Отчёт о выполнении в 2022 году в Минфине России мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе предусмотренных Планом противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, утвержденным приказом Минфина России от 29 сентября 2021 г. № 415 (в редакции приказа Минфина России от 18 февраля 2022 г. № 68)

скачать (DOCX, 0.18 MB)
Опубликовано: 03.04.2023Изменено: 03.04.2023
Отчёт о выполнении в 2022 году в Минфине России мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе предусмотренных Планом противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, утвержденным приказом Минфина России от 29 сентября 2021 г. № 415 (в редакции приказа Минфина России от 18 февраля 2022 г. № 68) Скачать

Отчет о выполнении в 2022 году в Минфине России мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе предусмотренных Планом противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, утвержденным приказом Минфина России от 29 сентября 2021 г. № 415 (в редакции приказа Минфина России от 18 февраля 2022 г. № 68)

В 2022 году Министерством финансов Российской Федерации проведена работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, направленная на реализацию требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Министерстве и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации (далее – подведомственные организации).

В целях повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции приказом Минфина России от 18.02.2022 № 68 в новой редакции утвержден План противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, предусматривающей помимо ежегодных основных мероприятий по противодействию коррупции, ряд дополнительных мероприятий, связанных непосредственно со спецификой деятельности Министерства и направленных на противодействие коррупции в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а также области государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

Таким образом приоритетными направлениями Министерства в сфере противодействия коррупции на 2022 год являлись:

обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Минфина России (далее – гражданские служащие), руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), находящихся в ведении Минфина России (далее – руководители территориальных органов, федеральные службы (федеральное агентство), а также работниками подведомственных организаций (далее – работники), ограничений, запретов и требований к служебному поведению, о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;

выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности Минфина России и подведомственных организаций, мониторинг коррупционных рисков и их устранение;

взаимодействие Минфина России с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности Минфина России и подведомственных организаций;

мероприятия, направленные на противодействие коррупции, с учетом специфики деятельности Минфина России и подведомственных организаций, включая реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 (далее – Национальный план противодействия коррупции) (процентные показатели по основным направлениям деятельности приведены ниже).

Во исполнение положений Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 1.24 Плана подведомственными организациями также проведена работа по корректировке планов противодействия коррупции, отчеты о реализации которых в установленном порядке представляются в Министерство и размещаются на официальном сайте Минфина России.

Во исполнение пунктов 1.1, 1.2 Плана в течение 2022 года осуществлялся мониторинг и контроль исполнения обязанностей, соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции, а также этических норм и правил служебного поведения гражданскими служащими Минфина России, руководителями территориальных органов, а также работниками подведомственных организаций.

Так, в отчетном периоде был установлен 1 факт несоблюдения гражданским служащим этических правил служебного поведения, за которое гражданскому служащему по результатам проведенной проверки было указано на необходимость неукоснительного соблюдения норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения. По результатам рассмотрения поступившей в Министерство информации о представлении гражданскими служащими неполных сведений о доходах и имуществе в отношении 1 гражданского служащего проводится проверка полноты и достоверности представленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с двумя гражданскими служащими проведены профилактические беседы о необходимости неукоснительного соблюдения законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства в 2022 году в Министерство поступило:

- 158 уведомлений о намерении выполнять иную оплачиваемой работы;

- 5 уведомлений о получении подарка;

- 9 уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Ходатайств о разрешении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, уведомлений о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений в отчетном периоде не поступало.

Указанные уведомления и ходатайство были рассмотрены в установленном порядке. В рамках рассмотрения уведомлений и ходатайства признаков нарушения требований антикоррупционного законодательства выявлено не было. При рассмотрении уведомлений гражданских служащих о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, предусмотренном пунктом 1.9 Плана, возможность возникновения конфликта интересов или нарушения служебного распорядка установлены не были.

Во исполнение отдельных пунктов Национального плана противодействия коррупции, в том числе пунктов 1.4, 4.9.1, 4.9.2, 4.9.4, 4.9.19 Плана, Минфином России в пределах своей компетенции в 2022 году проведены мониторинги с последующим представлением их результатов в Минтруд России по следующим вопросам:

о практике применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, в период 2019 – 2021 годов;

о правоприменительной практике, связанной с реализацией Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

по вопросам представления сведений о владении цифровыми финансовыми активами, иными цифровыми правами, цифровой валютой, осуществления проверки достоверности и полноты таких сведений, а также осуществления контроля за расходами на приобретение цифровых финансовых активов, иных цифровых прав, цифровой валюты;

о правоприменительной практике в части невозможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей;

о правоприменительной практике правового института конфликта интересов;

об организации антикоррупционной работы в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

о коррупционных рисках, связанных с участием гражданских служащих Российской Федерации на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций.

Во исполнение пункта 1.5 Плана Минфином России во взаимодействии с федеральными службами (федеральным агентством) проведен анализ практики принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с осуществлением трудовой и иной деятельности близкими родственниками (свойственниками) руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства).

Так, в 2022 году в Министерстве рассмотрены 9 докладов федеральных служб (федерального агентства) о результатах рассмотрения уведомлений руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Анализ результатов рассмотрения уведомлений показал, что в 7 рассматриваемых случаях личная заинтересованность у руководителей территориальных органов возникала в связи с наличием трудовых (иных имущественных) отношений у их родственников с подконтрольными субъектами, в отношении которых руководители территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) наделены контрольно-надзорными полномочиями. В 2 рассматриваемых случаях личная заинтересованность возникала в связи с трудоустройством родственников руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) в структуру этих служб (агентств) (процентные показатели приведены ниже).

В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов в рассматриваемых ситуациях в 2022 году руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) и их непосредственным руководством принимались следующие меры:

установление распределения должностных обязанностей между руководителем территориального органа федеральной службы (федерального агентства) и его заместителями, направленного на исключение возможности возникновения конфликта интересов;

издание локального акта, предусматривающего меры по предотвращению конфликта интересов;

исключение из состава коллегиальных органов, в полномочия которых входит рассмотрение результатов контрольных мероприятий и принятие решений по результатам контрольных мероприятий (в случае поступления материалов проверки в отношении организации, с которой руководитель территориального органа федеральной службы (федерального агентства) связан личной заинтересованностью).

В качестве дополнительных мер, направленных на предотвращение конфликта интересов в рассматриваемых ситуациях, Министерством было поручено руководителями федеральных служб (федерального агентства):

осуществлять контроль за принятием руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) мер по предотвращению конфликта интересов;

осуществлять контроль за принятием решений территориальным органом федеральной службы (федерального агентства) в отношении подконтрольных субъектов, с которыми руководитель территориального органа федеральной службы (федерального агентства) связан личной заинтересованностью.

Результаты рассмотрения уведомлений, принятия мер по предотвращению конфликта интересов и анализ их эффективности были рассмотрены на совещании в Минфине России в декабре 2022 года, в котором приняли участие представители антикоррупционных подразделений Министерства и федеральных служб (федерального агентства).

В соответствии с пунктом 1.7 Плана осуществлен мониторинг и анализ соблюдения лицами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) в Минфине России и должности руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при заключении ими после увольнения с гражданской службы трудовых и гражданско-правовых договоров.

Всего в 2022 году в Министерство поступило 115 уведомлений от коммерческих и некоммерческих организаций о заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с бывшими государственными служащими Минфина России, из которых 58 уведомлений касались лиц, замещавших в Министерстве должности, связанные с коррупционными рисками.

В этой связи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в Министерстве было организовано рассмотрение 56 поступивших уведомлений с привлечением заинтересованных структурных подразделений Минфина России. По результатам их рассмотрения фактов нарушения требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено не было.

Кроме того, в федеральные службы (федеральное агентство) в отчетном периоде поступило 6 уведомлений о трудоустройстве лиц, замещавших должности руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), по результатам рассмотрения которых также не установлено нарушений требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Сведения о лицах, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, связанные с коррупционными рисками, и уволенных с государственной гражданской службы, в отношении которых в течение полугода со дня увольнения в Министерство не поступила информация о дальнейшем трудоустройстве, направлялась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении организаций, не сообщивших в установленном порядке о трудоустройстве указанных лиц.

Во исполнение пунктов 1.11 Плана в Министерстве в течение 2022 года проводилась ревизия нормативных правовых и ведомственных актов Минфина России, а также методических материалов в сфере противодействия коррупции, по результатам которой была выявлена необходимость частичной актуализации нормативной правовой базы Министерства и методических материалов в сфере противодействия коррупции.

Основными задачами актуализации нормативной правовой базы Министерства в сфере противодействия коррупции являлись:

- совершенствование организационных основ деятельности по противодействию коррупции;

- приведение нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации;

- приведение нормативных правовых актов в соответствие с проведенными в Министерстве организационно-штатными мероприятиями.

Таким образом, в 2022 году в Министерстве актуализированы 15 нормативных правовых и ведомственных актов, а также 4 методических материала, разработанных для обеспечения консультативного и методического обеспечения гражданских служащих Минфина России.

В частности, в целях совершенствования организационных основ деятельности по противодействию коррупции, а также во исполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 1.8, 1.10 Плана, в отчетном периоде изданы:

- приказ Минфина России от 01.02.2022 № 12н «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства финансов Российской Федерации и назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Министром финансов Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов федеральных служб и федерального агентства, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.03.2022, регистрационный № 67658);

- приказ Минфина России от 01.02.2022 № 13н «Об утверждении Порядка уведомления работодателя работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.03.2022, регистрационный № 67664);

- приказ Минфина России от 01.02.2022 № 41 «Об организации деятельности по уведомлению федеральными государственными гражданскими служащими Минфина России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Министром финансов российской федерации руководителями территориальных органов федеральных служб и федерального агентства, находящихся в ведении Минфина России, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу».

Таким образом, в 2022 году проведена работа, по результатам которой нормативная правовая база Министерства в сфере противодействия коррупции, а также методические материалы по антикоррупционной тематике в полном объеме актуализированы и приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации (схема количественных показателей приведена ниже).

В подведомственных организациях актуализировано 10 локальных актов по вопросам противодействия коррупции.

В соответствии с пунктом 1.12 Плана в Министерстве организована и проведена декларационная кампания 2022 года, в рамках которой были осуществлены следующие мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения обязанности декларантов по представлению сведений о доходах и расходах:

организовано периодическое информирование гражданских служащих о необходимости представить сведения о доходах и расходах в установленный срок;

организовано консультирование гражданских служащих и работников по вопросам заполнения и представления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2021 год;

разработаны памятки и иные методические пособия по вопросам представления сведений о доходах и расходах;

проведен семинар-совещание с представителями федеральных служб (федерального агентства) и подведомственных организаций по актуальным вопросам организации декларационной кампании 2022 года;

обеспечена установка на рабочие компьютеры гражданских служащих обновленной версии СПО «Справки БК» и доведена до сведения информация об использовании данного программного обеспечения;

Всего в рамках декларационной кампании 2022 года свои сведения о доходах и расходах, а также сведения о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный 2021 год в Министерство представили:

- 713 гражданских служащих Минфина России;

- 205 руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства);

- 30 работников подведомственных организаций.

Количество декларантов в 2022 году выросло на 14 % в сравнении с 2021 годом в связи с изданием приказа Минфина России от 18.11.2021 № 185н «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Случаев непредставления сведений о доходах и расходах либо несвоевременного представления сведений о доходах и расходах в рамках декларационной кампании 2022 года не установлено.

Во исполнение пункта 1.8 Плана, а также в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» на официальном сайте Министерства размещены сведения о доходах и расходах за отчетный период 2021 года, представленные 366 гражданскими служащими Минфина России и 30 работниками подведомственных организаций.

В соответствии с пунктами 1.14 Плана в отчетном периоде проведен анализ сведений о доходах и расходах, представленных гражданскими служащими, руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) и работниками подведомственных организаций.

По результатам анализа выявлен и установлен в ходе осуществления проверки 1 факт представления гражданским служащим Министерства заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, в связи с чем к гражданскому служащему применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Кроме того, по результатам анализа выявлены недостатки в справках о доходах у 131 гражданского служащего Минфина России, которые согласно Обзору практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0), относятся к несущественным нарушениям, не требующих применения мер юридической ответственности (таблица качества заполнения справок о доходах приведена ниже).

Во исполнение пункта 1.22 Плана в целях повышения качества заполнения справок о доходах гражданскими служащими Минфина России в Министерстве организовано проведение оценочных мероприятий на предмет определения уровня знаний в области противодействия коррупции лицами, допустившими несущественные нарушения при представлении сведений о доходах и расходах, по результатам прохождения которых обеспечена адресная консультативная и методическая помощь.

Также в качестве дополнительной меры для снижения ошибок при заполнении декларантами справок о доходах в соответствии с пунктом 1.15 Плана в 2022 году по результатам анализа сведений о доходах и расходах подготовлен Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Обзор доведен до сведения гражданских служащих Минфина, руководителей территориальных органов федеральных служб и федерального агентства и работников подведомственных организаций, размещен на официальном сайте Министерства и в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

Кроме того, в Министерстве в 2022 году уделено особое внимание мероприятиям профессионального развития, направленных на обеспечение антикоррупционного просвещения среди гражданских служащих Минфина России и работников организаций.

В соответствии с пунктом 1.16 Плана на базе ФГБУ «МФК Минфина России» обеспечено проведение 59 семинаров по антикоррупционной тематике, из которых 4 проведены для работников подведомственных организаций, а 55 для гражданских служащих Минфина России. В целях повышения эффективности проводимых мероприятий семинары по вопросам представления сведений о доходах приоритетно проводились в первом полугодии в течение декларационной кампании 2022 года. Во втором полугодии 2022 года семинары по антикоррупционной тематике были направлены на повышение уровня грамотности в области соблюдения гражданскими служащими и работниками подведомственных организаций антикоррупционных стандартов и предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Во исполнение пункта 1.17 Плана В Министерстве 30.03.2023 проведен семинар-совещание на тему: «Порядок представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», в работе которого приняли участие гражданские служащие Минфина России, должностные лица антикоррупционных подразделений федеральных служб (федерального агентства) и подведомственных организаций. На указанном семинаре были освещены вопросы, касающиеся особенностей проведения декларационной кампании 2022 года, применения Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год), а также использования актуальной версии СПО «Справки БК».

В соответствии с пунктом 1.18 Плана в Министерстве в 2022 году обеспечено проведение индивидуальных консультаций:

- по актуальным вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о государственной службе и противодействии коррупции с 242 гражданами, вновь поступающими на должности государственной службы в Министерство поступающими на государственную службу в Минфин России, и гражданскими служащими, назначаемыми в порядке перевода на должности государственной службы в Минфине России, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- по разъяснению требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» со 135 гражданскими служащими, планирующими увольнение с должностей гражданской службы в Минфине России, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- по иным вопросам, связанным с реализацией требования антикоррупционного законодательства (свыше 1000 адресных консультаций за 2022 г.).

Применение индивидуального подхода при проведении консультационного и методического сопровождения является эффективным методов повышения уровня правовой грамотности гражданских служащих и способствует установлению отрицательного отношения к коррупции на гражданской службе, в связи с чем работа по данному направлению будет продолжена в следующем году.

Во исполнение пункта 39 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктов 1.19, 1.20, 1.21 Плана в Министерстве обеспечено:

участие 3 гражданских служащих Минфина России и 18 работников подведомственных организаций, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе их обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции;

участие 32 гражданских служащих Минфина России и 5 работников подведомственных организаций, впервые поступивших на государственную службу (работу) в Министерство (организацию), замещающих должности, связанные с соблюдением антикоррупционных стандартов, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции;

участие 19 гражданских служащих Минфина России и 46 работников подведомственных организаций, в должностные обязанности которых входит участие в проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе их обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции.

Кроме того, в качестве дополнительного мероприятия по профессиональному развитию в области противодействия коррупции в Министерстве обеспечен просмотр видеолекции по антикоррупционной тематике 129 гражданскими служащими Минфина России, впервые поступившими на государственную службу в Министерство.

Также в Министерстве отмечается положительный опыт использования института наставничества, позволяющий лицам, вновь поступившим на гражданскую службу в Министерство, адаптироваться в кратчайшие сроки к требованиям к служебному поведению и соблюдению антикоррупционных стандартов (в 2022 г. осуществлено наставничество в отношении 62 гражданских служащих Минфина России).

Во исполнение пункта 1.23 Плана в 2022 году проработана основная концепция создаваемого специализированного информационного ресурса для гражданских служащих Минфина России по вопросам противодействия коррупции. В настоящее время осуществляется разработка ведомственного антикоррупционного портала.

В связи с техническими потребностями, требующимися для реализации данного мероприятия, создание и введение в эксплуатацию информационного ресурса запланировано на конец 2023 года.

В соответствии с пунктом 1.25 Плана в 2022 году осуществлены проверки соблюдения подведомственными организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и реализации ими мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Так, в соответствии с утвержденном в Министерстве планом по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2022 год в отчетном периоде осуществлены проверки двух подведомственных организации. По результатам проведения проверок подведомственным организациям указано на необходимость приведения ряда локальных актов в сфере противодействия коррупции в соответствие с нормативными правовыми актами Министерства, а также на необходимость соблюдения установленных требований по размещению информации о противодействии коррупции на официальном сайте Министерства.

В соответствии с пунктом 2.1 Плана обеспечено проведение антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов Минфина России и проектов нормативных правовых актов Минфина России в целях выявления с учетом мониторинга соответствующей правоприменительной практики коррупциогенных факторов и устранение таких факторов, а также возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, иных документов, разрабатываемых Минфином России.

Так, в отчетном периоде антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 516 нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Во исполнение пункта 2.2 Плана в связи с возложением на Министерство в 2022 году дополнительных функций, связанных с необходимостью обеспечения развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления и нивелирования последствий ограничительных мер, а также с учетом проведения ряда организационно-штатных мероприятий в Министерстве осуществлена комплексная оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством установленных функций, в результате чего в новой редакции утверждены перечень коррупционно-опасных функций Министерства (утвержден Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 20.07.2022), а также перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утвержден приказом Минфина России от 11.11.2022 № 164н).

Во взаимодействии с подведомственными организациями также была проведена работа по оценке коррупционных рисков, возникающих при реализации подведомственными организациями установленных функций, в результате чего приказом Минфина России от 18.11.2022 № 175н утвержден в новой редакции перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Во исполнение пункта 2.3 Плана реализованы мероприятия, направленные на выявление личной заинтересованности гражданских служащих Минфина России, которая приводит или может привести к конфликту интересов при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно положениям Методических рекомендаций Минтруда России по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Министерстве в 2022 году актуализирован перечень лиц, принимающих участие в осуществлении закупочной деятельности на разных этапах. С указанными лицами были проведены консультативно-методические совещания, направленные на их информирование об установленных законодательством Российской Федерации требованиях в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов, ответственности за их неисполнение, а также типовых ситуациях конфликта интересов, возникающих при осуществлении закупочной деятельности.

Кроме того, в 2022 году в Министерстве организовано представление деклараций о возможной личной заинтересованности гражданскими служащими, участвующими в осуществлении закупочной деятельности. Представленные гражданскими служащими декларации были проанализированы уполномоченным подразделением. Ситуаций, указывающих на возможное наличие конфликта интересов у гражданских служащих, осуществляющих указанную деятельность, не выявлено.

В соответствии с пунктом 2.4 Плана Министерством организована оценка эффективности деятельности подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений за 2022 год. Опрос размещался на официальном сайте Минфина России и был доступен для прохождения в период 15.01.2023 по 15.02.2023. По результатам опроса 74 % респондентов положительно оценили деятельность антикоррупционного подразделения в 2022 году. Информация о проведении оценки представлена в установленном порядке Минтруд России.

Во исполнение пункта 3.1 Плана в 2022 году продолжена работа по ведению и поддержанию в актуальном состоянии раздела «Противодействия коррупции» официального сайта Минфина России в соответствии с Требованиями к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер, утвержденными приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н.

Так, в отчетном периоде:

проведена работа по актуализации размещенных в разделе «Противодействие коррупции» нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции и методических материалов;

обеспечено размещение гиперссылок для последовательного перехода на официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) к действующим федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, а также гиперссылок на официальный сайт Минтруда России для доступа к размещенным там актуальным методическим материалам;

размещены актуальные формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения;

актуализированы состав и положение Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов;

создан подраздел «Конкурс антикоррупционного плаката в Минфине России».

По результатам проведенного Минтрудом России мониторинга выполнения федеральными государственными органами и организациями, созданными на основании федеральных законов, требований к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, собственных официальных сайтов в 2022 году замечаний к наполнению и ведению раздела «Противодействие коррупции» официального сайта Минфина России не имелось.

Во исполнение подпункта «б» пункта 6 и пункта 40 Национального плана противодействия коррупции, а также в соответствии с пунктом 3.2 Плана проведен мониторинг правоприменительной практики, связанной с рассмотрением обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятым по таким обращениям мер реагирования за период с 2020 г. по 2022 г.

Так, в указанном периоде в Министерство поступило 96 обращений, содержащих информацию о проявлении коррупции (количественные показатели приведены ниже).

В большинстве случае указанные обращения направлялись для рассмотрения в иные федеральные органы исполнительной власти по компетенции. 12 обращений в отчетном периоде были перенаправлены в правоохранительные органы.

Результаты проведенного мониторинга направлены в Минтруд России.

Кроме того, в 2022 году в Министерстве продолжено обеспечение функционирования «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции, а также взаимодействие Минфина России и подведомственных организаций с гражданами и организациями посредством использования электронной почты (anti-corruption@minfin.gov.ru) и официального сайта Минфина России.

За 2022 год по телефону доверия зафиксировано 13 звонков с обращениями по разным вопросам. По каждому обращению и звонку организована обратная связь, уточнен вопрос и даны разъяснения. Все обращения зарегистрированы в АИС «Финансы».

Также на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации существует возможность отправки электронного сообщения о фактах коррупции в разделе «Обращения граждан».

В соответствии с пунктом 3.3 Плана в марте 2022 года на заочном заседании Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации (далее – Общественный совет) рассмотрен отчет о выполнении в 2022 году в Минфине России мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе предусмотренных Планом противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы. Большинством голосов указанный отчет одобрен членами Общественного совета.

Вместе с тем от одного члена Общественного совета поступило особое мнение, по результатам рассмотрения которого был подготовлен и размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации мотивированный ответ.

В целях реализации пункта 42 Национального плана противодействия коррупции, а также в соответствии с пунктом 3.4 Плана в связи с досрочным прекращением полномочий члена Общественного совета в Общественную палату Российской Федерации направлено письмо об организации конкурсного отбора в состав Общественного совета представителя некоммерческой организации, уставная деятельность которой связана с противодействием коррупции.

В соответствии пунктом 3.5 Плана Министерством финансов Российской Федерации и подведомственными организациями в отчетном периоде проведен мониторинг публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции в Минфине России и подведомственных организациях, по результатам проведения которого установлено наличие 102 публикаций с упоминанием Министерства финансов Российской Федерации. В отношении подведомственных организаций наличие публикаций не установлено.

Особое внимание в 2022 году было уделено мероприятиям, связанным со спецификой деятельности Министерства. В частности, в 2022 году были разработаны и приняты к реализации мероприятия по противодействию коррупции в сфере осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации, а также в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.

Так, согласно пункту 4.1 Плана в соответствии с положениями Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (утв. протоколом заседания проектного комитета от 13.07.2017 № 47 (7) в отчетном периоде актуализирована Карта коррупционных рисков при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

Указанная карта размещена в подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» раздела «Противодействие коррупции» официального сайта Минфина России.

В соответствии с пунктом 4.2 Плана Министерством реализован ряд мероприятий, направленных на введение в промышленную эксплуатацию государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (далее - ГИИС ДМДК) в целях обеспечения прослеживаемости движения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота.

Так, в отчетном периоде издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 93-р «Об определении акционерного общества «Гознак» единственным исполнителем осуществляемых Минфином России в 2022 - 2023 годах закупок работ, услуг, связанных с эксплуатацией и развитием государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота», в рамках реализации которого заключены государственные контракты на развитие и сопровождение ГИИС ДМДК.

В целях обеспечения эффективного функционирования ГИИС ДМДК в отчетном периоде обеспечена работа службы технической поддержки, а также разработаны личные кабинеты Минфина России, кредитных организаций и Банка России в ГИИС ДМДК.

Кроме того, в постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие:

- установления обязанности Банка России и кредитных организаций подключиться к ГИИС ДМДК;

- продление срока физической маркировки ювелирных изделий до 01.03.2024;

- продление срока внесения остатков драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них до 01.03.2023.

ГИИС ДМДК позволяет обеспечивать учет драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, осуществлять эффективный контроль за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе на предмет их подлинности и легальности происхождения, а также осуществлять контрольно-надзорные мероприятия в данной сфере.

Таким образом, разработанный и внедренный Министерством в 2022 году в отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней механизм будет способствовать снижению коррупционных рисков при осуществлении федерального государственного пробирного надзора, лицензирующей и контрольно-надзорной деятельности в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней.

Во исполнение пункта 4.5 Плана с целью усиления контроля за посетителями, прибывшими в здание Гохрана России, предотвращения несанкционированного проноса материальных ценностей, которые могут являться подарками, либо предполагаемыми взятками Гохраном России в установленные сроки осуществлено введение в эксплуатацию в здании Гохрана России рентгена - телевизионной установки (интроскопа) для обнаружения соответствующих предметов.

В соответствии с пунктом 4.6 Плана Гохраном России осуществлена выездная проверка филиала Гохрана России – «Объект «Урал», в ходе которой с работниками, замещающими должности, связанные с соблюдением антикоррупционных стандартов, проведено тестирование на предмет знания основ антикоррупционного законодательства. Недостатков в работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений, организованной в указанном филиале, не выявлено.

В соответствии с пунктом 4.7 Плана в декабре 2022 года в Министерстве проведено совещание с должностными лицами антикоррупционных подразделений федеральных служб (федерального агентства), на котором были рассмотрены следующие вопросы:

- о рассмотрении и согласовании Министерством финансов Российской Федерации проектов нормативных правовых актов федеральных служб (федерального агентства) по вопросам противодействия коррупции;

- о рассмотрении поступающей в Министерство финансов Российской Федерации информации федеральных служб (федерального агентства) о результатах рассмотрения уведомлений руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- о представлении в Министерство финансов Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), осуществлении их анализа и проверки;

- о порядке рассмотрения руководителями федеральных служб (федерального агентства) уведомлений руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

- о проведении комплекса разъяснительных мер с вновь назначаемыми на должность руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства).

По итогам совещания принято решение о совместной разработке мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия Министерства и федеральных служб (федерального агентства) по организационным вопросам в сфере противодействия коррупции.

Во исполнение пункта 4.8 Плана в декабре 2022 года в Министерстве проведено совещание с лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственных организациях, на котором рассмотрены результаты исполнения в 2022 году мероприятий, предусмотренных планами противодействия коррупции подведомственных организаций, а также основные аспекты организации декларационной кампании 2023 года.

Кроме того, в отчетном периоде проведена работа, направленная на реализацию отдельных поручений Национального плана противодействия коррупции и поручения Правительства Российской Федерации, данного в целях реализации Национального плана противодействия коррупции.

Во исполнение мероприятия, предусмотренного подпунктом «г» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции, а также в соответствии с пунктом 4.9.1 Плана Минфином России в адрес Минтруда России направлены предложения по совершенствованию правового регулирования, связанного с получением отдельными категориями лиц подарков.

В целях реализации пункта 10 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.5 Плана осуществлялась работа по подготовке методических рекомендации по вопросам выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доклад о результатах исполнения мероприятия будет представлен Президенту Российской Федерации в установленные Национальным планом противодействия коррупции сроки.

В целях реализации подпункта «а» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции, а также подпункта 4.9.6 Плана Минфином России принято участие в подготовке предложений об установлении обязанности органов записи актов гражданского состояния предоставлять (в том числе в электронной форме) по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию об актах гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния и касающиеся лиц, в отношении которых направлен запрос.

Так, в отчетном периоде Минфином России рассмотрен и согласован проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В целях реализации подпункта «б» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции, а также подпункта 4.9.7 Плана Минфином России принято участие в рассмотрении вопроса об установлении обязанности налоговых органов Российской Федерации предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию о наличии у лиц, в отношении которых направлен запрос, счетов (вкладов) в банках, расположенных на территории Российской Федерации.

Так, в отчетном периоде Минфином России в адрес Минтруда России были направлены соответствующие предложения в виде проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 7.1 Закона Российской Федерации «О налоговых органах».

Во исполнение мероприятия, предусмотренного подпунктом «в» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции, а также в соответствии с пунктом 4.9.8 Плана Министерством принято участие в подготовке предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

- обязанность лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, имеющуюся у них информацию о ценных бумагах, принадлежащих лицам, в отношении которых направлен запрос;

- предоставление Центральным банком Российской Федерации по запросам, направляемым ему в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информации, содержащейся в Центральном каталоге кредитных историй, о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится (хранятся) кредитная история (кредитные истории) субъекта кредитной истории, в отношении которого направлен запрос;

- обязанность бюро кредитных историй предоставлять имеющуюся у них информацию по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок.

В этой связи Минфином России был согласован разработанный Минтрудом России проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Во исполнение подпунктов «а» и «б» пункта 28 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктов 4.9.11 и 4.9.12 Плана Минфином России подготовлены для направления в Правительство Российской Федерации проекты докладов Президенту Российской Федерации о результатах исполнения поручений.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктом 4.9.13 Плана Минфином России во взаимодействии с Минэкономразвития, а также другими заинтересованными государственными органами проведена работа по подготовке предложений об осуществлении в целях исключения коррупционных рисков мер по обеспечению открытости и прозрачности процедур (правил) определения стоимости находящихся в государственной (муниципальной) собственности объектов недвижимого имущества и акций (долей участия в уставных (складочных) капиталах и паев в паевых фондах организаций) при принятии решений о распоряжении указанным имуществом путем отчуждения, передачи в аренду, внесения в уставный капитал или паевой фонд организации имущественного взноса, а также при приобретении объектов недвижимого имущества и акций (долей участия в уставных (складочных) капиталах и паев в паевых фондах организаций) в государственную (муниципальную) собственность.

Указанные предложения представлены в Правительство Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 53 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктом 4.9.17 Плана в отчетном периоде осуществлена подготовка совместно с Минтрудом России, Минцифры России и с участием Центрального банка Российской Федерации предложений о порядке осуществления проверки достоверности и полноты сведений о владении цифровыми финансовыми активами, иными цифровыми правами, цифровой валютой.

Так, Минфином России был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в настоящее время проходит процедуры межведомственного согласования. Соответствующий доклад о ходе работы над поручением направлен в Правительство Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 53 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктом 4.9.18 Плана Минфином России совместно с заинтересованными государственными органами осуществлены анализ практики применения цифровых технологий при оказании государственных и муниципальных услуг, реализации контрольно-надзорных функций, осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления, минимизации и устранения коррупционных рисков, связанных с применением таких технологий, и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования в этой сфере, а также подготовлен обзор типовых способов совершения коррупционных правонарушений, связанных с использованием цифровых технологий при осуществлении указанных видов деятельности.

Доклад о реализации указанного мероприятия представлен в Правительство Российской Федерации.

Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации в пределах установленной компетенции в отчетном периоде принято участие в разработке Методических рекомендации Минтруда России по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год).

Так, на основании предложений Министерства уточнены вопросы представления сведений о цифровых финансовых активах, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, и иных сведений, связанных с имущественными отношениями декларантов.

В целях формирования на государственной гражданской службе нетерпимости к коррупционному поведению в 2022 году на базе Министерства финансов Российской Федерации проведен конкурс антикоррупционного плаката, формат проведения которого позволил привлечь внимание широкой аудитории как среди гражданских служащих Министерства, финансовых органов субъектов Российской Федерации и работников подведомственных организаций, так и членов их семей без ограничений возрасту.

В рамках проведения конкурса в Министерство было представлено более 150 работ, из которых 12 были отмечены дипломами и памятными призами Министерства.

Результаты проведения конкурса размещены в разделе «Противодействие коррупции» официального сайта Министерства финансов Российской Федерации, а отдельные работы участников конкурса опубликованы в настольном календаре Министерства на 2023 год, посвященном антикоррупционной тематике.

В 2023 году Министерство продолжит работу по реализации поручений, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, Планом противодействия коррупции в Министерстве финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, а также требований законодательства о противодействии коррупции Российской Федерации, в том числе путем внедрения новых механизмов осуществления проверки соблюдения гражданскими служащими и работниками запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также оптимизации методов проведения антикоррупционного просвещения.