Протокол № 7 от 20-21.10.2020г. заочного заседания Общественного совета при Минфине России «О рассмотрении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».

Опубликован в разделе: Архив
скачать (PDF, 0.28 MB)
Опубликовано: 06.11.2020Изменено: 06.11.2020
Протокол № 7 от 20-21.10.2020г. заочного заседания Общественного совета при Минфине России «О рассмотрении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами». Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТОКОЛ
заочного заседания Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации

20 – 27 октября 2020 г.

Москва

№ 07

Председательствующий - Вьюгин О.В.

Ответственный секретарь - Колычев В.В.

Участвовали:

Члены Общественного совета:

Акиндинова Н.В., Афанасьев А.К., Вьюгин О.В., Гурвич Е.Т., Зверев С.А., Златкис Б.И., Климанов В.В., Косарев И.Б., Костин А.Л., Лисин В.С., Мальцев М.С., Мурычев А.В., Синельников-Мурылёв С.Г., Хоружий Л.И., Эскиндаров М.А., Юргенс И.Ю., Ясин Е.Г.

В период с 20 по 27 октября 2020 года проводилось заочное заседание Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации (далее – Общественный совет).

Из 22 членов Общественного совета в голосовании приняли участие (к установленному сроку представили секретарю Общественного совета соответствующую информацию) 17 членов.

Кворум имеется.

ПОВЕСТКА:

  1. О рассмотрении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами”».

ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА ГОЛОСОВАНИЕ:

Одобряете ли Вы проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами”»?

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ:

«за» 17 (Семнадцать)

«против» 0 (Ноль)

«воздержался» 0 (Ноль)

ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ:

Одобрить проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами”».

Особое мнение членов Общественного совета представлено в приложении.

Заместитель Председателя
Общественного совета
О.В.Вьюгин

Ответственный секретарь
Общественного совета
В.В.Колычев

Приложение к Протоколу № 07
заочного заседания Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации
20 – 27 октября 2020 г.

Особое мнение членов Общественного совета в отношении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами”».

Лисин В.С.:

Поддерживаю ряд позитивных мер, предлагаемых госпрограммой, таких, как:

1. Стимулирование субъектов Российской Федерации к предоставлению инвестиционного налогового вычета через механизм частичной компенсации соответствующих выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета;

2. Увеличение норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от ряда акцизов (в т.ч. на алкогольную продукцию);

3. Мониторинг сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и оказание поддержки субъектам Российской Федерации, столкнувшимся со снижением поступлений налоговых и неналоговых доходов в связи с ухудшением экономической ситуации, в том числе введением ограничительных мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Вместе с тем, в развитии федеративных отношений РФ по-прежнему остается ряд нерешенных проблем:

1. Отмена консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) с 2023 года станет шоком для бюджетов ряда регионов, у которых резко снизятся налоговые доходы из-за изменений в распределении налога на прибыль. Целесообразно уже сейчас искать способы снижения негативных последствий такой отмены или же принять решение о продлении режима КГН.

2. В рамках последних налоговых решений (увеличение НДФЛ и НДПИ) дополнительные налоговые поступления изымаются в федеральный бюджет, что может свидетельствовать об убежденности федерального центра в умении более эффективно использовать/расходовать данные средства. Создание условий, при которых доверие к регионам будет повышаться, является одним из ключевых моментов в успешности развития федеративных отношений.

Климанов В.В.:

В проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» актуализированы объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы и отдельных ее подпрограмм в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», внесены изменения в части фактически достигнутых значений показателей по итогам 2019 г., учтены новые значения показателя 3.10 «Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», скорректированы сроки распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, дотаций бюджетам ЗАТО, а также дотаций на премирование муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».

Проект учитывает нововведения, которые были утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. № 1704 и № 1705 о правилах определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры, и о правилах списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам соответственно.

В целом, проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» может быть одобрен.

В качестве предложений по доработке проекта можно выделить следующее:

1. В проекте государственной программы, с одной стороны, на перегибе 2019-2020 гг. изменяются значения ряда показателей, но с другой стороны, сохраняется достаточно большое количество показателей со значениями «100» или «0» (отсутствует значение). Например, показатели 1.5 «Доля субвенций, формирующих единую субвенцию, по которым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти утверждены значения целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены указанные субвенции, в общем количестве субвенций, формирующих единую субвенцию», 1.6 «Выполнение субъектами Российской Федерации переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию» являются справочными, не отражают целевую установку по улучшению качества управления региональными и муниципальными финансами.

В этой связи предлагается дополнительно проинвентаризировать данные показатели и исключить неактуальные.

2. Неочевиден управленческий и бюджетный смысл показателя 2.8 «Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации», для которого значения приводятся только на 2019 г. без учета 2021 -2024 гг.

Предлагается исключить данный показатель из проекта государственной программы.

3. Представляется, что фактическое значение показателя 3.10 «Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» не зависит от каких-либо целенаправленных действий ответственного исполнителя государственной программы и в 2021-2024 гг. будет выше, чем указано в Приложении 1, поскольку, согласно протоколу заседания федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» от 13 октября 2020 г. № 4 предполагается увеличение числа победителей данного конкурса и соответственно получателей данных трансфертов.

Предлагается исключить данный показатель из проекта государственной программы.

4. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1648 в 2021 г. 31 декабря объявлен нерабочим днем. В 2022 г. 31 декабря является субботой. В этой связи указание данной даты в качестве срока наступления контрольного события нецелесообразно.

Предлагается в ряде случаев указать последние рабочие дни 2021 и 2022 гг.

5. В 2019 и 2020 г., в том числе и в рамках поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с пандемией и ее последствиями в действующее законодательство был внесен ряд изменений, включая возможность предоставления субъектами Российской Федерации «горизонтальных» субсидий и бюджетных кредитов.

Представляется целесообразным аналитическое отражение этих инструментов в государственной программе.