Информация о реализации плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы

скачать (DOCX, 68.07 KB)
Опубликовано: 21.12.2021Изменено: 21.12.2021
Информация о реализации плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы Скачать

№ п/п

Наименование мероприятия

Вид документа

Срок реализации

Результаты реализации и статус исполнения (исполнено/исполняется)

I. Рынок социальных услуг

Рынок услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации и иных услуг, предоставляемых инвалиду

5

Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части введения норм, предусматривающих дополнение существующих форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций такими видами поддержки как субсидирование юридических лиц в целях обеспечения предоставления ими поручительств и независимых гарантий социально ориентированным некоммерческим организациям, микрозаймы микрофинансовых организаций

федеральный закон

декабрь 2018 г.

Исполняется.

Ответственный исполнитель – Минэкономразвития России.

По информации Минэкономразвития России, в настоящее время в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.01.2019 № Пр-38ГС разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона
«Об общественных объединениях» (далее – законопроект), положениями которого предусмотрено дополнение существующих форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) таким видом поддержки, как субсидирование юридических лиц в целях предоставления гарантийной поддержки (независимых гарантий и поручительств) СОНКО, микрозаймы МФО.

Законопроект неоднократно вносился в Правительство Российской Федерации и в настоящее время дорабатывается по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. После устранения замечаний законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

6.

Подготовка проекта федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»)»

Федеральный закон

декабрь 2018 г.

Исполнено

Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательства» и «социальное предприятие».

7.

Разработка и утверждение типовых контрактов, а также технических заданий для закупки уполномоченными органами технических средств реабилитации серийного производства (специальные устройства для чтения «говорящих книг» на флеш-картах, противопролежневые матрацы, противопролежневые подушки, абсорбирующее белье (впитывающие простыни, впитывающие пеленки), подгузники)

приказ (приказы) Минтруда России

2018 год

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минтруд России.

Издан приказ Минтруда России от 11.03.2019
№ 144н «Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (зарегистрирован в Минюсте России 07.10.2019
№ 56157).

8.

Внесение изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части внедрения механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем предоставления электронного сертификата на отдельные виды технических средств реабилитации (трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски, не требующие индивидуального изготовления, и с электроприводом, малогабаритные, противопролежневые матрацы и подушки, специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом и др.), в том числе с использованием возможностей федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»

федеральный закон

декабрь 2018 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минтруд России.

В целях нормативного закрепления нового механизма оказания социальной защиты (помощи) на основании проведенного анализа оптимального правового регламентирования использования электронного сертификата Минтрудом России с участием Минфина России, Казначейства России, Банка России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти подготовлен и в 2018 году внесен в Правительство Российской Федерации
(от 07.12.2018 № 13-3/10/П-8990) проект федерального закона «Об электронном сертификате и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования электронного сертификата».

Законопроект носит рамочный характер, закрепляет основные понятия и устанавливает общие принципы законодательного регулирования механизма применения электронного сертификата.

10.

Подготовка предложений по формированию раздела каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе в сфере закупок, содержащего технические средства реабилитации, включая описание позиций каталога по техническим средствам реабилитации, предусмотренным федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

предложения в Минфин России

сентябрь 2018 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минтруд России.

Минтруд России письмом от 20.06.2018
№ 3-3/В-1034 представил в Минфин России соответствующие предложения.

Минфин России письмом от 29.06.2018 № 01-02-01/24-45376 направил в Правительство Российской Федерации доклад о формировании в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позиций, в том числе по техническим средствам реабилитации.

Рынки услуг в области охраны труда

12.

Разработка и утверждение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также технических заданий для закупки услуг в области охраны труда (проведение специальной оценки условий труда, обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда)

приказ (приказы) Минтруда России

декабрь 2018 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минтруд России.

Издан приказ Минтруда России от 24.12.2018
№ 834н «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросов охраны труда, а также их информационных карт» (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2019 № 53885).

III. Агропромышленный комплекс

6.

Внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации с целью упрощения механизма возврата НДС экспортерам при приобретении для последующего экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на биржевых торгах

постановление Правительства Российской Федерации

IV квартал 2018 г.

Исполнено

Минфин России письмом от 13.12.2018 № 01?02?01/03?90865 доложил в Правительство Российской Федерации о действующем упрощенном механизме возврата НДС, в том числе экспортерам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на биржевых торгах, и предложил считать пункт 6 в разделе III плана мероприятий исполненным.

IV. Дорожное строительство

Формирование конкурентной среды для подрядных организаций - участников рынка работ, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования

2.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части определения видов конкурентных процедур, требований к подрядным организациям и правил оценки предложений при осуществлении закупочной деятельности в отношении работ, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования

федеральный закон

2020 год

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

До настоящего времени проект федерального закона на рассмотрение в Минфин России не поступал.

3.

Определение предельного объема работ в натуральном и (или) денежном выражении, который может быть включен в один лот по каждому виду работ

постановление Правительства Российской Федерации

в течение 6 месяцев с даты вступления в силу Федерального закона, предусмотренного пунктом 2 настоящего раздела

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

До настоящего времени проект постановления Правительства Российской Федерации на рассмотрение в Минфин России не поступал.

4.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления минимальных и максимальных объемов работ, передаваемых в обязательном порядке субподрядчикам, случаев, когда привлечение субподрядчиков позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, а также определяющих требования к привлекаемым субподрядчикам, порядок учета квалификации субподрядчиков

федеральный закон

2020 год

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

Минфином России письмом от 01.10.2019
№ 05-08-05/75377 в ФАС России направлено предложение об исключении указанного мероприятия, поскольку Минфин России считает указанное мероприятие нецелесообразным и дублирующим действующие требования постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017
№ 570.

V. Строительство

3.

Оценка практики внедрения типовых контрактов на проектирование и строительство

доклад в Правительство Российской Федерации

ежегодно, начиная с декабря 2019 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минстрой России.

Минстроем России письмом от 09.12.2019
№ 46985-ДВ/08 направлен проект доклада в Правительство Российской Федерации.

Минфин России письмом от 16.12.2019
№ 24-05-06/98364 сообщил об отсутствии замечаний к проекту доклада.

Минстрой России письмом от 16.01.2020
№ 891-ДВ/08 направил доработанный проект доклада в Правительство Российской Федерации.

Минфин России письмом от 20.01.2020
№ 24-05-06/2810 сообщил об отсутствии замечаний к проекту доклада.

Минстрой России письмом от 28.02.2020
№ 6885-ДВ/08 направил доработанный проект доклада.

Минфин России письмом от 13.03.2020
№ 24-05-06/19245 сообщил об отсутствии концептуальных возражений к проекту доклада.

Минстрой России письмом от 11.12.2020 № 50834-ДВ/08 направил доработанный проект доклада.

Минфин России письмом от 16.12.2020 № 24-05-06/110293 сообщил об отсутствии предложений в отношении проекта доклада.

Минфин России письмом от 26 11.2021 № 24-03-03/95860 транспорсообщил о готовности рассмотреть проект доклада Минстроя России при его поступлении.

VII. Информационные технологии

1.

Установление обязанности для операторов электронного документооборота осуществлять межоператорский обмен документами как путем организации непосредственного взаимодействия, так и через другого оператора (других операторов) электронного документооборота

приказ Минфина России

сентябрь 2019 г.

Исполнено

Приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.03.2021, регистрационный № 62737).

3.

Оценка результативности мер по обеспечению межоператорского обмена

доклад в Правительство Российской Федерации

май 2020 г.

Исполняется

Оценка результативности мер по обеспечению межоператорского обмена станет возможной по истечении 6 месяцев после вступления в силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.07.2021 № 14н (далее – приказ № 14н), которым устанавливаются обязанности для операторов электронного документооборота осуществлять межоператорский обмен документами как путем организации непосредственного взаимодействия, так и через другого оператора (других операторов) электронного документооборота.

В соответствии с пунктом 3 приказа № 14н данный приказ вступает в силу 01.07.2021.

Учитывая изложенное, соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации будет представлен в Правительство Российской Федерации в срок до 01.01.2022.

5.

Формирование условий недискриминационного участия отечественных программных продуктов в закупках программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2018 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минцифры России

Минфином России письмом от 18.12.2018
№ 24-03-06/92429 проект доклада в Правительство Российской Федерации согласован без замечаний.

VIII. Жилищно-коммунальное хозяйство

17.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих устранение монопольного положения специализированных служб по вопросам похоронного дела и предоставление возможности входа на рынок организации похорон всем хозяйствующим субъектам, соответствующим требованиям законодательства; разграничение рынков ритуальных и медицинских услуг, а также рынка ритуальных услуг и услуг по содержанию кладбищ, введение запрета на размещение пунктов приема заказов ритуальных услуг в медицинских организациях, запрета на продажу похоронных принадлежностей на территории медицинских организаций; установление требования соблюдения профессиональных стандартов участниками рынка; введение запрета на передачу информации о смерти сотрудниками полиции, медицинскими работниками, а также иными лицами, имеющими доступ к такой информации; обеспечение прозрачности деятельности участников рынка, ведение реестра участников рынка с указанием видов и стоимости ритуальных услуг; введение ответственности за нарушение установленных требований вплоть до исключения из реестра и запрета заниматься данным видом деятельности

федеральный закон

декабрь 2018 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минстрой России

Проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения в сфере похоронного дела» направлены в Минфин России письмом Минстроя России от 22.02.2019
№ 6259-МЕ/04.

Позиция по результатам рассмотрения законопроектов направлена в Минстрой России письмами Минфина России от 19.03.2019
№ 06-05-18/18373, от 27.03.2019 № 06-05-18/21070 и от 19.04.2019 № 06-05-18/28678.

Доработанный Минстроем России законопроект письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 20.04.2021 №П16-26472 направлен в Минфин России.

Позиция Минфина России на законопроект направлена в Аппарат Правительства Российской Федерации письмом от 04.05.2021 № 01-02-02/06-34282.

Законопроект, доработанный по результатам совещания, проведенного 25.05.2021 в Аппарате Правительства Российской Федерации, на рассмотрение не поступал.

IX. Газоснабжение

12

Подготовка предложений по развитию конкуренции на внутреннем рынке газа, включая либерализацию государственного регулирования цен на газ, с согласованием заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по подготовке соответствующих нормативных актов

доклад в Правительство Российской Федерации

1 октября 2018 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минэнерго России. Соисполнители (ФАС России, Минэкономразвития России).

Проект доклада на рассмотрение в Минфин России не поступал.

X. Нефть и нефтепродукты

7.

Анализ возможности использования цены, сложившейся на торгах поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть, при налогообложении нефти и определении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, включая подготовку предложений по результатам проведенного анализа

доклад в Правительство Российской Федерации

март 2019 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – ФАС России.

Позиция Минфина России направлена в ФАС России письмом от 12.03.2019 № 03-06-05-01/15970.

XI. Угольная промышленность

3.

Разработка, утверждение и реализация плана мероприятий по использованию внебиржевых индикаторов цен угля при формировании начальной (максимальной) цены при проведении закупочных процедур государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также хозяйствующими обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, при антимонопольном контроле и тарифном регулирования в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

ведомственный акт

2018 год

Исполняется

Ответственный исполнитель – ФАС России.

ФАС России 19.11.2018 проведено заседание рабочей группы.

5.

Внесение изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г.
№ 1738-р, предусматривающих его дополнение положениями, направленными на развитие конкуренции на рынках энергетического угля в субъектах Российской Федерации, использующих энергетический уголь в качестве топлива, а именно:

обеспечение недискриминационного доступа поставщиков хозяйствующих субъектов с государственным участием в уставном капитале и хозяйствующих субъектов без государственного участия в уставном капитале к конкурсным процедурам по государственным и муниципальным закупкам, в том числе для обеспечения льготных категорий граждан энергетическим углем;

использование внебиржевых индикаторов цен энергетического угля при формировании начальной (максимальной) цены при проведении закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд

акт Правительства Российской Федерации

2018 год

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России письмом от 09.10.2018 № 4-143542 в Минфин России направлен запрос о представлении предложений для подготовки соответствующего акта Правительства Российской Федерации.

Минфин России письмом от 12.10.2018
№ 24-01-06/73601 направил в Минэкономразвития России замечания, согласно которым внесение изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р, является избыточным.

26.03.2019 в Минэкономразвития России проведено согласительное совещание.

XIII. Промышленность

5.

Развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок хозяйствующих субъектов, в том числе за счет расширения участия в указанных процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства

доклад в Правительство Российской Федерации

2018 – 2020 годы

(ежегодно)

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минпромторг России.

Во исполнение пункта 5 протокола совещания в Аппарате Правительства Российской Федерации от 23.07.2019 № ВС-П13-14пр, в том числе предусматривающего проведение ФАС России анализа указанного Плана мероприятий («дорожной карты») и положений национальных проектов на предмет исключения дублирования мероприятий, Минфином России письмом от 01.10.2019 05-08-05/75377 в ФАС России подготовлены и направлены комплексные предложения по уточнению Дорожной карты. Вместе с тем доработанная Дорожная карта в Минфин России не поступала.

Дополнительно сообщаем, что во исполнение пункта 3.3 федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию

и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16), Минфином России разработано и принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2019 № 1001 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», предусматривающее нормативное увеличение с 01.01.2020 доли закупок отдельных видов юридических лиц у МСП до 20 %.

13.

Внесение изменений в Федеральный закон
«О промышленной политике в Российской Федерации», иные акты в целях совершенствования механизма использования специальных инвестиционных контрактов

Федеральный закон, акты Правительства Российской Федерации

2018 год

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минпромторг России.

В части федерального закона

Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон
«О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов», предусматривающий запуск механизма СПИК 2.0.

XIV. Финансовые рынки

Рынок банковских услуг

1.

Создание конкурентных условий допуска кредитных организаций к привлечению денежных средств на банковские депозиты (счета) и другие инструменты денежного рынка, порядка размещения таких денежных средств на банковских депозитах (счетах) и других инструментах денежного рынка, допуска кредитных организаций к выдаче банковских гарантий для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, а также предоставления кредиторам субсидий из федерального бюджета при предоставлении льготного финансирования

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2018 г.

Исполнено

Доработанный доклад внесен в Правительство Российской Федерации 04.07.2019 (письмо от
04.07.2019 № 01-02-02/05-49121).

Поручением Правительства Российской Федерации от 13.09.2019 № СА-П13-7834 подходы, предложенные докладом, одобрены.

2.

Внесение в разрабатываемые и принятые нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на установление условий допуска кредитных организаций к привлечению денежных средств на банковские депозиты (счета) и другие инструменты денежного рынка, а также на установление порядка размещения таких денежных средств на банковских депозитах (счетах) и других инструментах денежного рынка на конкурентных принципах (при одобрении Правительством Российской Федерации доклада ФАС России, предусмотренного пунктом 1 раздела XIV).

федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

II квартал 2019 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минфин России.

Поручением Правительства Российской Федерации от 13.09.2019 № СА-П13-7834 подходы, предложенные Докладом, одобрены. В рамках исполнения указанного поручения Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России подготовлены соответствующие проекты нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - проекты), предусматривающие установление кредитного рейтинга от национальных кредитных рейтинговых агентств в качестве основного критерия отбора при допуске кредитных организаций к размещению государственных средств и постепенный отказ от использования критерия наличия у кредитных организаций определенного размера собственных средств (капитала), а также поэтапный отказ от использования в качестве критерия величины собственных средств (капитала) банка и уровня кредитного рейтинга при предоставлении кредитным организациям субсидий из федерального бюджета при предоставлении льготного финансирования.

В целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с указанными подходами депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, А.Н.Изотовым, М.Л.Шаккумом, А.А.Гетта, Е.Б.Шулеповым, И.Ю.Моляковым, А.В.Лященко, Д.С.Скривановым, И.М.Тетериным, сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым, М.М.Ульбашевым разработан проект федерального закона № 1046569-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств». Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания 06.04.2021.

Минфином России подготовлен комплексный проект изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования; проект изменений).

В целях реализации подходов, одобренных Правительством Российской Федерации (поручение Правительства Российской Федерации от 13.07.2019
№ СА-П13-7834), проектом изменений в том числе предусматривается ограничение на установление в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным по льготным ставкам, требований к участникам отбора получателей субсидии, отличных от установленных в Общих требованиях.

В настоящее время осуществляется доработка проекта постановления на площадке Аппарата Правительства Российской Федерации.

3.

Внесение в разрабатываемые и принятые нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на установление условий допуска кредитных организаций к выдаче банковских гарантий для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц на конкурентных принципах (при одобрении Правительством Российской Федерации доклада ФАС России, предусмотренного пунктом 1 раздела XIV).

федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

II квартал 2019 г.

4.

Внесение изменений в разрабатываемые и принятые акты Правительства Российской Федерации, направленных на предоставлений кредиторам субсидий из федерального бюджета при предоставлении льготного финансирования на конкурентных принципах (при одобрении Правительством Российской Федерации доклада ФАС России, предусмотренного пунктом 1 раздела XIV).

постановление Правительства Российской Федерации

II квартал 2019 г.

5.

Создание правовых условий для ограничения влияния крупных кредиторов на среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) путем ограничения доли одного кредитора, учитываемой в таком расчете.

Федеральный закон

IV квартал 2019 г.

Исполнено

Частью 101 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» максимальная доля одного кредитора в расчете среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых (далее – среднерыночное значение) ограничена 20 процентами от общего объема кредитов (займов), выданных всеми кредиторами в одной категории.

Анализ, проведенный Банком России на основании данных отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций за период с III квартала 2018 года по II квартал 2019 года, показал, что результаты расчетов среднерыночного значения в зависимости от двукратного изменения ограничения доли одного кредитора существенно не изменяются.

По информации Банка России, для кредитных организаций при изменении ограничения доли крупного кредитора с 20 до 10 процентов среднерыночное значение изменяется менее чем на 1 процентный пункт, за исключением одной категории потребительских кредитов (займов). При этом по трем категориям потребительских кредитов (займов) с наибольшим объемом кредитования при указанном изменении ограничения доли крупного кредитора среднерыночное значение изменяется менее чем на 0,25 процентных пункта.

Кроме того, динамика изменений полной стоимости потребительского кредита (займа) при изменении доли одного кредитора носит разнонаправленный характер (снижается или растет в зависимости от кредитного продукта), что не позволяет сделать вывод о значимом одностороннем влиянии крупных кредиторов на среднерыночное значение.

Учитывая вышеизложенное, а также с учетом решений, принятых на состоявшемся 22.11.2019 заседании Рабочей группы по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, сформированной в соответствии с приказом ФАС России от 23.04.2018
№ 535/18, в Правительство Российской Федерации направлено письмо Минфина России от 26.12.2019
№ 01-02-02/05-102172 о нецелесообразности изменения текущего размера ограничения доли одного кредитора в расчете среднерыночного значения, а также с просьбой снять данный пункт с контроля.

По информации Аппарата Правительства Российской Федерации, полученной в рабочем порядке, 13.01.2020 данный пункт снят с контроля по решению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова.

Пункт снят с контроля в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 07.08.2020 № П13-48222.

7.

Создание равных условий осуществления переводов с банковских счетов физических лиц на счета третьих лиц, открытые как в одной, так и в различных кредитных организациях (за исключением платежей, комиссия за осуществление которых не взимается в силу закона)

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2019 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – ФАС России.

ФАС России письмом от 29.12.2018
№ ДФ/109168-ПР/18 в Правительство Российской Федерации направлен доклад по вопросу создания равных условий осуществления переводов с банковских счетов физических лиц на счета третьих лиц, открытые как в одной, так и в различных кредитных организациях (за исключением платежей, комиссия за осуществление которых не взимается в силу закона), согласованный с Минфином России и включающий в себя отдельную позицию Минфина России по предложениям, отраженным в докладе.

По указанию секретариата Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова письмом заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации В.Сидоренко от 26.02.2019 № 1659П-П13 Минфину России совместно с ФАС России и Банком России поручено дополнительно проработать данный вопрос и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации. В настоящее время осуществляется подготовка доклада в Правительство Российской Федерации с учетом позиции, выработанной на совещании в ФАС России 14.03.2019.

Минфином России совместно с ФАС России и Банком России данный вопрос дополнительно проработан и письмом от 29.03.2019
№ 01-02-02/05-21655 о результатах доложено в Правительство Российской Федерации. ФАС России разработал соответствующий законопроект. Минфин России письмом от 09.06.2019 № 05-06-05/42044 сообщил в ФАС России о поддержке концепции законопроекта, а также о замечаниях к нему. 24.06.2019 принято участие в согласительном совещании по законопроекту. Минфин России письмом от 02.07.2019 № 05-06-05/48710 согласовал протокол согласительного совещания по законопроекту.

Вопрос рассмотрен 22.11.2019 на заседании Рабочей группы по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг в ФАС России. 29.11.2019 поступила позиция Банка России по данному вопросу. После подписания протокола заседания Рабочей группы в Правительство Российской Федерации будет внесен соответствующий доклад.

Президентом Российской Федерации 16.12.2019 подписан Федеральный закон № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в части уточнения размера комиссионного вознаграждения по отдельным операциям, взимаемого кредитной организацией).

Рынок платежных и иных связанных с осуществлением и получением платежей услуг

8.

Проведение анализа и установление единых правил организации приема платежей через официальные сайты федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Единый портал государственных и муниципальных услуг и государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, в том числе предполагающих установление порядка и условий проведения на периодической основе конкурентного отбора хозяйствующих субъектов, обеспечивающих осуществление платежей в рамках указанных ресурсов, а также порядка информирования потребителей обо всех существенных условиях осуществления платежей в рамках указанных ресурсов

федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации

II квартал 2020 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – ФАС России.

Минфин России письмом от 02.11.2018
№ 05-06-05/1/79536 сообщил о готовности рассмотреть результаты анализа и нормативные правовые акты, направленные на установление единых правил организации приема платы за государственные и муниципальные услуги, жилищно-коммунальные услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, а также прозрачных и недискриминационных условий доступа платежных организаций к оказанию платежных услуг при организации приема такой платы, при их поступлении в Минфин России в установленном порядке.

23.08.2019 и 12.09.2019 – в ФАС России направлена информация, что Минфин России не осуществляет представление услуг с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на платной основе.

06.05.2020 – в ФАС России направлена позиция по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам оплаты предоставляемых органами власти государственных, муниципальных услуг и иных платных услуг, также услуг жилищно-коммунального хозяйства с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры)».

26.06.2020 – в ФАС России направлены замечания по доработанному законопроекту (письмо
от 26.06.2020 № 05-06-05/55553).

02.10.2020 – в ФАС России направлено письмо о согласовании законопроекта с учетом замечаний (письмо от 02.10.2020 № 05-06-05/86264).

23.10.2020 - в ФАС России направлено письмо о согласовании законопроекта с учетом замечания (письмо от 23.10.2020 № 05-06-05/92860).

14.01.2021 – ФАС России внесла законопроект в Правительство Российской Федерации.

10.

Формирование правовых основ для создания и функционирования платформ быстрых платежей

федеральный закон

IV квартал 2019 г.

Исполнено

Принят Федеральный закон от 03.07.2019
№ 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный обеспечение участия в системе быстрых платежей большинства банков.

Минфин России письмом от 11.12.2019
№ 05-06-05/96878 направил проект доклада в Правительство Российской Федерации по вопросу формирования правовых основ для создания и функционирования платформ быстрых платежей на согласование в Минцифры России, ФАС России и Банк России.

Проект доклада по вопросу формирования правовых основ для создания и функционирования платформ быстрых платежей внесен в Правительство Российской Федерации письмом от 25.12.2019
№ 01-02-02/05-101397.

Рынок микрофинансовых услуг

12.

Внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации и ведомственные акты в части создания конкурентного механизма субсидирования микрофинансовых организаций при осуществлении ими деятельности по выдаче льготных займов

постановление Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

II квартал 2019 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – Минэкономразвития России.

По информации Минэкономразвития России, деятельность государственных микрофинансовых организаций (далее – МФО) ориентирована исключительно на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), а также целевых групп заемщиков, формирующихся исходя из государственных задач, определенных национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в том числе самозанятых граждан и начинающих предпринимателей.

С учетом этого государственные МФО устанавливают по своим продуктам для представителей МСП льготные процентные ставки, которые значительно ниже процентных ставок других участников финансового рынка и зависят от категории заемщиков, их уровня риска, наличия или отсутствия залога или иного обеспечения и др.

При этом в 2020 году требованиями Правительства Российской Федерации был установлен максимально возможный процент по микрозаймам для субъектов МСП и самозанятых граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции – не выше ключевой ставки Банка России.

Указанное требование соблюдается государственными МФО и в 2021 году, если на территории субъекта Российской Федерации действует режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Также в целях поддержки субъектов МСП, самозанятых граждан, которые испытывают потребность в получении микрозайма и не имеют возможности обеспечить их залогом, требованиями Минэкономразвития России предусмотрено предоставление беззалоговых микрозаймов. В настоящее время доля таких микрозаймов должна составлять 3 – 10 % от общего объема портфеля микрозаймов МФО (указанная доля определяется в зависимости от размера капитала МФО).

Органы региональной власти могут ставить перед инфраструктурой поддержки субъектов МСП, в том числе перед государственными МФО, дополнительные задачи, связанные с необходимостью предоставления мер поддержки субъектам МСП в отдельных отраслях или относящихся к определённым категориям. Это обусловливает создание специальных продуктов в составе продуктовой линейки государственных МФО.

В связи с этим структура портфеля государственных МФО имеет специфику, отличную от других финансовых организаций. Так, наибольшая доля микрозаймов находится в пользовании у представителей МСП, в кредитовании которых не заинтересован банковский сектор, а также приоритетных целевых групп заемщиков. Это определяет особый статус государственных МФО как регионального института поддержки субъектов МСП, а не организации, получающей прибыль.

Кроме того, возвратный характер предоставленных государственным МФО средств обеспечивает оказание субъектам МСП поддержки на постоянной основе, и в случае отсутствия бюджетных ассигнований федерального и (или) региональных бюджетов на цели докапитализации МФО микрокредитная поддержка субъектов МСП продолжается за счет сформированного капитала.

Таким образом, внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из федерального бюджета на докапитализацию государственных МФО, в части предоставления указанных средств МФО, не являющимся государственными, Минэкономразвития России считает невозможным.

Рынок страховых услуг

13.

Создание правовых условий для расширения перечня лиц, которые могут выполнять функции представителей страховых организаций по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в субъектах Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

I квартал 2019 г.

Исполнено

Принят Федеральный закон от 01.05.2019 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий, в частности, уточнение понятия «представитель страховщика в субъекте Российской Федерации» в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», под которым понимается обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков.

Кроме того, указанным Федеральным законом устанавливается, что услуга по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика, осуществляющем заключение договоров добровольного страхования средств наземного транспорта, добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

14.

Проведение на плановой основе мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики с учетом состояния конкурентной среды на рынке страхования, реализация мер реагирования на полученные результаты

доклад в Правительство Российской Федерации, при необходимости - правовые акты

доклад - ежегодно, начиная с октября 2018 г. правовые акты - по мере необходимости

Исполнено

Проведение мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики на плановой основе инициировано во исполнение подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266. С целью его реализации разработан план мероприятий («дорожная карта»), приказом ФАС России сформирована межведомственная рабочая группа из представителей ФАС России, Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России и Всероссийского Союза Страховщиков.

Реализация мероприятия осуществляется указанной рабочей группой при ФАС России.

Письмом Минфина России от 28.02.2019
№ 05-04-06/12977 согласован доработанный ФАС России проект доклада Правительства Российской Федерации о ходе выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266 о проведении на плановой основе мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по всем видам страхования.

Рабочей группой подготовлен аналитический отчет, по результатам рассмотрения которого Руководителем Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно принято решение о продлении срока контрольных мероприятий до 31.12.2019, в связи с чем согласно письму Аппарата Правительства Российской Федерации от 23.05.2019 № П13-27735 ФАС России, Минфину России, Минэкономразвития России совместно с Банком России надлежит доложить в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту Российской Федерации в срок до 13.12.2019.

Письмом Минфина России от 01.11.2019
№ 05-04-06/84374 согласован представленный ФАС России проект доклада в Правительство Российской Федерации о проведении на плановой основе мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по всем видам страхования (предложена новая редакция).

Письмом Минфина России от 12.12.2019
№ 05-04-06/97467 согласован представленный ФАС России проект доклада Правительства Российской Федерации о ходе выполнения подпункта «д» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266 о проведении на плановой основе мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по всем видам страхования.

Инициирована процедура размещения результатов планового мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики в составе модуля «Страховая деятельность» в государственной автоматизированной системе «Управление» (далее – ГАСУ), направлены предложения в ФАС России (письмо от 25.11.2019 № 05-04-06/91449) и запрос в Минэкономразвития России на подготовку функциональных требований (письмо от 25.11.2019
№ 05-04-06/91451). От ФАС России получен ответ (письмо от 10.12.2019 № АК/108419/19) о возможности размещения в ГАСУ результатов мониторинга. Минэкономразвития России соответствующая информация направлена в Казначейство России.

Информация о планируемом размещении на ГАСУ отражена при направлении в Правительство Российской Федерации проектов докладов Президенту Российской Федерации по подпунктам «д» и «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266.

ФАС России в январе 2020 г. направлен в Правительство Российской Федерации Аналитический отчет по итогам проведения мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по всем видам страхования за 2018 г.

23.01.2020 – принято участие в очередном заседании Рабочей группы по проведению мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела (доработка методики мониторинга и Аналитического доклада-2018).

14.02.2020 – принято участие в очередном заседании Рабочей группы по проведению мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела (доработка методики мониторинга и Аналитического доклада-2018).

Дальнейшая работа в данном направлении будет продолжаться, в т.ч. с учетом поручения Первого заместителя Председателя Правительства от 14.02.2020 № АБ-П13-989 по исполнению подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266.

04.03.2020 – принято участие в очередном заседании Рабочей группы по проведению мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела.

10.03.2020 – направлен в Минэкономразвития России, ФАС России, Федеральное казначейство, Банк России план мероприятий («дорожная карта») по завершению выполнения подпунктов «д» и «е» пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 04.07.2017 № Пр-1266.

24.03.2020 – в Минфине России проведено согласительное совещание по согласованию проекта плана мероприятий («дорожной карты») по завершению выполнения подпунктов «д» и «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266 (во исполнение пункта 1 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 14.02.2020 № АБ-П13-989).

01.04.2020 – в Правительство Российской Федерации направлен проект плана мероприятий («дорожной карты») по завершению выполнения подпунктов «д» и «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266 (письмо Минфина России № 01-02-02/21-25969) (во исполнение пункта 1 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 14.02.2020 № АБ-П13-989).

Письмом Минфина России от 28.04.2020 № 05-04-06/34480 направлены предложения Минфина России по показателям осуществления мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по видам страхования, относящимся к страхованию жизни.

Письмом Минфина России от 26.05.2020 № 05-04-06/44091 направлена позиция Минфина России о согласовании объема и перечня информации, размещаемой в модуле «Страховая деятельность» государственной автоматизированной информационной системы «Управление» с замечаниями.

28.05.2020 – принято участие в очередном заседании Рабочей группы по проведению мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела (согласование методики Мониторинга и объема размещения ее результатов на ГАС «Управление»).

Письмом Минфина России от 11.06.2020 № 05-04-06/50709 направлена позиция Минфина России на предложения Банка России о перечне показателей к публикации в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» результатов мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела.

02.07.2020 – принято участие в очередном заседании Рабочей группы по проведению мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела.

18.08.2020 – в рамках Рабочей группы представлена позиция по проекту Методики осуществлению мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики.

28.08.2020 – в рабочем порядке проработаны и согласованы Функциональные требования к развитию модуля «Страховая деятельность» в ГАС «Управление», в т.ч. по задаче отражения информации по осуществлению мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики.

08.10.2020 – принято участие в очередном заседании Рабочей группы по проведению мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела.

Письмом Минфина России от 22.10.2020 № 05-04-06/92295 направлена позиция Минфина России о согласовании с замечаниями проекта функциональных требований к развитию модуля «Страховая деятельность» ГАС «Управление», в т.ч. по задаче отражения информации по осуществлению Мониторинга.

30.10.2020 – принято участие в очередном заседании Рабочей группы по проведению мониторинга тарифной политики субъектов страхового дела.

В рабочем порядке согласованы проект методики Мониторинга (утверждена Протоколом заседания Рабочей группы от 30.10.2020) и проект Аналитического отчета по итогам проведения Мониторинга за 2019 год.

Письмом Минфина России от 01.12.2020
№ 05-04-06/104933 согласован проект доклада Правительства Российской Федерации о ходе выполнения подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.07.2017 № Пр-1266 о проведении на плановой основе мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по всем видам страхования, подготовленный во исполнение пункта 2 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 14.02.2020 № АБ-П13-989.

В декабре 2020 г. в модуль «Страховая деятельность» в ГАС «Управление» внесена ежеквартальная информация, характеризующая деятельность по осуществлению мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по всем видам страхования за периоды с III квартала 2018 г. по III квартал 2020 г., а также размещены ежегодные Аналитические отчеты по итогам проведения мониторинга используемой субъектами страхового рынка тарифной политики по всем видам страхования за период с 2017 по 2019 г., приложения к Аналитическим отчетам и Методики проведения мониторинга тарифной политики субъектов страхового рынка.

15.

Совершенствование правовых основ деятельности обществ взаимного страхования

федеральный закон

IV квартал 2019 г.

Исполняется

19.06.2020 – размещены уведомления о подготовке проектов федеральных законов, предусматривающих развитие взаимного страхования (далее – законопроекты), на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

07.09.2020-02.10.2020 – проводится публичное обсуждение текстов законопроектов на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

07.09.2020 – законопроекты направлены на согласование в Минэкономразвития России и ФАС России (письмом Минфина России № 05-04-06/78494), на рассмотрение в Банк России (письмом Минфина России № 05-04-06/78495).

08.09.2020 – законопроекты направлены на рассмотрение в Национальную ассоциацию обществ взаимного страхования (письмом Минфина России
№ 05-04-12/78574).

Дополнительно:

12.08.2020 – в ФАС России направлено письмо
№ 05-04-06/70658 о согласовании проекта доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации пункта 16 раздела XIV плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики российской федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р (далее – план мероприятий), и проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об исключении пункта 16 раздела XIV плана мероприятий. Также направлено предложение о дополнении проекта распоряжения, предусматривающем исключение пункта 15 раздела XIV плана мероприятий.

24.08.2020 – ФАС России внесены в Правительство Российской Федерации доклад и проект распоряжения об исключении пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий.

01.09.2020 – Аппаратом Правительства Российской Федерации представлено для рассмотрения совместно с Минэкономразвития России и Банком России предложение ФАС России по исключению пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий (письмом № П13-53316).

03.09.2020 – направлено письмо № 01-02-02/05-77484 в Аппарат Правительства Российской Федерации о поддержке Минфином России и Банком России предложения ФАС России по исключению пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий.

09.09.2020 – направлена в Аппарат Правительства Российской Федерации позиция Минэкономразвития России о поддержке предложения ФАС России по исключению пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий (письмом Минфина России № 05-04-05/78929).

16.

Установление для отдельных категорий работодателей (в том числе в зависимости от количества их работников), в случае если их коллективным договором с работниками предусмотрено добровольное медицинское страхование работников, обязанности осуществлять отбор страховых организаций, осуществляющих такой вид страхования, не реже чем 1 раз в 5 лет

федеральный закон

IV квартал 2019 г.

Исполняется

В связи с письмом ФАС России от 03.10.2018
№ ДФ/79615/18 о реализации пункта 16 подраздела «Рынок страховых услуг» раздела XIV «Финансовые рынки» Плана мероприятий Минфином России направлено письмо от 01.11.2018 № 05-04-06/78815 со следующими предложениями.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

Представляется, что зафиксированные в Конституции Российской Федерации гарантии поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности не должны вступать в противоречие. Создание конкурентных условий для одной стороны отношений не может умалять права другой стороны отношений на свободное принятие решений в части отдельных аспектов осуществления ею своей хозяйственной деятельности.

В этой связи Минфин России полагает, что обязанность осуществлять отбор страховых организаций, осуществляющих добровольное медицинское страхование, не реже, чем 1 раз в 5 лет, может быть введена только в отношении работодателей, признаваемых заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Дополнительно предложено запросить позицию Минтруда России по вопросу отражения соответствующих норм в законодательстве Российской Федерации.

Вместе с тем обращаем внимание, что договор добровольного медицинского страхования заключается работодателем каждый год, соответственно, отбор страховщика осуществляется ежегодно.

16.07.2019 – принято участие в заседании Рабочей подгруппы по рынку страховых услуг, на котором обсуждались концептуальные подходы к разработке проекта федерального закона во исполнение пункта 16 раздела XIV «Финансовые рынки» плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р.

22.11.2019 – принято участие в заседании Рабочей группы по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, состоявшемся в ФАС России.

11.12.2019 – направлено письмо в ФАС России о готовности рассмотреть проект федерального закона, предусматривающий создание конкурентных условий для привлечения работодателями страховых организаций для целей добровольного медицинского страхования (письмо Минфина России
№ 05-04-06/96800).

12.08.2020 – в ФАС России направлено письмо № 05-04-06/70658 о согласовании проекта доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации пункта 16 раздела XIV плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики российской федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р (далее – План мероприятий), и проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об исключении пункта 16 раздела XIV плана мероприятий.

24.08.2020 – ФАС России внесены в Правительство Российской Федерации доклад и проект распоряжения об исключении пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий.

01.09.2020 – Аппаратом Правительства Российской Федерации представлено для рассмотрения совместно с Минэкономразвития России и Банком России предложение ФАС России по исключению пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий (письмом № П13-53316).

03.09.2020 – направлено письмо № 01-02-02/05-77484 в Аппарат Правительства Российской Федерации о поддержке Минфином России и Банком России предложения ФАС России по исключению пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий.

09.09.2020 – направлена в Аппарат Правительства Российской Федерации позиция Минэкономразвития России о поддержке предложения ФАС России по исключению пунктов 15 и 16 раздела XIV плана мероприятий (письмом Минфина России № 05-04-05/78929).

Рынок депозитарных услуг

18.

Внесение изменений в порядок формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях создания условий для обеспечения необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику и для предупреждения установления им необоснованных цен на услуги центрального депозитария

федеральный закон, нормативные акты Банка России

IV квартал 2019 г.

Исполнено

Принят Федеральный закон от 06.02.2020 № 7-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон
«О центральном депозитарии».

Рынок финансовых и иных связанных услуг

21.

Установление запрета на заключение договоров об оказании финансовых услуг, консультирование по вопросу оказания финансовых услуг и размещение рекламы финансовых услуг в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, выполняющими функции указанных органов, а также участвующими в оказании государственных и муниципальных услуг, государственными внебюджетными фондами, за исключением случаев, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации

федеральный закон

II квартал 2019 г.

Исполняется

Минфин России письмом от 29.03.2019
№ 05-08-05/22112 направил в ФАС России предложения по внесению изменений в План мероприятий (в части пункта 21).

Предложено пункт 21 раздела XIV «Финансовые рынки» Плана мероприятий исключить либо определить ответственным за реализацию пункта 21 раздела XIV «Финансовые рынки» Плана мероприятий ФАС России.

В ФАС России 23.05.2019 было проведено согласительное совещание, по итогам которого ФАС России поддержал предложение Минфина России по назначению ФАС России ответственным федеральным органом исполнительности власти по пункту 21 плана мероприятий со сроком реализации мероприятия в I квартале 2020 г. и формой реализации - доклад в Правительство Российской Федерации.

19.03.2020 – ФАС России представлен на рассмотрение в Минфин России проект доклада (письмо от 19.03.2020 № АК/21775/20).

25.03.2020 - Минфин России сообщил о концептуальной поддержке проекта доклада, а также представил предложения для включения в проект доклада (письма от 25.03.2020 № 05-08-05/23683,
от 27.03.2020 № 05-04-06/24622).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 2522-Р в План мероприятий внесено изменение в части ответственного исполнителя по пункту 21 (ответственным назначен ФАС России), а также формы реализации (изменено на «доклад в Правительство Российской Федерации»).

13.08.2020 – ФАС России представлен на рассмотрение в Минфин России доработанный проект доклада (письмо от 13.08.2020 № АК/21775/20).

20.08.2020 – Минфин России согласовал проект доклада при учете замечаний (письмо от 20.08.2020
№ 05-08-05/73197).

24

Установление обязанности крупных финансовых организаций, которые, выступая в качестве агентов других финансовых организаций, предлагают своим клиентам услуги не менее трех таких финансовых организаций одного вида, размещать для всех финансовых организаций этого вида публичную оферту об оказании агентских услуг на сопоставимых условиях

Доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал

2019 г.

Исполнено

Минфином России направлен доклад в Правительство Российской Федерации письмом от 06.12.2019 № 01-02-02/05-95143. По итогам рассмотрения представленных предложений Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 21.12.2019
№ П13-73162) поддержана позиция Минфина России о продолжении проработки вопроса о создании конкурентного механизма оказания финансовыми организациями агентских услуг другим финансовым организациям в рамках Рабочей группы по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг. В соответствии с указанным письмом Аппарата Правительства Российской Федерации о результатах выполнения пункта 24 подраздела ХIV раздела II плана мероприятий поручено доложить в Правительство Российской Федерации во втором квартале 2020 г.

Минфин России письмом от 18.06.2020
№ 01-02-02/05-52402 направил в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.

17.07.2020 – Аппарат Правительства Российской Федерации поручил ФАС России продолжить работу в рамках Рабочей группы по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, созданной в соответствии с приказом ФАС России от 23.04.2018 № 535/18 (письмо от 17.07.2020 № 1-117575).

25.

Формирование правовых основ для создания и функционирования систем для дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов

федеральный закон

IV квартал 2019 г.

Исполнено

Приняты Федеральный закон от 20.07.2020
№ 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и Федеральный закон от 20.07.2020 № 212-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы».

26.

Формирование правовых основ для внедрения субъектами финансового рынка открытых программных интерфейсов

федеральный закон

IV квартал 2019 г.

Исполняется

На согласительном совещании в Аппарате Правительства Российской Федерации (Протокол
от 23.07.2019 № ВС-П13-14пр) принято решение перенести срок реализации мероприятия на IV квартал 2020 г.

Письмом от 23.01.2020 № 01-02-02/05-3596 Минфином России согласован проект распоряжения, согласно которому срок реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 26 подраздела XIV раздела II Плана мероприятий, переносится на IV квартал
2020 г.

Минфин России направил письмо в Минцифры России, ФАС России и Банк России (письмо от 06.03.2020 № 05-08-05/17280) с просьбой представить предложения по реализации вышеуказанного мероприятия. Минцифры России (письмо от 19.03.2020 № МП-П25-085-6436) и ФАС России (письмо от 20.03.2020 № АК/22548/20) сообщили об отсутствии предложений по законопроекту. Банк России письмом от 09.06.2020 № 06-52/4145 сообщил, что в настоящее время осуществляется типизация видов открытых программных интерфейсов и прорабатывается ролевая модель участников взаимодействий. При этом вывод о необходимости внесения изменений в законодательство можно будет сделать только по результатам завершения указанной работы, в связи с чем Банк России предложил перенести срок исполнения мероприятия, предусмотренного пунктом 26 подраздела XIV раздела II Плана мероприятий, на 2021 год.

10.07.2020 – В Правительство Российской Федерации направлено письмо с просьбой о переносе срока реализации мероприятия на 2021 год (письмо
от 10.07.2020 № 01-02-02/05-59927).

28.10.2020 - Минфин России направил в Правительство Российской Федерации письмо с просьбой рассмотреть возможность снятия пункта 26 подраздела XIV раздела II Плана мероприятий с контроля (письмо от 28.10.2020 № 01-02-02/05-93677).

XVII. Транспортные услуги

Автомобильный транспорт

3.

Разработка и утверждение типового контракта для закупки уполномоченными органами работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам

приказ Минтранса России

IV квартал 2018 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

Издан приказ Минтранса России от 29.12.2018 № 482 «Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам» (зарегистрирован в Минюсте России 22.07.2019 № 55340).

Воздушный транспорт

14.

Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что аэропорт, являющийся пунктом отправления или пунктом назначения, не относится к аэропортам Московского авиационного узла

федеральный закон

2018 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минфин России.

Принят разработанный Минфином России Федеральный закон от 06.06.2019 № 123-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

XVIII. Сфера обращения табачной продукции.

Рынок табачной продукции

Разработка мер, направленных на недопущение ограничения конкуренции на федеральном рынке табачной продукции в связи с нелегальным поступлением табачной продукции на территорию Российской Федерации из стран - членов Евразийского экономического союза

доклад в Правительство Российской Федерации

2020 г.

Исполнено

Ответственный исполнитель – Минсельхоз России.

Минфин России, письмом от 23.12.2020
№ 03-13-07/113146, согласовал Минсельхозу России проект доклада по указанному мероприятию

XIX. Сфера торгов

Представление в Правительство Российской Федерации предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части:

проработка вопроса о возможности унификации наименований и описаний объектов закупок

возможности установления перечня случаев и порядка проведения закупки у единственного поставщика

доклад в Правительство Российской Федерации

декабрь 2020 г.

Исполняется

Ответственный исполнитель – ФАС России.

10.11.2020 - предложения Минфина России по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления перечня случаев и порядка проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) направлены в ФАС России (письмо от 10.11.2020 № 24-05-01/98018).

23.11.2020 - в Минфин России поступил проект доклада в Правительство Российской Федерации, подготовленный ФАС России по указанному вопросу (письмо от 20.11.2020 № МЕ/101741-ПР/20).

03.12.2020 - замечания Минфина России на указанный проект доклада направлены в ФАС России
(письмо от 03.12.2020 № 24-05-06/105698).

18.01.2021 - Аппаратом Правительства Российской Федерации поручено ФАС России и Минфину России в срок до 25.01.2021 представить согласованную позицию по вышеуказанному вопросу (письмо от 18.01.2021 № П13-1922).

25.01.2021 – направлена позиция Минфина России о готовности рассмотреть доработанный проект доклада в Правительство Российской Федерации с учетом предложений ранее направленных в ФАС России (письмо от 25.01.2021 № 24-05-03/4076).

09.03.2021 - в Минфин России поступил доработанный проект доклада в Правительство Российской Федерации (письмо ФАС России от 05.03.2021 № ПИ/16357-ПР/21).

17.03.2021 – в ФАС России направлена позиция Минфина России о невозможности согласования проекта доклада в представленной редакции (письмо
от 17.03.2021 № 24-05-03/18850).

возможности применения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

доклад в Правительство Российской Федерации

декабрь 2020 г.

Исполнено

Минфином России письмом от 07.12.2020
№ 01-02-02/24-106436 направлен доклад в Правительство Российской Федерации с предложениями об установлении права для заказчиков применять каталог товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок, проводимых
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».