Проект «Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г.»
Предложения по проекту доклада направляются по адресу электронной почты Aleksei.Panshin@minfin.gov.ruдо 10 мая 2023 г.
ПРОЕКТ
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г.
Введение
В настоящем документе обобщена и проанализирована правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и правоприменительная практика соблюдения этой организацией требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России (далее – обязательные требования).
Настоящий документ составлен на основе анализа требований нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, результатов наблюдения (мониторинга) исполнения саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований, анализа поступивших в Минфин России отчетов саморегулируемой организации аудиторов, обращений граждан о деятельности саморегулируемой организации аудиторов, анализа документов и сведений, размещенных на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
1. Общая характеристика государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов (далее – государственный контроль) осуществляет Минфин России. В 2022 г. объектом государственного контроля являлась саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» (далее - ААС).
Саморегулируемая организация аудиторов объединяет аудиторов и аудиторские организации. ААС находится в Москве. Согласно данным реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов членами ААС по состоянию на 1 января 2022 г. были 3388 аудиторских организаций и 17040 аудиторов, по состоянию на 31 декабря 2022 г. - 2444 аудиторских организаций и 16397 аудиторов.
Основанием осуществления Минфином России государственной функции по государственному контролю являются статья 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», подпункт 5.3.30 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, и пункт 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1202 (далее – Положение о государственном надзоре). Порядок исполнения данной государственной функции до 30 января 2022 г. был установлен Административным регламентом по осуществлению Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 13 ноября 2020 г. № 265н[1], а с 31 января - Административным регламентом по осуществлению Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 14 декабря 2021 г. № 212н[2].
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» в 2022 г. предметом государственного контроля являлось соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов утвержден приказом Минфина России от 10 марта 2022 г. № 94.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в 2022 г. были установлены запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий и ограничения на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с указанным постановлением Правительства Российской Федерации в 2022 г. проверки деятельности ААС не планировались и не проводились. Основания для проведения внеплановых проверок ААС отсутствовали.
В соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год, утвержденной приказом Минфина России от 26 ноября 2021 г. № 526, проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с ААС. Указанные мероприятия осуществлялись посредством анализа информации о деятельности и действиях ААС, при размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предоставлении в Минфин России информации о деятельности либо действиях ААС, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на саморегулируемую организацию аудиторов в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с ААС проводились в сентябре и ноябре-декабре 2022 г. По их результатам Минфином России направлены письма в ААС от 28 сентября 2022 г. № 07-03-16/93568 и от 27 декабря 2022 г. № 07‑03‑16/128296 о выявленных в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия с ААС недостатках.
В 2022 г. саморегулируемая организация аудиторов, ее должностные лица к административной ответственности не привлекались.
В целях оказания методической помощи саморегулируемой организации аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России проводилась соответствующая профилактическая работа. Эта работа велась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год, утвержденной приказом Минфина России от 26 ноября 2021 г. № 526. Основными способами проведения такой работы в 2022 г. стали:
1) размещение информации, касающейся профилактики нарушений обязательных требований, в специальном разделе на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Минфина России);
2) размещение в специальном разделе на официальном сайте Минфина России информации, касающейся профилактики нарушений аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, и самих нормативных правовых актов на официальном сайте Минфина России;
4) размещение типовых программ проверок на официальном сайте Минфина России и поддержание их в актуальном состоянии в течение 2022 г.;
5) обобщение результатов государственного контроля, осуществленного Минфином России в 2021 г., информирование об этом саморегулируемой организации аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России;
6) подготовка отчета о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2021 г. и размещение его на официальном сайте Минфина России;
7) размещение документа «Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2021 г.», утвержденного приказом Минфина России от 28 июня 2022 г. № 248, на официальном сайте Минфина России;
8) проведение совещаний с представителями саморегулируемой организации аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения ею обязательных требований (май, декабрь 2022 г.). Информация о проведенных совещаниях размещена на официальном сайте Минфина России;
9) поддержание в актуальном состоянии Классификатора типовых нарушений обязательных требований, выявленных Минфином России в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, размещенного на официальном сайте Минфина России;
10) размещение на официальном сайте Минфина России информационных сообщений об изменениях в нормативных правовых актах (от 26 января 2022 г. № ИС-аудит-51, от 19 мая 2022 г. № ИС-аудит-55).
В 2022 г. в судах не оспаривались основания и результаты проведения в 2022 г. в отношении ААС мероприятий по контролю.
2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов
В 2022 г. проблемные вопросы, наличие устаревших, дублирующих и избыточных требований в части организации и проведения государственного контроля не выявлены.
3. Правоприменительная практика соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований
Мероприятиями по контролю без взаимодействия с саморегулируемой организацией аудиторов, осуществленными в 2022 г., выявлены отдельные недостатки в организации работы ААС по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов. По этим недостаткам ААС приняты соответствующие меры, направленные на устранение недостатков. Устаревшие, дублирующие и избыточные обязательные требования не установлены.
4. Выводы и предложения по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля
По результатам проведенного обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля можно сделать следующие выводы и предложения:
1) государственный контроль обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении требований к этой организации, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, и тем самым защиту интересов членов этой организации;
2) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемой организации аудиторов и выполнения ей возложенных на нее функций, а также осуществления государственного контроля;
3) проводимые мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов способствуют сокращению нарушений саморегулируемой организацией аудиторов указанных обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, способствующих их нарушению;
4) проведенные мероприятия по контролю без взаимодействия с саморегулируемой организацией аудиторов выявили отдельные недостатки в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов возложенной на нее функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная