Ключевые принципы независимых регуляторов аудиторской деятельности

скачать (DOCX, 45.98 KB)
Опубликовано: 19.03.2018Изменено: 19.03.2018
Ключевые принципы независимых регуляторов аудиторской деятельности Скачать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ НЕЗАВИСИМЫХ РЕГУЛЯТОРОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕЗАВИСИМЫХ РЕГУЛЯТОРОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

IFIAR – организация независимых регуляторов аудиторской деятельности (далее – регуляторы аудиторской деятельности). Главная цель организации – обеспечить своим Членам возможность обмена информацией об инфраструктуре аудиторских рынков и практическим опытом осуществления деятельности по независимому регулированию аудиторской деятельности с особым акцентом на проверках аудиторов и аудиторских организаций.

Соответствуя Уставу Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности, Ключевые принципы (далее – Принципы) ориентированы на продвижение эффективного независимого надзора за аудиторской деятельностью во всем мире и, таким образом, способствуют реализации первостепенной задачи Членов – служению общественным интересам и усилению защиты инвесторов посредством улучшения качества аудита.

Членство регулятора аудиторской деятельности в IFIAR не зависит от степени внедрения Членом Принципов. Вместе с тем приветствуется, чтобы Члены, по возможности, стремились внедрять эти принципы в пределах своей юрисдикции, принимая во внимание присущие риски, размер и сложность аудиторских организаций на данном конкретном рынке. Признается, что для достижения соответствия Принципам могут потребоваться законодательные изменения или иные меры со стороны национальных органов государственной власти не контролирующих регулятора аудиторской деятельности.

Данные Принципы направлены на:

· оказание помощи Членам в развитии национальных мер регулирования аудиторской деятельности на основе или используя опыт других регуляторов – Членов;

· повсеместное введение качественной практики надзора за аудиторской деятельностью с целью достижения высококачественного аудита и завоевания общественного доверия к процессу подготовки финансовой бухгалтерской отчетности; и

· поддержку сотрудничества между регуляторами и достижение большей согласованности в отношении надзора за аудиторской деятельностью.

Данные Принципы могут также помочь регуляторам аудиторской деятельности, которые еще не являются Членами IFIAR, в разработке эффективных мер независимого надзора за аудиторской деятельностью.

Принципы выделены в тексте жирным шрифтом и сопровождаются пояснениями, которые обеспечивают более подробное толкование.

Система надзора и регулирования аудиторской деятельности может быть эффективной только при выполнении определенных условий, а именно: такая система должна существовать в рамках надлежащей внешней среды. Эти условия, которые часто находятся вне контроля со стороны национальной системы надзора за аудиторской деятельностью, на практике имеют непосредственное влияние на эффективность этой системы. Главным условием является наличие хорошо развитой среды правового регулирования и корпоративного управления, способной обеспечить необходимую поддержку для высококачественного аудита. К элементам этой среды относятся:

- всеобъемлющие и четко определенные принципы и стандарты бухгалтерского учета и аудита, которые являются общепризнанными;

- нормативно-правовые требования при подготовке и публикации финансовой отчетности в соответствии с такими принципами и стандартами;

- система контроля за соблюдением требований организациями, подготавливающими финансовую отчетность, для обеспечения ее соответствия стандартам бухгалтерского учета (например, штрафы, компенсации акционерам или применение санкций к ответственным руководителям за несоблюдение необходимых требований);

- механизмы и практика корпоративного управления, которые обеспечивают высокое качество корпоративной отчетности и аудиторской практики; и
- эффективные образовательные и обучающие мероприятия для бухгалтеров и аудиторов.

При наличии недостатков регуляторы аудиторской деятельности должны проинформировать правительство или другие соответствующие органы, принимающие решения, как о таких недостатках, так и об их потенциальном влиянии на качество аудита или эффективность функционирования системы надзора за аудиторской деятельностью. Регуляторы аудиторской деятельности должны также в рамках своей обычной деятельности добиваться снижения влияния таких недостатков на эффективность осуществляемого ими надзора, регулирования и проверки.


Часть А. Организация

Принцип 1: Обязанности и полномочия регулятора аудиторской деятельности должны служить общественным интересам и иметь четкое и объективное отражение в законодательстве.

Регуляторы аудиторской деятельности должны иметь полномочия действовать в интересах общества и для защиты инвесторов путем улучшения качества аудита. Обязанности и полномочия регуляторов аудиторской деятельности должны, как минимум, обеспечивать независимый надзор за проведением аудита общественно значимых организаций.

Нормативно-правовая база надзора за аудиторской деятельностью должна закреплять права и обязанности регулятора аудиторской деятельности и предоставлять ему надлежащие властные полномочия, которые бы давали регулятору возможность исполнять свои обязанности по надзору за аудиторской деятельностью, в том числе полномочия обеспечивать (посредством проверок и санкций) соблюдение требований к лицензированию/регистрации аудиторов/аудиторских организаций и соблюдение применяемых стандартов аудита, профессиональных стандартов и стандартов независимости.

Принцип 2: Регуляторы аудиторской деятельности должны быть функционально независимыми в своей деятельности.

Под независимостью понимается способность осуществлять деятельность по регулированию, а также принимать и реализовывать решения без внешнего вмешательства регулируемых лиц. Регулятор аудиторской деятельности должен быть функционально независим от внешнего политического вмешательства, а также от интересов коммерческого и прочих секторов при осуществлении функций и полномочий, включая отсутствие контроля органов управления со стороны организаций, осуществляющих аудиторскую деятельность. Регулятор аудиторской деятельности должен иметь стабильный источник финансирования, который бы являлся защищенным и свободным от влияния аудиторов и аудиторских организаций, а также мог бы обеспечить исполнение регулятором своих полномочий и обязанностей.

Принцип 3: Работа регуляторов аудиторской деятельности должна быть прозрачной и подотчетной.

Регулятор аудиторской деятельности должен быть публично подотчетным в части использования своих полномочий и ресурсов в целях гарантии соблюдения им принципов добросовестности и надежности. Кроме того, решения и действия регулятора аудиторской деятельности должны подвергаться надлежащей проверке и анализу, включая возможность обращения в вышестоящие инстанции. Понятие прозрачности деятельности регулятора включает публикацию ежегодных рабочих планов и отчетов о деятельности, в том числе результатов проверок, либо в виде сводного отчета, либо по каждой отдельной аудиторской организации.

Часть В. Деятельность

Принцип 4: Регуляторы аудиторской деятельности должны иметь всеобъемлющие полномочия по осуществлению контролирующих функций, которые включают возможности обеспечения того, чтобы результаты проверок или рекомендации надлежащим образом учитывались и выполнялись. Такие полномочия по осуществлению контролирующих функций должны включать возможность применения различных санкций, включая, например, наложение штрафов, отзыв лицензии на осуществление аудиторской деятельности и/или аннулирование регистрации в реестре.

Регуляторы аудиторской деятельности должны, как минимум, отвечать за систему и проведение регулярных проверок аудиторских организаций, осуществляющих аудит общественно значимых организаций. Регуляторы аудиторской деятельности должны быть уполномочены и иметь возможность принимать меры по результатам проводимых проверок и требовать исполнения своих рекомендаций. Регулятор аудиторской деятельности должен иметь в своем распоряжении всеобъемлющий набор механизмов обеспечения исполнения своих функций, таких как штрафы, приостановление деятельности или отзыв лицензии у аудиторов или аудиторских организаций, либо их исключение из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Регуляторы аудиторской деятельности должны располагать надлежащими и адекватными механизмами, обеспечивающими возможность получения от третьих лиц необходимой информации посредством процедур подачи жалоб либо посредством заявлений о фактах нарушений, и использовать такую информацию в ходе своей деятельности. Данные механизмы должны действовать своевременно и эффективно, а полученные результаты должны поступать в надлежащую систему расследований и санкций в случае проведения аудита ненадлежащего качества или его несоответствия установленным требованиям.

Принцип 5: Регуляторы аудиторской деятельности должны обеспечить независимость своего персонала от аудиторской профессии и достаточную штатную численность персонала надлежащей квалификации.

Регуляторы аудиторской деятельности должны принять соответствующие меры и обеспечить независимость персонала, осуществляющего проверки, от аудиторской профессии. Такие меры, как минимум, должны включать гарантию того, что сотрудники регулятора не являются практикующими аудиторами и не работают и не аффилированы с аудиторской организацией, и что меры, осуществляемые регулятором, не контролируются в любой форме каким-либо профессиональным органом.

Необходимым условием эффективности деятельности регуляторов аудиторской деятельности является достаточная штатная численность персонала надлежащей квалификации. Лица, проводящие проверки систем контроля качества работы аудиторских организаций, должны проходить соответствующее профессиональное обучение и иметь надлежащий опыт в области аудита и подготовки финансовой отчетности, а также обучение по проведению регуляторных проверок контроля качества.

Это также означает, что обеспечиваются соответствующие меры для проведения консультаций и обсуждений между инспекторами. Новые инспекторы должны надлежащим образом контролироваться и проходить соответствующее обучение.

Принцип 6: Регуляторы аудиторской деятельности должны быть объективными, свободными от конфликта интересов и соблюдать надлежащие меры конфиденциальности.

Регуляторы аудиторской деятельности должны соответствовать высочайшим стандартам этики поведения, чтобы обеспечить уверенность общественности в объективности своих решений. Регуляторы аудиторской деятельности должны вводить запреты, направленные против возникновения конфликтов интересов у их органов управления и сотрудников, и гарантировать, что на местах приняты соответствующие меры для защиты конфиденциальной информации от публичного распространения.

Принцип 7: Регуляторы аудиторской деятельности должны принимать соответствующие меры для сотрудничества с другими регуляторами аудиторской деятельности и, если необходимо, с иными третьими сторонами.

Принимая во внимание глобальный характер финансовых рынков, если это целесообразно и необходимо, сотрудничество и обмен информацией с другими регуляторами аудиторской деятельности и прочими третьими сторонами, включая регуляторов финансовых рынков, помогает улучшить качество аудита.

Регуляторы аудиторской деятельности должны в разумных пределах предоставлять своевременную поддержку друг другу.

Необходимо принять меры для обеспечения обмена информацией между регуляторами аудиторской деятельности и другими регуляторами (или между частями системы надзора за аудитом, если она включает более одного органа) и для защиты конфиденциальности такой информации.

Часть С. Принципы проверок

Принцип 8: Регуляторы аудиторской деятельности должны, как минимум, проводить периодические проверки аудиторских организаций, осуществляющих аудит общественно значимых организаций, для оценки их соответствия применимым профессиональным стандартам, требованиям независимости и прочим законам, правилам и нормам.

Периодические проверки должны проводиться в соответствии с процедурой, включающей отбор аудиторских организаций для проверок, назначение проверяющих групп, имеющих соответствующую квалификацию и компетентность, уведомление проверяемой аудиторской организации, заблаговременный запрос документации, уведомление об отборе аудиторских заданий для проверки, встречи с руководством и выездные проверки на местах. Проверочные процедуры должны быть предметом надлежащего внутреннего контроля качества самого регулятора аудиторской деятельности, обеспечивающего высокое качество и последовательность этих процедур.

Принцип 9: Регуляторы аудиторской деятельности должны обеспечить осуществление программы проверок, основанной на риск-ориентированном подходе.

Регуляторы аудиторской деятельности должны иметь процедуру оценки рисков в сфере аудита, а так же аудиторских рисков в отношении отдельных регулируемых организаций и их аудиторских заданий. Регуляторы аудиторской деятельности должны иметь процедуру учета их оценок рисков при распределении своих проверочных ресурсов и выборе подходов к проведению проверочных мероприятий. Эти процессы должны соизмеряться с размером и сложностью аудиторских организаций и их клиентов. Регуляторы аудиторской деятельности должны иметь установленную минимальную частоту проверок.

Принцип 10: Регуляторы аудиторской деятельности должны обеспечить наличие эффективных процедур проверки как на уровне организации в целом, так и на уровне аудиторских файлов.

Риск-ориентированный подход к проведению проверки должен находить отражение в процедурах, проводимых как на уровне проверки всей организации в целом, так и на уровне проверки аудиторских файлов. Процедуры проверки в отношении всей организации должны быть направлены на анализ системы контроля качества аудиторской организации, реализуемой в организационной структуре, политике и процедурах. Стандарт ISQC 1 и иные аналогичные стандарты должны использоваться в качестве ориентира при проведении процедур на уровне всей организации. Процесс проверки также должен включать надлежащее тестирование выбранных аудиторских файлов, как с целью определения эффективности системы контроля качества аудиторской организации, так и для оценки соблюдения ею соответствующих законов, правил и профессиональных стандартов.

Принцип 11: Регуляторы аудиторской деятельности должны иметь механизмы документирования результатов проведенных проверок и информирования о них аудиторских организаций, а также механизмы обеспечения устранения нарушений аудиторскими организациями.

Регулятор аудиторской деятельности должен установить порядок, обеспечивающий доведение до сведения проверяемой аудиторской организации информации о критических замечаниях или потенциальных недостатках в системе контроля качества работы аудиторской организации и вопросах, связанных с качеством аудита, проводимого организацией, выявляемых в ходе проверок. Процессы информирования регуляторами аудиторской деятельности должны включать подготовку и выпуск проекта отчета о проверке, процедуру ответа аудиторской организации, а также подготовку и выпуск окончательного отчета о проверке. Кроме того, регуляторы аудиторской деятельности должны иметь соответствующую процедуру обеспечения того, что аудиторские организации надлежащим образом устраняют нарушения, выявленные в ходе проверки, и которые были доведены до сведения аудиторской организации регулятором аудиторской деятельности.

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
UNOFFICIAL TRANSLATION FROM ENGLISH
Дополнительную информацию можно получить на сайте www.ifiar.org.
For more information, please visit www.ifiar.org