Выступление заместителя губернатора Владимирской области В.П. Кузина

Опубликован в разделе: 2017 год
скачать (DOCX, 31.39 KB)
Опубликовано: 25.05.2017Изменено: 25.05.2017
Выступление заместителя губернатора Владимирской области В.П. Кузина Скачать
Выступление заместителя губернатора Владимирской области

В.П. КУЗИНА


Уважаемый Антон Германович, уважаемые участники коллегии! Действительно, Владимирская область относится к числу экономически развитых субъектов развитых субъектов Российской Федерации. У нас преобладает городское население. При численности 1,4 млн. человек только около 20% проживают в сельской местности.

По бюджетной обеспеченности регион находится на 59 позиции, то есть можно приблизительно сказать, насколько мы богаты бюджетом. При общих доходах 62 млрд. рублей объем всех видов финансовой помощи из федерального бюджета менее 12 млрд. или 19%. При этом на протяжении всех последних лет сохраняется устойчивая тенденция роста собственных налоговых доходов консолидированного бюджета. Только за последние два года их рост превышает среднероссийский.

В нашей области успешно реализуется стратегия экономического развития. По сути, дела на ней мы и формируем, ее и берем в основу для формирования бюджета. Последние три года валовый региональный продукт демонстрирует устойчивый рост во всех секторах экономики. По предварительной оценке в 2016 году он составит 102,3%, внешний торговый оборот увеличен на 10,3%, экспорт вырос в 1,3 раза.

 Создан благоприятный инвестиционный климат. Это способствует привлечению не только отечественных, но и иностранных инвестиций. За все годы антироссийских санкций ни один иностранный инвестор не покинул наш регион. Общий объем инвестиций в прошлом году превысил 80 млрд. рублей. Создано вновь свыше 1,5 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. На каждый рубль налоговых расходов инвестиционного характера получено 2 рубля налоговых доходов. По сути, дела все региональные льготы носят исключительно инвестиционный характер, и других льгот у нас практически не было уже давным-давно, мы их не применяем.

Существенный вклад в стабилизацию ситуации в экономике региона вносит проводимая бюджетная политика. Правильно было отмечено, что, именно, на нее инвестирует и реальный сектор, и инвесторы. Ну, а целью главной этой политики является долгосрочная устойчивость как областных, так и местных бюджетов. Безусловно, состояние региональных финансов напрямую зависит от скоординированных усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. И не случайно за последние годы эти вопросы находятся в числе приоритетов в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию.

Для Владимирской области главный посыл высшего должностного лица нашего государства «жить по средствам» является не фигурой речи, а базисом нашей бюджетной политики. Наш принцип «не создавать видимость благополучия на стадии формирования бюджета». Это как бы отвечая на тот вопрос, который задавали, а добиваться стабильности его через организацию исполнения. И главный инструмент в этой работе – повышение эффективности управления бюджетными расходами.

За последние годы в регионе не принято ни одного бюджетного обязательства без наличия реальных источников. В начале каждого бюджетного цикла инвентаризуются все действующие расходные обязательства на предмет соответствия их Конституции, федеральному и областным законам. Обязательным условием является наличие оценки их эффективности. Требования, к вновь принимаемым расходным обязательствам, включают наличие нормативно-правового акта, и принимаются эти обязательства только в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Бюджетной комиссией, размер которых исходит из разницы между консервативной оценкой по доходам и утвержденным объемом действующих бюджетных обязательств.

Внедряя метод проектного подхода в бюджетном процессе в части работы с государственными программами, Бюджетная комиссия требует обоснования заявленных программных расходов с привязкой к целям и результатам, утвержденным стратегией экономического и социального развития региона. Сегодня объем наших программных расходов уже превышает 95%.

Защита отраслями своих бюджетных заявок проводится с учетом исполнения отраслевых сегментов плана оздоровления государственных финансов. У нас кроме общего плана каждая отрасль имеет свой план, вытекающий из этого задания. Для одних – это рост администрируемых доходов, для других оптимизация расходов. Особую роль в реализации плана губернатор отводит финансовому органу, как и сегодня, премьер-министр также отводит Министерство финансов. Он отвечает не только за разработку и организацию исполнения бюджета. В его компетенции весь комплекс внутриобластных межбюджетных отношений, реализация мероприятий по сокращению не только государственных, но и оптимизация коммерческих заимствований муниципальных образований. Пока на этом этапе мы ставим себе эту задачу. В зоне ответственности и соблюдения норматива по расходам на государственное и муниципальное управление. То есть работать не числом, а умением.

Итоги 2016 года и всех последних лет свидетельствует о результатах работы в этом направлении. Во Владимирской области, как уже было сказано Антоном Германовичем, исполняются все публичные, гражданско-правовые обязательства в целом по области, включая все муниципальные образования, отсутствует просроченная кредиторская задолженность по всему кругу бюджетных обязательств. Это не один год, это уже два года, но и предыдущий третий год у нас был на самом минимальном уровне, и составлял 0,1%.

И сбалансированность бюджета, безусловно, позволила на полном объеме исполнять майские 2012 года Указы Президента Российской Федерации. В непростых экономических условиях мы увеличили поддержку ряда отраслей реального сектора экономики. В первую очередь, это относится к дорожной отрасли, сельскому хозяйству, поддержке малого и среднего бизнеса.

Справедливости ради следует отметить, что в решении этих задач мы получили реальную поддержку и федерального бюджета. Исполнение обязательств муниципальными образованиями стало следствием увеличения финансовой помощи из областного бюджета. Но эта помощь точечная и адресная, в первую очередь, это поддержка направляется на реализацию программы энергосбережения, несмотря на отмены на федеральном уровне прекращения действия этой программы, у нас в регионе она действует, в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Укрепление материальной базы муниципальных учреждений культуры, спорта и образования. Ну и значительную поддержку получили муниципальные дорожные фонды.

Объем долга, как было отмечено, самый низкий в Центральном федеральном округе и один из самых низких в Российской Федерации. На начало года это было 3,7 млрд. рублей. На сегодня он чуть менее 3,2 млрд. рублей, то есть мы постоянно снижаем его и не наращиваем. При этом никогда у нас не было коммерческих  долгов. Вот принцип нашей бюджетной политики «не конкурировать с реальным сектором экономики на этом уровне заимствований с банками». Мы же, по сути, дела живем за счет налогов, которые платит реальный сектор экономики. И вот эта конкуренция  государственных институтов на этом рынке, она не совсем добросовестная и приводит к удорожанию для реальных предприятий и стоимости кредитных ресурсов, и их доступность. И поэтому эта практика никогда не принималась на территории нашего субъекта Российской Федерации. И как я, уже отвечая, сказал, что в расчете на душу населения мы 4-ые в России. На каждого жителя приходится с учетом муниципальных долгов чуть больше 4 тыс. рублей.

Базовый принцип нашей бюджетной политики в этом направлении «не жить в долг у будущих поколений». Губернатор Владимирской области Светлана Юрьевна Орлова, в прошлом зампред палаты регионов, как никто не понимает, чтобы не искать пути выхода из долгового кризиса, не мучиться этой проблемой, надо не допускать его, не попадать в эту долговую яму. То есть, опять «жить по средствам».

Как и большинство субъектов, мы работаем в условиях, как уже было выше сказано, ограниченных бюджетных ресурсов, о чем свидетельствует      59-ое место о нашей бюджетной обеспеченности. Именно поэтому, реализуя программу оптимизации, администрация начинает с себя, то есть с расходов на государственное управление. За последние три года их удельный вес собственных доходов консолидированного бюджета сократился с 2,7 до 2,3%. Эти расходы были и остаются одним из самых низких среди субъектов Российской Федерации.

В то же время мы отчетливо понимаем, что решение проблемы сбалансированности бюджетов регионов во многом зависит от межбюджетных отношений в Российской Федерации. Вообще с момента принятия первой редакции Бюджетного кодекса, межбюджетные отношения прошли большой путь. Реформировались много раз под задачи экономические, под решение конкретных проблем, которые вытекали в тот или иной период.

Сегодня по нашей оценке межбюджетные отношения представляются наиболее оптимальными и как минимум на среднесрочный период они не должны принципиально быть изменены. От их стабильности зависит и стабильность бюджетной политики регионов. Не можем мы выстраивать свою политику, не опираясь на этот базовый документ.

Я в отличие от других коллег, всегда поддерживал и поддерживаю позицию Минфина по заключению соглашений. Любая помощь из федерального бюджета должна сопровождаться обязанностью проводить ответственную бюджетную политику. В принципе на это и направлено это соглашение. Кстати, этот же принцип мы реализуем по отношению к нашим муниципальным образованиям. Безусловно, трансформируя ее уже в наши реальные условия.

И в связи с этим хотел бы обратить внимание, Антон Германович, и Правительство Российской Федерации на отсутствие в оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателей, характеризующие качества управления региональными финансами, включающих в себя и сокращение долговой нагрузки, и снижение кредиторской, нормативного содержание органов власти.

Сегодня на федеральном уровне полностью отсутствует практика поощрения субъектов за проведение ответственной бюджетной политики. То есть одно дело «кнут и пряник» призывать соглашение, но с другой стороны, и механизм поощрения. Без этого система никогда работать не будет.

Справедливости ради следует отметить, что в своей публичной декларации Минфин России в 2016 году эту тему обозначил, но пока практических шагов в его реализации, я, по крайней мере, еще не вижу.

Наши предложения. Мы всегда высказываем и очень активно наши предложения по решению проблемных вопросов, как части разграничения полномочий и нефинансируемых мандатов, принятых на федеральном уровне. И наше предложение, я полностью согласен с предложением предыдущего выступающего, моего коллеги, но я их передам просто в целях экономии времени в секретариат коллегии. И думаю, что они будут рассмотрены и на рабочих группах по межбюджетным отношениям.