Выступление заместителя председателя Правительства Ставропольского края – министра финансов края Л.А.Калинченко

Опубликован в разделе: 2017 год
скачать (DOCX, 29.24 KB)
Опубликовано: 25.05.2017Изменено: 25.05.2017
Выступление заместителя председателя Правительства Ставропольского края – министра финансов края Л.А.Калинченко Скачать
Выступление заместителя председателя Правительства Ставропольского края – министра финансов края
Л.А.КАЛИНЧЕНКО

Уважаемый Антон Германович, уважаемые коллеги! Ставропольский край такой типичный субъект Российской Федерации, средний по численности, по своему бюджету. И те же проблемы, которые  испытывают все субъекты Российской Федерации в настоящее время, они присущи и Ставрополью. Собственно говоря, имеющийся дисбаланс между доходами и расходами бюджета оставляет ощущение такого пребывания, как у Алисы в стране чудес. Только для того, чтобы оставаться на месте, нужно обязательно двигаться, иначе мы не сохраним тот уровень долга, который достигнут. Не сможем его снизить и скатимся вниз. Поэтому коротко хотелось бы о тех мероприятиях, которые проведены и намечаются к проведению … для того, чтобы долговую политику, скажем этот дисбаланс между доходами и расходами существенным образом сократить.

Только за последние два года мероприятия, которые были направлены на рост доходов консолидированного бюджета дали в целом более 3 млрд. рублей. Были увеличены ставки по транспортному налогу по всем категориям транспортных средств. Они доведены до среднероссийского уровня и почти 350 млн. рублей в год мы имеем по этому поводу прибавку.

Исчисление налога на имущество по торговым объектам с таким поэтапным увеличением ставки до максимально возможной, которая установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, и с одновременной инвентаризацией этих объектов дает в год краевому бюджету почти 160 млн. рублей.

Кроме этого, очень хорошее налажено взаимодействие с налоговыми органами. Мы вместе согласовываем план проверок, ориентируясь на риск-ориентированный подход при составлении этих планов, который позволяет нам, сравнивая налоговую нагрузку на те отрасли, которые есть в экономике Ставрополья, налоговую нагрузку в среднем по Российской Федерации, определять те точки, которые требуют наиболее пристального внимания налоговых органов.

Хочу сказать, что каждый год сумма в результате проведения контрольных мероприятий дополнительно взысканных в бюджет, составляет почти 1 млрд. рублей. Очень эффективная работа и мы благодарны налоговой службе за такую совместную деятельность. Мероприятия по оптимизации расходов проводились по двум направлениям.

Очень серьезно была проведена инвентаризация имеющихся расходных обязательств по мерам социальной поддержки, которая оказана гражданам. В результате в 16 законов Ставропольского края были внесены изменения, которые позволили только в течение одного года сократить расходы бюджета на сумму 771 млн. рублей. Это было очень тяжело, но, тем не менее, сделано. Увеличен краевой стандарт, максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 15 до 22%. В результате число получателей сократилось на 16%, а экономия составила 319 млн. рублей в год.

Ужесточены условия присвоения звания «Ветеран труда» Ставропольского края. Перевод на адресную, такую точечную поддержку по другим категориям. В результате за год численность получателей сократилась на 6%, а категория самая многочисленная «Ветеран труда» и которая ежегодно у нас росла, первый год 2016 показала сокращение, пускай, небольшое всего лишь на 5%, но, тем не менее, сокращение численности.

Сложно было отменить выплаты регионального материнского капитала, но, тем не менее, это тоже было сделано. И на сегодняшний день эта выплата не осуществляется. Не знаю, хорошо это уже или плохо. Вопрос дискуссионный. Но, тем не менее, такое расходное обязательство мы исключили. Единственная льгота, которую мы не смогли монетизировать из-за позиции краевой прокуратуры – это педагогическим работникам льгота на селе все-таки выплачивается у нас по факту и на сегодняшний день.

Расходы по содержанию сети государственных учреждений также были оптимизированы. За два года на 730 человек сокращена численность работающих с постепенным выбытием людей, которые выходили на пенсию. Понятно сократились все штатные должности и увеличивали одновременно нагрузку на основной персонал за счет увеличения наполняемости классов, групп и т.д. и т.д. Только расходы по оптимизации сети дали нам в течение двух лет 1 млрд. 175 млн. рублей экономии.

Хочу сказать, что у нас неплохой опыт, мне кажется, получился по централизации бухгалтерского учета. Причем мы его начали никак все субъекты с органов исполнительной власти, а начали с муниципальных образований, полагая синхронизировать работу по укрупнению муниципальных районов и поселений в городские округа с централизацией бухгалтерского учета. На сегодняшний день создано 20 централизованных бухгалтерий из 32 муниципальных образований. Происходит это этапами, но уже в 7 районах централизованная бухгалтерия полностью обслуживает не только все районные учреждения, но полностью берет на обслуживание поселения и составление бюджетной, бухгалтерской отчетности в поселениях тоже. Только за счет этого более 306 конкретных единиц на муниципальном уровне было сокращено. Централизованная бухгалтерия на краевом уровне начала работать с ноября прошлого года, и мы тоже надеемся на очень неплохие результаты.

Итогом этой работы стала улучшение показателей долговой устойчивости. 2017 год – первый год, когда мы в абсолютной сумме имеем возможность сократить дефицит регионального бюджета. И чувство долга «по-кавказски» как мы говорим, оно немножечко отпускает. Это когда понимаешь, что должен, но чувствуешь, что не отдашь. Оно у нас уже уходит. Мы понимаем, когда чувствуем себя более менее стабильно.

И заканчивая, хотелось бы что сказать. Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Минфин за инициативы, которые были потом поддержаны Правительством, за предоставление кредитов с учетом сроков их увеличения возможностью использования до 5 лет. Увеличение сроков пользования краткосрочными кредитами.

Отдельное спасибо за распределение средств межбюджетных трансфертов принято решение. Такой настойчивости в реализации этого решения – распределение непосредственно законом. Установление единого уровня софинансирования по всем видам субсидий. И то, что в текущем году, например, все-таки соглашения с боем, с определенными трудностями, но были заключены в начале года. Это, безусловно, такая как бы стабилизация работы, возможность ее прогнозировать на уровне финансовых органов, прежде всего, и в целом управления регионом.

Естественно, такие же мероприятия аналогичные мы проводим для того, чтобы была более высокая оперативность управления ресурсами. Хочу сказать, что мы попробовали на своем опыте, например, перечислять межбюджетные трансферты муниципалитетам в виде субсидий под фактическую потребность. Только одна эта позиция дала экономию нам в расходах по обслуживанию долга более 300 млн. рублей, а субвенции мы перечисляем с учетом остатков средств местных бюджетов на дату их предоставления. И только в течение 1-го квартала этого года 547 млн., т.е. как бы мы понимали, что они не нужны муниципалитетам и, соответственно, также сэкономили расходы по обслуживанию, что, безусловно, сказалось на ритмичности кассовых выплат. И 2016 год – первый год, когда у нас ритмичность составила в 4-ом квартале 28%, то есть когда всегда она у нас была выше 30%, приближалась к 35%.

Не могу не обойтись без предложений. Может быть, они не очень своевременные, но могут пригодиться, скажем, годом или двумя позже. Это возможность предложения посмотреть по отмене укоренной амортизации и блока наших хозяйствующих субъектов, ускоренного отнесения затрат при исчислении налога на имущество. Льгота была введена в 2009 году. Она распространяется на все хозяйствующие субъекты. В то же самое время мы видим основные направления налоговой политики, которые говорят о том, что льготы должны носить инвестиционный характер, быть точечными и ограничены во времени. На сегодняшний день это преференция, которая бизнесу дана, она не отвечает ни одному из этих трех заявленных критериев.

Кроме того, с 2009 года по сегодняшний день были приняты очень многие изменения в федеральное законодательство налоговое, которое предполагает возможность создания региональных индустриальных парков, особых экономических зон, технопарков, зон муниципального развития. В конце концов, в прошлом году были приняты возможность заключения специальных инвестиционных контрактов-спиков, которые как раз этим критериям и отвечают. Может быть, настала возможность или время пересмотреть те преференции, которые были созданы для бизнеса ранее. Тем более что мы пытались проанализировать, на самом ли деле высвобождающиеся от налогообложения средства направляются на инвестиционную деятельность, на модернизацию производства. И приходим к такому выводу, что на самом деле они направляются просто на обеспечение текущей деятельности организации. Спасибо большое за внимание, за возможность выступить.