Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-60)

скачать (DOCX, 57.81 KB)
Опубликовано: 11.01.2023Изменено: 11.01.2023
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-60) Скачать

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового.
Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.
Информация, приведенная в нем, актуальна по состоянию на дату издания документа.
В дальнейшем эта информация может быть использована только с учетом актуального законодательства Российской Федерации.

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии

Информационное сообщение
11 января 2023 г. № ИС-аудит-60

Опубликован Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г.

На официальном Интернет-сайте Минфина России размещен Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. (рубрика «Аудиторская деятельность – Общая информация – Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов»). В нем обобщены предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. Для каждого случая в Перечне приведены: законодательная норма, вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту, субъект обязательного аудита. В Перечне случаи обязательного аудита объединены в две группы: в силу федеральных законов (за исключением Федерального закона «Об аудиторской деятельности») и в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Количество случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2022 г., включенных Перечень, практически не изменилось по сравнению с предыдущим годом. При применении Перечня необходимо обратить внимание на пункты 47, 71, 75 - 78. Кроме того, следует учесть, что обязательный аудит проводится в случае, если отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному федеральными законами.

Перечень не является нормативным правовым актом, не содержит норм права, носит исключительно информационный характер.

Установлены особенности государственного контроля в сфере аудита в 2023 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля[1]. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 октября 2022 г.   № 1743 и от 29 декабря 2022 № 2516 эти особенности уточнены для контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в 2023 г. В частности:

1) в 2023 г. при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки будут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Это ограничение не распространяется на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход. Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что в 2023 г.:

Казначейство России будет проводить плановые проверки деятельности лишь тех оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям аудиторских организаций, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска[2];

Минфин России не будет проводить плановые проверки деятельности саморегулируемой организации аудиторов;

2) на 2023 г. установлены допустимые случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок;

3) введено право контролируемого лица обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Обращение, поступившее не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, подлежит включению в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 г. Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия. В случае если профилактический визит проведен в течение 3 месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 (с учетом изменений, внесенных постановлениями от 1 октября 2022 г.   № 1743 и от 29 декабря 2022 № 2516), не распространяются на внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов, а также надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России.

Уточнена процедура аудита финансовой отчетности Банка России за 2022 г.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Национальный финансовый совет принимает решение об обязательном аудите годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию для проведения обязательного аудита. Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором на проведение обязательного аудита предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения обязательного аудита годовой финансовой отчетности Банка России. При этом счета и операции Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне», проверяются Счетной палатой Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2022 г. № 571-ФЗ в целях проведения аудита годовой финансовой отчетности Банка России за 2022 г. Национальный финансовый совет может определить перечень счетов и операций Банка России, подлежащих проверке также Счетной палатой Российской Федерации. Этот перечень устанавливается в дополнение к счетам и операциям Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. № 571-ФЗ вступил в силу с 28 декабря 2022 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России


[1] См. Информационное сообщение ИС-аудит-52.

[2] О категоризации аудиторских организаций в целях внешнего контроля их деятельности см. Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1009.