Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации за 2019 год

скачать (DOCX, 0.52 MB)
Опубликовано: 08.06.2020Изменено: 08.06.2020
Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации за 2019 год Скачать

Министерство финансов Российской Федерации

Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном
и муниципальном уровнях за 2019 год

Москва, 2020

Содержание:

Структурный анализ муниципальных образований 3

Доходы местных бюджетов 4

(анализ доходных источников: собственные доходы местных бюджетов, структура собственных доходов, налоговые доходы, неналоговые доходы, средства самообложения)

Межбюджетные трансферты 20

(дотации, субсидии, иные трансферты, субвенции на реализацию государственных полномочий, дотационность муниципальных образований)

Перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения 32

(перераспределение полномочий в связи с принятием законов субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, заключением соглашений между муниципальными образованиями)

Расходы местных бюджетов 33

(расходы на решение вопросов местного значения, осуществление

государственных полномочий структура расходов)

Участие в национальных проектах 38

Обязательства местных бюджетов 39

(кредиторская задолженность муниципальных образований, объем муниципального долга и расходы на его обслуживание)

Дефицит/профицит местных бюджетов и источники финансирования дефицита 44

Структурный анализ муниципальных образований

По данным Росстата, на 1 января 2020 года на территориях субъектов Российской Федерации действует 20 846 муниципальных образования, видовая структура которых представлена на диаграмме:

Динамика количества муниципальных образований представлена в таблице 1.

Таблица 1

Муниципальные образования

на 01.01.2019

на 01.01.2020

Изменение, ед.

Всего, ед.

21 501

20 846

-665

в том числе по видам:

  • городские округа (включая муниципальные округа)

611

665

+54

  • городские округа с внутригородским делением

3

3

0

  • внутригородские районы

19

19

0

  • муниципальные районы

1 731

1 673

-58

  • городские поселения

1 490

1 398

-92

  • сельские поселения

17 380

16 821

-559

  • внутригородские муниципальные образования

267

267

0

За период 2019 года количество муниципальных образований уменьшилось на 655 единицы в результате преобразования (объединения) и упразднения муниципальных образований.

В основном, указанные процессы коснулись городских и сельских поселений.

1 493 поселений являлись административными центрами муниципальных районов. По состоянию на 01.01.2020 328 администрации муниципальных районов исполняли полномочия местных администраций поселений – административных центров районов, что в результате способствовало экономии бюджетных средств в сумме 342,6 млн рублей или 0,5% к расходам на содержание органов местного самоуправления поселений (в 2018 году 297 муниципальных районов с экономией бюджетных средств 765,5 млн рублей).

Доходы местных бюджетов

Согласно данным отчетности об исполнении местных бюджетов в 2019 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 4 722,8 млрд рублей, что выше уровня 2018 года на 11,2% или 477,1 млрд рублей.

Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, увеличились в 2019 году по сравнению с предыдущим годом на 385,5 млрд рублей или на 13,8% в связи с ростом налоговых доходов (на 8,9%) и объемов межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) из других бюджетов бюджетной системы (на 21,5%) и составили 3 176,7 млрд рублей.

Распределение собственных доходов по видам муниципальных образований в 2019 году характеризуется следующей структурой:

– в бюджеты городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) поступило 1 761,2 млрд рублей (55,4%);

– в бюджеты муниципальных районов – 1 026,3 млрд рублей (32,3%);

– в бюджеты городских поселений – 164,7 млрд рублей (5,2%);

– в бюджеты сельских поселений – 224,5 млрд рублей (7,1%).

При этом в сравнении с 2018 годом в объеме собственных доходов муниципальных образований доля собственных доходов городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) возросла на 2,2%, сократились доли муниципальных районов на 1,6%, городских поселений на 0,3%, сельских поселений на 0,3%.

Рост собственных доходов местных бюджетов в целом произошел за счет увеличения собственных доходов городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) и муниципальных районов на 18,6% и 8,4% соответственно (или на 276,6 и 79,1 млрд рублей).

На рост собственных доходов городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) значительное влияние оказало увеличение поступлений по налоговым доходам на 12,5% (или на 93,7 млрд рублей), объемов субсидий на 30,4% (или на 111,1 млрд рублей), дотаций на 19,8% (или на 23,1 млрд рублей), а также иных межбюджетных трансфертов на 60,3% (или на 50,5 млрд рублей).

Основными причинами роста собственных доходов муниципальных районов являются увеличение налоговых доходов на 5,2% (или на 17,5 млрд рублей) и рост объемов субсидий на 17,2% (или на 45,4 млрд рублей), дотаций на 7,9% (или на 16,1 млрд рублей) и иных межбюджетных трансфертов на 11,9% (или 7,6 млрд рублей).

Рост собственных доходов в местных бюджетах по сравнению с 2018 годом произошел в 76 субъектах Российской Федерации, в 8 субъектах Российской Федерации отмечается их снижение, в одном субъекте Российской Федерации собственные доходы остались на уровне 2018 года.

Наиболее высокие темпы роста собственных доходов местных бюджетов отмечаются в следующих субъектах Российской Федерации (таблица 2).

Таблица 2

Субъект

Российской Федерации

Собственные доходы (исполнение), млрд руб.

Абс. прирост,

млрд руб.

Темпы прироста 2019/2018,%

2018 год

2019 год

Сахалинская область

61,2

92,4

31,2

150,8%

Курская область

15,3

21,2

5,9

138,7%

Республика Алтай

6,8

9,4

2,6

138,1%

Курганская область

15,2

20,8

5,5

136,4%

Республика Бурятия

20,9

28,5

7,5

136,0%

Республика Дагестан

22,4

29,9

7,4

133,1%

Приморский край

32,9

42,6

9,7

129,4%

Республика Адыгея

7,4

9,5

2,1

128,2%

Вологодская область

22,9

29,3

6,4

128,1%

Ямало-Ненецкий автономный округ

67,9

86,6

18,8

127,6%

Оренбургская область

32,0

40,7

8,7

127,2%

Чувашская Республика

18,3

23,2

4,9

126,9%

Брянская область

15,7

19,6

3,9

125,1%

Саратовская область

29,8

36,7

6,9

123,2%

Республика Марий Эл

7,4

9,1

1,7

122,6%

Ставропольский край

39,8

48,6

8,8

122,0%

Республика Башкортостан

73,9

90,0

16,1

121,9%

Белгородская область

32,0

39,0

7,0

121,8%

Псковская область

9,4

11,4

2,0

121,7%

Иркутская область

56,5

68,6

12,1

121,5%

Алтайский край

31,1

37,6

6,6

121,1%

В общем объеме поступивших в 2019 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 50,6% (1 607,8 млрд рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления – 49,4% (1 568,9 млрд рублей). В 2018 году указанные доли составили соответственно 53,7% и 46,3 процента.

Налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2019 году в сумме 1 340,8 млрд рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 9,1% или 111,6 млрд рублей.

В структуре собственных доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации налоговые доходы занимают 42,2%, что на 1,9% ниже, чем в 2018 году.

Данное соотношение в разрезе федеральных округов представлено на следующей диаграмме:

Всего собственных доходов

В 37 субъектах Российской Федерации значение показателя, отражающего долю налоговых доходов местных бюджетов в общем объеме собственных доходов, превысило общероссийский показатель, в 48 субъектах Российской Федерации значение такого показателя ниже.

Максимальные и минимальные значения указанного показателя в разрезе субъектов Российской Федерации приведены в таблице 3.

Таблица 3

Субъекты РФ с наибольшей долей налоговых доходов в собственных доходах местных бюджетов

Размер доли, %

Субъекты РФ с наименьшей долей налоговых доходов в собственных доходах местных бюджетов

Размер доли, %

г. Санкт-Петербург

80,5%

Сахалинская область

21,8%

Московская область

58,3%

Ямало-Ненецкий автономный округ

22,1%

г. Москва

58,1%

Курганская область

23,7%

Краснодарский край

56,2%

Республика Алтай

25,5%

Тульская область

55,3%

Чукотский автономный округ

26,8%

Мурманская область

54,9%

Республика Бурятия

27,7%

Приморский край

54,8%

Чувашская Республика

27,9%

Республика Татарстан

54,7%

Республика Тыва

29,8%

Астраханская область

54,5%

Тюменская область

30,0%

Рязанская область

53,2%

Республика Саха (Якутия)

30,2%

Калининградская область

52,4%

Кемеровская область

31,4%

Ленинградская область

50,4%

Забайкальский край

33,5%

Новгородская область

50,3%

Томская область

33,9%

Ненецкий автономный округ

50,1%

Республика Дагестан

34,6%

Распределение налоговых доходов по видам муниципальных образований характеризуется следующими показателями: в бюджетах городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов) аккумулируется 61,7% (825,5 млрд рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 26,2% (351,6 млрд рублей), в бюджетах городских поселений – 5,4% (72,8 млрд рублей), в бюджетах сельских поселений 5,4% (72,9 млрд рублей), в бюджетах внутригородских муниципальных образований 1,3% (17,9 млрд рублей).

Такое распределение связано с установленным закреплением нормативов по налоговым доходам и с уровнем социально-экономического развития соответствующей территории.

Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, поступивший в местные бюджете в объеме 850,4 млрд рублей, с ростом к 2018 году на 8,9% (или на 69,3 млрд рублей). При этом доля указанного налога в налоговых доходах местных бюджетов в 2019 году составила 63,4 процента.

Среди видов муниципальных образований наибольший прирост по налогу на доходы физических лиц отмечается в городских округах (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) – на 12,2% или на 55,6 млрд рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по указанному налогу. В 2019 году поступления в местные бюджеты налога на доходы физических лиц в порядке исполнения указанной нормы оцениваются в объеме 393,9 млрд рублей или 46,6% от общей суммы поступления налога на доходы физических лиц (без учета городов федерального значения).

Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами Российской Федерации налога на доходы физических лиц (сверх установленного статьями 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации), составил 62,6 млрд рублей или 7,4% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от указанного налога (без учета городов федерального значения).

Максимальный уровень дополнительных поступлений данного налога в местные бюджеты сверх уровней, установленных статьями 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2019 году отмечается в следующих субъектах Российской Федерации (таблица 4).

Таблица 4

Наименование субъекта Российской Федерации

Объем доходов от НДФЛ, млн руб.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации

Местные бюджеты (сверх установленного уровня)

Соотношение,%

Ненецкий автономный округ

2 666,3

428,2

16,0%

Тюменская область

37 810,2

5 754,8

15,2%

Ханты-Мансийский автономный округ

88 731,2

12 907,3

14,5%

Республика Алтай

3 066,9

418,4

13,6%

Республика Калмыкия

2 266,5

249,5

11,0%

Кабардино-Балкарская Республика

5 749,8

634,6

11,0%

Чеченская Республика

10 582,4

852,3

8,1%

Ленинградская область

46 605,8

3 552,8

7,6%

По сравнению с 2019 годом произошло увеличение поступлений от местных налогов на 1,6% с 209,0 до 212,4 млрд рублей, но снижение их доли в налоговых доходах местных бюджетов с 16,9% до 15,8 процентов.

Основной причиной увеличения объема поступлений от местных налогов в 2019 году является увеличение на 12,8% поступлений от налога на имущество физических лиц (с 42,2 млрд рублей до 47,6 млрд рублей).

Удельный вес поступлений от земельного налога и от налога на имущество физических лиц в налоговых доходах снизился с 17,0% до 15,8 процентов.

Одним из факторов увеличения по отношению к уровню 2018 года объема

налога на имущество физических лиц является увеличение с 1 января 2018 года с 63 до 73 субъектов Российской Федерации, в которых применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, поступления от которого зачислялись в местные бюджеты в 2019 году. С 1 января 2019 года количество таких субъектов Российской Федерации увеличилось еще на 2 региона. Соответственно за налоговый период 2019 года указанный налог будет поступать в местные бюджеты в 2020 году.

Доходы от налогов на совокупный доход, предусмотренных специальными налоговыми режимами и закрепленных за бюджетами муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации, составили 88,3 млрд рублей, из них:

– налог на вмененный доход – 64,9 млрд рублей или 4,8% от налоговых доходов местных бюджетов (рост к 2018 году на 0,9% или 0,6 млрд рублей);

– единый сельскохозяйственный налог – 15,6 млрд рублей или 1,2%
от налоговых доходов местных бюджетов (рост – на 14,7% или 2,0 млрд рублей);

– налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения – 7,8 млрд рублей или 0,6% от налоговых доходов местных бюджетов (рост – на 11,4% или 0,8 млрд рублей).

С 2014 года в доходы местных бюджетов зачисляются поступления от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации (далее – акцизы на нефтепродукты), по дифференцированным нормативам, установленным субъектами Российской Федерации, исходя из необходимости зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанных акцизов на нефтепродукты.

Общий объем указанных поступлений в 2019 году составил 41,8 млрд рублей.

Распределение поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты по видам муниципальных образований представлено на диаграмме:

Поступление от акцизов на нефтепродукты по видам муниципальных образований

Анализ распределения поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты в разрезе федеральных округов показывает, что 56,7% (или 23,7 млрд рублей) от общей суммы зачислялись в бюджеты муниципальных образований Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, на долю которых приходится 60,8% от общего количества муниципальных образований Российской Федерации.

Среди субъектов Российской Федерации лидерами по объему перечисленных акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты являются следующие регионы (таблица 5).

Таблица 5

Федеральный округ

Объем поступлений в местные бюджеты от уплаты акцизов на нефтепродукты, млрд руб.

Доля в общем объеме акцизов на нефтепродукты, зачисленных в местные бюджеты в целом по Российской Федерации, %

Свердловская область

2,6

6,2%

Московская область

2,5

5,9%

Краснодарский край

2,0

4,7%

Тульская область

1,4

3,3%

Республика Башкортостан

1,3

3,0%

Ростовская область

1,2

2,9%

Иркутская область

1,1

2,6%

Республика Татарстан

1,1

2,6%

Саратовская область

1,0

2,3%

Количество субъектов Российской Федерации, установивших дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты в размере более 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанных акцизов в сравнении с 2018 годом осталось неизменным и составило 8 регионов.

Так, 30% от доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов зачислено в Тульской области (1,37 млрд рублей), по 20% от доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов зачислено в Сахалинской области (0,25 млрд рублей), в Забайкальском крае (0,67 млрд рублей), в Свердловской области (2,60 млрд рублей); 17% – в Липецкой области (0,65 млрд рублей); 15% – в Республике Калмыкия (0,12 млрд рублей), в Саратовской области (0,96 млрд рублей), в Иркутской области (1,10 млрд рублей).

Общий объем доходов, поступивших за счет налогов, нормативы по которым установлены на федеральном уровне, оценивается в 1 144,2 млрд рублей или 85,3% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов.

В рамках установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации региональных полномочий по межбюджетному регулированию применяется практика дополнительного закрепления субъектами Российской Федерации за местными бюджетами отчислений от федеральных и региональных налогов. В 2019 году данным правом воспользовались 77 субъектов Российской Федерации.

При этом правом на передачу в местные бюджеты по единым нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на доходы физических лиц), подлежащих зачислению в соответствии с бюджетным законодательством в бюджет субъекта Российской Федерации, воспользовалось 82 субъекта, что больше на 9 субъектов Российской Федерации по сравнению с 2018 годом.

Субъекты Российской Федерации (без учета городов федерального значения), помимо отчислений от налога на доходы физических лиц, установили на постоянной основе единые нормативы отчислений по следующим видам федеральных и региональных налогов и сборов:

  • налог на имущество организаций – 12 регионов;

  • налог на прибыль организаций – 4 региона;

  • транспортный налог – 6 регионов;

  • налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых – 15 регионов;

  • налог на игорный бизнес – 5 регионов;

  • налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 54 региона (рост на 7 регионов);

  • налог на добычу прочих полезных ископаемых – 8 регионов;

  • отдельные акцизы от подакцизных товаров (за исключением акцизов на нефтепродукты) – 4 региона.

Поступления налогов, которые были переданы на муниципальный уровень в соответствии с законами субъектов Российской Федерации сверх закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, оцениваются в 178,4 млрд рублей или 13,3% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов.

Закрепление единых и дополнительных нормативов отчислений является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении налогооблагаемой базы. Так, установленные субъектами Российской Федерации нормативы отчислений от налога на прибыль организаций обеспечили дополнительное поступление в местные бюджеты 11,6 млрд рублей, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 97,6 млрд рублей, налога на имущество организаций – 7,2 млрд рублей, транспортного налога – 4,4 млрд рублей, налогов на добычу полезных ископаемых – 2,5 млрд рублей.

При этом стоит отметить, что от региональных налогов, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2019 год, в местные бюджеты передано 11,6 млрд рублей или 1,1% от общего объема региональных налогов, что больше показателя 2018 года на 0,2 млрд рублей.

В соответствии со статьями 9 и 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) отнесено установление нормативов отчислений в бюджеты поселений (внутригородских районов) от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.

По данным субъектов Российской Федерации отдельные муниципальные районы (городские округа с внутригородским делением) закрепили за бюджетами поселений (внутригородских районов) единые нормативы отчислений по:

транспортному налогу (в 2 субъектах Российской Федерации –Кемеровская область, Пермский край);

налогу на доходы физических лиц (в 4 субъектах Российской Федерации – Пермский край, Саратовская область, Вологодская область, Рязанская область);

налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 2 субъектах Российской Федерации – Пермский край, Оренбургская область);

налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения (в 1 субъекте Российской Федерации – Пермский край);

единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в 8 субъектах Российской Федерации – Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Адыгея, Пермский край, Ханты-Мансийский Автономный Округ, Вологодская область, Воронежская область, Челябинская область);

единому сельскохозяйственному налогу (в 4 субъектах Российской Федерации – Республика Алтай, Пермский край, Саратовская область, Челябинская область);

налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых (в 1 субъекте Российской Федерации – Челябинская область).

В Челябинской области городским округом с внутригородским делением за бюджетами внутригородских районов закреплен норматив по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Выполнение плановых показателей в целом по налоговым доходам в 2019 году достигнуто во всех видах муниципальных образований (таблица 6).

Таблица 6

(млрд руб.)

Налоговые доходы

Городские

округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения

Муниципальные районы

Городские

поселения

Сельские

поселения

Всего –

по всем видам муниципальных образований

план

факт

%

исполнения

план

факт

%

исполнения

план

факт

%

исполнения

план

факт

%

исполнения

план

факт

%

исполнения

Налоговые доходы

812,3

843,4

103,8

331,1

351,6

106,2

70,3

72,8

103,6

69,8

72,9

104,4

1283,5

1340,7

104,5

из них:

Налог на имущество физических лиц

34,6

36,3

104,9

0,0

0,0

-

5,6

5,8

103,6

5,2

5,5

105,8

45,4

47,6

104,8

Земельный налог

104,5

107,3

102,7

0,3

0,3

100,0

20,9

21,1

101,0

34,6

36,1

104,3

160,3

164,8

102,8

НДФЛ

495,6

516,2

104,2

259,7

275,8

106,2

38,0

39,8

104,7

17,8

18,5

103,9

811,1

850,3

104,8

ЕНВД

47,5

48,8

102,7

15,8

16,1

101,9

0,0

0,0

-

0,0

0,0

-

63,3

64,9

102,5

Налог по патенту

6,0

6,5

108,3

1,2

1,3

108,3

0,0

0,0

-

0,0

0,0

-

7,2

7,8

108,3

ЕСХН

6,3

6,3

100,0

5,2

5,4

103,8

0,8

0,8

100,0

3,0

3,1

103,3

15,3

15,6

102,0

Акцизы на нефтепродукты

12,2

12,9

105,7

15,1

16,3

107,9

3,9

4,2

107,7

7,9

8,4

106,3

39,1

41,8

106,9

В 2019 году поступления неналоговых доходов составили 267,0 млрд рублей, что ниже уровня 2018 года на 0,6% или 1,7 млрд рублей, в том числе, сократились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 2,8% (или на 4,3 млрд рублей), доходы от продажи материальных и нематериальных активов – на 9,8% (или на 4,8 млрд рублей).

При этом выросли доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 18,7% (или на 4,4 млрд рублей), а также другие неналоговые доходы (включая штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.) на 8,8% (или на 3,0 млрд рублей).

Неналоговые доходы по видам муниципальных образований распределяются неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (64,0%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 27,5%, городских поселений – 5,4%, сельских поселений – 3,1 процента.

Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2019 году по типам муниципальных образований приведено в таблице 7.

Таблица 7

Объем поступлений,

доля/

Показатели

Сумма, млрд руб., /

Доля в объеме по виду дохода,%

Доля в общем объеме неналоговых доходов,%

ГО, ГО с ВГД, ВГР и ВГМО

МР

ГП

СП

Всего

ГО, ГО с ВГД, ВГР и ВГМО

МР

ГП

СП

Всего

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

99,4

38,7

9,5

3,6

151,2

58,1%

52,7%

66,1%

44,0%

56,6%

65,8%

25,6%

6,3%

2,3%

100%

Платежи при пользовании природными ресурсами

3,4

3,6

0

0

7,0

2,0%

5,0%

0,0%

0,0%

2,6%

48,6%

51,4%

0%

0%

100%

Доход от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

14,7

10,8

1,1

1,4

28,0

8,6%

14,7%

7,6%

17,0%

10,5%

52,5%

38,6%

3,9%

5,0%

100%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

27,2

11,3

3,0

2,2

43,7

15,9%

15,5%

20,8%

26,8%

16,4%

62,2%

25,9%

6,9%

5,0%

100%

Другие неналоговые доходы, в т.ч. штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.

26,4

8,9

0,8

1,0

37,1

15,4%

12,1%

5,5%

12,2%

13,9%

71,2%

23,9%

2,2%

2,7%

100%

Всего неналоговых доходов

171,0

73,4

14,4

8,2

267,0

100%

100%

100%

100%

100%

64,0%

27,5%

5,4%

3,1%

100%

*ГО – городские округа, МР – муниципальные районы, ГП – городские поселения, СП – сельские поселения, ГО с ВГД – городской округ в внутригородским делением, ВГР – внутригородской район, ВГМО – внутригородские муниципальные образования городов федерального значения

Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (56,6%) неналоговых доходов муниципальных образований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) составляет 58,1%, муниципальных районов – 52,7%, городских поселений – 66,1%, сельских поселений – 44,0 процента.

Необходимо отметить продолжающийся рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2019 году объем указанных средств вырос на 7,9% относительно показателя 2018 года и составил 287,5 млн рублей (по отношению к 2013 году объем средств самообложения вырос в 11,2 раза).

География введения самообложения включает в себя 35 регионов.

На основании представленной регионами информации самообложение граждан вводилось в 2019 году на территориях 2 787 муниципальных образований, что составляет 13,4% от общего количества муниципальных образований (в 2018 году 38 регионов, 1 854 муниципальных образований).

Наибольший объем поступлений от самообложения в 2019 году (95,5%) приходится на следующие десять субъектов Российской Федерации (таблица 8).

Таблица 8

Субъект Российской Федерации

Объем средств самообложения, млн рублей

Доля, %

Всего по Российской Федерации

287,5

100%

Республика Татарстан

246,6

85,8%

Кировская область

9,2

3,2%

Пермский край

4,9

1,7%

Самарская область

2,8

1,0%

Липецкая область

2,3

0,8%

Калужская область

2,1

0,7%

Республика Мордовия

2,0

0,7%

Алтайский край

1,5

0,5%

Республика Башкортостан

1,5

0,5%

Удмуртская Республика

1,5

0,5%

Применение самообложения позволяет достаточно эффективно решать отдельные вопросы местного значения, наиболее актуальные для конкретных муниципальных образований, в основном связанные с развитием и обустройством территории.

Согласно данным субъектов Российской Федерации наибольший объем (99,4%) поступлений средств самообложения в 2019 году приходится на поселения, из общего объема средств самообложения 87,1% поступило в бюджеты сельских поселений и 12,3% в бюджеты городских поселений. В бюджеты городских округов поступило 0,1% общего объема средств самообложения и 0,5% поступило в бюджеты муниципальных районов, что связано со сложностью реализации такого механизма на «крупных» территориях, таких как муниципальный район или городской округ.

Вместе с тем, Федеральным закон от 05.12.2017 № 389-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность введения самообложения не только во всём муниципальном образовании, но и на территории отдельного населенного пункта на сходе граждан.

Межбюджетные трансферты

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2019 году доля межбюджетных трансфертов без учета возврата остатков (включая субвенции) составляет 66,0% или 3 114,7 млрд рублей (в 2018 году данный показатель составлял 64,5% или 2 737,2 млрд рублей).

Структура межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2019 году представлена на следующей диаграмме:

Структура межбюджетных трансфертов

В структуре межбюджетных трансфертов доля средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в форме субвенций из региональных бюджетов, уменьшилась – с 53,1% в 2018 году до 49,6% в 2019 году. Общий объем субвенций в 2019 году увеличился по отношению к 2018 году на 6,3% (или 91,6 млрд рублей) и составил 1 546,1 млрд рублей.

Основной объем субвенций (53,7%) в 2019 году был предоставлен бюджетам городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) (830,2 млрд рублей), в бюджеты муниципальных районов поступило 712,2 млрд рублей или 46,1% от общего объема субвенций. Такое распределение связано с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения). Субвенции бюджетам городских поселений составили 0,7 млрд рублей и бюджетам сельских поселений – 3,0 млрд рублей или 0,05% и 0,19% соответственно.

Перечень отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делегируемых на муниципальный уровень, и динамика их количества в 2018-2019 годах приведены ниже в таблице 9.

Таблица 9

Наименование передаваемого полномочия субъекта РФ

Всего субъектов Российской Федерации, передавших полномочия

2018 год

2019 год

Определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации

81

83

Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

70

71

Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству

60

62

Формирование и содержание архивных фондов

37

37

Поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства

21

22

Организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан

3

1

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы

5

3

Организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси

14

13

Организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации

28

28

Финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, указанными в пп. 13 п. 2
ст. 23.6 Федерального закона № 184-ФЗ

25

23

Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)

18

22

Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом

58

59

Осуществление мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством

20

20

Организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации

62

62

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

47

48

Сбор информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов

9

9

Предоставление материальной и иной помощи для погребения

13

12

Осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

9

11

Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации

18

20

Следует отметить различные подходы регионов к передаче государственных полномочий органам местного самоуправления.

В 2019 году 36 субъектов Российской Федерации увеличили количество переданных на муниципальный уровень государственных полномочий, а 40 субъектов Российской Федерации его сократили.

Максимальное увеличение количества переданных государственных полномочий отмечено в Ненецком автономном округе - на 11 полномочий больше, чем в 2018 году.

Наибольшее количество переданных на муниципальный уровень государственных полномочий отмечается в 2019 году в Республике Карелия – 15, Оренбургской области – 14, в Ненецком автономном округе и Чувашской Республике – по 13.

Количество передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий остается существенным, в 2019 году более 10 полномочий передано 13 субъектами Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением реализации собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (без учета субвенций и возврата остатков межбюджетных трансфертов), в 2019 году составили 1 568,6 млрд рублей или 50,4% от общего объема безвозмездных поступлений в местные бюджеты (3 115,0 млрд рублей) и 49,4% от объема собственных доходов местных бюджетов (3 176,7 млрд рублей). В 2018 году данные межбюджетные трансферты составляли 1 283,1 млрд рублей или 46,7% от общего объема безвозмездных поступлений в местные бюджеты и 46,0% от объема собственных доходов местных бюджетов.

Удельный вес межбюджетных трансфертов (без субвенций и возврата остатков межбюджетных трансфертов) в собственных доходах местных бюджетов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2018 и 2019 годах представлен в таблице 10.

Таблица 10

Федеральный округ

Доля межбюджетных трансфертов
(без субвенций и возврата остатков межбюджетных трансфертов) в собственных доходах местных бюджетов, %

2018 год

2019 год

Российская Федерация

46,0

↑ 49,4

Центральный федеральный округ

37,9

↑ 41,3

Северо-Западный федеральный округ

37,9

↑ 41,6

Южный федеральный округ

41,1

↑ 41,5

Северо-Кавказский федеральный округ

49,9

↑ 55,0

Приволжский федеральный округ

44,9

↑ 49,5

Уральский федеральный округ

53,5

↑ 55,5

Сибирский федеральный округ

50,6

↑ 53,6

Дальневосточный федеральный округ

54,7

↑ 59,1

В 2019 году в 48 субъектах Российской Федерации доля данных межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов превышала значение такой доли в целом по Российской Федерации. Самая высокая доля финансовой помощи отмечается в местных бюджетах Сахалинской области (76,1%), Ямало-Ненецкого автономного округа (73,1%), Республики Алтай (72,0%), Курганской области (70,7%).

В 2019 году основными получателями указанных межбюджетных трансфертов явились бюджеты городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения), их доля составила 47,9% от общего объема предоставляемой финансовой помощи местным бюджетам (в 2018 году – 43,7%), доля муниципальных районах составила 38,3% (в 2018 году – 41,4%).

Доля финансовой помощи бюджетам поселений составила в 2018 году 14,4%, в 2019 году – 13,8 процента.

Из общего количества муниципальных образований, формировавших и исполнявших бюджеты в 2019 году, только в 15,7% муниципальных образований доля дотаций, в том числе замененной дополнительными нормативами отчислений в общем объеме собственных доходов местных бюджетов, составляла менее 5%, в 65,4% местных бюджетов – более 20%, в том числе в 26,6% – свыше 50 процентов.

Распределение количества муниципальных образований по видам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2019 году представлено в таблице 11.
 

Таблица 11

Доля дотаций,

в т.ч. замененной дополнительными нормативами отчислений в общем объеме собственных доходов местных бюджетов:

Доля соответствующих муниципальных образований

в их общем количестве, %*

Всего

ГО

МР

ГП

СП

ГО с ВГД

ВГР

ВГ МО

менее 5%

15,7

18,8

5,3

43,3

13,7

66,7

0,0

60,6

в том числе

муниципальные образования, не получающие дотации,

в т.ч. замененной дополнительными нормативами отчислений

4,6

4,8

0,9

14,5

3,4

0,0

0,0

59,3

от 5% – до 20%

18,9

26,4

16,1

30,0

18,0

33,3

21,1

15,9

от 20% – до 50%

38,8

42,4

51,8

21,0

39,3

0,0

36,8

12,4

более 50%

26,6

12,5

26,8

5,7

29,0

0,0

42,1

11,1

* ГО – городской округ, МР – муниципальный район, ГП – городские поселения, СП – сельские поселения, ГО с ВГД – городской округ в внутригородским делением, ВГР – внутригородской район, ВГ МО – внутригородские муниципальные образования городов федерального значения

Таким образом, в 2019 году среди видов муниципальных образований ограничения бюджетного процесса на муниципальном уровне, установленные статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в наибольшей степени затронули муниципальные районы, сельские поселения и внутригородские районы.

Наибольшее увеличение объема межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) в доходах местных бюджетов в 2019 году по сравнению с 2018 годом произошло в Сахалинской области на 28,6 млрд рублей (на 68,5%), в Ямало-Ненецком автономном округе на 18,4 млрд рублей (на 40,6%), в Республике Башкортостан на 12,4 млрд рублей (на 34,0%), в Московской области на 11,7 млрд рублей (на 18,3%) и в Челябинской области на 10,6 млрд рублей (на 30,7%).

Вместе с тем произошло снижение объемов финансовой помощи в форме межбюджетных трансфертов местным бюджетам: в Ханты-Мансийском автономном округе на 8,9 млрд рублей (на 18,1%), в Республике Мордовия на 1,2 млрд рублей (на 20,0%), в Астраханской области на 0,9 млрд рублей (на 14,5%), в Республике Крым на 0,8 млрд рублей (на 6,4%) и в Ульяновской области на 0,7 млрд рублей (на 7,2%).

В составе межбюджетных трансфертов в 2019 году (без учета субвенций) доля дотаций местным бюджетам составляет 27,9% (в 2018 году – 30,3 процент). По сравнению с 2018 годом объем дотаций увеличился на 12,0% и составил 437,6 млрд рублей, в том числе 219,6 млрд рублей (рост на 8,0%) поступило в бюджеты муниципальных районов, 136,4 млрд рублей (рост на 20,7%) – в бюджеты городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения), 78,0 млрд рублей (рост на 11,1%) – в бюджеты поселений, в том числе 14,3 млрд рублей в бюджеты городских поселений и 63,7 млрд рублей в бюджеты сельских поселений.

Максимальное увеличение объема дотаций местным бюджетам в 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдалось в Республике Саха (Якутия) – на 5,3 млрд рублей (на 21,3%), в Оренбургской области на 4,7 млрд рублей (на 64,1%), в Ямало-Ненцком автономном округе на 4,6 млрд рублей (на 19,4%), в Сахалинской области на 4,3 млрд рублей (на 52,9%) и в Краснодарском крае на 3,4 млрд рублей (на 48,4%).

Наиболее значительное снижение объема дотаций местным бюджетам отмечается в Амурской области на 5,0 млрд рублей (на 75,8%), Московской области на 3,0 млрд рублей (на 44,8%), Республике Коми на 1,1 млрд рублей (на 19,2%), Республике Тыва на 0,8 млрд рублей (на 24,7%) и Республике Бурятия на 0,6 млрд рублей (на 16,2%).

Структура дотаций, поступивших в местные бюджеты в 2019 году, приведена на следующей диаграмме:

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в общем объеме дотаций местным бюджетам составляют 75,5% (330,1 млрд рублей). По сравнению с 2018 годом объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличился на 14,2% или на 41,0 млрд рублей.

В 2019 году наименее дотационными являлись городские округа (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения), в бюджетах которых удельный вес дотаций в собственных доходах составил 7,9%, в бюджетах муниципальных районов и поселений указанный показатель составил соответственно 21,4% и 20,0 процентов. Данное соотношение связано с более высокой бюджетной обеспеченностью бюджетов городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) по сравнению с бюджетами других видов муниципальных образований, что обусловлено преимущественной концентрацией налоговой базы по основным федеральным и местным налогам в указанном виде муниципальных образований.

В целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в бюджете субъекта Российской Федерации предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образовывали региональный фонд финансовой поддержки поселений.

В 2019 году общий объем средств региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов, городских округов) составил 23,3 млрд рублей (в 63 субъектах Российской Федерации), в том числе, исходя из уровня бюджетной обеспеченности (в части городских и сельских поселений) в размере 10,2 млрд рублей (в 16 субъектах Российской Федерации), исходя из расчета на 1 жителя (в части городских и сельских поселений) – 2,0 млрд рублей (в 5 субъектах Российской Федерации), исходя из уровня бюджетной обеспеченности (в части городских округов) – 3,9 млрд рублей (в 15 субъектах Российской Федерации) и исходя из расчета на 1 жителя (в части городских округов) – 7,2 млрд рублей (в 39 субъектах Российской Федерации). Объем средств региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов, городских округов) увеличился на 14,2% по сравнению с 2018 годом (в 2017 году – 20,4 млрд рублей в 64 субъектах Российской Федерации).

Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений (внутригородских районов) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2019 году из бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с передачей указанных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации муниципальным районам (городским округам с внутригородским делением) было предоставлено субвенций в объеме 26,4 млрд рублей 59 субъектами Российской Федерации, что выше объема 2018 года на 12,3% (в 2018 году – 23,5 млрд рублей 58 субъектами Российской Федерации).

Из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований выделяются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В 2019 году объем указанных субсидий составил 852,9 млрд рублей, что составляет 26,8% от собственных доходов местных бюджетов.

Приоритетным направлением финансовой поддержки муниципальных образований в большинстве регионов в течение рассматриваемого периода было предоставление межбюджетных трансфертов с различным целевым назначением, которые включали субсидии на реализацию инфраструктурных проектов и софинансирование вопросов местного значения текущего характера. По сравнению с 2018 годом объем субсидий местным бюджетам увеличился на 23,9 процента.

Основными получателями субсидий в 2018-2019 годах являлись городские округа (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) (в 2018 году – 52,3%, в 2019 году – 55,3%) и муниципальные районы (в 2018 году – 38,4%, в 2019 году – 36,3%), что обусловлено широким перечнем закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. На бюджеты поселений в 2018 году приходилось 8,6% от общего объема субсидий, в 2019 году 7,8 процента.

Кроме того, из региональных бюджетов софинансируется и формирование районных фондов финансовой поддержки поселений. На указанные цели в 2019 году было выделено 10,7 млрд рублей в 11 субъектах Российской Федерации, в 2018 году – 8,9 млрд рублей в 11 субъектах Российской Федерации. Максимальный объем средств предоставлен из бюджетов Иркутской области – 3,3 млрд рублей, Ставропольского края – 2,0 млрд рублей, Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Татарстан – по 1,5 млрд рублей.

В 2019 году, как и в 2018 году, в 18 субъектах Российской Федерации из бюджетов муниципальных образований предоставлялись субсидии в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.

Общий объем указанных субсидий из местных бюджетов по отношению к 2018 году увеличился на 31,3% и составил 2,1 млрд рублей. Максимальный объем указанных средств приходится на местные бюджеты Московской области (1,2 млрд рублей), Тульской области и Республики Саха-Якутия (по 0,2 млрд рублей), Красноярской области (0,1 млрд рублей), что свидетельствует о значительной дифференциации налогового потенциала муниципальных образований в данных регионах.

В дополнение к выравниванию бюджетной обеспеченности поселений из региональных бюджетов в соответствии со статьей 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов муниципальных районов поселениям, входящим в их состав, предоставлялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые образовывали районные фонды финансовой поддержки поселений. В 2019 году объем таких фондов составил 26,5 млрд рублей (в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 10,7 млрд рублей), что выше объема 2018 года на 6,4%
(в 2018 году объем фондов составил 24,9 млрд рублей).

Перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения

В 2019 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлялась реализация установленных федеральными законами прав, предусматривающих перераспределение полномочий как с муниципального на региональный уровень власти, так и на муниципальном уровне.

Перераспределение полномочий, осуществляемое в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

По информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2019 году перераспределение полномочий органов местного самоуправления с уровня муниципальных образований на региональный уровень на основании законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, осуществлено в 24 субъектах Российской Федерации. При этом расходы региональных бюджетов на исполнение перераспределенных полномочий органов местного самоуправления по оценке субъектов Российской Федерации составили 6,5 млрд рублей.

В 2019 году на территориях 58 регионов законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, за сельскими поселениями дополнительно закреплены вопросы местного значения из числа вопросов местного значения поселений, исполняющихся муниципальными районами. При этом нормативы отчислений для бюджетов сельских поселений, предусмотренные пунктом 4 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, от налога на доходы физических лиц установлены в 34 регионах, от единого сельскохозяйственного налога – в 28 регионах. В результате общий объем средств, поступивших в бюджеты сельских поселений для исполнения переданных полномочий по решению вопросов местного значения в результате установления указанных нормативов отчислений, составил 10,9 млрд рублей (10,08 млрд руб. от НДФЛ и 0,82 млрд руб. от ЕСХН).

Передача полномочий на муниципальном уровне, осуществляемая на основе соглашений.

В 2019 году с уровня поселений на уровень муниципального района передавались вопросы местного значения в 75 субъектах Российской Федерации, причем в 35 регионах имели место случаи передачи более 10 вопросов местного значения.

Соглашения о передаче полномочий между муниципальными образованиями заключены органами местного самоуправления большинства поселений (81,7% от общего числа городских и сельских поселений). В общем количестве муниципальных районов такие соглашения на решение вопросов местного значения поселений заключили органы местного самоуправления 85,9% муниципальных районов.

Самостоятельно решали все вопросы местного значения органы местного самоуправления в 194 городских поселениях (13,5% от общего числа) в 47 регионах и в 2 700 сельских поселениях (15,6% от общего числа) в 54 регионах.

Кроме того, на основе соглашений осуществлялась передача отдельных вопросов местного значения муниципальных районов органам местного самоуправления поселений (городских и сельских). Переданные с районного на поселенческий уровень вопросы исполняли 44,3% поселений от общего их количества (8 304 из 18 760).

Расходы местных бюджетов

Согласно данным отчетности, представленной субъектами Российской Федерации, общий объем расходов местных бюджетов в 2019 году составил 4 733,6 млрд рублей, что на 12,0% (или на 506,7 млрд рублей) больше, чем в 2018 году.

Расходы на решение вопросов местного значения увеличились по сравнению с 2018 годом на 14,9% или 407,4 млрд рублей и составили 3 143,5 млрд рублей.

В целом по Российской Федерации расходы на решение вопросов местного значения составляют 66,5% в общей сумме расходов местных бюджетов (в городских и сельских поселениях это значение достигло уровня 99,3% и 98,3% соответственно, в связи с тем, что на поселенческий уровень передавался незначительный объем государственный полномочий). Относительно 2018 года доля расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения увеличилась на 0,7 процента.

Расходы на осуществление государственных полномочий (переданных и не переданных) в 2019 году составили 33,3% от всех расходов.

В целом по федеральным округам данная структура расходов сохраняется, за исключением бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа, где доля расходов на решение вопросов местного значения составляет соответственно 52,7%, а на осуществление государственных полномочий (переданных и не переданных) – 47,2 процента (таблица 12).

Таблица 12

Структура расходов местных бюджетов

в разрезе полномочий и вопросов

Федеральные округа

Расходы на решение вопросов местного значения

Расходы по осуществлению государственных полномочий

Расходы на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения

(права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения)

переданных

не переданных, но осуществляемых органами местного самоуправления за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации

Российская Федерация

66,5%

10,7%

22,6%

0,2%

Центральный федеральный округ

67,4%

9,6%

22,8%

0,1%

Северо-Западный федеральный округ

67,1%

5,7%

27,0%

0,1%

Южный федеральный округ

62,4%

11,8%

25,5%

0,3%

Северо-Кавказский федеральный округ

70,1%

13,5%

16,2%

0,3%

Приволжский федеральный округ

68,3%

8,7%

22,8%

0,2%

Уральский федеральный округ

64,2%

10,3%

25,1%

0,5%

Сибирский федеральный округ

68,7%

11,4%

19,8%

0,1%

Дальневосточный федеральный округ

52,7%

16,4%

30,8%

0,2%

Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий по отдельным видам муниципальных образований представлена на диаграмме:

ГО – городские округа, МР – муниципальные районы, ГП – городские поселения, СП – сельские поселения, ГО с ВГД – городские округа с внутригородским делением, ВГР – внутригородские районы, ВГМО – внутригородские муниципальные образования городов федерального значения

Отраслевая структура расходов местных бюджетов в 2019 году

По отношению к 2018 году структура основных расходов местных бюджетов 2019 года практически не изменилась. Незначительно снизилась доля расходов на образование (-0,7 п.п.), управление (-0,3 п.п.), культуру и СМИ (-0,3 п.п.),социальную политику (-0,3 п.п.), здравоохранение (-0,2 п.п.), межбюджетные трансферты (-0,1 п.п.) и обслуживание долга (-0,1 п.п.) при незначительном увеличении доли других расходов (+1,1 п.п.), ЖКХ (+0,6 п.п.) и физической культуры и спорта (+0,3 п.п.).

Исполнение расходов местных бюджетов в 2019 году по видам муниципальных образований представлено в таблице 13.

Таблица 13

Исполнение расходов местных бюджетов в 2019 году

(млрд рублей)

Виды расходов

Городские

округа, включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения

Муниципальные районы

Городские поселения

Сельские

поселения

Всего

Сумма

Удельный вес расходов в общем объеме, %

Сумма

Удельный вес расходов в общем объеме, %

Сумма

Удельный вес расходов в общем объеме, %

Сумма

Удельный вес расходов в общем объеме, %

Управление

196,0

7,52%

133,7

7,72%

21,9

13,23%

65,3

28,64%

416,9

Образование

1279,9

49,07%

1004,4

58,0%

1,0

0,60%

1,5

0,66%

2286,8

ЖКХ

320,8

12,30%

103,6

5,98%

68,1

41,12%

62,8

27,54%

555,3

Здравоохранение

7,0

0,27%

2,2

0,13%

0,0

0,00%

0,0

0,00%

9,2

Физическая культура и спорт

79,1

3,03%

29,1

1,68%

6,6

3,99%

4,2

1,84%

119,0

Культура, кинематография, СМИ

113,0

4,33%

105,9

6,11%

19,3

11,65%

41,4

18,16%

279,6

Социальная политика

186,5

7,15%

127,4

7,36%

2,2

1,33%

3,0

1,32%

319,1

Межбюджетные трансферты

1,9

0,07%

88,5

5,11%

4,4

2,66%

3,3

1,45%

98,1

Обслуживание муниципального долга

18,4

0,71%

1,2

0,07%

0,2

0,12%

0,0

0,00%

19,8

Другие расходы

405,5

15,55%

135,9

7,84%

41,9

25,30%

46,5

20,39%

629,8

Всего

2 607,7

1 731,9

165,6

228,0

4 733,6

Участие в реализации национальных проектов

Органы местного самоуправления принимают участие в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей национальных проектов, в рамках осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также при осуществлении переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Участие органов местного самоуправления в национальных проектах имеет особое значение и оно значительно, поскольку реализация национальных проектов должна позволить почувствовать конкретному гражданину изменения к лучшему в соответствующих сферах. Местное самоуправление находится ближе всего к населению конкретной территории и имеет возможность обеспечить учет мнения граждан при реализации национальных проектов, выступая своеобразным медиатором между органами государственной власти и населением.

В 2019 году общий объем расходов местных бюджетов на реализацию национальных проектов составил 431,7 млрд. рублей.

Если учесть, что объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в целом на национальные проекты составляет 1 338,0 млрд. руб., то практически треть региональных проектов реализуется органами местного самоуправления.

Если провести такую же оценку в разрезе национальных проектов, то наибольший удельный вес расходов местных бюджетов в региональных проектах складывается в части национальных проектов: «Жилье и городская среда» – 72,1%; «Культура» - 55,0%; «Экология» - 46,4%; «Образование» - 42,5%.

Наименьший удельный вес: «Малое и среднее предпринимательство» - 3,7%; «Международная кооперация и экспорт» - 0,8%, «Здравоохранение» - 0,1%, «Производительность труда и поддержка занятости» - 0,1%.

Показателен пример реализации региональных проектов по формированию комфортной городской среды, реализуемого в муниципальных образованиях, когда выбор конкретных проектов благоустройства осуществляется по результатам голосования граждан.

В целом же органы местного самоуправления принимают участие в 12 национальных проектах, не участвуют они только в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, и лишь несколько участвуют в национальном проекте «Наука».

Вместе с тем, кассовое исполнение местных бюджетов в части расходов на реализацию региональных проектов отстаёт от темпов исполнения федерального и региональных бюджетов: по состоянию на 01.01.2020 исполнение местных бюджетов составляет 378,3 млрд. руб., или 87,6% от предусмотренных бюджетных назначений (431,7 млрд. руб.). Кассовое исполнение на аналогичную дату по федеральному бюджету – 91,4%, по бюджетам субъектов Российской Федерации – 91,1%.

Наиболее значительное отставание отмечается по национальным проектам «Международная кооперация и экспорт» - 70,0%; «Экология» - 82,1%.

Обязательства местных бюджетов

Существенным показателем исполнения местных бюджетов является объем обязательств местных бюджетов, к которым относится кредиторская задолженность бюджетных учреждений и долговые обязательства муниципальных образований.

По состоянию на 1 января 2020 года произошло уменьшение кредиторской задолженности, обязательства по которой не исполнены, с 17,0 млрд рублей до 13,6 млрд рублей или на 20,0 процента.

Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на местные бюджеты Республики Хакасия – 2,5 млрд рублей или 18,4% от общего объема кредиторской задолженности, Республики Марий Эл – 1,02 млрд рублей или 7,5%, Ярославской области – 0,97 млрд рублей или 7,1%, Ульяновской области – 0,95 млрд рублей или 7,0%, Республики Мородовия – 0,80 млрд рублей или 5,8%, Курганской области – 0,75 млрд рублей или 5,5% процента.

Общее количество субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях которых отсутствует кредиторская задолженность, в сравнении с 2018 годом увеличилось с 30 до 34 регионов.

Динамика кредиторской задолженности в разрезе отдельных ее видов характеризуется показателями следующей таблицы 14.

Таблица 14

(млрд руб.)

Показатель

На 01.01.2019

На 01.01.2020

Изменение

Сумма

доля в КЗ*, %

Сумма

доля в КЗ, %

Сумма, ?

рост

КЗ, %

Кредиторская задолженность – всего

17,01

100,0%

13,6

100,0%

-3,41

-20,0%

из нее:

  • оплата коммунальных услуг

2,11

12,4%

1,74

12,8%

-0,37

-17,5%

  • начисления на оплату труда

2,13

12,5%

1,59

11,7%

-0,54

-25,4%

  • оплата труда

0,03

0,2%

0,04

0,3%

+0,01

33,3%

  • пособия по социальной помощи населению

0,16

0,9%

0,10

0,7%

-0,06

-37,5%

* КЗ – кредиторская задолженность

По отношению к общему объему произведенных расходов местных бюджетов в целом кредиторская задолженность на конец 2019 года составляет 0,3%, что можно оценить как допустимый уровень.

Долговые обязательства муниципальных образований в 2019 году возросли на 2,3% с 371,9 млрд рублей (по состоянию на 1 января 2019 года) до 380,5 млрд рублей, из которых 88,8% приходится на долю городских округов (включая городские округа с внутригородским делением), 9,6% – на долю муниципальных районов, 1,3% – на долю городских поселений, 0,3% – на долю сельских поселений.

Данные об объеме муниципального долга и его изменении в разрезе федеральных округов представлены в таблице 15.

Таблица 15

Федеральные округа

Объем муниципального долга, млрд руб.

Доля в общем объеме муниципального долга, %

Рост к 2018 году, %

Российская Федерация

380,5

100%

+2,3% ↑

Приволжский

федеральный округ

114,6

30,13%

+1,0% ↑

Центральный

федеральный округ

82,2

21,60%

+1,7% ↑

Сибирский

федеральный округ

67,2

17,65%

+7,4% ↑

Южный

федеральный округ

36,2

9,51%

-4,0% ↓

Северо-Западный

федеральный округ

29,9

7,85%

-1,4% ↓

Дальневосточный

федеральный округ

25,7

6,76%

+3,4% ↑

Уральский

федеральный округ

16,2

4,25%

+10,2% ↑

Северо-Кавказский

федеральный округ

8,5

2,24%

+13,8% ↑

На 1 января 2020 года объем долговых обязательств муниципальных образований составил 27,5% по отношению к объему доходов местных бюджетов без учета объемов безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за 2019 год.

Перечень субъектов Российской Федерации с наибольшим и наименьшим объемом долговых обязательств муниципальных образований на 01.01.2020 представлен в таблице 16.

Таблица 16

Субъекты РФ с наибольшим объемом муниципального долга

Объем долга, млрд руб.

В % к собственным доходам местных бюджетов*

Субъекты РФ с наименьшим объемом муниципального долга

Объем долга, млрд руб.

В % к собственным доходам местных бюджетов*

Республика Татарстан

29,77

83,8%

Тюменская область

0,009

0,1%

Новосибирская область

22,93

63,9%

Ненецкий автономный округ

0,06

3,6%

Московская область

21,25

12,8%

Ямало-Ненецкий автономный округ

0,06

0,3%

Краснодарский край

16,51

23,4%

Чеченская Республика

0,08

1,6%

Нижегородская область

16,09

44,8%

Пермский край

0,24

1,0%

Самарская область

16,01

46,1%

Карачаево-Черкесская Республика

0,28

13,8%

Красноярский край

13,63

39,9%

Республика Марий Эл

0,29

9,8%

Республика Башкортостан

10,65

35,8%

Республика Тыва

0,39

17,1%

Саратовская область

10,48

60,3%

Республика Калмыкия

0,58

21,2%

Кемеровская область

10,10

30,4%

Ленинградская область

0,64

2,2%

* – собственные доходы без учета безвозмездных поступлений и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

В структуре муниципального долга наибольшую долю занимают кредиты кредитных организаций (68,2%). На долю бюджетных кредитов, полученных бюджетами муниципальных образований, приходится 24,2 процента.

Структура муниципального долга в разрезе видов долговых обязательств в группировке по федеральным округам представлена в таблице 17.

Таблица 17

Федеральные округа

муниципальные ценные бумаги

кредиты от кредитных организаций

бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

муниципальные гарантии

иные долговые обязательства

объем муниципального долга

Российская Федерация

5,6%

68,2%

24,2%

2,0%

-

100%

Центральный федеральный округ

-

87,4%

10,2%

2,4%

-

100%

Северо-Западный федеральный округ

-

73,7%

22,6%

3,7%

-

100%

Южный федеральный округ

1,1%

71,1%

27,1%

0,7%

-

100%

Северо-Кавказский федеральный округ

-

63,6%

35,5%

0,9%

-

100%

Приволжский федеральный округ

4,4%

59,5%

35,5%

0,6%

-

100%

Уральский федеральный округ

-

71,3%

19,2%

9,5%

-

100%

Сибирский федеральный округ

23,7%

56,5%

19,7%

0,1%

-

100%

Дальневосточный федеральный округ

-

65,3%

27,84%

6,84%

0,02%

100%

Наибольшая доля в общем объеме «коммерческих» кредитов (259,5 млрд рублей) приходится на бюджеты муниципальных образований Центрального федерального округа (27,7% и 71,8 млрд рублей), а в объеме бюджетных кредитов (92,1 млрд рублей), полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наибольшая доля приходится на бюджеты муниципальных образований Приволжского федерального округа (44,2% или 40,7 млрд рублей).

Объем расходов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга за 2019 год составил 19,9 млрд рублей (снижение к 2018 году на 5,6% или на 1,2 млрд рублей), в том числе по видам муниципальных образований:

– расходы бюджетов городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутримуниципальные образования городов федерального значения) – 18,4 млрд рублей;

– расходы бюджетов муниципальных районов – 1,2 млрд рублей;

– расходы бюджетов городских поселений – 0,2 млрд рублей;

– расходы бюджетов сельских поселений – 0,03 млрд рублей.

Дефицит/профицит местных бюджетов и источники финансирования дефицита

В 2019 году в целом по Российской Федерации местные бюджеты исполнены с дефицитом. Объем расходов превысил объем поступивших доходов местных бюджетов на 10,8 млрд рублей при запланированном дефиците 177,0 млрд рублей (в 2018 году доходы местных бюджетов превысили расходы на 18,8 млрд рублей).

Исполнение местных бюджетов в 2018 и 2019 годах в разрезе видов муниципальных образований представлено в таблице 19.

Таблица 19

Виды муниципальных образований

Дефицит / профицит, млрд руб.

2018 год

2019 год

– бюджеты городских округов*

-0,2

-17,2

– бюджеты внутригородских муниципальных образований

-0,4

0,4

– бюджеты муниципальных районов

16,0

6,6

– бюджеты городских поселений

0,8

-0,2

– бюджеты сельских поселений

2,6

-1,1

* – включая бюджеты городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов

При этом в 48 субъектах Российской Федерации дефицит местных бюджетов составил 35,1 млрд рублей, в том числе местных бюджетов Московской области – 6,9 млрд рублей, Ханты-Мансийского автономного округа – 3,8 млрд рублей, Новосибирской области – 2,1 млрд рублей, Тюменской области – 2,0 млрд рублей, Кемеровской области – 1,8 млрд рублей.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов служат кредиты от кредитных организаций – 34,3 млрд рублей, государственные (муниципальные) ценные бумаги – 0,8 млрд рублей, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 1,1 млрд рублей.

Кроме того на покрытие дефицита местных бюджетов направляются остатки нецелевых средств местных бюджетов, которые по состоянию на 1 января 2020 года составили 162,2 млрд. рублей.

В 37 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с профицитом в общем объеме 24,3 млрд рублей, в том числе местных бюджетов Краснодарского края – 3,0 млрд рублей, Республике Дагестан – 2,0 млрд рублей, Красноярском крае – 1,5 млрд рублей, Чувашской Республике – 1,3 млрд рублей, Ямало-Ненецком автономном округе – 1,3 млрд рублей.

В сравнении с итогами 2018 года в категорию регионов с «профицитными местными бюджетами» перешло 11 регионов (таблица 20).

Таблица 20

Субъекты Российской Федерации Дефицит / профицит, млрд руб.

2018 год

2019 год

1. Сахалинская область

-1,06

0,79

2. Ярославская область

-0,87

0,13

3. Курская область

-0,60

0,76

4. Белгородская область

-0,40

0,89

5. Республика Крым

-0,26

0,56

6. Владимирская область

-0,12

0,25

7. Ненецкий автономный округ

-0,10

0,07

8. Астраханская область

-0,07

0,29

9. Удмуртская область

-0,04

0,67

10. Республика Калмыкия

-0,03

0,06

11. г. Москва

-0,01

0,76

По данным субъектов Российской Федерации, в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты в 2019 году, 53% бюджетов исполнено с профицитом, 46,7% – с дефицитом,
в 0,3% бюджетов расходы равны доходам.

Данное соотношение в разрезе федеральных округов представлено на диаграмме:

Соотношение дефицитных, профицитных бюджетов и бюджетов,в которых расходы равны доходам

Информация подготовлена Департаментом межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (Отдел муниципальных образований)