Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Был создан 11 мая 2016 года.

Существовавшее до этого Управление финансирования социального обеспечения было образовано 24 декабря 1974 года после долгих лет развития, преобразований и реорганизаций структурных подразделений Министерства. В последующем Управление было переименовано в Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ.

Сегодня Департамент обеспечивает выработку государственной политики в бюджетной сфере в части финансового обеспечения образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности гражданского назначения. Среди основных функций департамента – анализ расходных обязательств России в отраслях социальной сферы и науки, а также подготовка предложений по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в указанных сферах. Департамент проводит оценку рисков изменения расходов федерального бюджета на социальную сферу и науку гражданского назначения на очередной финансовый год, на плановый период, а также на долгосрочную перспективу в связи с изменением макроэкономических показателей и возможным принятием решений, предусматривающих появление новых расходных обязательств.

Директор Департамента

Полномочия и функции департамента

1. Департамент осуществляет следующие полномочия:

1.1. подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;

1.2. подготавливает к утверждению нормативные правовые акты Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

1.3. в пределах своей компетенции осуществляет:

1.3.1. участие в формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также предложений по внесению изменений в утвержденный федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период;

1.3.2. рассмотрение расчетов и обоснований участников бюджетного процесса к проектам федерального бюджета, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, а также на долгосрочный период, подготовку предложений по ним;

1.3.3. анализ расходных обязательств Российской Федерации в сфере образования, культуры, здравоохранения (в том числе обязательного медицинского страхования), физической культуры, спорта, туризма, молодежной политики, подготовку предложений по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в указанных сферах;

1.3.4. оценку рисков изменения расходов федерального бюджета в установленной сфере деятельности Департамента на очередной финансовый год и на плановый период, а также на долгосрочный период в связи с изменением макроэкономических показателей и возможным принятием решений, предусматривающих появление новых расходных обязательств;

1.3.5. подготовку пояснительных записок, докладов, аналитических материалов и расчетов к объемам бюджетных ассигнований по соответствующим направлениям расходов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также к предложениям по внесению изменений в утвержденный федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период;

1.3.6. участие в формировании проекта и исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, в том числе посредством:

  • экспертной оценки представляемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования расчетов доходов и расходов бюджета указанного фонда, согласования проекта бюджета указанного фонда и рассмотрения предложений по внесению изменений в утвержденный бюджет указанного фонда;
  • оценки прогноза поступления страховых взносов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представляемого указанным фондом в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и тарифами страховых взносов, установленными законодательством Российской Федерации;
  • оценки влияния изменений тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на сбалансированность систем обязательного медицинского страхования;
  • оценки объемов компенсации выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с уплатой пониженных тарифов страховых взносов отдельными категориями плательщиков на основании данных, представляемых указанным фондом;

1.3.7. координацию работы курируемых главных распорядителей средств федерального бюджета по формированию проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и исполнению федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период;

1.3.8. участие в составлении и ведении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке;

1.3.9. мониторинг исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период главными распорядителями средств федерального бюджета, координацию деятельности которых осуществляет Департамент;

1.3.10. подготовку проектов решений Министерства о применении к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации мер бюджетного принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, в части, относящейся к установленной сфере ведения Департамента;

1.3.11. подготовку материалов для составления отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство Российской Федерации, пояснительных записок к отчетам об исполнении федерального бюджета за предшествующий период по расходам, курируемым Департаментом, анализ отчетности курируемых Департаментом главных распорядителей средств федерального бюджета;

1.3.12. участие в разработке, согласовании, реализации и мониторинге реализации государственных программ Российской Федерации, а также координацию работы структурных подразделений Министерства, связанных с согласованием и мониторингом реализации государственных программ Российской Федерации, по которым в Министерстве Департамент определен ответственным исполнителем;

1.3.13. участие в пределах установленной компетенции Департамента в проектной деятельности, в том числе связанной с реализацией национальных проектов и федеральных проектов;

1.3.14. участие в рассмотрении и подготовке заключений на предложения, вносимые главными распорядителями средств федерального бюджета, курируемыми Департаментом, в части осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимости, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, а также по внесению изменений в федеральную адресную инвестиционную программу;

1.3.15. согласование документов, регламентирующих вопросы распределения и предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также субсидий юридическим лицам;

1.3.16. рассмотрение и согласование в установленном порядке документов, касающихся создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, изменения типа федеральных государственных учреждений, их передачи в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;

1.3.17. рассмотрение во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства вопросов, относящихся к деятельности находящегося в ведении Министерства федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации» (в том числе в части плана научных работ и обеспечения проведения оценки результативности его деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»), за исключением:

  • анализа современных подходов к оценке персонала, разработки оценочных инструментов, программ и методик по совершенствованию профессионального развития работников Министерства, их апробации и подготовки рекомендаций по внедрению разработанных инструментариев,
  • организации и проведения конференций, семинаров, встреч, совещаний и других мероприятий по профессиональному развитию работников Министерства;

1.3.18. согласование документов, регламентирующих вопросы определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат на выполнение работ федеральных государственных учреждений;

1.3.19. согласование нормативных правовых актов, устанавливающих правила предоставления субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

1.3.20. подготовку предложений по вопросам стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных организациях;

1.3.21. курирование расходов федерального бюджета на научную и научно-техническую деятельность гражданского назначения по главным распорядителям бюджетных средств, курируемым Департаментом, Департаментом бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы и Административным департаментом;

1.3.22. рассмотрение расчетов и обоснований участников бюджетного процесса в части расходов на научную и научно-техническую деятельность гражданского назначения;

1.3.23. анализ сведений об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных на научную и научно-техническую деятельность гражданского назначения, о показателях (индикаторах) государственных программ Российской Федерации, содержащих расходы на научную и научно-техническую деятельность гражданского назначения, об инструментах финансирования научной и научно-технической деятельности гражданского назначения;

1.3.24. анализ эффективности расходов федерального бюджета на научную и научно-техническую деятельность гражданского назначения и подготовку предложений по приоритизации ее направлений, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

1.3.25. анализ расходов федерального бюджета, предусмотренных на научно-методическое и экспертно-аналитическое обеспечение и подготовку предложений по определению объемов бюджетных ассигнований, которые могут быть направлены на указанную деятельность;

1.3.26. подготовку предложений по определению эффективных инструментов финансирования научной и научно-технической деятельности и механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования научной и научно-технической деятельности гражданского назначения;

1.3.27. взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации при проведении проверок по составлению проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и исполнению федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период, а также по составлению бюджетной отчетности;

1.3.28. рассмотрение предложений по финансовому обеспечению курируемых Департаментом расходов федерального бюджета на:

  • реализацию программ развития федеральных и ведущих классических университетов Российской Федерации;
  • реализацию проектов комплексных научно-технических программ (проектов) полного инновационного цикла, федеральных научно-технических программ за счет различных финансовых источников;
  • реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам выделения бюджетных ассигнований из резервных фондов;
  • осуществление деятельности Управления делами Президента Российской Федерации в сфере здравоохранения, культуры, науки гражданского назначения, образования и спорта;
  • осуществление деятельности некоммерческих организаций;

1.3.29. рассмотрение проектов нормативных правовых актов в сфере интеллектуальной собственности во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства;

1.3.30. участие в рассмотрении и подготовке предложений по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с осуществлением международной деятельности, в том числе:

рассмотрение проектов международных и межправительственных договоров и соглашений, межгосударственных целевых программ, проектов программ Союзного государства, ЕврАзЭС, АТЭС, материалов к заседаниям межправительственных комиссий, международных саммитов, форумов;

рассмотрение финансово-экономических обоснований и расчетов, подготовку предложений по расходам федерального бюджета на содержание участвующих в реализации программ фундаментальных исследований ученых за рубежом, лечение граждан за рубежом, а также по расходам на проведение за рубежом спортивных мероприятий, олимпиад школьников, стажировок студентов государственных образовательных организаций в соответствии с международными договорами;

взаимодействие с международными финансовыми организациями;

1.3.31. координацию работы структурных подразделений Министерства по рассмотрению и согласованию материалов и документов по вопросам создания и обеспечения функционирования инновационных научно-технологических центров, а также курирование расходов, связанных с деятельностью инновационных научно-технологических центров;

1.3.32. рассмотрение и (или) экспертизу финансово-экономических обоснований и проектов заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, подготовку заключений Министерства на проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

1.3.33. подготовку материалов и заключений по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации;

1.3.34. рассмотрение в установленном порядке запросов и предложений федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (муниципальных органов), организаций, департаментов Министерства;

1.3.35. подготовку аналитических докладов, справок и иных документов, необходимых Министру финансов Российской Федерации и его заместителям, осуществляющим координацию и контроль деятельности Департамента;

1.3.36. своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

1.4. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

1.5. осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образующихся в процессе деятельности Департамента;

1.6. выполняет мероприятия в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны в пределах компетенции Департамента;

1.7. осуществляет иные функции, устанавливаемые приказами Министерства, поручениями Министра финансов Российской Федерации и его заместителями, осуществляющими координацию и контроль деятельности Департамента.

2. Департамент по вопросам, находящимся в сфере ведения, имеет право:

  • взаимодействовать (в том числе вести переписку) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также иными федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами), а также департаментами Министерства;
  • взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  • проводить совещания с привлечением сотрудников департаментов Министерства и других заинтересованных организаций;
  • осуществлять иные права, устанавливаемые приказами Министерства.

3. Департамент подчиняется Министру финансов Российской Федерации.

Координация и контроль деятельности Департамента осуществляется заместителями Министра финансов Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства о распределении обязанностей между заместителями Министра финансов Российской Федерации.

4. Структура и штатная численность работников Департамента определяются Министром финансов Российской Федерации.

5. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации.

Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации.

Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями.

В случае временного отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с приказом Министерства.

6. Директор Департамента:

  • осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, а также за состоянием исполнительской дисциплины;
  • обеспечивает в установленном порядке подготовку для направления в Правительство Российской Федерации проектов актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
  • обеспечивает в установленном порядке подготовку проектов актов Министерства в соответствии со сферами деятельности Департамента;
  • обеспечивает рассмотрение и при необходимости согласование внесенных в Министерство обращений, проектов актов и других документов, подготавливает заключения на них;
  • привлекает при необходимости для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения;
  • визирует проекты нормативных правовых актов и иных документов, подготовленных в Департаменте или поступивших ему на согласование;
  • обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций;
  • представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о структуре и штатном расписании Департамента в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;
  • распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности работников Департамента;
  • утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента;
  • подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Департаменте, о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента;
  • вносит предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к работникам Департамента;
  • вносит в установленном порядке предложения о поощрении работников Департамента, представлении к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и знаками отличия Министерства;
  • разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации и методов работы Департамента, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации его работников;
  • обеспечивает организацию и ведение делопроизводства в Департаменте в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Министерстве;
  • организует исполнение и контроль поступивших в Департамент документов;
  • обеспечивает режим секретности проводимых в Департаменте работ;
  • участвует в установленном порядке в заседаниях коллегий Министерства, а также в совещаниях, проводимых Министром финансов Российской Федерации и его заместителями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
  • осуществляет руководство мероприятиями Департамента в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны;
  • осуществляет иные полномочия и функции, устанавливаемые Регламентом Министерства, а также приказами и поручениями Министра финансов Российской Федерации и его заместителями в соответствии с распределением обязанностей.

По поручению Министра финансов Российской Федерации и его заместителей директор Департамента в установленном порядке принимает участие в заседаниях Правительства Российской Федерации, координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, заседаниях правительственных и межведомственных комиссий, советов и оргкомитетов, коллегий федеральных органов исполнительной власти, мероприятиях Федерального Собрания Российской Федерации, Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, высших органов Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза и иных мероприятиях.

7. Документы, направляемые от имени Департамента по вопросам, входящим в его компетенцию, подписываются директором Департамента или его заместителями.

Документы по теме