Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации от 10-17 ноября 2020 г. № 9

скачать (DOCX, 23.55 KB)
Опубликовано: 15.12.2020Изменено: 15.12.2020
Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации от 10-17 ноября 2020 г. № 9 Скачать

Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации от 10-17 ноября 2020 г. № 9
(особое мнение члена Общественного совета В.С. Лисина)

№ п/п

Особое мнение члена Общественного совета

Информация по учету замечаний

1.

Хотя Минфин России отмечает это как достижение, мы не можем оценить целесообразность замены старого показателя «Индекс собираемости налогов» на новый показатель «Индекс собираемости основных налогов, таможенных платежей и страховых взносов» (п. 3 приложения 1), т.к. отсутствуют его целевые значения и методология расчета.

Целевые значения и методология расчета показателя «Индекс собираемости основных налогов, таможенных платежей и страховых взносов» добавлены
в проект постановления «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами
и регулирование финансовых рынков» (далее соответственно – проект постановления, госпрограмма № 39).

Использовавшийся ранее показатель «Собираемость налогов и сборов», рассчитывался по данным налоговой отчетности как соотношение уплаченных и начисленных налогов и по сути не являлся показателем «собираемости» налогов в его экономическом смысле, поскольку не позволял определить, происходит ли сокращение теневого сектора экономики и вовлечение соответствующих экономических агентов в налоговую систему, влияние внешних макроэкономических условий на поступления, изменение законодательства, а также факторы, на которые не оказывает влияние работа Минфина России и главных администраторов доходов, и соответственно
не позволял определить связь между реализацией госпрограммы № 39
и изменениями показателя. Кроме того, показатель не охватывал работу
ФТС России по администрированию таможенных платежей, составляющих существенную долю в доходах бюджета.

В связи с этим Минфином России разработан новый показатель «Индекс собираемости основных налогов, таможенных платежей и страховых взносов», который позволит количественно оценить изменение собираемости (в экономическом смысле) основных доходов бюджета
(в сравнении с базовым периодом), будет очищен от влияния динамики макроэкономических показателей, изменений установленных размеров платежей, системы льгот и преференций, что обеспечит объективную оценку вклада работы Минфина России и главных администраторов в поступление доходов бюджета и «обеление» экономики.

2.

Установленные в настоящий момент целевые индикаторы и показатели новой подпрограммы «Управление федеральным имуществом» не приведут к максимизации доходов: например, показатель 6.3 «Доля проданных объектов имущества государственной казны Российской Федерации, подлежащих продаже в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации» показывает, что было продано много объектов, но, основываясь на данном показателе, невозможно установить, насколько эффективной была продажа. В связи с этим предлагается скорректировать целевые показатели подпрограммы с целью установить достижение цели в части максимизации доходов от использования имущества.

Целью подпрограммы «Управление федеральным имуществом» (далее – подпрограмма 6) в редакции проекта постановления является повышение качества управления федеральным имуществом и максимизация доходов
от использования федерального имущества.

Реализация подпрограммы 6 характеризуется следующими показателями:

показатель 6 «Доля хозяйственных обществ, права акционера (участника)
в которых осуществляет Росимущество, обеспечивших перечисление дивидендных выплат (распределение прибыли между участниками) в размере не менее 50% чистой прибыли, в общем количестве таких хозяйственных обществ» (далее – показатель 6);

показатель 6.1 «Совпадение сведений реестра федерального имущества
и иных государственных информационных систем, содержащих сведения
об объектах федерального имущества»;

показатель 6.2 «Доля объектов имущества государственной казны Российской Федерации, вовлеченных в хозяйственный оборот, от общего количества объектов имущества государственной казны Российской Федерации на конец отчетного года»;

показатель 6.3 «Доля проданных объектов имущества государственной казны Российской Федерации, подлежащих продаже в соответствии
с прогнозным планом (программой) приватизации»;

показатель 6.4 «Площадь земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых сформированы и уточнены границы,
а также внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости»;

показатель 6.5 «Количество предоставленных в аренду земельных участков, распоряжение которыми осуществляет Росимущество»;

показатель 6.6 «Количество хозяйственных обществ с участием Российской Федерации и федеральных государственных унитарных предприятий»;

показатель 6.7 «Доля проданных пакетов акций акционерных обществ
и долей участия в хозяйственных обществах, подлежащих продаже
в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации»;

показатель 6.8 «Доля хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, федеральных государственных унитарных предприятий, уровень рентабельности активов которых составляет не менее 85% от среднеотраслевого уровня, в общем количестве таких хозяйственных обществ и предприятий» (далее – показатель 6.8).

Представленные показатели полностью соответствуют цели
подпрограммы 6.

Кроме того, отмечаем, что показатель 6.8 характеризует рост стоимости активов государственных компаний, показатель 6 – рост доходов от управления государственными компаниями в части дивидендных выплат. Достижение пороговых значений данных показателей направлено на максимизацию доходов федерального бюджета от использования имущества.

Дополнительно отмечаем, что в структуре доходов федерального бюджета, администрируемых Росимуществом, дивидендные выплаты составляют более 90%.

Учитывая изложенное, корректировка показателей, характеризующих реализацию подпрограммы 6, не требуется.

3.

Подпунктом Ж, пункта 1 Проекта ожидаемые результаты реализации программы скорректированы с «либерализация условий по обязательным видам страхования, прежде всего по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с учетом индивидуальных особенностей каждого страхователя» на «актуализация условий для эффективного развития страховой отрасли». В связи с тем, что данные изменения в корне меняют ожидаемый результат по данному пункту, необходимо уточнить основания для такого изменения, при том, что ни в тексте Проекта, ни в пояснительной записке указанные основания не приводятся.

На достижение ожидаемого результата «либерализация условий по обязательным видам страхования, прежде всего по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с учетом индивидуальных особенностей каждого страхователя» подпрограммы 5 «Развитие законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков, валютного регулирования и валютного контроля, драгоценных металлов и драгоценных камней» (далее – подпрограмма 5) направлено контрольное событие 5.1.1.1 детального плана-графика реализации госпрограммы № 39[1] «Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в части либерализации тарификации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств)» (далее – контрольное событие 5.1.1.1), которое исполнено в 2020 году (принят Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Таким образом, указанный ожидаемый результат подлежит исключению из подпрограммы 5 в связи с его достижением в рамках выполнения контрольного события 5.1.1.1.

Вместе с тем в связи с фактическим прекращением реализации в 2020 году Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации
до 2020 года[2] и исполнением предусмотренных Планом ее реализации мероприятий в настоящее время ведется работа над документом стратегического планирования, который будет определять приоритетные направления в страховой отрасли на очередной период.

В этой связи ожидаемым результатом реализации подпрограммы 5 госпрограммы № 39 в сфере страховой деятельности является «актуализация условий для эффективного развития страховой отрасли».

4.

Проектом предусмотрены ряд изменений, касающихся объема бюджетных ассигнований (пп. Д, пп. Е п. 1; пп. В, п. 2; пп. В, п. 3 и т.д.). Для данных изменений ни в тексте Проекта, ни в пояснительной записке такие основания не приводятся, в связи с чем возникают сомнения в их целесообразности.

Изменения в госпрограмму № 39 вносятся в целях ее приведения
в соответствие с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон о бюджете) во исполнение требований абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы № 39 указаны
в соответствии с положениями Закона о бюджете.

 

[1] Утвержден приказом Минфина России от 17.04.2020 № 154 «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

[2] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р