Выступление Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной

Опубликован в разделе: 2017 год
скачать (DOCX, 31.49 KB)
Опубликовано: 25.05.2017Изменено: 25.05.2017
Выступление Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной Скачать
Выступление Председателя Центрального банка Российской Федерации
Э.С. НАБИУЛЛИНОЙ

Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Министерство финансов для Банка России важнейший и самый близкий партнер. Нас не зря вместе объединяют в одно понятие денежной финансовой власти. И, конечно, наши меры, денежно-кредитная политика, с одной стороны, и бюджетная политика, с другой стороны тесно увязаны, влияют друг на друга. У нас общая ответственность, поддержание макроэкономической стабильности. И именно, финансовая система первая приняла на себя удар внешних шоков, который мы испытали два года назад. И с тех пор нам приходилось принимать часто очень непростые иногда непопулярные решения. И Минфин, принимая консервативные решения в области бюджетной политики, последовательно поддерживая линию на снижение бюджетного дефицита, на снижение зависимости от нефтяных доходов, на наш взгляд, внес очень большой вклад в сохранение стабильности и поддержал процесс адаптации экономики.

В том, что российская экономика сейчас себя чувствует более уверенно. Макроэкономические показатели в норме. Очень серьезная заслуга Министерства финансов. Экономическая ситуация сейчас выглядит в целом обнадеживающей и, принимая решение по денежно-кредитной политике в марте мы видели возможность продолжения снижения ключевой ставки во 2 квартале, если ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом. В марте инфляция снизилась до 4,3%, а по оценке на 17 апреля инфляция уже опустилась в годовом выражении до 4,1%, что очень близко к целевому уровню.

Более быстрое снижение инфляции открывает нам пространство для снижения ключевой ставки уже в апреле. И я даже допускаю, что на ближайшем заседании Совета директоров, которое состоится через неделю, может быть, дискуссия о снижении ставки между 25 и 50 базовых пунктов.

В целом же, проводя денежно-кредитную политику, мы будем придерживаться взвешенного аккуратного подхода, учитывая риски и неопределенности, в том числе по динамике нефтяных цен. Будем сохранять умеренную жесткость денежно-кредитной политики для того, чтобы добиться стабилизации инфляции вблизи 4% и устойчивое снижение инфляционных ожиданий.
Выбранная Министерством финансов стратегия бюджетной консолидации, планируемое сокращение дефицита бюджета, будет способствовать стабильности государственных финансов. А с точки зрения денежно-кредитной политики для нас важно, что выбранная стратегия ограничивает инфляционные риски со стороны бюджетной политики.

Параметры бюджетной политики влияют на денежно-кредитную политику и наоборот. Поэтому нам важен режим постоянный консультаций. Я надеюсь, что мы сохраним такое взаимодействие и, когда вы начнете работу, вы уже практически начали, над бюджетом в этом году.
В прошлом году Министерство финансов анонсировало планы по переходу к бюджетному правилу, а в этом году уже началась реализация переходных положений правила. Банк России приветствует это решение. Бюджетное правило способствует снижению зависимости российской экономики от колебаний цен на нефть, способствует поддержанию макроэкономической стабильности, обеспечивает большую предсказуемость политику и большую предсказуемость, и устойчивую динамику процентных ставок в экономике.
Бюджетное правило в сочетании с таргетированием инфляции будет способствовать стабилизации воздействия на реальный курс рубля. Уменьшить его волатильность, которая, хотя уже заметно снизилась, все же беспокоит российских производителей, российских предпринимателей. С февраля этого года Банк России, выступая агентом Минфина, проводит в рамках переходных положений бюджетного правила покупки иностранной валюты на внутреннем рынке. Это механизм сглаживания влияния колебания сырьевой конъюнктуры на экономику России до закрепления этих бюджетных правил в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
И мы действуем, таким образом, чтобы покупки валюты не привели к увеличению волатильности курса. Курс рубля при этом остается плавающим. Продолжает формироваться под воздействием рыночных факторов. А влияние проводимых операций на номинальный курс очень ограничено, поскольку объемы ежемесячных покупок валюты не будут превышать объемы ежемесячных дополнительных нефтегазовых доходов бюджета от превышения фактической цены на нефть, уровни, которые заложены в бюджете.

Отмечу также, что краткосрочные инфляционные риски, связанные с началом покупки Минфином валюты, которые Банк России учитывал при принятии своих решений вначале года, не реализовались эти риски. Для денежно-кредитной политики крайне важна определенность не только в отношении основных параметров бюджета, но и изменение в налоговой системе. Сейчас обсуждается налоговый маневр и иные налоговые новации. И, на наш взгляд, очень важно при обсуждении просчитывать и возможное влияние на инфляцию, инфляционные эффекты. И здесь принимать взвешенные решения, и мы надеемся на то, что также Минфин, Правительство будут это делать во взаимодействии с Центральным банком.
Мы также поддерживаем проект, который мы давно обсуждаем по выпуску ОФЗ для населения. Для нас, кроме прочего это фактор, который повысит эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. А для населения это абсолютно надежная, выгодная альтернатива депозитам. При этом мы не ожидаем негативного влияния на банковскую систему.  Объем такой не велик пока. И в условиях профицита ликвидности небольшой переток средств граждан из депозитов в ОФЗ не будет проблемным для банков.

Другой проект в том, что касается государственного долга – это выпуск суверенных облигаций, номинированных в юанях. Мы также его обсуждаем уже. И, на наш взгляд, этот выпуск суверенных облигаций номинированных в юанях даст ориентир заимствованиям для выпуска бумаг российским корпоративным эмитентам. Мы уже сейчас видим интерес к этому инструменту со стороны крупных российских эмитентов. Сейчас создана вся необходимая финансовая инфраструктура. Внесены соответствующие изменения в законодательство. Мы находимся во взаимодействии с Народным банком Китая, и препятствий для размещения сейчас нет. Сейчас мы готовы сказать, что технически готовы к выпуску.
Действительно, два предыдущих года наш фокус деятельности был сосредоточен на обеспечение стабильности финансовой системы. На мой взгляд, на передний план сейчас выходят вопросы развития финансовой системы, не только поддержание стабильности, устойчивости, но развитие финансовой системы с тем, чтобы она вносила больший вклад в экономическое развитие, появлялось больше источников длинных денег. И здесь очень важна наша совместная работа по законопроектам. Антон Германович уже в своем выступлении коснулся части важных инициатив. Я бы хотела здесь дополнить этот перечень теми инициативами, которые мы считаем важными для развития финансового сектора.

Один из крупнейших проектов, над которым мы работаем совместно с Минфином – это реформа лизинговой отрасли. Мы обсуждали эту тему и на совещаниях у Игоря Ивановича. И сейчас разработали уже законопроект, который готовится  к внесению в  Государственную Думу. Его основные положения включают, в том числе создание реестра лизинговых компаний, определением  минимального капитала лизинговых компаний, повышение их прозрачности. На наш взгляд, это чрезвычайно важно. Учитывая уже сейчас, что портфель лизинговый составляет по оценкам 3 трлн. 200 млрд. рублей. Это очень большая цифра. В прошлом году рост был 36%. И, конечно, важно, чтобы эта отрасль, которая важна для развития экономики была устойчивой, была прозрачной. И было адекватное регулирование.

Ряд законопроектов прошли первое чтение в Государственной Думе. И предстоит серьезная работа по подготовке ко второму чтению. Важнейшая из них – это введение единой системы оценки деловой репутации и квалификационных требований к менеджменту, и требования к учредителям, собственникам не кредитных финансовых организаций. У нас уже такие определенные требования есть в банковской системе. И это очень важно повышать ответственность собственников, менеджмент финансовых организаций за их устойчивость, добросовестное управление. И на наш взгляд очень важно ввести подобные нормы и для не банковских организаций.

Другой законопроект, который сейчас в Думе и который важен – это повышение эффективности регулирования в сфере борьбы с инсайдом и манипулированием рынка. Здесь пока наше законодательство отстает от лучших мировых практик. Мы понимаем, какая эта тема острая. И для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность нашей экономики, конечно, должны быть эффективные механизмы борьбы с инсайдом и манипулированием рынком.

Следующая важнейшая тема – это законопроект о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. Недавно, буквально, на Президиуме Госсовета обсуждалась тема защиты прав потребителей финансовых услуг. И, конечно, финансовый уполномоченный может стать одним из инструментов, который повысит эффективность защиты прав потребителей. Мы предполагаем его вводить поэтапно. И я здесь тоже надеюсь на поддержку Министерства финансов, в целом Правительства, Государственной Думы по этому законопроекту.
Ряд законопроектов находится на стадии доработки перед внесением в Госдуму. Во-первых, это важный для нас законопроект, который ужесточает ответственность за фальсификацию отчетности в финансовой сфере.
Мы ведем большую работу по повышению киберустойчивости финансовых организаций, противодействую к кибератакам. Поэтому для нас важно, учитывая какие преимущества дает развитие цифровых технологий в финансовой сфере, обеспечить адекватный уровень надежности и защиты от рисков. Поэтому необходимо изменение законодательства, которое позволило бы устанавливать требования к финансовым организациям по организации защиты информации и противодействии хищения средств клиентов. Этот законопроект мы также совместно готовим

И важно упомянуть также и нашу общую работу, наше предложение – это наша инициатива совместная с Министерством финансов о модели формирования пенсионных накоплений по индивидуальному и пенсионному капиталу. Сейчас по нашей оценке работа над проектом уже достаточно продвинута. И мы прошли несколько кругов и ведомственного экспертного обсуждения. Я очень надеюсь, что эти изменения будут приняты. Это обеспечит и гражданам лучшие качества жизни, но и сформирует источник длинных денег для экономики, которые необходимы для инвестиционного развития.

И последнее, о чем я хотела бы упомянуть. Мне кажется, особую важность приобретает это сейчас, когда идет работа над сценарными условиями, над прогнозом, над бюджетом. Наше взаимодействие с Минфином и с Минэкономразвития при подготовке среднесрочного макроэкономического прогноза с тем, чтобы он был обоснован, потому что на него ориентируются не только бюджет, но ориентируются и предприятия, в нашей экономике – экономические субъекты. И я надеюсь, что эта работа также позволит обеспечивать согласованность взглядов на макроэкономику, экономическую политику. Потому что это очень важно. Последние два года мы, действительно, работали достаточно согласовано и, на наш взгляд, это приносит определенные плоды. И я хочу еще раз в конце поблагодарить всех сотрудников Министерства финансов, за то конструктивное взаимодействие, которое у нас складывается. За ваш высочайший профессионализм, ответственное, неравнодушное отношение к делу. И мы рассчитываем на то, что такое взаимодействие сохранится в будущем.