Информация о рассмотрении Протокола № 10 от 5-11.08.2021 заочного заседания Общественного совета при Минфине России
Особое мнение членов Общественного совета |
Позиция Министерства финансов Российской Федерации |
---|---|
Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Климанов В.В. |
|
В проекте не заложен целый ряд мероприятий, связанных с развитием федеративных отношений, в том числе по совершенствованию системы разграничения полномочий, определению механизмов распределения дотаций на сбалансированность, отсутствует информация про горизонтальные межбюджетные отношения, которые хотя и не являются инструментом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с субъектами Российской Федерации, тем не менее выступают предметом бюджетного регулирования. |
В соответствии с разделом II стратегических приоритетов в сфере реализации государственной программы, утверждаемых проектом постановления, к приоритетам государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами отнесено совершенствование системы разграничения полномочий между органами публичной власти. Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231, в связи с этим включение в проект постановления задач по определению механизмов распределения дотаций на сбалансированность считаем нецелесообразным. Статьей 138.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления "горизонтальных" субсидий (субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации). Таким образом, задача по стимулированию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к межрегиональной кооперации и интеграции (в том числе путем введения "горизонтальных" межбюджетных трансфертов) реализована, в связи с этим включение ее в состав приоритетов в сфере реализации государственной программы считаем нецелесообразным. |
Цель 3, связанная с сокращением уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации, касается только мероприятий по работе с бюджетными кредитами. Непонятными являются как целевой индикатор (27 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году), так и общий подход в рамках достижения данной цели, так как предлагаемые меры могут быть сдерживающим фактором для заемного финансирования наиболее обеспеченных субъектов Российской Федерации. |
Ожидаемым результатом цели 3 является сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году за счет эффекта от реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Отмечаем, что ограничения по группам долговой устойчивости установлены статьями 103, 107, 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Установление дополнительных ограничений для заемного финансирования в отношении наиболее обеспеченных субъектов Российской Федерации, имеющих низкий уровень долговой нагрузки, в целях достижения указанных значений показателя не предусматривается. |
Цель 7, включая ее ожидаемые результаты, определяется через административно устанавливаемое значение показателя. При этом запланированные в рамках достижения данной цели мероприятия уже реализуются в настоящее время. |
Ожидаемый результат цели 7 в виде ежегодного поощрения 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" соответствует Положению о Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. № 815. При этом важной задачей является дальнейшая популяризация конкурса и вовлечение в него максимального количества муниципальных образований в целях повышения качества представляемых конкурсных заявок. Одним из направлений деятельности в сфере реализации цели 7 является стимулирование применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления, выявленных на Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика". |
Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Лисин В.С. |
|
В рамках государственной программы в целях достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" предусматривается реализация ряда мероприятий, в том числе запуск усовершенствованного механизма инвестиционного налогового вычета в целях поддержки региональных инвестиционных проектов и зон развития. В целях стимулирования увеличения объемов частных инвестиций, необходимых в том числе для реализации национальных целей развития Российской Федерации и комплекса стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития предлагаю предусмотреть мероприятия по продлению действия инвестиционного налогового вычета (ИНВ) минимум на 10 лет, а также предусмотреть повышение эффективности механизма ИНВ, а именно: перевод инструмента на федеральный уровень с установлением единых и прозрачных правил его применения на территории России, введение компенсации регионам со стороны федерального центра части выпадающих доходов из-за введения ИНВ. |
Вопросы изменения налогового законодательства увязаны со стратегическими приоритетами государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и должны рассматриваться в рамках указанной государственной программы. Учитывая, что на основании пункта 1 статьи 2861 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) инвестиционный налоговый вычет уменьшает непосредственно сумму налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, то, по мнению Минфина России, предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по его введению на соответствующей территории, а также по установлению отдельных условий, предусмотренных пунктом 6 статьи 2861 Кодекса, является обоснованным. В этой связи предложение о переводе инвестиционного налогового вычета на федеральный уровень не поддерживается. |
В рамках последних и анонсируемых налоговых решений (очередное увеличение НДПИ) дополнительные налоговые поступления изымаются в федеральный бюджет, что может свидетельствовать о снижении эффективности управления региональными и муниципальными финансами. Считаю необходимым предусмотреть в рассматриваемом проекте постановления параметры анонсируемых налоговых изменений, оказывающих влияние на федеративные отношения. В случае, если такие изменения оказывают негативное влияние на федеративные отношения, считаю необходимым предусмотреть в проекте постановления подходы по минимизации такого негативного влияния. |
Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом. Соответственно, его налоговое и бюджетное регулирование, в том числе в части определения объектов налогообложения, налоговой базы, размера налоговой ставки, нормативов распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне. Предложения по минимизации последствий для субъектов Российской Федерации принимаемых решений по федеральным налогам необходимо представлять при проработке проектов соответствующих законодательных актов в соответствии с установленным порядком принятия таких актов. В связи с этим установление в государственной программе дополнительных мер на основании анонсов нецелесообразно. |
Отмена консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) с 2023 года повлечет негативные последствия для бюджетов ряда регионов, у которых резко снизятся налоговые доходы из-за изменений в распределении налога на прибыль. Целесообразно уже сейчас предусмотреть способы снижения негативных последствий отмены КГН, в том числе в рассматриваемом проекте постановления, либо принять решение о продлении режима КГН. |
С учетом поступающих от бизнес-сообщества обращений по вопросу отмены института КГН Минфином России при участии ответственных участников КГН в настоящее время проводится анализ и оценка возможных последствий для бюджетов субъектов Российской Федерации в случае отмены института КГН с 1 января 2023 года. Отражение в проекте постановления решений возможно только после принятия соответствующих решений на уровне Правительства Российской Федерации. |
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная