Информация о рассмотрении Протокола № 12 от 5-12.10.2021 заочного заседания Общественного совета при Минфине России

скачать (DOCX, 20.56 KB)
Опубликовано: 12.11.2021Изменено: 12.11.2021
Информация о рассмотрении Протокола № 12 от 5-12.10.2021 заочного заседания Общественного совета при Минфине России Скачать

Особое мнение членов общественного совета

Позиция Минфина России и Гохрана России

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Юргенс И.Ю.

Хотелось бы, чтобы в дальнейшем появилась мера воздействия в виде предписания (как минимум) и более серьезные меры, вплоть до ограничения деятельности.

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная в первую очередь на предупреждение нарушений обязательных требований посредством профилактики их нарушений (статья 1).

Статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что профилактические мероприятия направлены, в том числе, на устранение условий, причин, факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Таким образом, проведение профилактических мероприятий направлено на предупреждение и недопущение нарушений обязательных требований организациями, т.е. результаты их проведения не устанавливают факт нарушений обязательных требований. Кроме того, выдача предписаний по результатам проведения профилактических мероприятий не предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 «О федеральном государственном пробирном надзоре» выдача предписаний предусмотрена в случае выявления нарушений обязательных требований при проведении мероприятий, установленных ежегодно утверждаемыми Минфином России графиками их проведения, и не устраненных до окончания проведения мероприятий.

С учетом изложенного предложение о выдаче предписаний или ограничении деятельности организаций по результатам проведения профилактических мероприятий учесть в проекте приказа Минфина России не представляется возможным.

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации – Хоружий Л.И.

Проект программы профилактики рисков на 2022 год разработан в соответствии с порядком, установленным Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностей (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №990) (далее - Правила). Перечень разделов и объем информации, раскрываемый в каждом из разделов, отвечают требованиям, установленными Правилами

Учтено проектом приказа Минфина России.

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации – Лисин В.С.

Представленный документ носит формальный характер и не будет способствовать снижению уровня риска в сфере оборота драгоценных камней. Считаю необходимым провести обсуждение с поднадзорными субъектами и сформировать конкретный перечень мероприятий, которые позволят минимизировать нарушения в регулируемой сфере. Так, например, представляется целесообразной переработка документа по следующим направлениям:

  1. В отношении анализа текущего состояния

- Перечислить перечень конкретных проблем на производственных объектах, из-за которых в оборот поступают камни с недостоверными параметрами.

- Привести оценку существующих нарушений в денежном выражении в масштабах отрасли (в абсолютном выражении и в процентном от размера отрасли).

- Выделить топ-10 причин возникновения указанных проблем (нарушений).

  1.  В отношении перечня профилактических мероприятий.

По каждому блоку мероприятий выделить не менее пяти конкретных действий Гохрана России, которые направлены на устранение выявленных в рамках первого блока причин возникновения проблем. Например, не просто указать «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований», а конкретно способ, предмет (содержание) и сроки данных консультаций.

  1.  В отношении КПЭ

Установить только два КПЭ: (1) минимизация стоимости некачественных камней на Х%, (2) минимизация соответствующих проверок и предписаний (т.к. профилактические мероприятия как раз и направлены на разъяснение и уменьшение числа неумышленных нарушений).

Предметом постоянного государственного контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований организациями именно в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней. Уполномоченные должностные лица Гохрана России ежедневно (постоянно) проводят соответствующие мероприятия, установленные ежегодно утверждаемыми Минфином России графиками их проведения, в отношении добытых драгоценных камней на предмет соответствия их классификационных и стоимостных параметров. В случае выявления несоответствий классификационных и стоимостных параметров драгоценных камней при проведении мероприятий организации устраняют выявленные несоответствия до окончания проведения мероприятий. В случае неустранения выявленных несоответствий, организации выдается предписание. До выполнения предписания (устранения выявленных несоответствий) драгоценные камни в оборот не поступают.

1. В отношении анализа текущего состояния.

- В разделе I «Анализ текущего состояния» проекта приказа Минфина России обозначается наиболее значимый риск в деятельности организаций, а именно поступление в оборот драгоценных камней с недостоверными классификационными и стоимостными параметрами. В тоже время в разделе указываются конкретные проблемы, выявленные при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в 2021 году и не относящиеся к наиболее значимому риску в деятельности организаций.

Осуществление уполномоченными должностными лицами Гохрана России постоянного государственного контроля (надзора) с соблюдением норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими его осуществление, в оборот поступают драгоценные камни, классификационные характеристики и первичная оценка которых всегда соответствуют нормативным правовым актам и нормативно-техническим документам организаций.

Оценка существующих нарушений в денежном выражении в масштабах отрасли (в части правильности определения классификационных характеристик и первичной оценки драгоценных камней) осуществляется уполномоченными должностными лицами Гохрана России и отражается в докладе об осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), ежегодно представляемом в Минфин России.

Причина возникновения нарушений обязательных требований, в части несоответствий классификационных характеристик и первичной оценки драгоценных камней, выявляемых уполномоченными должностными лицами Гохрана России при проведении мероприятий, установленных ежегодно утверждаемыми Минфином России графиками их проведения, зависит от человеческого восприятия драгоценных камней, так как определение классификационных характеристик драгоценных камней осуществляется визуальным (органолептическим) методом их сравнения с образцами драгоценных камней в различные временные (световые) периоды.

На предотвращение таких проблем (нарушений) и направлена деятельность по организации и проведению профилактических мероприятий, которые в свою очередь способствуют предупреждению нарушений обязательных требований.

2. В отношении перечня профилактических мероприятий.

Виды профилактических мероприятий, а также действия, которые могут осуществляться должностными лицами контрольного (надзорного) органа, установлены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (глава 10).

Каждое профилактическое мероприятие содержит исчерпывающий перечень действий уполномоченных должностных лиц Гохрана России в рамках каждого профилактического мероприятия. В частности, в рамках мероприятия «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований» указаны способы его осуществления: посредством информационных встреч, видео-конференц-связи, по телефону.

Отражение конкретики в рамках мероприятия «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований» не представляется возможным, так как на практике способ, предмет (содержание) и сроки данных консультаций определяются по мере необходимости и возникновения самого предмета консультации (в том числе по просьбе организации), который невозможно предвидеть.

3. В отношении КПЭ.

(1) В связи с тем, что в оборот поступают драгоценные камни, классификационные характеристики и первичная оценка которых всегда соответствуют нормативным правовым актам и нормативно-техническим документам организаций, не представляется возможным ввести показатель минимизации стоимости некачественных драгоценных камней.

(2) Постоянный государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченными должностными лицами Гохрана России посредством проведения мероприятий в соответствии с графиками их проведения, ежегодно утверждаемыми Минфином России, непрерывно в течение года. Проверки при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) отсутствуют.

С учетом изложенного не представляется возможным ввести показатель минимизации количества мероприятий.

Так как нормы действующего законодательства направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений обязательных требований, постоянный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с данным направлением. Уполномоченные должностные лица проводят большую работу в рамках профилактических мероприятий, за счет чего минимизируется количество возможных предписаний. Результаты данной работы отражены в показателях, представленных в рассматриваемом проекте приказа Минфина России.