Департамент межбюджетных отношений

Был создан 10 августа 1998 г. на базе ранее действовавшего Департамента территориальных бюджетов (с 16 октября 1996 г.)

Департамент осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной деятельности в части взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в сферах обеспечения населения жилищными и коммунальными услугами и благоустройства территорий, нормативно-правового регулирования межбюджетных трансфертов и предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Департамент осуществляет функции по методологической поддержке межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях, проводит ежегодную оценку качества управления региональными и муниципальными финансами.

Директор Департамента

Полномочия и функции департамента

  • обеспечение осуществления функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности в части взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации с бюджетами муниципальных образований, организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
  • подготовка для внесения в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;
  • подготовка к утверждению в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам установленной сферы деятельности Департамента, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • составление проекта федерального бюджета, а также подготовка документов и материалов, подлежащих внесению одновременно с ним в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в части финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
  • составление свода консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, мониторинг и анализ исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, подготовка заключений и аналитических справок об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • определение объема, структуры и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в установленной сфере деятельности Департамента;
  • определение размеров межбюджетных трансфертов в ходе исполнения федерального бюджета и их передача бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
  • методологическое руководство в области распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, составления и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также по реформированию бюджетной системы, разработки и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, в сфере антикризисных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • рассмотрение вопросов по составлению и согласованию проектов и реализации национальных проектов, федеральных проектов и государственных программ Российской Федерации в установленной сфере ведения Департамента;
  • участие в рассмотрении и подготовке заключений к проекту федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период в части, относящейся к установленной сфере ведения Департамента;
  • подготовка заключений к планам мероприятий по подготовке и проведению на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации;
  • участие в финансировании мероприятий в рамках международного сотрудничества по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;
  • финансовое обеспечение непредвиденных расходов, осуществляемых за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда Президента Российской Федерации, резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также оказание экономической и гуманитарной финансовой помощи иностранным государствам и выполнение других обязательств государства, связанных с внешнеэкономической деятельностью, в том числе:
  • рассмотрение документов, обосновывающих необходимость выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористических актов правомерными действиями;
  • подготовка материалов по вопросам оказания МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи иностранным государствам, а также эвакуации российских граждан из-за рубежа в случае чрезвычайных ситуаций и организация финансового обеспечения реализации указанных вопросов;
  • подготовка материалов по вопросам оказания МИД России гуманитарной финансовой помощи иностранным государствам, а также выполнения других обязательств государства, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и организация финансового обеспечения реализации указанных вопросов;
  • разработка порядка предоставления возвратной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, подготовка предложений о предоставлении субъектам Российской Федерации средств на возвратной основе и контроль за их возвратом;
  • подготовка порядка проведения реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом и ее осуществление;
  • участие в работе по совершенствованию законодательства в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, обеспечения населения жилищными и коммунальными услугами, вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда и благоустройства территорий;
  • разработка форм государственной поддержки развития городов-наукоградов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, монопрофильных муниципальных образований и других муниципальных образований;
  • подготовка предложений по установлению нормативов формирования расходов на оплату труда и (или) содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оценка качества управления региональными финансами;
  • подготовка типовых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации;
  • участие в оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разработке методологии оценки эффективности органов местного самоуправления;
  • подготовка заседаний Рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации и Рабочей группы Минфина России по реформированию межбюджетных отношений по вопросам совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации, предоставления и распределения дополнительной финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • рассмотрение отчетности об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, подготовка расчетов ожидаемого исполнения по доходам и расходам;
  • участие в подготовке порядка взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • анализ соответствия бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству;
  • экспертиза и подготовка проектов заключений на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проектов законов о бюджетах высокодотационных субъектов Российской Федерации;
  • подготовка предложений по применению бюджетных мер принуждения к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, предусмотренных бюджетным законодательством;
  • содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
  • разработка предложений по установлению квалификационных требований к лицам, замещающим должность руководителя финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.