Письмо Минфина России от 28.04.2023 № 02-10-08/1/39512 «По проведению мониторинга качества финансового менеджмента»

скачать (PDF, 2.12 MB)
Опубликовано: 28.04.2023Изменено: 28.04.2023
Письмо Минфина России от 28.04.2023 № 02-10-08/1/39512 «По проведению мониторинга качества финансового менеджмента» Скачать

Прикрепленные файлы (1)

docx 68.12 kb

Главные распорядители средств федерального бюджета

Главные администраторы доходов федерального бюджета

Финансовые органы субъектов Российской Федерации

Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации


Министерство финансов Российской Федерации в целях методического обеспечения проведения мониторинга качества финансового менеджмента (далее – КФМ), а также в связи с поступающими вопросами в отношении организации и проведения мониторинга КФМ сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации мониторинг КФМ проводится:

- финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в отношении главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

- главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета в отношении всех подведомственных ему распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

При этом финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) как главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета также проводит мониторинг КФМ в отношении подведомственных ему распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с положениями статей 158, 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета формируются перечни подведомственных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее – Перечень подведомственных организаций) соответственно.

Одновременно с этим необходимо отметить, что главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета не проводит мониторинг КФМ в отношении самого себя как распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, так как мониторинг КФМ в отношении соответствующих бюджетных полномочий является составной частью мониторинга КФМ, проводимого финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом).

В отношении территориальных органов (подразделений), находящихся в ведении главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и включенных в Перечень подведомственных организаций, мониторинг КФМ проводится указанными главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета в части бюджетных полномочий, определенных таким перечнем.

Также необходимо отметить, что положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено требований по проведению главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета мониторинга КФМ в отношении:

- бюджетных и (или) автономных учреждений, в отношении которых им осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений;

- государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых им осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Кроме того, согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не допускается привлечение к расчету и анализу значений показателей КФМ, формированию и представлению отчета о результатах мониторинга КФМ, проводимого финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, организаций, в отношении которых проводится соответствующий мониторинг КФМ. В то же время допускается представление организациями, в отношении которых проводится соответствующий мониторинг КФМ, информации, необходимой для его проведения.

Мониторинг КФМ проводится в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, соответственно (далее – Установленный порядок), и включает в себя мониторинг качества:

- исполнения бюджетных полномочий;

- управления активами;

- осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Установленным порядком согласно положениям пункта 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть определены в том числе правила:

- расчета и анализа значений показателей КФМ;

- формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга КФМ;

- формирования и представления отчета о результатах мониторинга КФМ.

С учетом изложенного, мониторинг КФМ является отдельным бюджетным полномочием. По результатам мониторинга КФМ в соответствии с Установленным порядком должен быть сформирован отчет.

Таким образом, не допускается проведение мониторинга КФМ в качестве составной части оценки эффективности деятельности без формирования отдельного отчета по его результатам, а также проведение мониторинга КФМ в отношении отдельных должностных лиц (работников) главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов.

Также отмечается, что при определении расчета и анализа значений показателей КФМ необходимо обеспечить минимизацию субъективного фактора в процессе расчета значений показателей КФМ и создание единой системы оценки качества исполнения бюджетных полномочий, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе при формировании и представлении отчета о результатах мониторинга КФМ.

Например, в случае определения Установленным порядком предоставления отчета о результатах мониторинга КФМ организациям, должностным лицам и гражданам Российской Федерации, которыми не приняты на себя обязательства либо которыми не определены обязанности по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне, не представляется возможным обеспечить получение ими отчета о результатах мониторинга КФМ, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. В указанном случае учет при проведении мониторинга КФМ сведений, составляющих государственную тайну, является фактором, препятствующим созданию единой системы оценки КФМ, а также предоставления заинтересованным лицам отчета о результатах мониторинга КФМ в полном объеме.

В соответствии с положениями пункта 8 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета вправе внести на рассмотрение финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) предложение о передаче полномочий по проведению мониторинга КФМ. Решение о передаче указанных полномочий может оформляться (согласовываться), в том числе путем:

- подписания соглашения о передаче полномочий по проведению мониторинга КФМ;

- оформления служебных писем о согласовании передачи полномочий по проведению мониторинга КФМ, в том числе их визирование (подписание) руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, передающего полномочия, и руководителем финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фонда), принимающего полномочия;

- оформления документа с грифом (листом) согласования или протокола о передаче полномочий по проведению мониторинга КФМ.

При этом передача указанных полномочий финансовому органу (органу управлению государственным внебюджетным фондом) осуществляется в полном объеме, включая издание нормативного правового акта или ведомственного (внутреннего) акта о порядке проведения мониторинга КФМ, предусмотренного положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации просит обеспечить доведение информации, изложенной в настоящем письме, до главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, а также финансовых органов муниципальных образований.

П.А. Кадочников