Особое мнение членов Общественного совета в отношении проекта Плана Минфина России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2022 год

скачать (DOCX, 23.17 KB)
Опубликовано: 15.12.2021Изменено: 15.12.2021
Особое мнение членов Общественного совета в отношении проекта Плана Минфина России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2022 год Скачать

Предложения

Результаты рассмотрения

Ответственный департамент

Зверев С.А.

1

В предложенном документе полностью отсутствует тема финансовой грамотности, при том что программа по ней отдельно рассматривалась на ОС и публичный характер её реализация является,
в том числе, частью реализации концепции открытости Минфина.

Я считаю, что на это необходимо обратить внимание коллег
и предложить внести изменения.

В настоящее время на официальном сайте Минфина России функционирует раздел, посвященный финансовой грамотности, в котором размещаются информационные материалы, связанные с деятельностью Минфина России
и иных организаций, принимающих участие в реализации Стратегии повышения финансовой грамотности
в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р
(далее – Стратегия).

Вместе с тем в соответствии с детальным планом-графиком реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденным приказом Минфина России от 19 января 2021 г. № 10
(с изменениями от 30 сентября 2021 г. № 416), в 2022 году будет создана новая версия официального сайта Минфина России, включающая обновленный раздел, посвященный
финансовой грамотности, в котором будет размещаться,
в том числе следующая информация:

- Стратегия;

- План мероприятий («дорожная карта») второго этапа реализации Стратегии на 2021 – 2023 годы;

- доклады о ходе реализации в соответствующем году Стратегии;

- информация о деятельности Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии (далее – Комиссия), а также профильных комитетов, созданных при Комиссии;

- гиперссылка на портал «МоиФинансы», поддерживаемый Минфином России и содержащий информационно-просветительские материалы по тематике финансовой грамотности для различных целевых групп населения;

- перечень образовательных организаций высшего образования, на базе которых осуществляют деятельность федеральные методические центры повышения финансовой грамотности населения (включая соответствующие гиперссылки на страницы указанных организаций);

- информация о Дирекции финансовой грамотности
Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, которая определена со стороны Министерства финансов Российской Федерации координатором реализации мероприятий Стратегии на 2021 – 2023 годы.

Учитывая изложенное, информация о деятельности Минфина России и иных организаций, принимающих участие в реализации Стратегии, размещена в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем включение соответствующий мероприятий в проект плана не требуется.

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Лисин В.С.

2

Считаем необходимым предложить Минфину России выступить
с предложением к Аппарату Правительства Российской Федерации
о снятии поручения о необходимости ежегодной подготовки данного плана.

По сути инициатива уже свернута, и подготовка Минфином России данного плана является формальностью.

2. В случае, если Минфин России действительно заинтересован в реализации открытости в финансово-бюджетной сфере,
в которой он реализует регулирующие полномочия, то можно было бы рекомендовать построить план иным образом.

При составлении плана необходимо сосредоточиться на 2-5 конкретных инициативах в сфере прозрачности финансовой политики, описав конкретные предложения министерства и план действий
по их реализации.

В качестве таких инициатив можно предложить (согласно лучшим мировым практикам стран-членов Open Government Partnership):

– партисипаторное бюджетирование – конкретные инициативы
по определению приоритетов расходования отдельных статей с помощью участия гражданского общества;

– прозрачность расходования налоговых поступлений - например,
в части НДФЛ (какая часть НДФЛ каждого человека в среднем затрачивается на какие нужды в %);

– открытые данные - перечисление конкретных наборов данных
и срока их подготовки и раскрытия;

– понятный бюджет - продолжение инициативы бюджета
для граждан с более подробным представлением проекта бюджета
в понятной форме;

– раскрытие результатов существенных налоговых изменений – описание того, как изменились поступления и на какие цели расходовались, какие результаты достигнуты и др.

В дополнение, в качестве примера можно рассмотреть план действий по открытости Канады (https://www.opengovpartnership.org/documents/canada-action-plan-2018-2020/f) или США (https://www.opengovpartnership.org/members/united-states/commitments/US0107/).

В 2021 году Минфином России продолжена работа
по реализации принципов и механизмов (инструментов) открытости, предусмотренных Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р.

Реализованные в течение 2021 года мероприятия, предусмотренные Планом Минфина России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2021 год, позволили поддержать ведущие позиции в рейтингах, формируемых в сфере открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Счетная палата Российской Федерации
(далее – Счетная палата) совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений ежегодно проводят экспертный анализ и оценку уровня открытости федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой публикуются доклад, рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти и рекомендации
по повышению уровня открытости. В соответствии
с докладом Счетной палаты «Открытость государства
в России – 2020» Минфином России в 2020 году обеспечен средний уровень открытости «CBC». В октябре-декабре 2020 года Счетная палата провела серию методологических совещаний с ответственными за разные аспекты открытости сотрудниками федеральных органов исполнительной власти. На них были подробно разобраны все критерии, по которым оценивалась открытость, а также лучшие практики ведомств. По итогам этих обсуждений
и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти методика исследования была дополнена. Так, Минфином России в 2021 году обеспечен высокий уровень открытости «AAB».

Важной характеристикой следующего этапа открытости является усиление координации этой работы
со стороны Правительства Российской Федерации.
В соответствии с докладом «Открытость государства
в России – 2019», общепризнанным в мировой практике подходом к развитию открытости является «централизация» открытости, координация этой работы
на уровне всего правительства, с учетом разных требований по открытости для разных ведомств.

Таким образом, концепция открытости федеральных органов исполнительной власти в настоящее время
не теряет свою актуальность и ежегодно реализуется Минфином России в целях повышения уровня открытости.

Департамент проектного управления и развития персонала