Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2020 год)

скачать (DOC, 0.15 MB)
Опубликовано: 09.07.2021Изменено: 09.07.2021
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2020 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой отчетности и
аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2020 г.

2021

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2020 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемой организацией аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2020 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляет саморегулируемая организация аудиторов в отношении своих членов. В 2020 г. статус саморегулируемой организации аудиторов имела Ассоциация «Содружество» (ААС)[1].

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемой организации аудиторов осуществляло Федеральное казначейство. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании. В 2020 г. услугу по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций оказывали около 490 аудиторских организаций.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля в 2020 г. были установлены Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства в 2020 г. регулировался Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Показатели контрольной деятельности за 2020 г.

В 2020 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов проведены 2868 проверок, в том числе 582 проверки аудиторских организаций и 2286 проверок аудиторов, включая 57 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 15 % всех аудиторских организаций, 10 % всех индивидуальных аудиторов и 12 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.

Планирование проверок Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в три года (для Федерального казначейства); не реже одного раза в три года (для саморегулируемой организации аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемой организации аудиторов).

Исходя из периодичности проведения саморегулируемой организацией аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями, проводимыми саморегулируемой организацией аудиторов, в среднем за пять лет соответствует теоретическому (2016 г. – 21,1%, 2017 г. – 16,2%, 2018 г. – 16,2%, 2019 г. – 20,5%, 2020 г. – 24,5%).

Федеральное казначейство

В 2020 г. в силу сложившейся эпидемиологической ситуации был установлен запрет на осуществление федеральными органами исполнительной власти плановых проверок (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438). В связи с этим за год Федеральным казначейством проведены 55 проверок, 84 % которых являлись плановыми и 16 % - внеплановыми, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами.

В 2020 г. имели место 6 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2020 г. составило 86 человек.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 43 проверок. По результатам этих проверок Федеральным казначейством принято 43 решения о применении мер воздействия:

13 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения;

24 предупреждения о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности;

3 предписания о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов;

3 предписания об исключении аудиторских организаций из саморегулируемой организации аудиторов.

Кроме того, Федеральным казначейством составлены 11 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за непредставление сведений (информации).

Доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2020 г. 78 %.

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов, проведенных саморегулируемой организацией аудиторов, характеризуется следующими данными:

Количество проведенных проверок

Доля проверенных членов саморегулируемой организации аудиторов в их общем количестве, %

2020 г.

2019 г.

2020 г.

2019 г.

Аудиторские организации

527

455

26

22

Индивидуальные аудиторы

57

45

18

14

Аудиторы (без индивидуальных)

2 229

1 907

24

18

По сравнению с 2019 г. количество проведенных в 2020 г. саморегулируемой организацией аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 15,8 %, индивидуальных аудиторов – на 26,7 %, иных аудиторов – на 16,9 %.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2020 г. проведено саморегулируемой организацией аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ею аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, не изменилась и составила 44,6 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми (99 % - в 2019 г.), 1 % - проведены вне утвержденных планов (1 % - в 2019 г.), в том числе на основании поступивших в саморегулируемую организацию аудиторов жалоб.

В 2020 г. имели место 112 случаев уклонения аудиторских организаций и 86 случаев уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. По сравнению с 2019 г. количество таких случаев по аудиторским организациям уменьшилось на 32 %, а по аудиторам – на 18 %.

Результаты внешних проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемой организацией аудиторов в 2020 г., характеризуются следующими данными:

Оценка качества аудита[2]

Количество проверок, ед.

Аудиторские организации

Индивидуальные аудиторы

Не выявлены нарушения

3

2

Выявлены несущественные нарушения

148

17

Выявлены существенные устранимые нарушения

111

5

Выявлены  существенные неустранимые нарушения

208

16

Выявлены грубые нарушения

28

4

Не осуществлялась аудиторская деятельность

8

13

Расходы саморегулируемой организации аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2020 г. составили 16,8 млн. руб. или 13,7 % общих расходов этой организации. По сравнению с 2019 г. эти расходы уменьшились на 29 %, а их доля в общих расходах саморегулируемой организации аудиторов уменьшилась на 9,7 процентных пункта.

2020 г.

2019 г.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб.

16,8

23,6

Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на:

одну проверку, руб.

5 972

9 805

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

1 438

2 102

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемой организации аудиторов по состоянию на 31 декабря 2020 г. составила 100,7 млн. руб. По сравнению с 2019 г. величина компенсационных фондов выросла на 49,9 %. Как и в предыдущие годы, выплаты из компенсационных фондов саморегулируемой организацией аудиторов в 2020 г. не производились.

В 2020 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемой организации аудиторов составило 211 человек. Фактически принимали участие в осуществлении внешнего контроля качества работы лишь 159 контролеров или 75 % их общего количества. В саморегулируемой организации аудиторов отсутствуют штатные контролеры.

В 2020 г. 4309 аудиторов прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (137 – в 2019 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемой организации аудиторов характеризуется следующими данными:

2020 г.

2019 г.

Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

159

122

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

18,3

19,7

Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

15,0

20,0

По результатам проведенных саморегулируемой организацией аудиторов в 2020 г. плановых проверок внешний контроль качества работы прошли 506 аудиторских организаций и 57 индивидуальных аудиторов, т.е. все проверенные объекты контроля. При этом выявлены 6494 нарушения. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемой организации аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемой организацией аудиторов по результатам 494 проверок (169 – в 2019 г.). Эти меры приняты к 151 аудиторской организации (58 – в 2019 г.) и 343 аудиторам (111 – в 2019 г.). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2020 г., характеризуются следующими данными:

Принятые меры дисциплинарного воздействия

Аудиторские организации

Аудиторы

Предписания, обязывающие устранить нарушения

1

1

Предупреждения о недопустимости нарушений

134

328

Штрафы

2

0

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

12

11

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

2

3

В 2020 г. имело место увеличение количества примененных мер дисциплинарного воздействия более чем в 2 раза по сравнению с 2019 г. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемой организацией аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ею проверок аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов составила в 2020 г. 29 % (14 % - в 2019 г.).

Контроль соблюдения антиотмывочного законодательства

Федеральное казначейство и саморегулируемая организация аудиторов в пределах своей компетенции осуществляют контроль соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (антиотмывочное законодательство). Количество проверок соблюдения антиотмывочного законодательства в 2020 г. составило:

Количество проведенных проверок аудиторских организаций

Количество проведенных проверок индивидуальных аудиторов

2020 г.

2019 г.

2020 г.

2019 г.

ААС

609

517

57

45

ФК

48

193

х

х

Указанный контроль осуществлялся в ходе внешних проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также путем проведения специальных (тематических) проверок. В 2020 г. саморегулируемой организацией аудиторов проведены 103 специальные проверки.

По результатам проведенных в 2020 г. проверок соблюдения антиотмывочного законодательства были приняты следующие меры воздействия:

5 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения;

5 предупреждений о недопустимости нарушения соответствующего законодательства;

одно предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов;

одно предписание об исключении аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов.

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2020 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление

внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы – часть 1 статьи 10 и пункт 6 части 2 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», МСКК 1, МСА 220 (количество выявленных нарушений в 2020 г. - 613[3], в 2019 г. - 1638).

Проведение аудита

бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

Содержание нарушения

Стандарт, положения которого нарушены

Количество выявленных нарушений

2020 г.

2019 г.

Неисполнение требований к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения

МСА 700

194

1 958

МСА 701

15

-

МСА 705

281

2 021

МСА 706

8

-

Низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов

МСА 230

312

959

Неисполнение требований, связанных с получением аудиторских доказательств

МСА 500

56

197

МСА 501

66

-

МСА 510

34

-

МСА 600

18

-

Отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки

МСА 530

95

-

Недостаточность принимаемых мер по оценке рисков существенного искажения информации

МСА 315

17

-

МСА 330

15

-

МСА 520

8

-

МСА 540

29

-

МСА 710

12

-

Низкий уровень планирования аудита

МСА 300

38

434

МСА 320

16

-

Неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах

МСА 550

53

197

Отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

МСА 250

51

509

Отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

МСА 570

51

125

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора (количество выявленных нарушений в 2020 г. – 146, в 2019 г. - 430);

2) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз (в 2020 г. – 144, в 2019 г. - 429 нарушений).

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2020 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) формальный подход к проведению внешних проверок качества работы, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;

2) отсутствие системной работы саморегулируемой организации аудиторов по профилактике нарушений установленных требований аудиторскими организациями, аудиторами, что не способствует предупреждению таких нарушений, устранению причин, факторов и условий, способствующих им, снижению административной нагрузки на аудиторские организации и аудиторов, их мотивации к добросовестной деятельности;

3) неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

4) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы;

5) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

6) отсутствие штатных контролеров в саморегулируемой организации аудиторов;

7) дублирование контрольных мероприятий, проводимых саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством в отношении одних и тех же аудиторских организаций.

Приложение к отчету

Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества, предложенных в 2020 г.

В 2020 г. Советом по аудиторской деятельности (далее - Совет), Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета и его Рабочего органа. Федеральному казначейству Советом даны рекомендации по формированию плана внешних проверок качества работы аудиторских организаций на 2021 г. (март 2020 г.). В них, среди прочего, предложено применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций - объектов проверок (март 2020 г.).

Саморегулируемой организации аудиторов Советом рекомендовано при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов сосредоточить свою деятельность в 2020 г. на актуализации методологии контрольной деятельности в целях перехода к проверкам по существу, повышении квалификации контролеров до уровня, необходимого для перехода к проверкам по существу, расширении практики применения риск-ориентированного подхода при планировании работы, пересмотре подходов к квалификации нарушений участников рынка аудиторских услуг как реакции на их недобросовестные действия (июнь 2020 г.).

Советом одобрена новая редакция Классификатора нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (июнь 2020 г.). Изменения в классификаторе обусловлены принятием Советом в 2019 г. новых Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, изменениями в антиотмывочном законодательстве, а также необходимостью унификации подходов к квалификации нарушений, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.  Классификатор применяется саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством.

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 97н утверждена новая редакция Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля. В этом документе, в частности: уточнены основные принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов; уточнен ряд вопросов составления программы внешней проверки качества работы; в число областей деятельности проверяемого субъекта, подлежащих оценке в ходе внешней проверки качества работы, дополнительно включено соблюдение требования независимости при осуществлении аудиторской деятельности.

Приказом от 15 сентября 2020 г. № 27н Федеральное казначейство утвердило Административный регламент осуществления Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Актуализация Административного регламента обусловлена необходимостью приведения его в соответствие с новыми требованиями к разработке и утверждению административных регламентов, установления исчерпывающего перечня документов и (или) информации, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки. В документе учтены предложения аудиторского сообщества по вопросам определения состава, последовательности и сроков представления документов и сведений проверяемой аудиторской организацией в ходе проверки, представления саморегулируемой организацией аудиторов на основании запроса Федерального казначейства имеющихся в ее распоряжении связанных с осуществлением аудиторской деятельности документов и иных сведений об аудиторской организации.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2019 г.». Федеральное казначейство на своем официальном Интернет-сайте систематически размещало информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов на своем официальном Интернет-сайте размещала информацию о результатах осуществляемых ею мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 г. (декабрь 2020 г.) и одобренных Советом Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (декабрь 2020 г.), размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2019 г.».


[1] До 17 февраля 2020 г. статус саморегулируемой организации аудиторов имела также некоммерческая организация «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация). Однако она не осуществляла внешний контроль качества работы своих членов в 2020 г.

[2] Согласно Единым критериям оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 29 марта 2018 г.

[3] Здесь и далее - количество выявленных нарушений, определенных на основе Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.