Ответ Минфина России на предложение членов Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации

Опубликован в разделе: Архив
скачать (PDF, 3.39 MB)
Опубликовано: 22.09.2017Изменено: 22.09.2017
Ответ Минфина России на предложение членов Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации Скачать

Председателю
Общественного совета
при Министерстве финансов
Российской Федерации
П.А. Кадочникову

Уважаемый Павел Анатольевич! 

Минфин России в соответствии с Протоколом заочного заседания Общественного совета при Минфине России от 8–15 февраля 2017 г. № 4 рассмотрел предложения членов общественного совета по Плану-графику нормативно-правовой работы Минфина России на 2017 год и на среднесрочную и долгосрочную перспективу и сообщает следующее.

1. В отношении предложений А.В. Мурычева в части дополнения Плана-графика общественно значимых нормативных правовых актов Минфина России на 2017 года, а также Плана-графика нормативно-правовой работы Минфина России на среднесрочную и долгосрочную перспективу проектом федерального закона, предусматривающим введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что в настоящее время главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для налогоплательщиков, осуществляющих инвестиционную деятельность, уже предусмотрены существенные налоговые преференции.

Механизм предоставления данных преференций осуществляется в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП), территорий опережающего развития (ТОСЭР), предполагающих создание новых и (или) реконструкцию и модернизацию существующих производств.

Указанные механизмы предусматривают освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и значительное снижение ставки налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в течение определенного времени и при выполнении определенных условий.

Так, для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статус резидента свободного порта Владивосток, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%, в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором, в соответствии с данными налогового учета, была получена первая прибыль. В этот же период размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5%. В течение следующих пяти налоговых периодов размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации не может быть менее 10%.

С 1 января 2017 года для налогоплательщиков, которые осуществили капитальные вложения (в определенном размере) в создание или модернизацию основных средств, появилась возможность уплачивать уменьшенный налог на прибыль организаций, исчисленный с применением пониженных ставок налога, в течение периода, пока сумма недоплаченного налога не станет равна сумме осуществленных капитальных вложений.

При этом для вышеуказанных налогоплательщиков предоставляется возможность обнуления ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в федеральный бюджет.

Также, с 1 января 2017 года организации, заключившие специальный инвестиционный контракт в соответствии с Федеральным законом                     от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций.

Кроме этого существует возможность использования механизма «амортизационной премии» (единовременное уменьшение налоговой базы на капитальные вложения в размере 10% (для отдельных объектов – 30%) суммы инвестиций в объекты основных средств), а также применения повышающих коэффициентов к норме амортизации.

Учитывая, что положения главы 25 НК РФ уже содержат достаточное количество преференций инвестиционного характера, введение дополнительных инвестиционных льгот по налогу на прибыль организаций нецелесообразно.

2. В отношении предложений А.В. Мурычева в части дополнения Плана-графика общественно значимых нормативных правовых актов Минфина России на 2017 года, а также Плана-графика нормативно-правовой работы Минфина России на среднесрочную и долгосрочную перспективу проектом федерального закона, предусматривающим возврат на федеральный уровень льготы по налогу на движимое имущество, принятое на учет в компании с 1 января 2013 года.

Статьей 381.1 НК РФ предусмотрено, что с 1 января 2018 года налоговая льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, применяется на территории субъекта Российской Федерации только в случае принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации.

Данная норма введена в рамках реализации Основных направлений налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, предусматривающих поэтапную отмену установленных на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам, за исключением льгот, имеющих социальный характер, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.

Применение указанного механизма будет способствовать увеличению доходов субнациональных уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также расширению полномочий соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки.

3. В отношении предложений А.В. Мурычева в части дополнения Плана-графика общественно значимых нормативных правовых актов Минфина России на 2017 года, а также  Плана-графика нормативно-правовой работы Минфина России на среднесрочную и долгосрочную перспективу проектом федерального закона, предусматривающим подготовку предложений, обеспечивающих сохранение основных параметров налоговой системы на срок 10 лет.

Указанное предложение противоречит поручению, озвученному Президентом Российской Федерации Послании Федеральному Собранию 2016 года, а именно «детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы». В связи с чем, не ясна целесообразность включения в План предлагаемого законопроекта.

4. В отношении предложений М.С. Мальцева в части дополнения Плана-графика нормативно-правовой работы Минфина России на 2017 года проектом федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части признания сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих специальную систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога плательщиками налога на добавленную стоимость».

Согласно письму Аппарата Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 г. № П13-2542 в соответствии с решением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова принято решение о нецелесообразности разработки проекта федерального закона о предоставлении права налогоплательщикам, применяющим единый сельскохозяйственный налог, признаваться плательщиками налога на добавленную стоимость.

В связи с этим указанное предложение по дополнению Плана-графика нормативно-правовой работы Минфина России на 2017 год не поддерживается.

В части дополнения Плана-графика нормативно-правовой работы Минфина России на 2017 года проектом федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части возможности применения дифференцированных ставок налога на добавленную стоимость при экспорте» сообщаем, разработка законопроекта направлена, в том числе, на защиту масложировой отрасли от вывоза сырья в условиях дефицита на внутреннем рынке, усугубляемом  активным ростом экспорта в связи со снижением экспортной пошлины на экспорт подсолнечника в рамках исполнения обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией по ее снижению.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта,  применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, в настоящее время для всех налогоплательщиков-экспортеров сырья, в том числе экспортеров масложировой отрасли, установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В связи с этим предложение о применении дифференцированных ставок налога на добавленную стоимость при экспорте товаров не поддерживается.

5. Особое мнение А.В. Мурычева в части дополнения Плана-графика нормативными правовыми актами, которые будут разработаны во исполнение плана мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования (утвержден 28 октября 2016 г. № 8245п-П13) (далее – План мероприятий). В частности, реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета и реестры источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В настоящее время Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в целях совершенствования законодательного регулирования вопросов установления и изменения неналоговых платежей, поступающих в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выявленных в ходе их инвентаризации, в  соответствии с пунктом 5 Плана мероприятий подготовлено изменение в статью 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающее расширение общих требований к правовым актам, устанавливающим (изменяющим) такие платежи.

Данное изменение включено в проект поправок Правительства Российской Федерации ко второму чтению проекта федерального закона
№ 45980-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (принят Государственной Думой в первом чтении 25 января 2017 г.).

В рамках реализации Плана мероприятий в 2017 году планируется продолжение работы по урегулированию отдельных вопросов, в том числе в части совершенствования правого регулирования отношений, связанных с уплатой платежей.

В этой связи решение о включении в План-график  нормативных правовых актов регулирующих вопросы данного направления будет принято после рассмотрения Государственной Думой поправок к вышеназванному законопроекту. Обсуждение данных вопросов будет осуществляться на заседаниях рабочей группы действующей в Минэкономразвития России.

6. В отношении предложений С.Ю. Белякова по реализации концепции ИПК.

Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части формирования пенсионного плана ИПК в системе негосударственного пенсионного обеспечения) включен в раздел I Плана-графика нормативно-правовой работы Минфина России на 2017 год.

В настоящее время подготовлена и направлена на согласование Концепция проекта федерального закона. После получения соответствующих согласований Концепция будет направлена в Правительство Российской Федерации для принятия решения о целесообразности подготовки проекта федерального закона.

После одобрения Правительством Российской Федерации Концепции полагаем возможным включить проект федерального закона в План-график нормативно-правовой работы Минфина России на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

7. В отношении особого мнения В.В. Климанова по синхронизации Плана-графика с заявленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2017 год в части ориентации налоговой системы на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создание конкурентных условий для развития предприятий, упорядочивание фискальных льгот, отказ от неэффективных инструментов.

Минфином России проведена работа по инвентаризации и оценке существующих льгот и преференций, как в части налоговых поступлений, так и по таможенным платежам и страховым взносам. Подготовлен детальный отчет и прогноз объемов и структуры налоговых и неналоговых расходов в период 2014-2019 годов.

Был разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект «дорожной карты» по совершенствованию учета и оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов (письмом Минфина России от 21 февраля 2017 № 01-02-01/23-9992), в рамках мероприятий дорожной карты в 2017 году запланировано создание нормативной базы для регулярной оценки, прогнозирования и анализа эффективности налоговых и неналоговых льгот, их учета в государственных программах.

Включение в План -график нормативных правовых актов, регулирующих вопросы упорядочивания налоговых льгот и преференций, оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов, будет принято на основе решения Правительства Российской Федерации по представленной «дорожной карте».

Кроме того, Минфин России осуществлял функции ответственного исполнителя государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (далее – государственная программа), в соответствии с приказом от 16 ноября 2016 г. № 496.

Во исполнение пункта 70 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 1 марта 2016 г. № 1349п-П13, поручений Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № ИШ-П13-3807, от 9 ноября 2016 г. № ИШ-П13-6701 (пункт 97), письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № П9-14033 письмом Минфина России от 27 февраля 2017 г. № 01-02-01/02-10737 в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

При этом государственная программа в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 (далее – Порядок), была рассмотрена на Общественном совете при Минфине России (протокол заочного заседания от 8-13 февраля 2017 г. № 2) и прошла процедуры общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с положениями Порядка, в течение двадцати дней после утверждения государственной программы, должен быть разработан и утвержден приказом Минфина России детальный План-график реализации государственной программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, включающий все мероприятия по разработке нормативных правовых актов в рамках государственной программы. В этой связи План-график нормативно-правовой работы Минфина России на 2017 год должен быть увязан с вышеуказанным детальным планом-графиком в части перечня планируемых к разработке нормативных правовых актов, сроков разработки и ответственных лиц.

Приложение: на 8 л.

Ю.И. Зубарев

Исп.: А.С. Морозова
т. 8 (495) 913-47-77
8 (495) 983-38-88 доб. * 3801