Сравнительный анализ основных требований к учету государственных субсидий и раскрытия информации о государственной помощи в МСФО и РСБУ (по состоянию на ноябрь 2007 г.)
Сравнительный анализ основных требований
к учету государственных субсидий и раскрытия
информации о государственной помощи
в МСФО и РСБУ (по состоянию на ноябрь 2007 г.)
Содержание
Таблица 1. Сфера применения и основные и определения
Таблица 2. Условия и порядок признания государственных субсидий
Условия
признания (принятия) |
Организация принимает субсидии и субвенции, включая
ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии
следующих условий: - имеется уверенность, что условия
предоставления этих средств организацией будут выполнены; - имеется уверенность, что указанные средства
будут получены.
Если при предоставлении
бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении
определенных условий организация освобождается от возврата полученных
ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация
выполнит эти условия, указанные средства учитываются в порядке,
предусмотренном для субсидий и субвенций.
Если организация фактически получила
субсидии, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия
предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются
возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств,
капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитываются как
целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что
организация выполнит соответствующие условия.
|
Государственные субсидии, в том
числе неденежные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться
до тех пор, пока не будет существовать обоснованная уверенность, что: - организация будет соответствовать условиям, связанным с
ними; -субсидии будут получены.
Условно-безвозвратный заём от
государства учитывается как государственная субсидия, когда имеется
обоснованная уверенность в том, что организация удовлетворит условия,
достаточные для невозвращения займа. |
В
целом порядок аналогичен. |
Признание
получения государственных субсидий |
Субсидии, отвечающие условиям признания, отражаются в
бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности
по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие
суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств,
капитальных вложений и т.п.
Если субсидии признаются в бухгалтерском учете по мере
фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования
увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
|
Аналогичные положения
отсутствуют. |
В
МСФО 20 вопрос о моменте признания получения
государственной субсидии должен решаться исходя из общих условий
признания. Если существует уверенность в получении субсидии, организация должна признавать ее получение вне зависимости от движения
денежных средств. |
Порядок
отражения субсидии в составе доходов |
Субсидии, предоставленные для финансирования капитальных расходов, учитываются в качестве доходов будущих
периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим
отнесением в состав прочих доходов в течение срока полезного использования
объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Если
внеоборотные активы не подлежат
амортизации согласно действующим правилам, признание в качестве прочих доходов
осуществляется в течение периода признания
расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидий на приобретение внеоборотных активов.
Суммы,
предоставленные для финансирования
текущих активов, предварительно
учитываются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к
бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты
труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим
отнесением на доходы отчетного периода при отпуске
материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение
работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других
расходов аналогичного характера.
Субсидии, предоставленные
в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в
предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов.
|
Государственные субсидии
должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие
расходы, которые они должны компенсировать, на систематической основе.
Субсидия, которая предоставляется в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки, или в целях оказания немедленной финансовой поддержки организации без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход периода, в котором она была назначена к получению. |
ПБУ 13/2000 содержит более детальные положения в отношении порядка признания субсидий в зависимости от вида расходов,
для финансирования которых они были предоставлены. ПБУ 13/2000
также регулирует порядок списания сумм субсидий и субвенций со счета учета целевого
финансирования на счет учета доходов будущих периодов. |
Особенности
оценки в отношении государственной помощи, предоставленной в виде ресурсов,
отличных от денежных средств |
В случае предоставления организации государственной
помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки,
природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к
бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих
получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению,
определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых
обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных
активов. |
Государственная
субсидия может принимать форму передачи неденежного актива, такого как земля
или другие ресурсы, для использования компанией. В этих обстоятельствах
обычно оценивается справедливая стоимость неденежного актива, и как субсидия,
так и актив учитываются по данной стоимости.
Возможен
учет актива и субсидии по номинальной
стоимости.
|
В ПБУ 13/2000 не предусматривается оценка неденежной государственной помощи по
справедливой стоимости.
|
Порядок
учета при возникновении обязательств
по возврату |
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи
с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же
году в качестве субсидий, в бухгалтерском учете производятся исправительные
записи.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи
с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве
субсидий в предыдущие годы,
организация отражает уменьшение целевого финансирования и
возникновение задолженности по их возврату с одновременным восстановлением
целевого финансирования за счет
финансового результата.
|
Государственные субсидии, подлежащие
возврату, должны учитываться как пересмотр учетной оценки. Возврат субсидии, относящейся к
доходу, должен быть произведен в счет оставшейся неамортизированной величины
отсроченного поступления, созданного в отношении данной субсидии. На сумму
превышения возвращаемой величины над таким отсроченным поступлением, или в
случае отсутствия отсроченного поступления, возврат субсидии должен
немедленно признаваться расходом периода. Возврат субсидии, относящейся к
активам, должен учитываться путем увеличения балансовой стоимости актива или
уменьшения сальдо доходов будущих периодов на сумму возврата. Накопленная
дополнительная амортизация, которая была бы начислена к дате возврата в
качестве расхода при отсутствии субсидии, должна немедленно признаваться как расход. |
В ПБУ
13/2000 не допускается
корректировка балансовой стоимости
внеоборотных активов, для финансирования которых предоставлена субсидия. Различия в порядке учета вызваны тем, что МСФО 20 в
отличие от ПБУ 13/2000 допускает альтернативный способ представления
государственных субсидий в бухгалтерской отчетности, при котором субсидия
уменьшает балансовую стоимость актива. |
Таблица 3. Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи
Наименование |
РСБУ |
МСФО |
Комментарий
|
Порядок отражения
бюджетных кредитов |
Бюджетные кредиты, предоставленные организации,
отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных
средств. Если при предоставлении бюджетных кредитов на
возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий
организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует
достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то
такие средства учитываются в порядке, установленном для субсидий.
|
Условно-безвозвратный заём от государства
учитывается как государственная субсидия, когда имеется обоснованная
уверенность в том, что организация
удовлетворит условия, достаточные для невозвращения ссуды.
|
В целом порядок аналогичен |
Порядок раскрытия
информации о прочих формах государственной помощи |
Прочие формы государственной помощи в случае их
существенности для характеристики финансового положения и финансовых
результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской
отчетности в пояснительной записке. |
В случае значимости выгод, получаемых в виде прочих форм
государственной помощи, организация раскрывает информацию о характере,
степени и продолжительности оказываемой помощи.
|
В целом порядок аналогичен |
Таблица 4. Представление и раскрытие информации
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная