лазорин, А.В. Новиков,
С.С. Федоренко, Л.З. Шнейдман
члены Совета по аудиторской деятельности,
представившие свои мнения в письменной форме
А.В. Мурычев, Д.Н. Сурков,
И.В. Трунин, Г.В. Федоришин
приглашенные Т.А. Арвачева (Минфин России),
Е.В. Зубова (Рабочий орган Совета),
Н.Ю. Кармишин (Аппарат Правительства Российской Федерации),
Н.В. Кобозева (Рабочий орган Совета),
Л.А. Козлова (Рабочий орган Совета),
Т.И. Коротаева (Казначейство России),
И.В. Красильникова (АНО «Единая аттестационная комиссия»),
О.В. Мелентьева (ПАО «Московская биржа»),
Л.Х. Муромцева (Казначейство России),
О.А. Носова (Рабочий орган Совета),
В.Я. Соколов (АНО «Единая аттестационная комиссия»),
С.В. Соломяный (Минфин России),
А.Е. Ханачевская (Банк России),
Е.А. Черемных (Минфин России),
М.К. Яковлев (Минфин России)

I. О повестке дня заседания Совета по аудиторской деятельности


(Ломакин-Румянцев)

Утвердить повестку дня заседания согласно приложению.

II. Об исполнении решений и поручений Совета по аудиторской деятельности


(Колбасин, Ломакин-Румянцев, Шнейдман)

Принять к сведению информацию секретаря Совета по аудиторской деятельности:

а) об исполнении решений и поручений Совета по аудиторской деятельности;

б) о результатах мониторинга исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов решений Совета по аудиторской деятельности от 22 сентября 2016 г. (протокол № 26, разделы IV-V), 12 декабря 2016 г. (протокол № 28, раздел V) и 15 декабря 2016 г. (протокол № 29, разделы III-IV);

в) о результатах заочного голосования членов Совета по аудиторской деятельности 24 января 2017 г. (протокол № 30), 28 февраля 2017 г. (протокол № 31), 21 марта 2017 г. (протокол № 32).

О совершенствовании норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в части требований к независимости аудиторов и аудиторских организаций


(Зубова, Киселев, Лазорин, Ломакин-Румянцев, Ханачевская)

1. Принять к сведению информацию Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности (Е.В. Зубова) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике аудиторских организаций и аудиторов)» согласно приложению.

IV. О проекте федерального закона «О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации»


(Бабичева, Киселев, Лазорин, Ломакин-Румянцев, Ханачевская, Яковлев)

1. Принять к сведению информацию Минфина России (М.К. Яковлев) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части регулирования труда аудиторов и лиц, претендующих на осуществление (участие в осуществлении) аудиторской деятельности) согласно приложению.

V. О деятельности Федерального казначейства по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций


(Киселев, Кобозева, Колбасин, Лазорин, Ломакин-Румянцев, Муромцева, Соломяный, Шнейдман)

1. Принять к сведению информацию Федерального казначейства (Л.Х. Муромцева), Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности (Н.В. Кобозева) и Минфина России (С.В. Соломяный) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения считать результаты деятельности Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных частью 5 статьи 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в 2017 г. удовлетворительными.

3. Рекомендовать Казначейству России:

а) направлять информацию, выявляемую по результатам проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций:

в Центральный банк Российской Федерации (при выявлении случаев нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, регулирование и контроль деятельности которых осуществляет Центральный банк Российской Федерации);

в Росимущество (при выявлении случаев нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с государственной собственностью);

в Росстат (при выявлении случаев предоставления аудиторскими организациями недостоверных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности»);

в Федеральную антимонопольную службу (при выявлении случаев недобросовестной конкуренции, недобросовестной рекламы, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

в Федеральную службу безопасности (при наличии подозрений о нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне);

в Роскомнадзор (при выявлении случаев нарушений законодательства Российской Федерации о персональных данных);

б) совместно с саморегулируемыми организациями аудиторов подготовить проект дополнений Временного классификатора нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г. (протокол № 29), в связи с введением в действие на территории Российской Федерации международных стандартов аудита.

4. Рекомендовать Федеральному казначейству при формировании плана по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций на 2018 г. применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций – объектов проверок. В первую очередь, планировать осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводивших:

аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были впоследствии признаны несостоятельными (банкротами) (при условии выдачи аудиторского заключения, содержащего немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации);
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию, и лицензии которых были впоследствии отозваны (при условии выдачи аудиторского заключения, содержащего немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации);
обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности системообразующих кредитных и страховых организаций, а также наибольшего количества клиентов, являющихся негосударственными пенсионными фондами, организациями, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерных обществ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р.

5. Одобрить новую редакцию порядка применения мер воздействия в отношении аудиторских организаций согласно приложению.

6. Предложить Федеральному казначейству:

а) руководствоваться порядком применения мер воздействия в отношении аудиторских организаций при вынесении решений по результатам проведенных внешних проверок качества работы аудиторских организаций;

б) обеспечить единообразный подход к оценке нарушений, выявленных при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций, а также к назначению мер воздействия в отношении аудиторских организаций.

7. Рабочему органу Совета по аудиторской деятельности совместно с Федеральным казначейством подготовить предложения по усилению ответственности аудиторских организаций за воспрепятствование осуществлению Федеральным казначейством внешнего контроля качества их работы.

VI. Об областях знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора


(Киселев, Красильникова, Ломакин-Румянцев, Носова, Соколов, Шнейдман)

1. Принять к сведению информацию Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности (О.А. Носова) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения определить для применения после введения в действие нового порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора, согласно приложению.

3. В подпункте «б» пункта 3 документа «Области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора», одобренного Советом по аудиторской деятельности 11 июля 2011 г. (протокол № 1, раздел ХП), слова «федеральные стандарты аудиторской деятельности» заменить словами «международные стандарты аудита».

4. Исходя из пункта 5 раздела IV протокола заседания Совета по аудиторской деятельности от 17 декабря 2015 г. № 20, распространить действие пункта 3 настоящего решения на отношения, возникшие после 1 июля 2016 г.

5. Предложить Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» с участием Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности зафиксировать соответствие компетенций, наличие которых у претендента проверяется на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора, областям знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора.

VII. О принятых Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество» мерах по устранению выявленных по результатам проверки нарушений


(Носова)

Принять к сведению информацию о принятых Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество» мерах по устранению недостатков в организации работы и по совершенствованию действующей системы внутреннего контроля.

VIII. Разное


(Шнейдман)

Объявить благодарность за активное участие в работе Совета по аудиторской деятельности М.Е. Киселеву и В.В. Лазорину.

Председатель Совета
по аудиторской деятельности

И.В. Ломакин-Румянцев

Секретарь Совета
по аудиторской деятельности

Л.З. Шнейдман

     

   Приложение № 1 

    к протоколу № 33 заседания САД 23-03-2017

 

 

    ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ

    Совета по аудиторской деятельности

 

  1. Об исполнении решений и поручений Совета по аудиторской деятельности
  2. О совершенствовании норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в части требований к независимости аудиторов и аудиторских организаций
  3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации»
  4. О деятельности Федерального казначейства по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций
  5. Об областях знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора
  6. О принятых Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество» мерах по устранению выявленных по результатам проверки нарушений
  7. Разное

 

 

 

  Приложение № 2 

  к протоколу № 33 заседания САД 23-03-2017

ПРОЕКТ

Российская Федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в статьи 7 и 8
Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

(в части уточнения положений о независимости и
профессиональной этике аудиторских организаций и аудиторов)

 

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2010, № 27, ст. 3420; 2014, № 49, ст. 6912)  следующие изменения:

  1. в статье 7:

а) в наименовании слова «и кодекс профессиональной этики аудиторов» исключить;

б) части 3 и 4 признать утратившими силу;

2) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Независимость и профессиональная этика аудиторских организаций, аудиторов

1.  При проведении (участии в проведении) аудита, а также оказании (участии в оказании) иных аудиторских услуг, указанных в правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, аудиторская организация, аудитор должны быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Для целей настоящего Федерального закона:

1) независимость аудиторской организации, аудитора – отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;

2) правила независимости аудиторов и аудиторских организаций –документ, содержащий основные требования к обеспечению независимости аудиторских организаций, аудиторов, в том числе к выявлению обстоятельств, создающих угрозу независимости аудиторской организации, аудитора, рисков возникновения такой угрозы, а также меры по предотвращению, устранению либо снижению уровня такой угрозы.

2.  В целях обеспечения независимости аудиторской организации, аудитора:

1) аудит  (иные аудиторские услуги в случаях, предусмотренных правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций) не может осуществляться:

а) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемого лица, его руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов учредителей (участников) аудируемого лица, его руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

г) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

д) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемого лица, его руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

е) аудиторами, являющимися учредителям (участникам) аудируемого лица, его руководителям, главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов;

ж) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций;

з) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, являющихся кредитными организациями, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства, либо которыми им выдана банковская гарантия, либо с которыми такие договоры заключены руководителями этих аудиторских организаций, либо с которыми такие договоры заключены на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов руководителей этих аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам;

и) работниками аудиторских организаций, являющимися участниками аудиторских групп, аудируемыми лицами которых являются кредитные организации, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получившими от этих кредитных организаций банковские гарантии, либо с которыми такие договоры заключены лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам;

к) при иных обстоятельствах, предусмотренных правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций;

2) порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторской организации, индивидуальному аудитору, определенные договором оказания аудиторских услуг, не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемого лица о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате оказания таких услуг.

3. При оказании (участии в оказании) аудиторских услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторская организация, аудитор должны соблюдать кодекс профессиональной этики аудиторов. Кодекс профессиональной этики аудиторов – документ, содержащий принципы профессиональной этики, а также основные требования и подход к обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями, аудиторами.

4. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

5. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатываются на основе кодекса профессиональной этики бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.

6.  Саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.».

 

 

 

Президент Российской Федерации                                 В.В. Путин

  


  Приложение № 3 

    к протоколу № 33 заседания САД 23-03-2017

ПРОЕКТ 

 

  Вносится Правительством   Российской Федерации

 

Российская Федерация

Федеральный закон

О внесении изменения в главу 55

Трудового кодекса Российской Федерации

 

Статья 1

 

Главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35,
ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 9, ст. 812; 2010, № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; 2012, № 14, ст. 1553; № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329; № 23, ст. 2866, 2883; № 27, ст. 3477; № 52, ст. 6986; 2014, № 14, ст. 1548; № 23,
ст. 2930; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 42, 72; № 29, ст. 4363; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 11; № 27, ст. 4169, 4280) дополнить статьей 3516 следующего содержания:

 

«Статья 3516. Регулирование труда аудиторов и лиц, претендующих на осуществление (участие в осуществлении) аудиторской деятельности

Особенности регулирования труда аудиторов и лиц, претендующих на осуществление (участие в осуществлении) аудиторской деятельности, в том числе порядок проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и выдачи квалификационного аттестата аудитора, ограничения и запреты, связанные с осуществлением (участием в осуществлении) аудиторской деятельности, обучение по программам повышения квалификации, устанавливаются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

В целях настоящей статьи лицом, претендующим на осуществление (участие в осуществлении) аудиторской деятельности, является лицо, приступившее к сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора.».

 

  Статья 2

 

  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Российской Федерации


Приложение № 4 

  к протоколу № 33 заседания САД 23-03-2017

 

Порядок применения Федеральным казначейством

мер воздействия в отношении аудиторских организаций

 

I. Общие положения

Мера воздействия является установленной государством мерой ответственности за совершенное нарушение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее – правила аудиторской деятельности) и применяется в целях предупреждения совершения новых нарушений субъектами аудиторской деятельности.

Мера воздействия не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации аудиторской организации, нарушившей правила аудиторской деятельности, унижение человеческого достоинства аудитора, а также нанесения вреда его деловой (профессиональной) репутации.

Привлечение аудиторских организаций к ответственности должно быть обоснованным и отвечающим задачам применения института ответственности.

 

II. Меры воздействия

 

2.1. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть   применены следующие меры воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки качества ее работы нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений (далее – предписание);

2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (далее – предупреждение);

3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (далее – приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов) на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении  сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее – исключение  сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций);

5) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

 

Предписание

 

2.2. Предписание – мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме.

2.3. В предписании устанавливается срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений. Срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений должен составлять не менее тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вынесения предписания. Требования к содержанию предписания установлены Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее – Административный регламент).

2.4. Предписание должно содержать указание на недопустимость подобных нарушений в дальнейшем и может содержать указание на необходимость устранения последствий нарушений, причин и условий, способствующих совершению нарушения, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.

2.5. Предписание может содержать указание на возможность применения к аудиторской организации более строгих мер воздействия в случае неустранения допущенных ею нарушений.

2.6. Предписание устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные[1] нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.

 

Предупреждение

 

2.7. Предупреждение – мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности. Предупреждение выносится в письменной форме.

2.8. Требования к содержанию предупреждения установлены Административным регламентом.

2.9. Предупреждение должно содержать указание на необходимость принятия аудиторской организацией мер, направленных на недопущение в дальнейшем совершения указанных нарушений.

2.10. В  предупреждении устанавливается срок, в течение которого аудиторской организацией должны быть приняты меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений.

2.11. Предупреждение устанавливается с учетом требований Административного регламента за впервые либо повторно совершенные существенные и несущественные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.

 

Приостановление членства аудиторской организации

в саморегулируемой организации аудиторов

 

2.12. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов – мера воздействия, выраженная во временном прекращении права аудиторской организации заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия.

2.13. Требования к содержанию приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов установлены Административным регламентом.

2.14. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов назначается только в случаях, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия.

2.15. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов устанавливается на срок не более 180 календарных дней. Срок приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов исчисляется со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов.

2.16. При определении срока приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов учитываются характер совершенного нарушения и имеющиеся у аудиторской организации возможности устранения нарушений.

2.17. Основаниями для приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований Административного регламента могут являться:

1) невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;

2) повторное совершение нарушений, явившихся основанием применения мер воздействия в виде предписания или предупреждения;

3) нарушение установленных правилами аудиторской деятельности требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, если указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности и при условии, что указанные нарушения могут быть устранены в течение срока приостановления членства;

4) иные впервые совершенные грубые[2] либо повторно совершенные существенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить или может устранить в течение установленного срока.

 

Исключение сведений об аудиторской организации

из реестра аудиторов и аудиторских организаций

 

2.18. Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций – мера воздействия, выраженная в прекращении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов и исключении сведений об этой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

2.19. Требования к содержанию исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций установлены Административным регламентом.

2.20. Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций является исключительной мерой воздействия.

2.21. Основанием для исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций является нарушение аудиторской организацией требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

2.22. Основаниями для исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций с учетом требований Административного регламента могут являться:

1) неустранение в установленный срок выявленных нарушений после приостановления членства;

2) выдача аудиторского заключения без проведения аудита и/или для использования его в качестве прикрытия противоправных действий;

3) уклонение от проведения внешней проверки качества работы, повлекшее невозможность проведения или завершения такой проверки;

4) систематическое несоблюдение правил аудиторской деятельности;

5) иные впервые либо повторно совершенные грубые и существенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия и/или указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности.

 

Определение мер воздействия

 

2.23. При определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, применяется Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г., протокол № 29, раздел IV), и  учитываются следующие обстоятельства:

1) характер, в том числе системность, умышленность, и степень тяжести допущенного нарушения;

2) наступление (угроза наступления) негативных последствий;

3) принятые аудиторской организацией меры по профилактике нарушений до начала проведения внешней проверки, в том числе выявление и устранение нарушений;

4) возмещение вреда (ущерба) пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователям услуг, оказываемых аудиторской организацией, иным лицам, причиненных таким нарушением;

5) другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.

 

 

 

 

Приложение № 5 

    к протоколу  № 33 заседания САД 23-03-2017

 

ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ,

из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых

претендентам на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора

 

1. В настоящем документе определяются области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора (далее – квалификационный экзамен).

2. На квалификационном экзамене претенденту должны быть предложены такие вопросы, ответы на которые должны свидетельствовать о наличии у претендента надлежащего уровня компетенций (теоретических знаний и способности (умений и навыков) применять их в практической работе) в областях, необходимых для участия в (осуществления) аудиторской деятельности.

3. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается из следующих областей знаний:

а) бухгалтерский учет (в том числе бухгалтерская (финансовая) отчетность), включая: теория бухгалтерского учета, законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, финансовый учет, международные стандарты финансовой отчетности;

б) аудиторская деятельность (в том числе аудит, иные задания, обеспечивающие уверенность, сопутствующие аудиту услуги), включая: законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, международные стандарты аудита, профессиональная этика и независимость аудитора;

в) финансовый анализ;

г) управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль.

4. Помимо указанного в пункте 3 настоящего Перечня, перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается также из следующих областей знаний в части, в которой они необходимы для участия в (осуществления) аудиторской деятельности:

а) гражданское законодательство Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции (в том числе подкупу иностранных должностных лиц), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) налоговое законодательство Российской Федерации;

в) общая экономическая теория, финансы, основы финансового менеджмента, микроэкономика;

г) математика, статистика;

д) информационные технологии и компьютерные системы

 

[1] Для целей настоящего документа понятия «существенные нарушения» и «несущественные нарушения» используются в значении, определенном Временным классификатором нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.

[2] Для целей настоящего документа понятие «грубые нарушения» используется в значении, определенном Временным классификатором нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.