Отчет о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 июля 2017 года

Опубликован в разделе: 2017 год
скачать (DOC, 93 KB)
Опубликовано: 31.08.2017Изменено: 31.08.2017
Отчет о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 июля 2017 года Скачать

Прикрепленные файлы (1)

xls 0.46 mb
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к отчету о результатах проведения мониторинга 
качества финансового менеджмента, осуществляемого 
главными администраторами средств федерального бюджета, 
по состоянию на 1 июля 2017 года
 
Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (далее – главные администраторы), по состоянию на 1 июля 2017 года (далее – мониторинг качества финансового менеджмента) проводился в соответствии с Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств, утвержденным приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» (далее – Положение). 
В ходе проведения мониторинга качества финансового менеджмента рассчитывались следующие показатели за I полугодие 2017 года:
доля положительных изменений сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2017 год;
полнота, своевременность принятия и исполнения бюджетных обязательств;
отклонение от прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета;
качество управления средствами федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов, субсидий и субвенций;
отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год по главному администратору доходов федерального бюджета;
несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства в I полугодии 2017 года, требованиям бюджетного законодательства;
иные показатели качества финансового менеджмента из Положения. 
Качество финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами, зависит от организации главным администратором процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности.
В этой связи, в оценке качества финансового менеджмента немаловажное место занимает оценка качества правовых актов главных администраторов, устанавливающих порядки:
организации внутреннего финансового аудита (контроля);
управления деятельностью бюджетных и автономных учреждений;
составления, утверждения и ведения бюджетных смет; 
администрирования доходов федерального бюджета;
ведения учетной политики;
осуществления управленческого и (или) аналитического учета;
ведения мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг) подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
В целях оценки качества правового регулирования внутренних бюджетных процедур главные администраторы представляли копии утвержденных во II квартале 2017 года правовых актов по вышеуказанным направлениям и (или) изменения (дополнения) в ранее представленные правовые акты. 
Итоговые показатели и оценки качества финансового менеджмента, а также рейтинг главных администраторов представлены в отчете о результатах проведения Мониторинга.
Показатели качества финансового менеджмента не рассчитывались по Спецстрою России, который находится на стадии ликвидации.
Мониторинг качества финансового менеджмента проводился по 95 главным администраторам, в том числе по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25% от общего объема сведений, а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета.
При расчете показателей качества финансового менеджмента учитывались отраслевые особенности, влияющие на качество финансового менеджмента и при этом независящие от каких-либо действий главных администраторов, например: исполнение поручений и распоряжений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принятых в отчетном периоде, компенсационные выплаты населению и т.д. Указанные сведения представлялись в Минфин России по форме согласно приложению № 2 к Положению, в сопроводительном письме, с пояснительной запиской. 
В результате расчетов средняя итоговая оценка составила 64,8 балла по 100-балльной шкале. 
По результатам мониторинга качества финансового менеджмента у следующих главных администраторов сложились наилучшие оценки качества финансового менеджмента:
Федеральная таможенная служба - 91,6 балла;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 88,8 балла;
Счетная палата Российской Федерации - 88,3 балла;
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - 86,3 балла;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - 82,4 балла.
Вместе с тем, самые низкие оценки сложились у следующих главных администраторов:
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова - 36,6 балла;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - 37,1 балла;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - 43,4 балла;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - 44,2 балла;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - 47,8 балла.

1. Среднесрочное финансовое планирование

Для расчета показателей мониторинга качества среднесрочного финансового планирования использовались справки об изменениях сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год с кодами вида изменений 011 – 015, 18 и 100, оформленные в течение I полугодия 2017 года.
Вышеуказанные справки использовались при расчете удельного объема внесенных положительных изменений по использованию бюджетных ассигнований, характеризующего качество планирования бюджетных расходов на 2017 год. 
По состоянию на 1 июля 2017 года средняя оценка качества среднесрочного финансового планирования по главным администраторам составила 68,5 балла по 100-балльной шкале. 
Наилучшие оценки качества среднесрочного финансового планирования сложились у следующих главных администраторов:
Счетная палата Российской Федерации - 95,0 баллов;
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - 94,7 балла;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - 92,2 балла;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 89,1 балла;
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - 87,8 балла.
Наихудшие оценки качества среднесрочного финансового планирования имеют следующие главные администраторы:
Государственный академический Большой театр России - 40,0 баллов;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - 41,7 балла;
Министерство культуры Российской Федерации - 49,6 балла;
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - 50,6 балла;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - 53,7 балла.

2. Исполнение бюджета в части расходов

При проведении мониторинга качества исполнения бюджета по расходам рассчитывались следующие показатели: 
своевременность принятия бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг;
равномерность предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям;
отклонение от прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета;
качество управления средствами федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов, субсидий и субвенций;
качество управления деятельностью бюджетных и автономных учреждений (БАУ);
своевременность подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих предоставление средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также юридическим лицам;
эффективность управления кредиторской задолженностью;
несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства, требованиям бюджетного законодательства;
Кроме того, оценивалось и (или) уточнялось качество порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений, установленного главным администратором. В качестве критериев оценки использовались требования по наличию в указанном правовом акте:
процедур составления, ведения и утверждения бюджетных смет, применяемых как к центральному аппарату главного администратора и его территориальным органам, так и подведомственным бюджетным учреждениям;
процедур составления и представления расчетов (обоснований) к бюджетным сметам;
порядка ведения бюджетных смет;
процедур составления и представления проектов бюджетных смет на этапе формирования бюджетных проектировок.
Среди наиболее значимых показателей качества исполнения бюджета в части расходов - показатель, описывающий полноту использования бюджетных средств.
В результате проведения мониторинга качества финансового менеджмента по состоянию на 1 июля 2017 года средняя оценка по показателю составила 83,5 балла по 100-балльной шкале. 
По состоянию на 1 июля 2017 года средняя оценка по показателю «несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства, требованиям бюджетного законодательства» составила 64,0 балла по 100 бальной шкале. 
Средняя оценка качества исполнения бюджета в части расходов за I полугодие 2017 года по главным администраторам составила 57,3 балла по 100-балльной шкале. 
Наилучшие оценки исполнения бюджета в части расходов сложились у следующих главных администраторов:
Федеральная таможенная служба - 97,2 балла;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 96,9 балла;
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - 96,6 балла;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - 96,3 балла;
Федеральная служба безопасности Российской Федерации - 94,7 балла.
Наихудшие оценки исполнения бюджета в части расходов сложились у следующих главных администраторов:
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - 15,6 балла;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - 16,5 балла;
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова - 18,3 балла;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - 26,1 балла;
Федеральное агентство лесного хозяйства - 31,5 балла.

3. Исполнение бюджета по доходам

При проведении мониторинга качества исполнения федерального бюджета по доходам рассчитывались следующие показатели: 
отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год по главному администратору доходов федерального бюджета;
доля невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, уточняемых главным администратором, и возвратов (возмещений) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм.
При оценивании качества нормативной правовой базы главного администратора по администрированию доходов учитывалось наличие положений, содержащих:
закрепление доходных источников федерального бюджета за подведомственными администраторами доходов федерального бюджета;
наделение подведомственных администраторов доходов соответствующими бюджетными полномочиями;
определение порядка заполнения первичных документов;
порядок обмена информацией между структурными подразделениями администратора доходов при начислении, уточнении вида и принадлежности платежей, принятии решений о возврате;
порядок представления бюджетной отчетности; 
методика расчета прогнозных значений доходных источников.
Средняя оценка качества исполнения бюджета по доходам за I полугодие 2017 года по главным администраторам составила 64,3 балла по 100-балльной шкале. 
Наилучшие оценки исполнения бюджета по доходам имеют следующие федеральные органы государственной власти:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации -100 баллов;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - 100,0 баллов;
Конституционный Суд Российской Федерации - 100,0 баллов;
Федеральное агентство по туризму - 100,0 баллов;
Министерство финансов Российской Федерации - 100,0 баллов;
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - 100,0 баллов.
Наихудшие оценки исполнения бюджета по доходам имеют следующие федеральные органы государственной власти:
Федеральное агентство по делам молодежи - 11,7 балла;
Министерство экономического развития Российской Федерации - 18,1 балла;
Министерство спорта Российской Федерации - 20,0 баллов;
Министерство обороны Российской Федерации - 23,7 балла;
Федеральная служба охраны Российской Федерации - 24,4 балла;
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - 27,7 балла.

4. Учет и отчетность

При проведении мониторинга качества ведения учета и отчетности оценивалось качество правовых актов главных администраторов и (или) изменений (дополнений) к ним, устанавливающих:
методические рекомендации (указания) главных администраторов по реализации государственной учетной политики;
ведение управленческого учета.
Указанные правовые акты образуют правовую базу, необходимую для обеспечения функционирования эффективной системы учета и отчётности главного администратора.
Средняя оценка качества ведения учета и отчетности за I полугодие 2017 года по главным администраторам составила 67,6 балла по 100-балльной шкале.
Наилучшие оценки по показателю учет и отчетность имеют следующие главные администраторы:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - 100,0 баллов;
Федеральное казначейство - 100,0 баллов;
Счетная палата Российской Федерации - 100,0 баллов;
Федеральное агентство научных организаций - 100,0 баллов;
Федеральная налоговая служба - 100,0 баллов;
Федеральная таможенная служба - 100,0 баллов.
Наихудшие оценки по показателю учет и отчетность сложились, в том числе, по причине не представления главными администраторами сведений, необходимых в соответствии с Положением для расчета показателя:
Федеральная служба охраны Российской Федерации - 0,0 баллов;
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - 0,0 баллов;
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - 0,0 баллов;
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" - 0,0 баллов;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - 0,0 баллов.

5. Контроль и аудит

При проведении мониторинга качества осуществления внутреннего контроля и аудита оценивалось качество правовых актов главных администраторов и (или) изменений (дополнений) к ним, устанавливающих:
осуществление внутреннего финансового аудита (контроля);
ведение мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг) подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Указанные правовые акты образуют правовую базу, необходимую для обеспечения функционирования эффективной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главного администратора. 
Средняя оценка качества внутреннего контроля и аудита за I полугодие 2017 года по главным администраторам составила 72,7 балла по 100-балльной шкале.
Наилучшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 100 баллов;
Счетная палата Российской Федерации - 100 баллов;
Верховный Суд Российской Федерации - 100 баллов;
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - 100 баллов;
Федеральное казначейство - 100 баллов.
Наихудшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - 12,5 балла;
Санкт-Петербургский государственный университет - 12,6 балла;
Федеральная служба охраны Российской Федерации - 18,8 балла;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - 22,4 балла.

6. Исполнение судебных актов

При проведении мониторинга качества исполнения судебных актов рассчитывались следующие показатели: 
сумма, подлежащая взысканию по поступившим с начала финансового года исполнительным документам в процентах к сумме расходов по состоянию на 1 июля 2017 года (показатель, определяющий ущерб от деятельности органов государственной власти);
приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах подведомственных главным распорядителям получателей средств федерального бюджета в связи с нарушением процедур исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федеральных казенных учреждений.
Средняя оценка качества исполнения судебных актов за I полугодие 2017 года составила 79,3 балла по 100-балльной шкале. 
Наилучшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - 100,0 баллов;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - 100,0 баллов;
Министерство энергетики Российской Федерации - 100,0 баллов;
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации - 100,0 баллов;
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - 100,0 баллов.
Наихудшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - 12,9 балла;
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - 23,2 балла;
Федеральная служба охраны Российской Федерации - 41,4 балла;
Федеральная служба по аккредитации - 41,9 балла;
Федеральное агентство воздушного транспорта - 42,8 балла.