Министерство Финансов
Российской Федерации
Книга почёта
Министерство Финансов
Российской Федерации
Книга почёта
Министерство Финансов
Российской Федерации
Книга почёта
-
Cенатор, государственный казначей, действительный тайный советник, министр финансов (1802–1807)
-
Статс-секретарь, действительный тайный советник, государственный контролер
-
Действительный статский советник, сенатор, генерал от инфантерии, министр финансов (1823–1844)
-
Тайный советник, ученый-химик, метролог, экономист, профессор, организатор науки и промышленности, публицист
-
Сенатор, действительный тайный советник, статс-секретарь, член Государственного совета, министр финансов (1904–1905, 1906–1914)
-
Статс-секретарь, председатель Комитета министров, Министр финансов (1862–1878)
-
Доктор политических наук, экономист, профессор, академик, действительный тайный советник, председатель Комитета министров, член Государственного совета, министр финансов (1882–1886)
-
Математик, механик, член Государственного совета, действительный статский советник, министр финансов (1888–1892)
-
Действительный статский советник, министр путей сообщения, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, министр финансов (1892–1903)
-
Нарком финансов РСФСР, первый нарком финансов СССР (1923–1926)
-
Нарком финансов СССР (1938–1946), министр финансов СССР (1946–1960)
-
Нарком финансов СССР (1938–1946), министр финансов СССР (1946–1960)
-
Советский партийный, государственный и финансовый деятель, профессор, министр финансов СССР (1985–1989)

Васильев Алексей Иванович
Cенатор, государственный казначей, действительный тайный советник, министр финансов (1802–1807)
Васильев Алексей Иванович – первый министр финансов России.
Вся государственная деятельность А.И. Васильева была связана с финансами. Еще во времена Екатерины II А.И. Васильев принимал участие в составлении Государственной окладной книги, где отражались точные сведения о доходах и расходах. Тогда же им были разработаны формы отчетных документов для государственных финансовых учреждений.
За время своего руководства Министерством финансов А.И. Васильев провел две важнейшие законодательные меры. В ноябре 1802 г. был утвержден Устав о государственных лесах, упорядочивший лесопользование и доходы государства от лесов. В 1806 г. получило силу закона выработанное под его руководством Горное положение, которое с некоторыми изменениями служило основой горного законодательства в течение столетия. Заслугой А.И. Васильева стало заметное сокращение государственного долга. В 1802 г. Министерство смогло погасить облигации на 3,5 млн гульденов, а в 1804–1808 гг. был закрыт генуэзский заем (3 млн пиастров). А.И. Васильев входил в состав Особого комитета, разработавшего в 1806 г. откупные условия. Также был образован особый пивной откуп. Доходы бюджета в результате этих действий существенно выросли.
На посту министра финансов А.И. Васильев выступал по большей части не как управляющий государственными финансами, а как контролер их сбора и расходования. Он ввел в обычай подачу кратких ежегодных отчетов о доходах и расходах. Значительное улучшение качества отчетности позволило проводить финансовые проверки и расширило возможности контроля государственных средств.

Татаринов Валериан Алексеевич
Статс-секретарь, действительный тайный советник, государственный контролер
Валериан Алексеевич Татаринов вошел в российскую историю как выдающийся специалист в области государственных финансов, создавший основы работы Государственного контроля.
Одним из значимых достижений правительства Александра II было создание в 1858 г. Комиссии для разработки сметных, кассовых и ревизионных Правил. В.А. Татаринов возглавлял комиссию, занимая должность Государственного контролера (1864–1871).
В 1863–1866 гг. В.А. Татариновым проведена реформа Государственного контроля, заложившая основы его дальнейшей работы. Само ревизионное ведомство было преобразовано в единый контрольный орган, обладающий всей полнотой прав документальной ревизии почти всех государственных учреждений. В.А. Татаринов принимал активное участие в составлении проекта сметных, кассовых и ревизионных Правил для бюджета, одобренных императором, которые устанавливали четкую схему бюджетного процесса. Средства на ассигнования отдельных ведомств стали проводиться только через Министерство финансов в виде государственной росписи, прошедшей утверждение через Государственный совет. Исполнение финансовых обязательств обеспечивалось Государственным контролем.
С 1866 г. Комиссия получила право осуществлять контроль над всероссийским бюджетом в целом: началось составление ежегодных отчетов по исполнению государственной росписи и ее финансовых смет. С этого времени было начато повсеместное сокращение расходов по всем министерствам и управлениям, что позволило к 1872 г. впервые за долгое время достичь бездефицитного бюджета страны.

Канкрин Егор Францевич
Действительный статский советник, сенатор, генерал от инфантерии, министр финансов (1823–1844)
Егор Францевич Канкрин – автор теоретических работ по вопросам финансов, лесного хозяйства и лесоводства, основатель и реформатор Технологического, Горного и Лесного институтов, Алешковского лесничества, казенного лесного хозяйства.
Работа Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов была направлена на ликвидацию финансовых последствий Отечественной войны 1812 г. и пополнению государственного бюджета. Основными целями деятельности Е.Ф. Канкрина были уменьшение государственных расходов и увеличение доходов.
В 1839–1843 гг. Е.Ф. Канкриным была проведена тщательно подготовленная денежная реформа, в ходе которой в России введен серебряный монометаллизм, проведена эмиссия платиновой монеты и ликвидированы ассигнации. Е.Ф. Канкрин был сторонником самой строгой экономии и протекционизма, противником новых займов, уделял внимание развитию внутренней торговли и промышленности. Министерством финансов под руководством Е.Ф. Канкрина были пересмотрены таможенные тарифы в сторону их повышения, предприняты меры по увеличению гербового сбора и сумм прямых налогов (подушной подати). Впервые введены акцизы на табак и откупная система на вино.
При Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов с постоянным фондом. Именно Е.Ф. Канкриным впервые в России были сформулированы и применены принципы организации устойчивого бумажно- денежного обращения.

Менделеев Дмитрий Иванович
Тайный советник, ученый-химик, метролог, экономист, профессор, организатор науки и промышленности, публицист
Дмитрий Иванович Менделеев – выдающийся мыслитель в области учения о народном хозяйстве. Свой труд на пользу российской промышленности Д.И. Менделеев считал одной из трех своих служб Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельности.
Автор ряда трудов по экономике и метрологии, создатель теории точных весов и приемов взвешивания Д.И. Менделеев с 1893 г. возглавил Главную палату мер и весов, которая начала свою работу в Министерстве финансов (состояла в ведении Департамента торговли и мануфактур, в июне 1905 г. вошедшего как отдел в Министерство по торговле и промышленности). Перед Главной палатой мер и весов стояли задачи, решение которых должно было коренным образом изменить положение дел в этой области: возобновление русских прототипов длины (русского аршина) и массы (русского фунта), создание центрального метрологического учреждения, организация проверочного дела.
Д.И. Менделеев участвовал в разработке таможенного тарифа 1891 г., отличительной чертой которого являлось возможно равномерное покровительство всем отраслям промышленности России, начиная от добычи сырья и кончая выделкой наиболее дорогих изделий, причем преимущественным поощрением воспользовались коренные отрасли русской промышленности. Министр финансов С.Ю. Витте свидетельствовал: «…вопрос о значении промышленности в России еще не оценен и не понят. Только наш великий ученый Менделеев, мой верный до смерти сотрудник и друг, вопрос этот понял и постарался просветить русскую публику». С 1896 г. Д.И. Менделеев состоял членом Совета по учебным делам при Министерстве финансов.

Коковцов Владимир Николаевич
Сенатор, действительный тайный советник, статс-секретарь, член Государственного совета, министр финансов (1904–1905, 1906–1914)
Владимир Николаевич Коковцов внес значительный вклад в укрепление российской финансовой системы.
Управление В.Н. Коковцовым финансовым ведомством в 1904– 1905 гг. совпало с Русско-японской войной. Вследствие этого главное внимание В.Н. Коковцова было обращено на изыскание источников для покрытия военных расходов. В этих целях были увеличены гербовый сбор, пошлины с наследств, акцизы с ряда товаров. При этом В.Н. Коковцов старался избегать резкого повышения налогов с населения, покрывая рост расходов займами и содействуя развитию промышленности и торговли, что было высоко оценено С.Ю. Витте. Министерством финансов была предпринята попытка ввести подоходный налог, проект которого был внесен министром в Государственную думу. Однако до конца работы В.Н. Коковцова во главе финансового ведомства документ рассмотрен не был.
В.Н. Коковцов видел главную задачу финансового ведомства в сведении бездефицитного бюджета. Он по-прежнему основывал его на косвенных налогах: повышал старые налоги, ввел новый налог, пополнил казну почти на треть за счет «питейных» средств. Министерство финансов старалось накопить возможно большую золотую наличность, для чего было заключено три крупных иностранных займа в 1906, 1908 и 1909 гг. В.Н. Коковцов проводил политику жесткой экономии государственных средств и зарекомендовал себя как последовательный сторонник сокращения непроизводительных расходов. Благодаря этой политике золотой запас России вырос с 1100 млн до 2170 млн рублей и в 1,5 раза превышал сумму золотого запаса Англии и Германии вместе взятых.

Рейтерн Михаил Христофорович
Статс-секретарь, председатель Комитета министров, Министр финансов (1862–1878)
Михаил Христофорович Рейтерн принимал участие в великих реформах Александра II.
Деятельность на посту министра финансов М.Х. Рейтерн начал с ревальвационного преобразования в денежной системе и упорядочения расходов.
М.Х. Рейтерн произвел значительные изменения в налоговой системе. В 1863 г. подушная подать в городских поселениях была заменена налогом на недвижимое имущество, отменены откупа, введена акцизная система на спирт, табак, соль, сахар, увеличен гербовый сбор, введен новый таможенный тариф. Все это в 1,5 раза увеличило таможенные доходы. В работу финансового ведомства М.Х. Рейтерн внес элементы гласности: в первый год работы обнародовал государственный бюджет, с 1866 г. стали печататься отчеты Государственного контролера. Приоритетным направлением деятельности министра стало развитие железных дорог. Было построено более 20 тысяч верст путей с привлечением частных инвестиций, проведена приватизация имеющихся дорог, что дало толчок торговле хлебом, расширению сбыта мануфактурного производства. М.Х. Рейтерн принимал участие в решении такого значимого события, как продажа Аляски в 1867 г. Данная мера, среди прочих, позволила свести бюджет без дефицита и в целом улучшить финансовое положение страны.
Министерством финансов под руководством М.Х. Рейтерна сформулированы важнейшие программные документы экономической политики, которые в определенной мере являлись вектором официального курса правительства вплоть до революции 1905–1907 гг.

Бунге Николай Христианович
Доктор политических наук, экономист, профессор, академик, действительный тайный советник, председатель Комитета министров, член Государственного совета, министр финансов (1882–1886)
Бунге Николай Христианович – выдающийся министр финансов, внесший значительный вклад в финансовую политику России.
Н.Х. Бунге в 1881 г. стал управляющим Министерством финансов, в 1882 г. был назначен министром финансов и одновременно членом Государственного совета.
Н.Х. Бунге проводил протекционистскую политику, целями работы финансового ведомства ставил упорядочение бюджета и денежного обращения, спасение от банкротства крупных предприятий и банков, а также развитие государственного железнодорожного строительства. За время пребывания Н.Х. Бунге в должности министра финансов были проведены податные реформы, в числе которых отмена подушной подати, снижение размера выкупных платежей и повышение государственного земельного налога, приняты законы об обязательном выкупе, о замене оброчной подати с государственных крестьян выкупными платежами. Подготовлен законопроект об отмене круговой поруки. К значимым результатам работы Министерства финансов в этот период относятся создание Крестьянского поземельного банка и преобразование торгово-промышленного обложения.
Российский государственный деятель В.И. Ковалевский отмечал, что Н.Х. Бунге был первым министром финансов, исходившим из твердого и ясного сознания, что узкий «финансизм» должен быть заменен «экономизмом» – широкой экономической политикой, направленной к развитию народного труда и производительных сил страны. Время управления Н.Х. Бунге явилось, по мнению ряда специалистов, выдающейся эпохой в истории русских финансов.

Вышнеградский Иван Алексеевич
Математик, механик, член Государственного совета, действительный статский советник, министр финансов (1888–1892)
Иван Алексеевич Вышнеградский был назначен управляющим Министерством финансов в 1887 г., а в 1888 г. утвержден на пост министра финансов.
Во многом И.А. Вышнеградский поддерживал и продолжал финансовую политику Н.Х. Бунге.
В своей работе И.А. Вышнеградский на первое место выдвигал цели бюджетно-финансового благополучия и улучшения экономического положения страны в целом, предлагал решительным образом вступить на путь покровительства отечественному производству и защищал интересы крупного промышленного капитала, поддерживал регулярное введение торговых пошлин на иностранные товары, всецело способствовал развитию индустрии, полагая ее базой бездефицитного бюджета. И.А. Вышнеградский провел контрольно-финансовую и тарифную реформы, сосредоточил в Министерстве финансов управление железными дорогами, создав Департамент железнодорожных дел. В 1889 г. в целях снижения субсидирования владельцев частных железных дорог был установлен контроль над железнодорожными тарифами и осуществлялся выкуп частных железных дорог в государственную казну. Одновременно поощрялось сооружение новых железнодорожных веток.
В кредитной системе И.А. Вышнеградским были предприняты меры по расширению и удешевлению кредита. В налоговой практике взят курс на повышение налогов, особенно косвенных. Наряду с усилением косвенного обложения давались льготы промышленникам. С целью создания условий для перехода на золотой монометаллизм И.А. Вышнеградский предпринимал усилия по увеличению золотого запаса страны.

Витте Сергей Юльевич
Действительный статский советник, министр путей сообщения, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, министр финансов (1892–1903)
Сергей Юльевич Витте – один из ярчайших государственных деятелей, оставивших глубокий след в истории, экономике, политической и общественной жизни России конца XIX – начала XX века.
Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров: С.Ю. Витте на протяжении долгих лет принимал непосредственное участие в управлении Российской империей, успев оказать влияние на различные стороны жизни общества.
Одиннадцать лет, в течение которых С.Ю. Витте возглавлял Министерство финансов, ознаменованы двукратным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства.
Важнейшей заслугой С.Ю. Витте является проведение в 1897 г. денежной реформы, в результате которой Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом, что способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов. В 1898 г. под руководством С.Ю. Витте была проведена реформа торгово-промышленного налогообложения. За годы руководства Министерством финансов С.Ю. Витте Россия вышла на первое место по добыче нефти, построено рекордное количество железных дорог. С.Ю. Витте был инициатором строительства Транссибирской магистрали.
С.Ю. Витте являлся государственным деятелем нового типа: энергичный и убежденный реформатор и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям эпохи.

Сокольников Григорий Яковлевич
Нарком финансов РСФСР, первый нарком финансов СССР (1923–1926)
Сокольников Григорий Яковлевич – народный комиссар финансов РСФСР, СССР, автор 27 книг по финансовым и экономическим вопросам.
Г.Я. Сокольников фактически воссоздал Народный комиссариат финансов, почти полностью ликвидированный в эпоху военного коммунизма. При нем был отлажен бюджетный процесс, организована система денежных налогов и доходов, проведена денежная реформа (1922–1924 гг.), возрождена банковская система во главе с Госбанком. Г.Я. Сокольников фактически явился основателем всей советской финансовой и банковской системы.
В составе Наркомфина под руководством Г.Я. Сокольникова на правах управления успешно функционировало Финансово-экономическое бюро, включавшее Институт экономических исследований и Конъюнктурный институт. Бюро занималось изучением финансового дела в России и за рубежом, ведало статистикой ведомства и издавало литературу по финансовым вопросам. Г.Я. Сокольников выступал за развитие негосударственных форм собственности в промышленности и торговле, добивался сокращения государственных расходов бюджетной сферы, укрепления местных бюджетов. Вместе с тем Григорий Яковлевич был против эмиссии как источника финансирования бюджета, выступал за укрепление налоговой системы в направлении развития денежных налогов. Абсолютную государственную монополию в промышленности и торговле Г.Я. Сокольников не считал оправданной, полагая необходимым интеграцию нашей страны в мировой рынок, поддерживал развитие внешнеэкономических связей. Под руководством Г.Я. Сокольникова была проведена сложнейшая денежная реформа, способствовавшая экономическому развитию страны.

Зверев Арсений Григорьевич
Нарком финансов СССР (1938–1946), министр финансов СССР (1946–1960)
Арсений Григорьевич Зверев – выдающийся государственный деятель, легендарная личность в истории финансов.
Службе в финансовых органах А.Г. Зверев отдал более сорока лет. Проводя твердую финансовую политику, он стремился сбалансировать государственный бюджет и прилагал немало усилий к тому, чтобы развитие производительных сил всегда обеспечивалось финансированием.
А.Г. Зверев был назначен на должность наркома финансов СССР в 1938 г. Под его руководством проведена реорганизация структуры Наркомата, достигнуто выполнение плана по поступлению в государственный бюджет налога с оборота, платежи от населения стали регулярными. В 1946 г. А.Г. Зверев возглавил Министерство финансов СССР. На посту министра финансов он осуществлял мероприятия по перестройке финансовой системы страны для удовлетворения государственных нужд в послевоенное время. В 1947 г. под руководством А.Г. Зверева проведена денежная реформа, в ходе которой была упорядочена система ценообразования, снижены цены на товары первой необходимости. В 1958 г. Министерством финансов СССР осуществлена работа по переводу национальной валюты на золотую базу, в результате чего курс рубля по отношению к иностранной валюте повысился. Кроме того, были профинансированы меры по организационно- хозяйственному укреплению колхозов и увеличению производства товаров народного потребления. В своих мемуарах А.Г. Зверев писал: «Финансист обязан быть непреклонным, когда речь идет об общественных средствах… Финансовая дисциплина – святое дело. Уступчивость в данном вопросе граничит с преступлением». Министр финансов СССР Василий Федорович Гарбузов вошел в историю страны как выдающийся финансист и профессиональный

Гарбузов Василий Фёдорович
Нарком финансов СССР (1938–1946), министр финансов СССР (1946–1960)
Министр финансов СССР Василий Федорович Гарбузов вошел в историю страны как выдающийся финансист и профессиональный руководитель.
Одним из важнейших мероприятий в начале деятельности В.Ф. Гарбузова на посту министра финансов СССР стало завершение проведения денежной реформы 1961 г., начатой его предшественником А.Г. Зверевым. В результате реформы были пересчитаны или переоценены все цены, тарифы, вклады, ценные бумаги, налоги, основные и прочие фонды.
В своей работе В.Ф. Гарбузов ориентировался на более полное использование внутрихозяйственных резервов, экономию в расходах государства и активное воздействие бюджетной системы на мобилизацию денежных накоплений. В целях перехода народного хозяйства страны на новую систему планирования и экономического стимулирования в 1963 г. Министерство финансов СССР принимало участие в подписании соглашения о многосторонних расчетах в переводных рублях, создании Международного банка экономического сотрудничества и образовании в 1970 г. Международного инвестиционного банка.
В 1964 г. В.Ф. Гарбузов участвовал в принятии Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов. В результате принятия данного закона впервые в государстве сложилась единая система пенсионного обеспечения.
Деятельность Министерства финансов СССР под руководством В.Ф. Гарбузова способствовала росту в стране национального дохода, который использовался для повышения уровня благосостояния граждан. Значительно усилилась социальная ориентация экономики.

Гостев Борис Иванович
Советский партийный, государственный и финансовый деятель, профессор, министр финансов СССР (1985–1989)
Борис Иванович Гостев до назначения на должность министра финансов СССР хорошо знал работу ведомства, поскольку оно входило в сферу деятельности экономического отдела ЦК КПСС, который он возглавлял.
После назначения на должность министра финансов СССР Б.И. Гостев, имея собственный подход к совершенствованию хозяйственного и финансового механизмов, организовал работу по переводу отраслей народного хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование, ввел долгосрочные нормативы распределения прибыли.
Б.И. Гостев ставил перед собой задачу по перестройке деятельности Министерства финансов СССР, чтобы поднять уровень его работы. В связи с этим была изменена структура министерства, привлекались кадры из различных регионов страны, был создан Институт повышения квалификации финансовых работников.
За время пребывания Б.И. Гостева на посту министра финансов СССР было принято и исполнено три государственных бюджета, целью которых стали концентрация бюджетного планирования и финансирования на развитии производства и научно-технического прогресса. Были приведены в действие долговременные факторы экономического роста и ресурсосбережения, обеспечена сбалансированность доходов и расходов государства.
В области внешнеэкономической деятельности Министерство финансов СССР усилило контроль за расходованием валютных ресурсов, стимулировавших рационализацию импортных закупок и повышение эффективности экспорта.