Информационное сообщение о результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации в 2017 г.

Опубликован в разделе: Общая информация. Реформирование
скачать (DOCX, 25.97 KB)
Опубликовано: 15.12.2017Изменено: 15.12.2017
Информационное сообщение о результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации в 2017 г. Скачать

Информационное сообщение

о результатах независимой оценки инфраструктуры

корпоративной отчетности в Российской Федерации в 2017 г.

В марте-октябре 2017 г. по инициативе Министерства финансов Российской Федерации проведена независимая оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации. Оценка осуществлена по методике, разработанной ЮНКТАД и рекомендованной к использованию Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН.

Оценка проведена с целью выявления прогресса инфраструктуры корпоративной отчетности и координации деятельности государственных и негосударственных органов, участвующих в создании и поддержании такой инфраструктуры. Аналогичные оценки проводились в 2012 и 2013 гг.

В ходе оценки устанавливается наличие и состояние национальной инфраструктуры (потенциала) подготовки качественной кор­поративной отчетности. Характеристики такой инфраструктуры сопоставляются с контрольными показателями. Вопросы оценки и состав контрольных показателей определены на основе международно признанных систем стандартов, регулирующих различные элементы инфраструктуры качественной корпоративной отчетности: международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты аудита, международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, международные стандарты бухгалтерского образования, международные стандарты ИНТОСАИ для высших органов внешнего государственного аудита (контроля), стандарты Глобальной инициативы по отчетности, кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров, др.  Конечная цель оценки - выявление проблемных областей и определение дальнейших действий по совершенствованию системы корпоративной отчетности в стране.

Проведенной оценкой были охвачены все элементы инфраструктуры подготовки финансовой и нефинансовой корпоративной отчетности: нормативно-правовая база; институциональная основа; кадровый потенциал; процесс укрепления инфраструктуры; учет и отчетность в государственном секторе. В ходе оценки определены количественные показатели состояния инфраструктуры корпоративной отчетности (за исключением процесса укрепления инфраструктуры, количественная оценка которого методикой не предусмотрена). Эти показатели рассматриваются для целей оценки исключительно как индикативные, характеризующие в большей степени тенденции, чем достижения в создании и поддержании инфраструктуры.

В проведении оценки в России участвовали представители ряда государственных и негосударственных органов и организаций, имеющих непосредственное отношение к регулированию, подготовке и надзору за корпоративной отчетностью. Среди них – Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное казначейство, Банк России, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, фонд «Национальный совет по финансовой отчетности», саморегулируемые организации аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация «Содружество», некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия».

В ходе проведенной оценки получены следующие количественные показатели, характеризующие инфраструктуру корпоративной отчетности в Российской Федерации.

Оценка нормативно-правовой базы в целом составила 79,0 %. Полное соответствие контрольным показателям данного элемента выявлено по вопросам нормативного обеспечения аудиторской деятельности, допуска к осуществлению (участию в осуществлении) аудиторской деятельности, корпоративного управления и профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Система нормативного регулирования финансовой отчетности оценена на 77,2 %. Существенное отставание в данном элементе имеется в области правовой базы экологической и социальной отчетности (15,2 %). Недостаточен потенциал регулирования расследований в отношении искажения корпоративной отчетности и деятельности аудиторов, а также мер воздействия за нарушение действующих правил корпоративной отчетности (53,9 %).

Анализ результатов оценки показал, что в сфере нормативно-правового регулирования необходимо осуществление, в частности, следующих мер:

дальнейшее сближение правил бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности; повышение качества информации, раскрываемой руководством организаций в дополнение к бухгалтерской отчетности;

введение отчетности организаций о выбросах, имеющих отношение к изменению климата; введение отчетности организаций об устойчивом развитии; обеспечение достоверности содержащейся в этих отчетах информации (ее заверения);

создание комитетов по аудиту в составе советов директоров (наблюдательных советов) общественно значимых организаций; введение специальных требований к членам таких комитетов по аудиту;

развитие системы расследований, проводимых надзорными органами в отношении профессиональных бухгалтеров, аудиторов и аудиторских организаций.

Показатель оценки институциональных основ подготовки корпоративной отчетности составил 87,3 %. Полное соответствие контрольным показателям выявлено по таким компонентам инфраструктуры, как институты установления стандартов финансовой отчетности, профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов, система координации процессов регулирования и надзора за корпоративной отчетностью. Весьма высокая степень соответствия контрольным показателям выявлена по таким компонентам инфраструктуры, как институты, ответственные за соблюдение требований профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов (95,0 %), мониторинг и контроль (92,2 %), установление стандартов аудиторской деятельности (81,3 %), система допуска к осуществлению (участию в осуществлении) аудиторской деятельности (80,0 %). Наиболее слабым компонентом этого элемента оказались институты установления стандартов нефинансовой отчетности (50,0 %).

С целью совершенствования институциональных основ корпоративной отчетности необходимо:

оформление системы разработки стандартов нефинансовой отчетности;

расширение сферы надзора за качеством бухгалтерской отчетности, в том числе отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства; создание системы такого надзора, независимой от бухгалтерской профессии;

расширение сферы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществляемого независимым от аудиторской профессии органом; совершенствование системы такого контроля; укрепление независимости органов регулирования и надзора за аудиторской деятельностью от аудиторской профессии;

совершенствование механизмов финансирования системы, обеспечивающей доступ к аудиторской деятельности;

укрепление потенциала ассоциаций профессиональных бухгалтеров, саморегулируемых организаций аудиторов.

Оценка кадрового обеспечения процессов, связанных с корпоративной отчетностью, составила 89,6 %. Полное соответствие имеется по следующим компонентам инфраструктуры: профессиональная квалификация бухгалтеров и аудиторов, оценка их профессиональных способностей и качеств, а также организация специализированной подготовки их после получения базовой профессиональной квалификации. Весьма высокие показатели в этом элементе получены при оценке организации профессионального обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов (98,9 %), системы непрерывного повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов (92,9 %). Заметно более низкие показатели получены при оценке требований к практическому опыту бухгалтеров и аудиторов (83,3 %), существующих квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу (75,0 %), а также надзора в этой сфере (66,7 %).

В вопросах развития кадрового потенциала важными направлениями работы являются:

совершенствование системы профессиональной стажировки претендентов на допуск к осуществлению (участию в осуществлении) бухгалтерской и аудиторской деятельности, в том числе внедрение механизма оценки результативности такой стажировки;

совершенствование методов и порядка подтверждения повышения квалификации аудиторов;

обеспечение открытости и прозрачности системы подготовки специалистов для государственных и негосударственных органов, участвующих в регулировании корпоративной отчетности.

Большой вклад в улучшение самого процесса создания и поддержания инфраструктуры корпоративной отчетности внесла разработка и реализация соответствующих мероприятий по укреплению потенциала в области корпоративной отчетности, а также финансовое и кадровое обеспечение таких мероприятий, систематический мониторинг их исполнения.

Оценка финансовой отчетности, раскрытия информации и аудита в государственном секторе составила 65,3%. Полное соответствие контрольным показателям в данном элементе выявлено по вопросам наличия и деятельности институтов установления стандартов бухгалтерского учета государственного сектора. Наиболее высокий показатель (88,9%) получил компонент мониторинга и контроля соблюдения установленных требований. Более низкий показатель (55,6 %) получен по компоненту финансовой отчетности и раскрытий. Низкая оценка (16,7 %) получена по вопросам нормативного обеспечения аудита в государственном секторе.

Основными мерами улучшения учета и отчетности в государственном секторе должны стать: сближение правил бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора; активизация применения Международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов внешнего государственного аудита (контроля).

Оценка, проведенная в 2017 г., выявила положительные тенденции в развитии всех элементов инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации по сравнению с оценкой, проведенной в 2013 г. Так, показатели оценки нормативно-правовой базы увеличились на 11,7 %, институциональных основ на 25,1 %, кадрового потенциала – на 8,3 %, финансовой отчетности, раскрытия информации и аудита в государственном секторе – на 16,8 %. Значительно возросли показатели оценки таких компонентов инфраструктуры как система координации процессов регулирования и надзора за корпоративной отчетностью – на 66,7 %, нормативное обеспечение аудиторской деятельности – на 50,9 %, наличие и деятельность институтов установления стандартов бухгалтерского учета государственного сектора – на 30 %.

В целом проведенная оценка подтвердила наличие в Российской Федерации развитой инфраструктуры корпоративной отчетности и достаточно высокую степень соответствия ее международно признанным стандартам. Осуществление комплекса мероприятий, сформированного по результатам оценки, обеспечит дальнейшее совершенствование этой инфраструктуры и будет способствовать улучшению делового и инвестиционного климата в стране.

Пресс-служба Минфина России

Примечания

1. Министерство финансов Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности, а также государственного регулирования аудиторской деятельности.

2. ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD). Является одной из основных постоянно действующих организаций в системе ООН в экономической сфере. Содействует интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику на равноправной основе с целью обеспечения их устойчивого развития. ЮНКТАД является ключевой организацией в системе ООН по вопросам учета и отчетности. Координирует работу Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности (ISAR).