Информационное сообщение о результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации

Опубликован в разделе: Общая информация. Реформирование
Опубликовано: 24.12.2013Изменено: 24.12.2013
1
Информационное сообщение о результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации

В сентябре-ноябре 2013 г. по инициативе Министерства финансов Российской Федерации проведена независимая оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации. Оценка осуществлена по методике, разработанной ЮНКТАД и рекомендованной к использованию Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН.

          В ходе оценки устанавливается наличие и состояние национальной инфраструктуры (потенциала) подготовки качественной кор­поративной отчетности. Характеристики такой инфраструктуры сопоставляются с контрольными по­казателями. Вопросы оценки и состав контрольных показателей определены на основе международно признанных систем стандартов, регулирующих различные элементы инфраструктуры качественной корпоративной отчетности: международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты аудита, международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора, международные стандарты бухгалтерского образования, международные стандарты высших органов финансового контроля, стандарты Глобальной инициативы по отчетности, кодекс этики профессиональных бухгалтеров, др.  Конечная цель оценки - выявление проблемных областей и определение даль­нейших действий по совершенствованию системы корпоративной отчетности в стране.

Проведенной оценкой были охвачены все элементы инфраструктуры подготовки финансовой и нефинансовой корпоративной отчетности: нормативно-правовая база; институциональная основа; кадровый потенциал; процесс укрепления инфраструктуры; учет и отчетность в секторе государственного управления. В ходе оценки определены количественные показатели состояния инфраструктуры корпоративной отчетности (за исключением процесса укрепления инфраструктуры, количественная оценка которого методикой не предусмотрена). Эти показатели рассматриваются для целей оценки исключительно как индикативные, характеризующие в большей степени тенденции, чем достижения в создании и поддержании инфраструктуры.

В проведении оценки участвовали представители 13 государственных и негосударственных органов и организаций, имеющих непосредственное отношение к регулированию, подготовке и надзору за корпоративной отчетностью. Среди них – Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Центральный банк Российской Федерации, Фонд «Национальный совет по финансовой отчетности», некоммерческие партнерства «Аудиторская палата России», «Московская аудиторская палата», «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия», аудиторско-консультационные фирмы «КПМГ», «ПрайсвотерхаусКуперс», «Эрнст энд Янг», «Делойт». Проведение оценки координировал независимый эксперт, избранный ЮНКТАД, - аудиторская организация «ФБК».

В ходе проведенной оценки получены следующие количественные показатели, характеризующие инфраструктуру корпоративной отчетности в Российской Федерации, а также определены основные направления дальнейшего совершенствования инфраструктуры.

Оценка нормативно-правовой базы в целом составила 67,3 %. Полное соответствие контрольным показателям данного компонента выявлено по вопросам нормативного обеспечения разрешения на занятие аудиторской деятельностью и профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Системы нормативного регулирования финансовой отчетности и аудита оценены на 64,2 % и 49,1 % соответственно. Существенное отставание в данном компоненте имеется в области правовой базы экологической и социальной отчетности, а также отчетности о корпоративном управлении (16,7 %). Недостаточен потенциал регулирования расследований в отношении искажения корпоративной отчетности и деятельности аудиторов, а также мер воздействия за нарушение действующих правил корпоративной отчетности (46,2 %).

Анализ результатов оценки показал, что в сфере нормативно-правового регулирования необходимо осуществление, в частности, следующих мер:

дальнейшее сближение правил бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности; повышение качества информации, раскрываемой руководством организаций в дополнение к бухгалтерской отчетности;

переход к непосредственному применению Международных стандартов аудита на территории Российской Федерации; создание системы, обеспечивающей своевременную актуализацию применяемых на территории Российской Федерации Международных стандартов аудита; создание стабильной системы перевода Международных стандартов аудита на русский язык;

введение отчетности организаций о выбросах, имеющих отношение к изменению климата; введение отчетности организаций об устойчивом развитии; обеспечение достоверности содержащейся в этих отчетах информации;

создание комитетов по аудиту в составе советов директоров общественно значимых организаций; введение специальных требований к членам таких комитетов по аудиту; установление в организациях процедур внутреннего контроля бухгалтерской отчетности;

развитие системы расследований, проводимых надзорными органами в отношении профессиональных бухгалтеров, аудиторов и аудиторских организаций.

Показатель оценки институциональных основ подготовки корпоративной отчетности составил 62,2 %. Выявлена высокая степень соответствия контрольным показателям таких элементов инфраструктуры, как профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов (99,3 %), институты установления стандартов финансовой отчетности (87,5 %) и стандартов аудиторской деятельности (81,3 %). Серьезные недостатки выявлены в организации и деятельности институтов, ответственных за мониторинг и контроль (67,7 %), соблюдение требований профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов (50,0 %). Наиболее слабыми элементами этого компонента оказались институты установления стандартов нефинансовой отчетности (18,8 %) и система координации процессов регулирования и надзора за корпоративной отчетностью (33,3 %).

С целью совершенствования институциональных основ корпоративной отчетности необходимо:

создание системы разработки стандартов нефинансовой отчетности; определение органа, ответственного за распространение передовой практики в вопросах корпоративного управления и социальной ответственности организаций;

расширение сферы надзора за качеством бухгалтерской отчетности, в том числе отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства; создание системы такого надзора, независимой от бухгалтерской профессии;

расширение сферы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществляемого независимым от аудиторской профессии органом; совершенствование системы такого контроля; укрепление независимости органов регулирования и надзора за аудиторской деятельностью от аудиторской профессии;

совершенствование механизмов финансирования системы, обеспечивающей доступ к аудиторской деятельности;

координация законотворческой деятельности органов, занятых вопросами корпоративной отчетности; улучшение механизмов информационного обмена между органами, занимающимися вопросами корпоративного управления;

усиление координации надзора за соблюдением норм профессиональной этики профессиональными бухгалтерами;

укрепление потенциала ассоциаций профессиональных бухгалтеров, саморегулируемых организаций аудиторов.

Оценка кадрового обеспечения процессов, связанных с корпоративной отчетностью, составила 81,3 %. Полное соответствие имеется по следующим элементам инфраструктуры: профессиональная квалификация и общий уровень образования бухгалтеров и аудиторов, оценка их профессиональных способностей и качеств, система непрерывного повышения квалификации бухгалтерами и аудиторами, а также организация специализированной подготовки их после получения базовой профессиональной квалификации. Заметно более низкие показатели в этом компоненте получены при оценке организации профессионального обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов (75,2 %), требований к их практическому опыту (83,3 %), а также при оценке существующих квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу (75,0 %).

В вопросах развития кадрового потенциала важными направлениями работы являются: повышение квалификации бухгалтерского и аудиторского персонала; совершенствование программ подготовки бухгалтеров и аудиторов; совершенствование системы профессиональной стажировки претендентов на допуск к участию в бухгалтерской и аудиторской деятельности, в том числе внедрение механизма оценки результативности такой стажировки; улучшение подготовки специалистов для государственных и негосударственных органов, участвующих в регулировании корпоративной отчетности и надзоре за ее качеством; введение квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу.

Главным резервом улучшения самого процесса создания и поддержания инфраструктуры корпоративной отчетности является разработка и реализация соответствующего стратегического плана действий, а также финансовое и кадровое обеспечение такого плана, систематический мониторинг его исполнения.

Оценка финансовой отчетности, раскрытия информации и аудита в секторе государственного управления составила 48,5 %. Наиболее высокие показатели в данном компоненте получили такие элементы, как мониторинг и контроль соблюдения установленных требований, а также наличие и деятельность соответствующих институтов. Практически не соответствует контрольным показателям нормативно-правовое обеспечение финансовой отчетности организаций сектора государственного управления и государственного аудита.

Основными мерами улучшения учета и отчетности в секторе государственного управления должны стать: дальнейшее сближение правил бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора; активизация применения Международных стандартов для высших органов финансового контроля; совершенствование институциональных основ разработки и принятия стандартов учета и отчетности, включая обеспечение независимости соответствующих органов.

В целом проведенная оценка подтвердила наличие в Российской Федерации развитой инфраструктуры корпоративной отчетности и достаточно высокую степень соответствия ее международно признанным стандартам. Осуществление комплекса мероприятий, сформированного по результатам оценки, обеспечит совершенствование этой инфраструктуры и будет способствовать улучшению делового и инвестиционного климата в стране.

 

Пресс-служба Минфина России

 

 

 

Примечания

 

1. Министерство финансов Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности, а также государственного регулирования аудиторской деятельности.

2. ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD). Является одной из основных постоянно действующих организаций в системе ООН в экономической сфере.  Содействует   интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику на равноправной основе с целью обеспечения их устойчивого развития.  ЮНКТАД является ключевой организацией в системе ООН по вопросам учета и отчетности. Координирует работу Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности (ISAR). В 2012 г. ЮНКТАД разработал и приступил к внедрению Руководства по развитию бухгалтерского учета, которое к настоящему времени используется в 15 странах, включая Российскую Федерацию.