Протокол заочного голосования Общественного совета при Минфине России от 29.12.2015 № 15
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ № 15 заочного голосования Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации
Дата голосования: | 21 декабря 2015 г. |
Участвовали в голосовании: | |
Члены Общественного совета | С.А.Васильев, Е.Т.Гурвич, А.Н.Дерюгин, С.М.Дробышевский, А.Б.Заботкин, М.В.Кузовлев, Г.В.Курляндская, В.А.Мау, В.С.Назаров, С.Г.Синельников-Мурылёв, А.Н.Шохин, М.А.Эскиндаров |
Из 23 членов Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации в голосовании приняли участие (к установленному сроку представили секретарю Общественного совета соответствующую информацию) 12 членов. Кворум имеется. | |
ПОВЕСТКА: | |
1. Рассмотрение проекта государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». | |
ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА ГОЛОСОВАНИЕ: | |
Одобряете ли Вы проект государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»? | |
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ: | |
«За» | 11 (Одиннадцать) |
«Против» | 0 (Ноль) |
«Воздержался» | 1 (Один) |
ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ: | |
Особое мнение членов Общественного совета представлено в приложении. |
Председатель Общественного совета | ![]() |
С.Г.Синельников-Мурылёв |
Секретарь Общественного совета | ![]() |
А.Н.Дерюгин |
Приложение к Протоколу №15 заочного голосования членов Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. | |
Особые мнения членов Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации на проект государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» |
В.А.Мау, С.Г.Синельников-Мурылёв, А.Н.Дерюгин, С.М.Дробышевский: Заключение ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Фонда «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара» и ГОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» на проект государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
В.А.Мау, С.Г.Синельников-Мурылёв, А.Н.Дерюгин, С.М.Дробышевский:
Заключение ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Фонда «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара» и ГОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» на проект государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
Эксперты РАНХиГС, Фонда «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара» и ВАВТ рассмотрели проект государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (далее – проект государственной программы) и сообщают следующее.
Целью государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка.
К основным задачам государственной программы относятся:
1) создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, повышения эффективности бюджетных расходов;
2) совершенствование нормативного правового регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса в Российской Федерации, планирования и исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и формирования бюджетной отчетности;
3) обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления государственными и муниципальными финансами;
4) построение структуры управления, нацеленной на активное взаимодействие с институтами гражданского общества и экспертным сообществом в рамках проводимой Министерством финансов Российской Федерации государственной политики;
5) совершенствование системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, контроля в сфере валютных правоотношений, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
6) повышение эффективности, конкурентоспособности и прозрачности налоговой системы Российской Федерации;
7) эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации;
8) обеспечение правовых условий для повышения эффективности функционирования финансового рынка, в том числе банковской и страховой сферы, сферы рынка ценных бумаг, системы формирования и инвестирования пенсионных накоплений, создания международного финансового центра;
9) обеспечение взаимодействия Российской Федерации в сфере международных финансово-экономических отношений с зарубежными странами, их объединениями, форумами, группами, международными экономическими (по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства финансов Российской Федерации) и финансовыми организациями, в том числе многосторонними банками развития, другими международными организациями по финансовым вопросам, а также в сфере участия Российской Федерации в содействии международному развитию;
10)повышение доступности информации о финансовой деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами;
11)повышение эффективности государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;
12)повышение эффективности государственного регулирования алкогольного рынка.
Основными ожидаемыми результатами реализации государственной программы являются:
· создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни, обеспечения национальной безопасности;
· создание условий для повышения эффективности финансового управления в публично-правовых образованиях для выполнения государственных (муниципальных) функций, обеспечения потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, повышения уровня их доступности и качества;
· обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов, снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации, учет налоговых льгот и вычетов, увеличение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов, создание стабильной и предсказуемой налоговой системы, обеспечивающей поступление администрируемых Федеральной налоговой службой доходов во все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при оптимальной налоговой нагрузке на экономику и эффективном налоговом администрировании;
· перевод большей части расходов федерального бюджета на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования;
· обеспечение соответствия государственных и муниципальных финансов современным мировым стандартам подотчетности и прозрачности;
· повышение емкости и прозрачности финансового рынка, обеспечение надежности и эффективности финансовой инфраструктуры;
· повышение устойчивости и транспарентности банковской системы;
· развитие отечественного страхового рынка и повышение его роли в экономике страны;
· обеспечение эффективного функционирования системы формирования и инвестирования пенсионных накоплений и повышение роли негосударственных пенсионных фондов как институциональных инвесторов на финансовом рынке;
· повышение эффективности инвестирования временно свободных средств институтов развития.
Представленный проект государственной программы в целом соответствует основным требованиям Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690. Вместе с тем, к нему имеются некоторые вопросы и замечания.
Подпрограмма 1 "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов":
1) Основная цель подпрограммы «создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, повышения эффективности бюджетных расходов» очень широкая, и в значительной степени дублирует цель всей государственной программы («обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка»). По этой причине многие основные мероприятия других подпрограмм, и даже задачи других подпрограмм, оказываются направленными на достижение цели данной подпрограммы.
2) Основное мероприятие Основное мероприятие 1.6 "Совершенствование регулирования вопросов деятельности государственных внебюджетных фондов" имеет содержательное пересечение с подпрограммой 2 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса».
Подпрограмма 2 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса»:
1) Цель подпрограммы «совершенствование нормативного правового регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса в Российской Федерации, планирования и исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и формирования бюджетной отчетности» сформулирована очень широко, и фактически представляет собой список отдельных задач подпрограммы;
2) Задача «создание резервов на исполнение расходных обязательств Российской Федерации, обеспечение стабильного функционирования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» в большей степени соответствует цели первой подпрограммы, нежели второй;
Подпрограмма 3 «Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами»:
Основное мероприятие 3.1 "Повышение открытости и доступности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами" сформулировано так, что повторяет основную цель подпрограммы, но не раскрывает набор действий необходимых для её достижения.
Подпрограмма 5. «Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы Российской Федерации»
1) Отсутствует обоснование исключения из перечня целевых индикаторов и показателей подпрограммы показателя "Доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом". В то же время в качестве одного из основных мероприятий в подпрограмме сохранилось "Развитие электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, повышение качества исполнения налоговых процедур и информирования налогоплательщиков". Таким образом, при наличии основного мероприятия из подпрограммы исключен показатель, с которым среди всех прочих целевых показателей и индикаторов подпрограммы было наиболее очевидным образом связано данное мероприятие.
2) Без представления обоснования изменены значения ряда показателей подпрограммы:
a. Для показателя 5.3 "Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов" повышены значения для 2015-2020 гг.: с 75,9 до 79,3 для 2015 г., с 76,0 до 79,3 в 2016 г., с 76,1 до 79,4 в 2017 г., с 76,1 до 79, 5 в 2018-2020 гг.
b. Для показателя 5.4 "Снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации" снижены значения для 2016-2020 гг.: 13,3 до 12,0 в 2016 г., 13,2 до 11,9 в 2017 г., 13,1, 13,0 и 13,9 до 11,8 в 2018-2020 гг.
c. Для показателя 5.6 "Собираемость налогов и сборов" увеличены значения для 2015-2020 гг. на 0,5 для каждого года по сравнению со значениями, указанными в действующей редакции.
d. Для показателя 5.8 "Соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими налоговыми органами), и числа заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами" существенно снижены значения для 2015 – 2020 гг. (представлено в таблице ниже).
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей | |||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год | ||
Действующая редакция | |||||||||
37. Показатель 5.10 "Соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими налоговыми органами), и числа заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами" | процентов | 245,1 | 316,2 | 349,4 | 407,3 | 439,8 | 490,8 | 547,8 | 611,3 |
Проект | |||||||||
36. Показатель 5.8 "Соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими налоговыми органами), и числа заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами" | процентов | 245,1 | 316,2 | 257,9 | 281,6 | 307,4 | 335,5 | 366,3 | 399,8 |
3) В показателе 5.5 "Доля количества решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля" изменена единица измерения показателя с «-"-» (т.е. отсутствует единица измерения) в действующей редакции на «проценты» в рассматриваемом проекте подпрограммы, однако значения показателя не претерпели изменения, и остались сформулированными как доли (не превышают единицы). Следовательно, значение показателя и единица измерения не соответствуют друг другу.
Подпрограмма 6. «Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации»
1) Неочевидна связь между основным мероприятием 6.1 "Нормативное правовое регулирование в сфере управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" и указанным для него показателями государственной программы «показатель 2 " Государственный долг Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту"» и показателями подпрограммы: показатель 6.3 "Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета", показатель 6.5 "Доля государственного внутреннего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации", показатель 6.6 " Целевое значение средней дюрации рыночного портфеля облигаций федерального займа за соответствующий год ".
2) Для трех основных мероприятий подпрограммы не указаны показатели государственной программы и подпрограммы, с которыми связаны данные мероприятия.
К таким мероприятиям относятся:
· основное мероприятие 6.7 "Выполнение обязательств по выплате вознаграждений агентам и консультантам",
· основное мероприятие 6.9 "Обеспечение защиты интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, касающихся финансовых претензий к Российской Федерации",
· основное мероприятие 6.10 "Обеспечение реализации соглашений Российской Федерации с правительствами иностранных государств-заемщиками".
В части «связь с показателями государственной программы, подпрограммы» для перечисленных мероприятий фигурирует «обеспечивает достижение цели подпрограммы 6». Таким образом, три основных мероприятия рассматриваемой подпрограммы не связаны с целевыми показателями и индикаторами ни государственной программы, ни подпрограммы.
3) Отсутствуют целевые индикаторы и показатели подпрограммы, которые бы иллюстрировали решение задачи «совершенствование государственной политики в сфере государственного долга субъектов Российской Федерации».
4) В подпрограмме присутствует основное мероприятие 6.12 "Нормативное правовое регулирование и методическое обеспечение по вопросам государственных заимствований субъектов Российской Федерации", для которого указана связь с показателем 5 государственной программы ("Индекс открытости бюджета (Open Budget Index), определяемый Международным бюджетным партнерством"), но данный показатель связан только с одним из направлений реализации основного мероприятия 6.12 и никак не соотносится ни с задачей подпрограммы, ни с ее ожидаемыми результатами.
Подпрограмма 7. «Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений»
1) Целевые индикаторы подпрограммы («Рейтинг финансового рынка в индексе развития международных финансовых центров (Xinhua Dow Jones IFCDI)» и «Рейтинг доступности кредитования для малого и среднего бизнеса (показатель «Getting credit» проекта «Doing business» Всемирного банка)» не в полной мере раскрывают поставленной задачи (ни doing business, ни кредитные рейтинги не показывают развитие страховой сферы, пенсионных фондов). Рекомендуется расширить список индикаторов.
2) В подпрограмме есть мероприятие «Совершенствование валютного законодательства». Неясна его связь с целями и задачами подпрограммы.
Подпрограмма 8. «Развитие международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации»
В текущей редакции подпрограммы было всего 2 индикатора – «Процент инвестиций, осуществленных международными финансовыми организациями на территории Российской Федерации, относительно целевых ориентиров, заявленных в программно-стратегических документах этих международных финансовых организаций» и «Успешность реализации проектов Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации (процент проектов, имеющих удовлетворительный рейтинг, от общего числа проектов)», значения которых были равны 70% на протяжении всей программы.
В новой редакции показатели исходного уровня снизились и в подпрограмме появилась их положительная динамика, хотя к 2020 году ранее заявленный уровень не достигается. Данные изменения никак не обосновываются в сопроводительных материалах.
Подпрограмма 9. «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"»
Цели и задачи подпрограммы 9 в значительной степени перекликаются с целями и задачами подпрограммы 3 «Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами»: в подпрограмме 3 речь идет о прозрачности, а в подпрограмме 9 – об инструментарии для обеспечения этой прозрачности. Предлагаем рассмотреть возможность объединения данных подпрограмм.
Подпрограмма 10. «Государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней»
1) Подпрограмма 10 лишь косвенно увязана с самой госпрограммой:
– реализация подпрограммы не оказывает влияния на целевые индикаторы и показатели госпрограммы;
– результаты реализации подпрограммы 10 также не отражены среди ожидаемых результатов реализации самой госпрограммы. С большой степенью условности можно сказать, что регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой регулирование соответствующего финансового рынка, поэтому сфере реализации подпрограммы 10 может соответствовать такой ожидаемый результат реализации государственной программы, как «повышение емкости и прозрачности финансового рынка, обеспечение надежности и эффективности финансовой инфраструктуры»;
– среди приоритетов и целей государственной политики в явном виде отсутствуют те, что относятся к регулированию отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Условно можно считать, что сфере реализации подпрограммы соответствует такой приоритет, как «создание эффективного и конкурентоспособного финансового рынка, способного обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности, создание международного финансового центра путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и иностранных участников финансового рынка».
В то же время сама госпрограмма в явном виде отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней к финансовым рынкам не относит. Так, в госпрограмме дается обобщенная характеристика основных мероприятий в рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков, которая не содержит никаких указаний на рынок драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таким образом, четкое обоснование выделения подпрограммы отсутствует. Представляется необходимым обеспечить большую согласованность подпрограммы с самой госпрограммой.
2) Неудачно подобраны формулировки целевых показателей подпрограммы. Так, показатель 10.1 «Сокращение сроков проведения государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней» фактически оценивает не сокращение сроков, а сами сроки осуществления контроля.
Показатель 10.2 «Сокращение сроков опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» согласно методики его расчета оценивает количество дней на которое сократились сроки клеймения изделий из драгоценных металлов по отношению к предыдущему периоду (году). Это означает, что за период реализации подпрограммы сроки клеймения должны сократиться на 30 дней, хотя в настоящее время они должны составлять не более 10 дней (п. 2.4 Инструкции по осуществлению пробирного надзора, утв. приказом Минфина России от 11.01.2009 № 1н). Скорее всего, показатель 10.2 отражает не сокращение сроков клеймения, а сами сроки клеймения, что требует изменения его формулировки и методики расчета.
В этом случае конечные целевые значения обоих показателей должны быть достигнуты по итогам 2017 года, что ставит вопрос об целесообразности реализации подпрограммы в 2018–2020 годы.
3) Некоторые проблемы характерны и для системы основных мероприятий подпрограммы. Прежде всего, подпрограммой предусмотрено 4 задачи и всего лишь 3 основных мероприятия. Таким образом, либо 1 задача не реализуется, либо по меньшей мере 1 основное мероприятие направлено на решение более чем 1 задачи. Это не соответствует программно-целевому подходу. Скорее всего, среди основных мероприятий программы не нашла отражения задача «Оптимизация процедур государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней».
4) Кроме того, некачественно описаны направления реализации отдельных основных мероприятий. Так, для основного мероприятия 10.2 «Организация формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации» первым направлением указано «пополнение доходов федерального бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете». Такая формулировка характерна скорее для ожидаемого результата реализации основного мероприятия, чем для направления, то есть содержания, его реализации. Вторым направлением является «осуществление хозяйственной деятельности подведомственных государственных учреждений Минфина России, работ по капитальному строительству, ремонтных работ», которое не имеет никакого отношения к организации формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Связь данного направления с самим основным мероприятием следует раскрыть подробнее.
5) Для основного мероприятия 10.3 «Обеспечение осуществления федерального пробирного надзора, в том числе опробования и клеймения государственным пробирным клеймом» одним из направлений реализации также указано «пополнение доходов федерального бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете». Такая формулировка характерна скорее для ожидаемого результата реализации основного мероприятия, чем для направления, то есть содержания, его реализации.
Подпрограмма 11. «Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
1) Сфера реализации подпрограммы 11 не соотносится со сферой реализации госпрограммы в целом. Это проявляется в формулировках как названий подпрограммы и госпрограммы, так и их целей. В частности, цель госпрограммы содержит три указания на сферу ее реализации: бюджетная система, государственные финансы, финансовый рынок. Цель подпрограммы привязана к алкогольному рынку, который с ними связан весьма отдаленно.
Кроме того:
– реализация подпрограммы 11 не оказывает влияния на целевые индикаторы и показатели госпрограммы;
– результаты реализации подпрограммы 11 также не отражены среди ожидаемых результатов реализации самой госпрограммы;
– среди приоритетов и целей государственной политики отсутствуют в явном виде относящиеся к регулированию алкогольного рынка. Впрочем, в дополнительных и обосновывающих материалах среди недостатков, ограничений и нерешенных проблем в сфере управления общественными финансами выделены: «высокий уровень нелегального производства и оборота алкогольной продукции, включая суррогатную» и «высокий уровень нелегального импорта алкогольной продукции из стран Евразийского экономического союза в связи с большой разницей в ставках акцизов». Однако это имеет отношение скорее к соответствующему сектору экономики, а не к сфере общественных финансов.
2) Необходимо также отметить, что в дополнительных и обосновывающих материалах содержание подпрограммы описывается значительно шире, чем то, что заложено в формулировках целей, задач, ожидаемых результатов и целевых показателей.
Например, в общей характеристике подпрограммы указано, что «Росалкогольрегулированием принимаются меры, направленные на перераспределение структуры потребления алкогольной продукции в сторону уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков, а также развитие культуры потребления винодельческой продукции. Разрабатываются комплексные меры по развитию виноградарства и виноделия, которые предусматривают создание условий, способствующих повышению конкурентоспособности винодельческой продукции, производимой в Российской Федерации, и увеличению производства российских качественных вин в целях формирования культуры потребления алкогольной продукции». Но подпрограммой подобные задачи и мероприятия не предусмотрены.
В сведениях о целевых группах указано, что «действие подпрограммы 11 … направлено на … снижение потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции…». В структуре подпрограммы это также не прослеживается.
При описании конечных результатов указано, что «к 2020 году прогнозируется значительное сокращение потребления алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снижение уровня смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией». Однако в показателях подпрограммы, ее целях, ожидаемых результатах это никак не отражено.
В этом случае напрашивается вывод о пересечении подпрограммы с мероприятиями по регулированию промышленности, пропаганде здорового образа жизни, предоставлению сельскохозяйственных субсидий в области виноградарства и т.д. Однако какой-либо анализ взаимосвязи подпрограммы с иными государственными программами отсутствует.
В данной ситуации представляется необходимым усилить в формулировках целей, задач и т.д. акцент на акцизную политику и провести анализ взаимосвязи подпрограммы с иными государственными программами и подпрограммами. При этом следует исключить отсылки на здоровый образ жизни, сокращение потребления алкогольной продукции и т.д., поскольку они никак не подкреплены на уровне основных мероприятий и ожидаемых результатов.
3) Следует также отметить, что в разделе 4 дополнительных и обосновывающих материалов «Обоснование набора подпрограмм Государственной программы» приведено крайне формальное обоснование с отсылкой на полномочия Минфина России. Но даже такое формальное обоснование никак не объясняет наличие в рассматриваемой программе подпрограммы 11, которую администрирует Росалкогольрегулирование.
4) Недостаточно качественно описано основное мероприятие 11.1. Так, в соответствующем приложении к госпрограмме основные направления реализации данного мероприятия во многом пересекаются с направлениями реализации основных мероприятий 11.2 и 11.3. То есть основное мероприятие 11.1 в значительной степени дублирует прочие основные мероприятия подпрограммы. В то же время в дополнительных и обосновывающих материалах содержание основного мероприятия 11.1 раскрывается совсем иным образом, а дублирование отсутствует. Представляется необходимым привести формулировки к единообразию, исключив дублирование мероприятий.
5) В проекте плана реализации госпрограммы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов все предусмотренные контрольные события относятся к внесению проектов нормативных правовых актов в Правительство РФ. Следовательно, они должны соотноситься с приложением 3 к госпрограмме (сведения об основных мерах правового регулирования). Однако, например, на 2017 год приложением 3 запланирован проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», который не нашел отражения среди контрольных событий на 2017 год.
Учитывая вышеизложенное, считаем возможным согласовать представленный проект государственной программы при условии устранения имеющихся замечаний.
М.В.Кузовлев:
Заключение
на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирования финансовых рынков»
Рассмотрен подготовленный Минфином России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирования финансовых рынков» (далее – проект Изменений в Госпрограмму).
Проект Изменений в Госпрограмму соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», и не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Проект Изменений в Госпрограмму разработан в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также во исполнение пункта 82 поручения Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2015 года № ИШ-П13-7553, письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2015 года № П13-57174, предусматривающих приведение параметров финансирования государственных программ Российской Федерации в соответствие с параметрами Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», а также исполнение ранее данных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Внесение изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» осуществлено на основании предложений ответственного исполнителя, участников и соисполнителя с учетом замечаний и предложений Счетной палаты Российской Федерации, а также Минэкономразвития России в части ранее сформированных предложений по внесению изменений в госпрограмму.
Изменения внесены в части целей, задач, состава и плановых значений показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в нее подпрограмм, ресурсного обеспечения, а также состава и параметров основных мероприятий, планируемых основных мер правового регулирования.
Срок реализации Программы до 31 декабря 2020 г.
Ответственным исполнителем Программы является Минфин России. Соисполнителем и участниками Программы являются Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
В составе госпрограммы 11 подпрограмм.
Цель госпрограммы - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка.
Состав основных мероприятий госпрограммы изменился несущественно, в частности внесены корректировки в части наименования отдельных мероприятий, основных направлений реализации и ожидаемых результатов.
Ресурсное обеспечение госпрограммы в части 2016 года приведено в соответствие с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».
Учитывая изложенное, полагаем, что проект Изменений в Госпрограмму может быть одобрен.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная