Результаты рассмотрения замечаний членов Общественного совета при Минфине России по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»

Опубликован в разделе: Общественное обсуждение
скачать (DOCX, 29.01 KB)
Опубликовано: 10.08.2021Изменено: 10.08.2021
Результаты рассмотрения замечаний членов Общественного совета при Минфине России по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» Скачать

Особое мнение члена Общественного совета

Позиция Минфина России

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Лисин В.С.

1.

Изменения в Госпрограмму № 39 устанавливают стратегические приоритеты в сфере Госпрограммы № 39 до 2030 года, в том числе по направлению «Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров», цель по которому определена как «прирост индекса собираемости основных налогов, ввозной таможенной пошлины и страховых взносов в 2030 году на уровне не ниже 3,2% по отношению к уровню 2020 года».

Согласно Изменениям, в Госпрограммы № 39 в рамках вышеуказанного направления предусмотрено в том числе:

  • создание современной налоговой системы Российской Федерации, включая «функционирование и развитие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • повышение собираемости доходов федерального бюджета, сокращение доли «теневой» экономики и снижение издержек государственного управления в сфере таможенного администрирования.

Одним из ожидаемых результатов определено «налоговое законодательство Российской Федерации адаптировано к текущим экономическим условиям, в том числе с учетом внешних вызовов и угроз».

В связи с изложенным сообщаю следующее.

А. Изменения в Госпрограмму № 39 преимущественно носят декларативный характер и не содержат определенных мероприятий, поэтапная реализация которых приведет, например, к созданию современной налоговой системы Российской Федерации, включая «функционирование и развитие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Таким образом, не представляется возможным оценить и подтвердить достаточность упомянутых мероприятий с точки зрения декларируемых Изменениями в Госпрограмме № 39 целей.

Б. Обращаю внимание на отсутствие в направлении «Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров» мероприятий, неоднократно озвученных как Президентом Российской Федерации, так и Председателем Правительства Российской Федерации вопросов, связанных с так называемой «донастройкой» налоговой системы, которая в настоящее время активно обсуждается в СМИ.

Дополнение Изменений в Госпрограммы № 39 указанными мероприятиями полностью согласуется с пунктами 2.2 и 2.3 Положения об Общественном совете при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2019 № 484, согласно которым подлежат рассмотрению Общественным советом проекты общественно значимых нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых Минфином России, к категории которых «донастройка» налоговой системы относится, на мой взгляд, в полном объеме.

В стратегических приоритетах Госпрограммы № 39 указаны основные задачи подпрограммы «Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров» без состава конкретных мероприятий.

При этом предполагается, что в состав мероприятий будут включаться проекты федеральных законов, предусматривающие внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в том числе направленные на развитие налоговой системы Российской Федерации (включая вопросы страховых взносов).

Вместе с тем разработка проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, и формирование соответствующих мероприятий производится исключительно по поручению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Мурычев А.В.

2.

В рамках направления (подпрограммы) 1 «Обеспечение долгосрочной устойчивости федерального бюджета» одним из путей достижения цели «ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту на уровне не более 0,5%, начиная с 2022 года» является повышения надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования. Вместе с тем отсутствует понимание, каким образом планируется решить данную задачу, особенно с учетом того, что вопросы экономических прогнозов относятся в большей степени к государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика»

В новой редакции проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» скорректированы задачи подпрограммы «Обеспечение долгосрочной устойчивости федерального бюджета».

Достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение эффективности бюджетных расходов планируется осуществить путем:

- проведения бюджетной политики в соответствии с бюджетными правилами, что обеспечит выполнение расходных обязательств вне зависимости от внешней конъюнктуры, формирование предсказуемых и стабильных экономических условий;

- создания целостной системы управления бюджетными рисками и их профилактики, включающей оперативный учет и отражение долгосрочных последствий принятия расходных обязательств и изменения налогового законодательства, анализ и мониторинг ключевых бюджетных рисков, а также рисков, связанных с неявными бюджетными обязательствами (с учетом сферы ГЧП, СЗПК и др.);

- формирования долгосрочного бюджетного прогнозирования с учетом различных сценариев экономических прогнозов, долгосрочных вызовов и тенденций развития экономики, в том числе в сфере декарбонизации;

- координации стратегического и бюджетного планирования;

- реформирования системы управления государственными программами (их перевода на единые проектные принципы управления, совершенствования механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития, упрощения структуры и формата, координации государственных программ субъектов и федерального центра в части совместного ведения и др.).

3.

Вызывают серьезные сомнения отдельные предложения по повышению эффективности планирования и исполнения бюджетных расходов (раздел 2.2.), в частности, попытка слишком жестко контролировать себестоимость (раскрытие структуры цены государственного контракта, контракта (договора), создание правил экономического обоснования затрат, относимых поставщиками (подрядчиками) на себестоимость работ, услуг, включаемых в цену товара при исполнении государственных контрактов, контрактов (договоров), равно как и жесткое ограничение предельного уровня рентабельности (доходности) в цене государственного контракта, контракта (договора). Данные новации могут привести не к снижению цен, а росту в связи с уменьшением уровня конкуренции из-за сокращения количества компаний, заинтересованных работе по государственным контрактам.

Стратегический приоритет 2.2 «Создание новых инструментов повышения эффективности планирования и исполнения бюджетных расходов» Госпрограммы № 39 на период до 2030 года уточнен в части того, что реализация задач, направленных на его достижение, предполагается исключительно в отношении бюджетных средств, подлежащих казначейскому сопровождению

4.

Обращаем внимание, что блоки 2.5. «Расширение доступа негосударственного сектора к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере» и 2.7. «Повышение адресного характера мер социальной поддержки», а также предложения по их реализации требуют рассмотрения в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Минфином России поддерживается предложение Общественного совета при Минфине России в части рассмотрения Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) проектов постановлений Российской Федерации, подготовленных в целях реализации мероприятий ведомственного проекта Минфина России «Справедливая поддержка граждан». В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» задачами РТК является, в том числе, проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере социального обеспечения. Кроме того, согласно поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 05.04.2021 № ТГ-П24-4243 проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений и связанные с ними экономические отношения в обязательном порядке подлежат направлению на рассмотрение в РТК до их рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации.

В этой связи, дополнительное рассмотрение Комиссией стратегического приоритета 2.5 «Расширение доступа негосударственного сектора к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере», а также предложений по его реализации не требуется.

5.

Полагаем, что единственной целью направления (подпрограммы) 3 «Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров» не должен быть прирост индекса собираемости основных налогов, ввозной таможенной пошлины и страховых взносов в 2030 году на уровне не ниже 3,2% по отношению к уровню 2020 года.

При этом направления блока 3.2. «Создание современной налоговой системы Российской Федерации» должны быть дополнены страховыми взносами (сейчас в нем упоминаются исключительно налоги и сборы). Также необходимо включить такие направления, как стимулирование инвестиционной активности, повышение предсказуемости уровня фискальной нагрузки и стратегию в сфере повышения эффективности регулирования системы обязательных (неналоговых) платежей.

В стратегических приоритетах Госпрограммы № 39 указаны основные задачи подпрограммы «Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров» без состава конкретных мероприятий.

При этом предполагается, что в состав мероприятий будут включаться проекты федеральных законов, предусматривающие внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в том числе направленные на развитие налоговой системы Российской Федерации (включая вопросы страховых взносов).

Вместе с тем разработка проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации,  и формирование соответствующих мероприятий производится исключительно по поручению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.