Информационное сообщение о Всероссийском семинаре-совещании для руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017-2019 годы»

скачать (DOCX, 27.74 KB)
Опубликовано: 18.07.2016Изменено: 18.07.2016
Информационное сообщение о Всероссийском семинаре-совещании для руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017-2019 годы» Скачать
Информационное сообщение о Всероссийском семинаре-совещании для руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации 
по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017-2019 годы»

С 7 по 8 июля 2016 года в г. Уфа проходил Всероссийский семинар-совещание с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017-2019 годы».

В работе семинара приняли участие руководители Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, сотрудники Министерства экономического развития Российской Федерации и руководители финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Целью семинара является обмен опытом по вопросам повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами и реализации ответственной бюджетной политики, направленной на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы на всех уровнях.

С приветственным словом выступил Глава Республики Башкортостан Р.З. Хамитов, в котором поблагодарил руководство Министерства финансов Российской Федерации за решение провести форум в г. Уфа и отметил, что несмотря на влияние внешних факторов на экономику, финансовая система страны работает устойчиво в первую очередь благодаря общим усилиям. Также Глава в своем выступлении уделил особое внимание результатам, которые Республика достигла в последние годы в бюджетной, налоговой и социальной сфере.
 Открыл семинар-совещание Заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В. Горнин докладом об основных задачах обеспечения сбалансированности региональных бюджетов в 2017-2019 годах, в котором затронул также общие принципы формирования федерального бюджета, определенные Министерства финансов Российской Федерации, на предстоящие три года, подчеркнув также важность консервативного подхода при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. 

Подводя итоги исполнения бюджетов регионов за 2015 года, Минфином России был отмечен ряд положительных тенденций, связанных с умеренным приростом доходов, снижением дефицита консолидированных бюджетов Российской Федерации и улучшением структуры государственного долга регионов в части снижения доли рыночных заимствований. Л.В. Горнин отметил, что несмотря на то, что за 5 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов Российской Федерации снизился, и в его структуре преобладают бюджетные кредиты, объем которых сначала года увеличился, Министерство финансов Российской Федерации видит своей стратегической задачей – поиск путей замедления роста общего объема долга регионов, в том числе по бюджетным кредитам. 
Минфином России на основании информации субъектов Российской Федерации была проведена всесторонняя инвентаризация расходных полномочий регионов по 3-м направлениям:
-анализ достаточности средств на финансирование переданных федеральных полномочий;
-анализ софинансирования из федерального бюджета расходных полномочий регионов;
-анализ реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

По результатам проведенной работы сформированы комплексные выводы об особенностях финансирования регионами закрепленных расходных обязательств.
Одним из важных предложений Минфина России, прозвучавших на семинаре, которое позволит снизить расходы на администрирование субвенций и упростит процедуру реализации полномочий, является вопрос о закреплении на региональном уровне на постоянной основе «функциональных» полномочий, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (единая субвенция, субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных и водных отношений), с передачей соответствующих доходных источников. 

Особый акцент в докладе был сделан на необходимость увеличения нецелевой финансовой помощи, так как за последние 10 лет объем предоставляемых субсидий увеличился в 10 раз при двукратном увеличении объема дотаций, что снижает самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в определении приоритетных направлений расходования средств исходя из целей социально-экономического развития региона. В качестве одного из направлений решения этой задачи предлагается отмена или перевод в форму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субсидий объемом до 1 млрд. рублей. 

Кроме того, в соответствии с основными направлениями бюджетной политики и задачей повышения эффективности бюджетных расходов, Минфин России продолжит работу по оптимизации количества иных межбюджетных трансфертов.

В части реализации налоговой политики на региональном и местном уровне в качестве дополнительного доходного источника предлагается пересмотреть систему льгот и изъятий из налоговой базы, расширить перечень объектов налогообложения по региональным и местным налогам. 

Выступление Заместителя Министра финансов Российской Федерации И.В. Трунина было посвящено основным направлениям налоговой политики на 2017-2019 годы и новациям налогового законодательства, в частности увеличению ставок акцизов на топливо, снижению налогового вычета на приобретение прямогонного бензина, особенностям налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, которые должны распространиться не только на регионы Дальнего Востока и Байкальского региона, возможности продления режима ЕНВД до 2021 года и другим актуальным вопросам.

Доклад Заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.С. Завиловой был посвящен вопросам обеспечения поступления налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, основной акцент был сделан на исполнении параметров региональных бюджетов. В ходе анализа, проведенного Федеральной налоговой службы, в ряде регионов были выявлены факты необоснованного завышения поступлений по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций (параметры, заложенные в бюджеты, не соответствовали темпам роста основных макроэкономических показателей). Н.С. Завилова остановилась на вопросах и принципах внедрения новой системы контрольно-кассовой техники, реестра записей актов гражданского состояния и федеральной адресной информационной системы, администрировании страховых взносов государственные внебюджетные фонды.

Выступление Заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцовой было посвящено вопросам оплаты труда в бюджетной сфере. В результате анализа проведенного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации были выявлены основные точки напряжения в оплате труда в бюджетной сфере, а именно: рост численности работников с заработной платой ниже прожиточного минимума, снижение реальной заработной платы в отраслях социальной сферы больше, чем в реальном секторе экономики, исчерпаны возможности оптимизации неэффективных расходов с учетом необходимости обеспечения доступности и качества услуг. В целях реализации мер по повышению оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации реализуются Программа поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, отраслевые дорожные карты на федеральном уровне и региональные дорожные карты, соглашения субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Л.Ю.Ельцова подчеркнула, что достижение показателей, установленных региональными дорожными картами, учитывается при распределении дотаций из федерального бюджета на частичную компенсацию расходов на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации. 

Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Л.А. Ерошкина свой доклад посвятила стратегическим направлениям развития межбюджетных отношений в Российской Федерации, выстроив его в контексте государственной программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами». 

В выступлении был приведен детальный анализ системы межбюджетных трансфертов за 10 лет, при этом особое внимание было уделено системе софинансирования. Л.А. Ерошкина рассказала о новациях в правилах предоставления субсидий, действующих с 2016 года, а также порядке и сроках перераспределения средств межбюджетных субсидий. 

Еще одним направлением совершенствование является внесение изменения в методику расчета нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в части использования актуальных статистических данных, начиная с 2017 года, так как методика устоявшаяся и данные использовались за 2012 год. Также на семинаре обсуждался вопрос корректировки нормативов зачисления акцизов на алкогольную продукцию на основании данных ФНС России о показателях розничной продажи алкогольной продукции с применением системы ЕГАИС.
Л.А. Ерошкина остановилась в своем выступлении на основных этапах Графика подготовки проекта федерального бюджета на предстоящие 3 года и предварительных параметрах макроэкономического прогноза.

Особое внимание в докладе было уделено подходам к распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2017-2019 годы и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году, а также к распределению бюджетных кредитов в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам и рыночным заимствованиям, подлежащих погашению в 2016-2017 годах.

Министерство финансов Российской Федерации с 2014 года предоставляет кредиты на замещение рыночного долга на условиях, закрепленных соглашениями. Мониторинг выполнения условий соглашений выявил ряд регионов, которые являются ежегодными нарушителями. 

В рамках оценки качества управления государственными финансами Министерство финансов Российской Федерации рекомендует субъектам Российской Федерации с высоким уровнем государственного долга, принимать программы оздоровления государственных финансов. Кроме того, Минфин России предложил вносить дополнения в типовой план оздоровления, который был разработан на основе выездов подгрупп Рабочей группы Министерства финансов по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации.

Л.А. Ерошкина в докладе обратила внимание на некоторые негативные моменты, связанные с отражением просроченной задолженности по заработной плате, ростом государственного долга в ряде регионов, увеличением случаев несвоевременного и некачественного представления отчетности об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации в Федеральное казначейство, а также выявлением нарушителей бюджетного законодательства. 

Важной стратегической задачей в рамках уточнения показателей реестров расходных обязательств, которая стоит перед Министерством финансов Российской Федерации, является увязка реестров расходных обязательств с Бюджетной классификацией Российской Федерации (выделение кодов видов расходов, с их последующей детализацией), введение контрольных соотношений с годовой отчетностью об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации К.В. Вышковский в своем выступлении отразил новации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оценки состояния долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Доклад руководителя Федерального казначейства Р.Е. Артюхина касался актуальных вопросов взаимодействия органов Федерального казначейства с финансовыми органами.
О новациях бюджетного законодательства в 2016-2017 годах доложил Заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров.

Выступление заместителя директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации В.А. Шалаева было посвящено основные подходам к формированию федерального бюджета на 2017-2019 годы в части межбюджетных отношений в социальной сфере.
Старший научный сотрудник Центра бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской федерации О.А. Феоктистова представила доклад на тему «Опыт регионов по оптимизации системы мер социальной поддержки».

Активно и плодотворно проходила работа второго дня семинара в рамках 2 круглых столов. Модератором круглого стола на тему: «Инициативное бюджетирование: российская практика и инновации, региональный опыт централизации закупок и бухгалтерского учета в бюджетной сфере» выступила министр финансов Республика Башкортостан Р.Т. Субханкулова. Совместно с директором Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романовым участники обсуждали темы:
1) инициативное бюджетирование: российская практика и инновации;
2) региональный опыт централизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере;
3) повышение эффективности государственных (муниципальных) закупок, в том числе централизация государственных и муниципальных закупок.
Активное участие в работе круглого стола приняли руководители финансовых органов Вологодской и Пензенской областей.

Модератором круглого стола на тему «Межбюджетные отношения на региональном уровне» был министр финансов Московской области А.О. Котяков, совместно с сотрудниками Департамента межбюджетных отношений Минфина России обсуждены следующие вопросы: 
- практика и проблемы разграничения полномочий между муниципальными образованиями, а также перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
- практика делегирования государственных полномочий на местный уровень, в том числе их финансовое обеспечение;
- предложения по совершенствованию организации местного самоуправления;
- основные проблемы межбюджетных отношений на региональном уровне;
- направления совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, дальнейшие шаги по их развитию;
- подходы к оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению качественного уровня межбюджетных отношений, по результатам которой будут определены субъекты Российской Федерации, добившиеся лучших показателей по уровню развития и состояния межбюджетных отношений.
В рамках дискуссии своим опытом поделились руководители финансовых органов Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики.