Выступление Министра финансов А.Г. Силуанова на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации

Опубликован в разделе: 2013 год
Опубликовано: 08.04.2013Изменено: 08.04.2013
0
Выступление Министра финансов А.Г. Силуанова на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

 

В докладе остановлюсь на ключевых задачах Министерства финансов, которые мы ставим перед собой в 2013 году и на среднесрочную перспективу. Эти задачи вытекают из стратегических целей в области экономики и финансов, определенных Правительством.   

Министерство определило 10 основных задач, над решением которых будет работать. Часть из них была сформулирована еще в прошлом году, их выполнение продолжается и корректируется с учетом меняющейся ситуации.

Первая задача - обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы.

Финансисты всегда смотрят вдаль, просчитывая возможные риски и вырабатывая решения для их предотвращения.

Потребность в финансовых средствах почти всегда превышает имеющиеся ресурсы. Это относится и к домохозяйствам, и к корпорациям, и к публично-правовым образованиям. И во всех случаях принятие финансово не обеспеченных решений, какими бы полезными они не были, приводит к негативным последствиям для устойчивости бюджета, сохранения доверия к проводимой финансовой политике государства.

Поэтому мы считаем абсолютно своевременными и правильными принятые решения о формировании расходных возможностей бюджета с учетом понятных принципов и правил, ограничивающих непомерные бюджетные запросы.

Бюджет страны, состоящий наполовину из нефтегазовых доходов, не может иметь дефицита. В противном случае создаются чрезмерные риски невыполнения принятых обязательств.  

Необходимо учитывать, что в текущем году наблюдается рецессия в Еврозоне. Нельзя исключить обострение кризиса в Испании и Италии. Расточительной бюджетной политикой эти страны загнали себя в тупик. Необходимость же сокращения государственных расходов приводит к дестабилизации.

Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что противопоставление   «бюджетных правил» достижению стратегических целей государственной политики необоснованно.

Мы все должны жить по средствам. Принцип разумного консерватизма лежит в основе эффективного управления госфинансами любой страны, проводящей ответственную бюджетную политику.

Без долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы невозможно достичь ни одной из стратегических целей государственной политики.

Нам часто говорят, что через бюджет надо стимулировать спрос в экономике. Конечно, государство является серьезным источником спроса. Но какой  спрос нужен, чтобы, в конечном счете, не стимулировать импорт и рост цен? Нельзя раздувать неэффективные расходы, не влияющие на темпы экономического роста. Сегодня вообще ситуация другая: у нас проблемы не со спросом, проблемы – с предложением. Создаем институты развития с огромными остатками средств, капитал по-прежнему уходит в значительных размерах. Деньги есть, мы готовы инвестировать средства ФНБ и пенсионные накопления на возвратной основе (а это длинные деньги). Но нужны инвестиционные проекты и предложение. Нужно совершенствовать законодательную базу по защите прав собственности с тем, чтобы сделки структурировались не на Кипре или в других юрисдикциях, чтобы эмитировать акции и торговать ими в Москве было также удобно как в Лондоне или Нью-Йорке.

Накачивая спрос бюджетными деньгами при перегруженных мощностях, мы нередко приходим к ситуации, когда стоимость объектов, дорог, инфраструктуры оказывается выше мировых аналогов.

То есть одним увеличением государственного спроса проблему роста не решить. Нужны структурные меры в области рынка труда и капитала, защиты собственности и развития финансового рынка. При этом очевидно, что стимулирующая роль государственного спроса не должна нарушать сбалансированность бюджетной системы.

Поэтому важно в 2013 году завершить разработку и утверждение  долгосрочной бюджетной стратегии до 2030 года. И мы планируем внести проект в Правительство в июне текущего года одновременно с проектировками основных характеристик федерального бюджета на 2014 – 2016 годы.

Это позволит с самого начала увязать среднесрочный и долгосрочный горизонты бюджетного планирования, определить наши возможности и расставить приоритеты.

В марте был одобрен прогноз социально-экономического развития до 2030 года, в котором предложено три основных варианта.

Мы считаем, что основываться на чересчур оптимистичном (форсированном) варианте – значит создавать неустойчивую, опасную для бюджета ситуацию.

Предлагается взять за основу «инновационный» вариант,  всю разницу между доходами по сравнению с «консервативным» вариантом отнести на условно-утвержденные расходы, которые будут распределяться между государственными программами в случае ежегодного подтверждения прогноза по доходам.

Такой подход позволит формировать расходы с ежегодным их приростом на уровне 8-9% (около 1 трлн. рублей) и, в то же время, обеспечить наличие подушки безопасности для исполнения расходов в случае снижения цены на нефть до 60-80 долларов за баррель в течение 2-3-х лет.

Ежегодный прирост расходов как раз совпадает с дополнительными потребностями утвержденных госпрограмм, но, на самом деле, практически весь этот прирост уже расписан по действующим обязательствам – это индексация оплаты труда, ГПВ, социальные выплаты и так далее. Поэтому серьезных возможностей для новых крупных расходов нет, они могут появиться лишь в случае перераспределения действующего объема бюджета. Такие предложения мы готовим и обсуждаем в Правительстве. 

Вторая задача – повышение качества формирования и исполнения бюджетов.

В 2012 году на федеральном уровне была в основном завершена подготовка для перехода к «программному» бюджету – подготовлены и внесены в Государственную Думу системные поправки в Бюджетный кодекс, расходы распределены по госпрограммам, большинство  госпрограмм уже утверждено.  

Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будет впервые сформирован в структуре государственных программ.

Предельные объемы бюджетных ассигнований будут доводиться до ответственных исполнителей государственных программ, отвечающих за достижение соответствующих целевых индикаторов. Тем самым будет установлена непосредственная увязка бюджетных ассигнований с результатами их использования для достижения заявленных стратегических целей.

В то же время конечная эффективность «программного» бюджета зависит от качества государственных программ. Большинство госпрограмм нуждаются в  доработке, прежде всего, в части обоснованности поставленных целей и индикаторов, использования всего арсенала регулятивных инструментов, а не только бюджетных расходов, проработки планов структурных реформ и так далее.

Эти и другие требования к госпрограммам изложены в различных документах, однако на практике так и не реализованы.   

Необходимо провести полноценное и публичное обсуждение госпрограмм, в том числе в парламенте, утвердить их доработанные варианты, соответствующие параметрам долгосрочного бюджетного прогноза и целевым показателям.

Серьезно стоит вопрос о приоритетах действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Переход к программному бюджету дает больше возможностей ответственным исполнителям программ управлять ресурсами, выделяемыми на отрасль. Надо только этим воспользоваться, а не обращаться за «допами» как раньше.

Считаю, что оценка работы министерств как раз должна основываться на том, насколько эффективно осуществляется управление имеющимся бюджетом, а не на том, сколько инициировано предложений о дополнительной потребности в бюджетных средствах.

Целый ряд министерств уже перестроили свою работу именно таким образом, но далеко не все.

Считаю необходимым повысить требования к финансово-экономическим обоснованиям (ФЭО) предлагаемых решений, начиная от конкретных проектов и до законодательных инициатив.

Распространенной практикой стало заявлять о потребности в дополнительных расходах на реализацию решений, при принятии которых имелось утвержденное ФЭО с конкретным объемом необходимых ресурсов. При этом ответственности за это никто не несет. Считаю такие ситуации не менее серьезным нарушением бюджетной дисциплины, чем нецелевое использование бюджетных средств.

Важнейший инструмент повышения эффективности использования бюджетных средств – обеспечение прозрачности и открытости государственных и муниципальных финансов. Это наша третья задача.

По итогам 2012 года произошло знаковое событие – по индексу открытости бюджета Россия вошла в десятку лучших стран мира. В настоящее время это самое высокое место России во всех международных рейтингах. Наша цель – к 2018 году войти в первую пятерку стран.

Для этого в 2013 году мы продолжим формирование информационной системы «Электронный бюджет», которая не только сделает абсолютно прозрачными действия участников бюджетного процесса, но и позволит в будущем в разы увеличить операционную эффективность государственного управления, в том числе за счет специализации функций.

В качестве примера можно привести возможность передать в перспективе функции по централизованному ведению бухгалтерского учета в федеральных органах исполнительной власти и казенных учреждениях Федеральному казначейству. А ведь это – один из путей повышения эффективности бюджетных расходов.

В 2013 году будет введен в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов – от федерального до местных. Уже сегодня этот портал работает в тестовом режиме, причем к его содержанию привлечено внимание экспертного сообщества, включая работу в рамках «Открытого правительства».

Будет начата регулярная подготовка и публикация «Бюджета для граждан», представляющего в доступной форме соответствующие бюджеты.

Бюджетная прозрачность – необходимое, но недостаточное условие для эффективного использования бюджетных средств. Для этого также нужна система государственного и муниципального финансового контроля, способная своевременно выявлять и, самое главное, предотвращать бюджетные правонарушения.

Развитие такой системы контроля – наша четвертая задача.

В 2012 году в Государственную Думу были внесены и приняты в 1-м чтении системные поправки в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, определяющие новые подходы к государственному и муниципальному финансовому контролю.

Это – четкое определение сфер государственного внешнего и внутреннего финансового контроля, переориентация на контроль за результатами использования бюджетных средств, организация внутриведомственного контроля и аудита.

Вводится административная ответственность за бюджетные нарушения: наложение штрафов на конкретных должностных лиц или их дисквалификации, что должно повысить действенность финансового контроля, в рамках которого сегодня применяются меры бюджетного принуждения к потребителям услуг, а не допустившим бюджетные правонарушения должностным лицам.

Рассчитываем, что законопроект будет принят в весеннюю сессию, что позволит расширить функционал Росфиннадзора и аналогичных региональных и муниципальных органов финансового контроля.

В наших планах серьезно развить и реформировать Росфиннадзор.

Следующие 3 задачи связаны с финансовым регулированием, выработкой и реализацией налоговой и долговой политики.

Прежде всего, это задача по развитию финансовых рынков (пятая по счету).

Современный финансовый рынок и банковский сектор являются ключевыми условиями обеспечения экономического роста в России.

Минфин России уделяет этому вопросу особое внимание. Наша работа здесь построена по трем основным направлениям.

Первое. Создание механизмов для стимулирования граждан формировать пенсионные накопления, а также их использования в качестве длинного инвестиционного ресурса.

В рамках реализации этой задачи уже расширена возможность инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги, выпущенные  в целях финансирования долгосрочных инвестиционных и инфраструктурных проектов общегосударственного значения.

Как уже было объявлено, 100 млрд. рублей пенсионных накоплений будет инвестировано в развитие железнодорожной инфраструктуры. Разработаны меры по повышению эффективности инвестирования негосударственными пенсионными фондами.

Другой институт привлечения долгосрочных инвестиций – это страховой рынок, в частности накопительное страхование жизни. В развитие этого направления предусматривается расширить возможности формирования и инвестирования страховых взносов по аналогии с пенсионными накоплениями.

Сейчас в Минфине дорабатывается закон о финансовых продуктах, содержащий унифицированные с рекомендациями ОЭСР правила для формирования пенсионных и страховых накоплений вне зависимости от того, какой институт финансового рынка выбирает будущий пенсионер.

Второе. Обеспечение должного уровня контроля и надзора на финансовых рынках.

Подготовлены предложения по совершенствованию регулирования контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, в особенности за фондами, осуществляющими деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

По аналогии с банковским законодательством разработаны предложения по обеспечению сохранности пенсионных накоплений как на этапе накопления, так и на этапе выплаты пенсий, что особенно важно.

Ведется работа по введению в отрасли системы пруденциального надзора, направленной на раннее выявление рисков, связанных с финансовым состоянием негосударственных пенсионных фондов.

Все эти меры позволят обеспечить прозрачность и надежность финансового рынка, поднять доверие граждан к его участникам.

В целях повышения устойчивости финансового рынка, улучшения контроля за системными рисками в финансовом секторе проводится работа по созданию единого регулятора на базе Банка России. Законодательная база сформирована и будет рассмотрена в Государственной Думе в весеннюю сессию.

Это решение позволит не только повысить эффективность надзора на финансовом рынке, но и снизить административную нагрузку на участников рынка.

Наконец, третье направление – это построение современной инфраструктуры финансового рынка.

Запланированы и реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры финансовых рынков в части развития деятельности центрального депозитария и совершенствования биржевых расчетов в режиме «Т+2». С этого года реализован допуск иностранных инвесторов на рынок государственных ценных бумаг через международные клиринговые системы. В ближайшее время будет организован такой допуск и на рынок корпоративных облигаций, а с 1 января 2014 года – и на рынок акций. Российские и зарубежные инвесторы должны иметь возможности для торговли акциями российских предприятий на условиях не хуже, чем на зарубежных площадках.

Следующей важной задачей Минфина является совершенствование налоговой системы.

Налоговая система должна не только выполнять фискальную функцию, но и стимулировать предпринимательскую активность.

Необходимо сохранить конкурентоспособность нашей налоговой системы. Не повышая налоговое бремя на несырьевые сектора экономик, нужно создать условия для привлечения дополнительных доходных источников в бюджеты всех уровней.

В этих целях предлагается принять меры по следующим направлениям.

Первое. Повышение качества налогового администрирования и увеличение собираемости налогов в условиях действующей налоговой системы.

Мы видим существенный резерв повышения бюджетных доходов без увеличения налоговых ставок. Для этого необходимо добиться, чтобы налоги уплачивали все, на ком лежит такая обязанность.

Правительством был подготовлен и внесен в парламент законопроект о борьбе с незаконными финансовыми операциями, который направлен в том числе и на увеличение собираемости налогов. Предусматривается принятие дополнительных мер воздействия к недобросовестным налогоплательщикам, что позволит сократить их количество и, тем самым,  улучшить деловой климат.

Совершенствованию налогового администрирования способствует новая система регулирования споров между ФНС и налогоплательщиками.

Досудебное урегулирование налоговых споров сократило налоговые конфликты: с момента введения данной процедуры количество жалоб сократилось с 70 тысяч до 50 тысяч в 2012 году. Жалобы сокращаются ежегодно  на 10%, судебные споры на 15-20%. Это позволило повысить качество представления интересов налоговых органов в судах: в пользу бюджета рассмотрено в 2012 году 70% сумм исковых требований. Это лучший результат за последние пять лет.

Внедрение современных информационных технологий способствовало  расширению спектра сервисных функций, упрощены процедуры взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Уже реализовано 35 электронных сервисов, которые позволяют создать и вести бизнес, исполнять налоговые обязательства и получать консультации в любой точке мира.

Второе. Повышение ответственности региональных властей при реализации налогового регулирования.

Роль региональных и местных властей в правоприменении повышается.

Мы создаем беспрецедентные условия для регионов Дальнего Востока и Забайкалья в части применения мер налогового стимулирования развития бизнеса. Это мера по стимулированию предложения. Теперь вопрос о правоприменении. От этого во многом будет зависеть эффект от этой меры.

Органы власти субъектов Федерации должны вести отбор и регистрацию инвестиционных проектов, определить размер ставки по налогу на прибыль, предоставить местные льготы. Главное – не забюрократизировать этот процесс.

После долгой подготовительной работы в этом году, еще до летних каникул, в Думу будут направлены предложения по налогу на недвижимость физических лиц. Кадастровая оценка недвижимости завершена, законопроект подготовлен, осталась самая ответственная часть работы - внедрение этого налога. По результатам кадастровой оценки объектов недвижимости было выявлено намного больше объектов, чем то количество, по которым сейчас уплачивается налог на имущество физических лиц. Это существенный резерв для пополнения местных бюджетов.

Третье. Мы планируем продолжить настройку налоговой системы в нефтегазовом секторе, которая, с одной стороны, будет направлена на повышение гибкости налоговой системы и получение максимального прироста доходов бюджета в случае роста цен на сырье; с другой стороны – на создание стимулов к вовлечению в разработку трудноизвлекаемых запасов или запасов, находящихся в труднодоступных районах.

Речь идет о следующих проектах, над которыми Минфин сейчас завершает работу:

Во-первых, это создание новой налоговой системы для добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

Во-вторых, предоставление налоговых льгот по НДПИ для трудноизвлекаемых нефтяных залежей. Эта нефть сейчас не добывается из-за высоких затрат. Поэтому предоставление налоговых льгот и начало добычи такой нефти позволит получить дополнительные доходы.

В-третьих, мы завершаем разработку новой формулы НДПИ на газ, в соответствии с которой налоговая ставка будет определяться в зависимости от цен на газ на внутреннем и внешнем рынках.

Отдельной задачей, которая стоит перед нами, является необходимость наполнения доходами дорожных фондов. В связи с переходом на 4 и 5 классы бензинов, поступления от акцизов, формирующих доходы дорожных фондов, сократятся примерно на 100 млрд. рублей за три года. Нам необходимо подумать над комплексным решением этой проблемы - не только путем повышения ставок акциза на нефтепродукты, но и с помощью других механизмов - модификации экспортной пошлины на нефтепродукты, возможно, повышения некоторых иных налогов на нефтяной сектор. Соответствующие подходы сейчас прорабатываются.

Четвертое. Создание необходимых условий для развития финансового сектора.

Необходимо обеспечить равные условия в отношении различных объектов долгосрочного инвестирования: недвижимого имущества, банковских депозитов, иных видов активов.

Для развития финансовых рынков мы готовы отменить налогообложение прироста капитальной стоимости ценных бумаг в случае владения ими более трех лет, а также предоставить ряд иных льгот и новых налоговых инструментов для развития финансовых рынков.

Следующая задача - эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами.

Нам необходимо присутствовать на рынке таким образом, чтобы обеспечить наполнение источников финансирования дефицита, не повышая процентных ставок.

Приоритетом является сохранение умеренной и безопасной долговой нагрузки. Кстати, необходимость использования именно этого подхода к осуществлению заимствований мы предлагаем странам «двадцатки» в рамках нашего председательства.

От проведения взвешенной долговой политики во многом зависит и суверенный рейтинг Российской Федерации. В условиях бездефицитного бюджета  соотношение объема долга к ВВП увеличиваться не должно.

Рассчитываем на значительный рост присутствия на рынке зарубежных институциональных инвесторов, что позволит увеличить «длину» наших ОФЗ до размеров, соответствующих лучшей мировой практике.

В целях повышения эффективности управления суверенными фондами, в том числе доходности от размещения средств, создается Российское финансовое агентство. Законопроект о его создании  принят в первом чтении. Сейчас он дорабатывается.

Инвестирование средств ФНБ начнется уже в текущем году.

Следующие три задачи относятся к более широким структурным реформам, непосредственно связанным с вопросами бюджетной политики.

Прежде всего, это повышение эффективности оказания государственных услуг и выполнения государственных функций.

В 2012 году завершился переходный период реформирования государственных и муниципальных учреждений, предусмотренный Федеральным законом № 83-ФЗ. К настоящему времени уже создана вся необходимая правовая, методическая и информационная база.

Результатом первого этапа реформы стало внедрение государственных заданий и субсидий на их обеспечение, создание условий для расширения финансово-хозяйственной самостоятельности и повышения ответственности государственных учреждений за результаты своей деятельности.

В то же время использование новых механизмов деятельности государственных учреждений в значительной степени остается формальным.

Для того чтобы наполнить новые механизмы реальным содержанием, в 2013 году предлагается реализовать 2 основные меры.

Первая – законодательно закрепить обязанности федеральных органов исполнительной власти сформировать единые базовые перечни государственных и муниципальных услуг в соответствующих отраслях (образовании, здравоохранении, культуре и так далее). Органы исполнительной власти всех уровней, от федерального до муниципального, должны будут формировать государственные и муниципальные задания для подведомственных учреждений на основе этих перечней.  Тем самым будет создана единая для каждой отрасли правовая и методическая база оказания соответствующих услуг, оценки их качества и доступности.

Вторая мера – поэтапное внедрение единых подходов к определению нормативных затрат на оказание той или иной государственной, муниципальной услуги. Это позволит сравнивать эффективность деятельности учреждений, использовать конкурентные принципы размещения госзаданий, привлекать к их выполнению негосударственные организации, создавать стимулы для оптимизации бюджетной сети.

Надеемся, такие поправки в законодательство будут приняты уже в этом году.

Необходимо еще раз, с учетом новых критериев, проинвентаризировать работу бюджетных учреждений, число которых «зашкаливает» и должно быть сокращено. Это наглядно видно, когда вместо оказания госуслуг для граждан  функционал бюджетного учреждения сводится к выполнению работ для учредителя, заказ на выполнение которых может быть размещен на рынке.  

Реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг связана с решением задачи по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности, максимальным использованием внутренних резервов, в том числе, при необходимости, оптимизацией сложившейся и зачастую избыточной сети.

Также, при сопоставлении заработной платы бюджетников с ее уровнем в реальном секторе, нужно учитывать почасовую нагрузку, продолжительность отпусков, льготы и компенсации. Только в этих условиях мы сможем оценить реальную эффективность принимаемых мер.

Следующая (девятая) задача – развитие государственно-частного партнерства.

Сегодня, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, нужно максимально задействовать все источники финансового обеспечения приоритетных государственных задач, особенно в таких сферах как развитие транспортной, энергетической инфраструктуры, модернизация промышленности, развитие инновационной экономики. Это возможно при использовании механизмов государственно-частного партнерства.

Частный капитал - это не только дополнительный источник финансирования. Применение механизма ГЧП предполагает новые требования к качеству инвестиционных проектов. Привлечение частных средств – это своего рода гарантия эффективности государственных инвестиций, поскольку государство выступает в этом случае партнером по бизнесу, где соблюдается принцип возвратности и доходности на вложенный капитал. К сожалению, многие разучились работать на таких принципах. Гораздо проще получить субсидию или взнос в капитал акционерного общества, требовать гарантию по заемным средствам. Но сейчас другого пути, кроме как задействовать принципы ГЧП, нет. Надо перестраивать работу министерств и ведомств по-новому.

Бизнес может и должен прийти и в бюджетный сектор, оказывая услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта. Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимулы для повышения качества этих услуг.

Традиционная и важнейшая задача Минфина - развитие системы межбюджетных отношений, задача номер десять.

Устойчивость и сбалансированность бюджетов регионов во многом определяются межбюджетными отношениями.

Основная задача – расширять самостоятельность регионов в реализации их социально-экономической политики. А сегодня получается: сколько министерств - столько «командиров» у региона. Причем действия таких «командиров» ограничиваются интересами одной отрасли, без анализа системных проблем региона.

Результат – сегодня региональные финансы перегружены решениями, принятыми на федеральном уровне. В Министерстве финансов это особенно чувствуется, когда к нам приходят регионы, не имеющие средств на свою долю в софинансируемых из федерального центра мероприятий.

В условиях дополнительной нагрузки на бюджеты субъектов Федерации в связи с задачей повышения оплаты труда бюджетников необходимо ослабить требования при софинансировании не первоочередных направлений федеральной поддержки.

Например, при выделении средств из Фонда ЖКХ требования к участию региона – 70%, или по сельскохозяйственным субсидиями – до 50%. Это действительно сегодня сложно для регионов.

Сокращая количество субсидий при сохранении поддержки из бюджета и понижении требований к уровню участия, мы создадим больше возможностей у регионов в реализации основной задачи – выполнения майских указов Президента.

Это относится и к субвенциям из федерального бюджета.

Еще одно важное предложение. В целях повышения самостоятельности регионов в проведении социальной политики, реализации принципов адресности и социальной справедливости считаем целесообразным наделить регионы правом самостоятельно осуществлять предоставление мер социальной поддержки гражданам с учетом критериев нуждаемости. По региональным мерам социальной защиты населения такое право должно быть у субъектов Федерации, а не жестко регулироваться федеральным законодательством.

Также предлагается дать больше прав регионам по настройке доходной базы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. С учетом состоявшегося решения о передаче с муниципального на региональный уровень расходных полномочий по финансированию заработной платы работников дошкольных учреждений, необходимо решить вопрос о более гибком закреплении за бюджетами субъектов Федерации налога на доходы физических лиц, основного регулирующего дохода региональных и местных бюджетов.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

Задачи, которые необходимо решить в 2013 и последующих годах, четко определены, инструментарий по реализации понятен. Необходимо скорейшее их выполнение.

Уверен, что финансисты, которые всегда работали и будут работать как единая команда, с ними справятся.