Отчет Минфина России по проектам общественно значимых нормативных правовых актов, разрабатываемых в 2017 году

скачать (DOC, 86 KB)
Опубликовано: 22.12.2017Изменено: 22.12.2017
Отчет Минфина России по проектам общественно значимых нормативных правовых актов, разрабатываемых в 2017 году Скачать

Отчет Минфина России
по проектам общественно значимых
нормативных правовых актов, разрабатываемых в 2017 году

В соответствии с разделом 2.3 Методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26 декабря 2013 г. № АМ-П36-89пр, в целях обеспечения понятности нормативно-правового регулирования по итогам общественной экспертизы и публичных мероприятий по проектам общественно значимых нормативных правовых актов Минфином России подготовлен публичный отчет, который направляется на утверждение Общественного совета при Минфине России.

Перечень проектов общественно значимых нормативных правовых актов, разрабатываемых Минфином России в 2017 году, предусмотрен планом – графиком нормативно-правовой работы Минфина России на 2017 год, утвержденным Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 15 марта 2017 года, рассматривался на Общественном совете при Минфине России и был одобрен протоколом заочного голосования от 8 - 15 февраля 2017 г. № 4, в котором предусмотрено 6 (шесть) проектов общественно значимых нормативных правовых актов:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (новая редакция);

2. Проект федерального закона «О формировании и ведении единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации»;

3. Проект федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации»;

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

5. Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

6. Проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

1. Проект новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (НРБК).

Разработка новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации направлена на решение следующих задач:

1) системное описание бюджетного процесса и комплексная реализация отдельных новаций;

2) обеспечение большей стабильности норм бюджетного законодательства;

3) проведение масштабной работы по юридико-техническому уточнению норм, в том числе в части исключения положений, утративших силу, пересчета структурных единиц, актуализации структуры Бюджетного кодекса Российской Федерации для приведения его в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к оформлению законодательных актов.

НРБК рассматривался Общественным советом при Минфине России
в 2015 году. При этом в 2016 году было проведено заседание коллегии Минфина России по вопросу о ходе подготовки НРБК.

В 2017 году в рамках работы над НРБК Минфином России разработано 7 законопроектов о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на:

1) закрепление новой конструкции «бюджетных правил» и совершенствование подходов к использованию нефтегазовых доходов (принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 262-ФЗ);

2) совершенствование формата и структуры федерального бюджета (принят Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 285-ФЗ);

3)совершенствование межбюджетных отношений (находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации);

4) совершенствование казначейского обслуживания и системы казначейских платежей (находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации);

5) совершенствование исполнения судебных актов (находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации);

6) совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля (подготавливается к внесению в Правительство Российской Федерации);

7) совершенствование управления государственным (муниципальным) долгом и осуществления государственных (муниципальных) заимствований (подготавливается к внесению в Правительство Российской Федерации).

В настоящее время НРБК дорабатывается с учетом положений названных законопроектов.

12 декабря 2017 года на заседании коллегии Минфина России состоялось рассмотрение по вопросу НРБК.

НРБК планируется внести в Правительство Российской Федерации до конца 2017 года.

2. Проект федерального закона «О формировании и ведении единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации».

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» (далее - Указ Президента Российской Федерации) 23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ).

Федеральный закон № 219-ФЗ предусматривает создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а также проведение работ по конвертации (преобразованию) записей актов гражданского состояния в электронную форму, составленных в период с 1926 года по 1 апреля 2015 года.

Предлагаемые Федеральным законом № 219-ФЗ изменения позволят:

создать единый информационный ресурс, содержащий сведения об актах гражданского состояния, ? основу федерального ресурса о населении;

обеспечить переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

сократить сроки оказания государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния;

обеспечить возможность предоставления всех государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния по месту жительства заявителя.

Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния является Федеральная налоговая служба.

Создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, как составной части единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее – федеральный ресурс о населении), позволит перейти к следующему этапу реализации Указа Президента Российской Федерации, а именно – созданию непосредственно федерального ресурса о населении.

В целях определения ключевых подходов к формированию и ведению федерального ресурса о населении, а также этапов его создания принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 г. № 1418-р, утверждающее Концепцию формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее – Концепция), а также план мероприятий («дорожную карту») по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации.

Согласно Концепции федеральный ресурс о населении представляет собой централизованный информационный ресурс, содержащий базовые сведения о населении Российской Федерации и формируемый посредством информационного взаимодействия с иными федеральными, региональными и муниципальными информационными ресурсами. Под базовыми сведениями о населении Российской Федерации понимается совокупность достоверных и актуальных сведений о населении Российской Федерации, а также идентификаторов сведений о физических лицах, содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах, используемых в рамках реализации Федерального закона 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Целью формирования и ведения федерального ресурса о населении является создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их достоверность и непротиворечивость, направленной на совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на персонифицированные счета физических лиц.

Законодательством Российской Федерации могут быть определены иные цели ведения или использования федерального ресурса о населении для удовлетворения существующих потребностей общества и государства, в том числе для:

совершенствования процедур государственного и муниципального управления;

обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержащих сведения о населении Российской Федерации, и обеспечения возможности сопоставления и прослеживания изменений содержащихся в них сведений;

совершенствования процедур предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

повышения эффективности оказания государственной социальной поддержки.

Одним из принципов формирования и ведения федерального ресурса о населении является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к защите персональных данных.

Также одной из мер по защите информации при формировании и ведении федерального ресурса о населении является защита конституционных прав граждан на сохранение конфиденциальности персональных данных, имеющихся в федеральном ресурсе о населении.

Концепцией предусмотрено, что при создании федеральной государственной информационной системы формирования и ведения федерального ресурса о населении (далее - информационная система формирования и ведения федерального ресурса о населении) обеспечивается применение преимущественно российского программного обеспечения, оборудования и российских криптографических алгоритмов и средств шифрования для организации информационного взаимодействия.

Информационная безопасность информационной системы ведения федерального ресурса о населении обеспечивается посредством создания подсистемы защиты информации информационной системы ведения федерального ресурса о населении, реализующей многоуровневую систему безопасности и контроля.

Для соблюдения единых подходов к обеспечению информационной безопасности при формировании и ведении федерального ресурса о населении при создании информационной системы ведения федерального ресурса о населении образована Межведомственная рабочая группа по формированию федерального ресурса о населении, в состав которой входят представители Минфина России, Минюста России, МВД России, Минобороны России, Минкомсвязи России, ФНС России, ФСБ России, Роскомнадзора, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представители государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

На основе Концепции в настоящее время ведется разработка проекта федерального закона «О формировании и ведении единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации» (далее – законопроект).

Законопроект подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия).

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минфином России размещено уведомление о подготовке законопроекта на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в период с 20 декабря 2016 г. по 9 января 2017 г.

Замечаний и предложений по итогам размещения уведомления о подготовке законопроекта от независимых экспертов в Минфин России не поступило.

3. Проект федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации».

В рамках исполнения пункта 3 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 18 мая 2016 г. № ИШ-П13-28пр Минфином России совместно с заинтересованными государственными органами были разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации письмом Минфина России от 20 июня 2016 г. № 01-02-01/21-35826 подходы к внедрению на территории Российской Федерации системы маркировки товаров, которые были одобрены Правительством Российской Федерации.

В рамках данных подходов определен перечень показателей, которые необходимо проработать на этапе принятия решения о внедрении системы маркировки для конкретной группы товаров:

виды товаров, оборот которых подлежит контролю;

способы маркировки (идентификации) товаров с учетом отраслевой специфики;

способы контроля и органы, осуществляющие контроль за оборотом товаров, а также этапы жизненного цикла (оборота) товаров, которые подлежат контролю;

требования к составу информации, подлежащей учету в целях контроля за оборотом товаров, и порядок ее формирования;

требования к информационно-техническому обеспечению, используемому для осуществления контроля за оборотом товаров;

порядок финансового обеспечения функционирования системы контроля за оборотом товаров.

Кроме того, целесообразно разработать подход по определению необходимых и достаточных показателей, а также перечень соответствующих критериев, на основании которых следует производить отбор товарных позиций, в отношении которых необходимо первоочередное введение маркировки контрольными (идентификационными) знаками.

Во исполнение пункта 1 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 5 июля 2016 г. № ИШ-П13-3959 Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации» (далее – законопроект), устанавливающий правовые основы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и функционирования национальной системы прослеживаемости оборота товаров в Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается, в том числе:

обязательная и добровольная маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками;

введение обязательной маркировки конкретных товаров контрольными (идентификационными) знаками должно устанавливаться федеральными законами, регулирующими оборот соответствующих товаров, либо положениями об обязательной маркировке конкретных товаров контрольными (идентификационными) знаками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

к товарам, подлежащим обязательной маркировке, могут быть отнесены только те товары, оборот которых без обеспечения его прослеживаемости может повлечь за собой нанесение ущерба жизни и здоровью граждан, охране природы и культурных ценностей, безопасности государства, и регулирование которого не может осуществляться иными методами, кроме как маркировкой контрольными (идентификационными) знаками;

для внедрения обязательной маркировки в отношении конкретных товаров должны быть определены целевые индикаторы и показатели эффективности, при этом система индикаторов и показателей должна позволять в течение всех этапов внедрения системы маркировки по выбранной группе товаров отслеживать эффективность проекта и сопоставлять результаты с исходными показателями и установленными целями, а по итогам внедрения системы оценивать эффективность внедрения системы маркировки выбранной группы товаров в целом;

операторами логистических портов, на которых осуществляется формирование и ведение реестров контрольных (идентификационных) знаков, могут быть организации на коммерческой основе.

Законопроект прошел два этапа межведомственного согласования,
в рамках которых были представлены замечания и предложения Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России, ФНС России, ФТС России, Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования, которые рассмотрены при доработке законопроекта.

Законопроект прошел широкое обсуждение на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (протокол от 21 июня 2017 г. № 9) с участием представителей бизнес-сообщества (основные положения законопроекта поддержаны Комиссией с учетом необходимости его дополнительной доработки, в том числе по результатам проведенных процедур оценки регулирующего воздействия).

Законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия в соответствии с Правилами проведения оценки регулирующего воздействия. Минфином России в соответствии с пунктом 6 Правил проведения оценки регулирующего воздействия (с учетом позиции, направленной письмом Минэкономразвития России от 25 ноября 2016 г. № Д26и-880) в отношении законопроекта определена высокая степень регулирующего воздействия.

В соответствии с пунктами 16 и 22 Правил проведения оценки регулирующего воздействия законопроект и сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия были дважды размещены Минфином России на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» со сроком общественного обсуждения 20 рабочих дней (с 20 октября по 17 ноября 2016 г.) и 25 рабочих дней (с 8 декабря 2016 г. по 18 января 2017 г.).

В рамках процедуры оценки регулирующего воздействия на законопроект получено 226 предложений от независимых экспертов, которые рассмотрены и частично приняты.

Получено отрицательное заключение Минэкономразвития России
от 26 июня 2017 г. № 17448-СШ/Д26и об оценке регулирующего воздействия.

В настоящее время осуществляется доработка законопроекта
в соответствии с замечаниями и предложениями, представленными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, отрицательным заключением Минэкономразвития России по результатам оценки регулирующего воздействия, и на основании одобренного Евразийским межправительственным советом проекта Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 20).

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья).

Проект федерального закона направлен на введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Данная налоговая система разработана с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период, а уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого месторождения в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения, содержащие, в том числе, трудноизвлекаемые запасы углеводородного сырья.

Законопроект разработан во исполнение:

- пункта 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 6 сентября 2016 г. № АД-П9-126пр;

- поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 10 октября 2016 г. № АД-П9-6018 и от 9 ноября 2016 г. № АД-П9-6689;

- протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 20 апреля 2017 г. № АД-П9-39пр.

В первом полугодии 2017 года Департаментом налоговой и таможенной политики велась разработка законопроекта, предусматривающего введение новой системы налогообложения добычи углеводородного сырья, которая будет учитывать экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом согласно положениям законопроекта уровень налоговых изъятий по налогу на дополнительный доход зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр.

На официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 6 июня 2017 года размещена справка, содержащая основные положения и цели законопроекта.

30 октября 2017 года законопроект направлен в Правительство Российской Федерации и впоследствии был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 ноября 2017 года. На данный момент законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» подготовлен в целях противодействия употреблению населением спиртосодержащих жидкостей в пищевых целях, а также обеспечения контроля за использованием этилового спирта, направляемого на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии, и предусматривает введение института свидетельств о регистрации организаций, осуществляющих производство парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии, установление в качестве объекта налогообложения акцизами оприходования приобретенного указанными организациями этилового спирта и предоставление им права на налоговый вычет акциза при подтверждении фактического использования спирта для производства такой продукции.

Применение предлагаемого законопроектом порядка исчисления акциза позволит устранить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей парфюмерно-косметической продукции в использовании этилового спирта не по назначению.

С учетом имеющихся разногласий по указанному законопроекту с Минэкономразвития России было принято решение о продолжении работы по нему в 2018 году.

6. Проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Законопроект разработан с целью приведения национального законодательства в соответствие с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс Союза; Союз), который является приложением к Договору о Кодексе Союза, подписанному 11 апреля 2017 года на уровне глав государств-членов Союза. Целью законопроекта является установление особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями права Союза.

В законопроекте реализована значительная часть отсылочных норм Кодекса Союза, направленных на совершенствование таможенного администрирования, а также на упрощение совершения таможенных операций.

Также предусмотрено сокращение сроков выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара, существенно расширен перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, реализована таможенная процедура свободного склада, упрощена процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.

В отношении законопроекта проведены публичные обсуждения посредством размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/08-17/00070040):

· уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 8 по 21 августа 2017 г.;

· законопроекта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта с 22 августа по 18 сентября 2017 г.

В ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия законопроекта по итогам его публичных обсуждений Минэкономразвития России представлен ряд замечаний и предложений, которые были частично учтены.

На площадке XVIII Международной выставки «Таможенная служба - 2017» 25 октября 2017 года проведена медиакампания по информационному освещению разработки законопроекта.

На официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13 ноября 2017 года размещена справка, содержащая описание цели принятия законопроекта, а также его влияние на предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Законопроект рассматривался на Общественном совете при Минфине России и был одобрен протоколом заочного голосования от 9-16 ноября 2017 г. № 26. Законопроект, доработанный с учетом замечаний Аппарата Правительства Российской Федерации, был внесен в Правительство Российской Федерации письмом от 23 ноября 2017 г. № 01-02-01/03-77550. На данный момент законопроект находится на стадии согласования с представителями бизнес-сообщества.