Текстовый формат

Опубликовано: 14.08.2015Изменено: 14.08.2015
Текстовый формат

Рекомендации Всероссийского Семинара-совещания
руководителей финансовых органов субъектов
Российской Федерации «Основные подходы к формированию
бюджетной политики и межбюджетных отношений в
Российской Федерации на 2016-2018 годы»
г. Южно-Сахалинск, 16-17 июля 2015 г.


Рассмотрев основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2016-2018 годы участники Семинара-совещания признали целесообразным:

1.    Принять к сведению основные направления налоговой политики и бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2.    В целом одобрить предложения Министерства финансов Российской Федерации по новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации в случае необходимости представить предложения по уточнению проекта новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3.    Согласиться с предложениями Министерства финансов Российской Федерации о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты в целях расширении применения принципа нуждаемости и адресности при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан:
- в статью 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в целях обеспечения возможности установления критерия нуждаемости;
- в нормативные правовые акты в части установления критериев нуждаемости для отдельных категорий получателей, а также совершенствования методики учета дохода граждан для получения социальных выплат, предоставление которых осуществляется с учетом нуждаемости;
-  в нормативные правовые акты, устанавливающие условия предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в целях усиления адресности данных мер социальной поддержки.

4.    Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопросы об индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2016 году относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2015 год, а также объединении (частичном объединении) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

5.    Согласиться с предложениями субъектов Российской Федерации в части методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусматривающими:
- сохранение критериев выравнивания и подходов к формированию нераспределенного резерва дотаций, установленных методикой, а также действующего порядка расчета налогового потенциала субъектов Российской Федерации доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты;
- использование исходных данных Федеральной налоговой службы для расчета налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций;
- сохранение действующих отчетных периодов для расчета налогового потенциала;
- сохранение действующих весовых коэффициентов заработной платы, стоимости жилищно-коммунальных услуг и уровня цен в субъектах Российской Федерации при расчете индекса бюджетных расходов;
- сохранение районных коэффициентов при расчете коэффициентов заработной платы и нецелесообразность использования данных о среднемесячной заработной плате в регионе при расчете индекса бюджетных расходов.

6.    Министерству финансов Российской Федерации обсудить на очередном заседании Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации итоги сверки исходных данных и методики предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 – 2018 годах.

7.    Согласиться с предложениями Министерства финансов Российской Федерации по внесению изменений в Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232, в части уточнения методики расчета размера дотаций, предоставляемых бюджетам ЗАТО за счет межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусматривающими в общем объеме указанной дотации:
- увеличение доли дотации на компенсацию дополнительных расходов, связанных с режимом безопасного функционирования закрытого административно-территориального образования и потерей доходов в связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом с 80% до 90%;
- сокращение доли дотации на компенсацию дополнительных расходов, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры, рассчитанной исходя из размера расчетной стоимости износа объектов социальной и инженерной инфраструктуры, с 6% до 5%;
- сокращение доли дотации на компенсацию дополнительных расходов, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры, рассчитанной исходя из размера расходов, необходимого для доведения уровня обеспеченности объектами социальной сферы до установленного уровня, с 14% до 5 процентов.
При необходимости финансовым органам субъектов Российской Федерации до 20 августа 2015 года направить предложения в Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации по доработке указанных предложений.

8.    Принять к сведению предложения Министерства финансов Российской Федерации по подходам к распределению дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 2016 год.

9.    Финансовым органам субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа, Северо-Западного федерального округа и Крымского федерального округа представить до 10 августа 2015 года консолидированные предложения по делегированию по 1 представителю от федерального округа в состав Рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации.
Министерству финансов Российской Федерации с учетом предложений финансовых органов субъектов Российской Федерации уточнить состав рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации.

10.    Федеральным органам исполнительной власти:
- ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации при формировании соответствующих государственных программ осуществить объединение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации с целью формирования отраслевых (консолидированных) межбюджетных субсидий;
- перейти к распределению максимального количества межбюджетных трансфертов, в первую очередь межбюджетных субсидий, приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете;
- предусмотреть максимальный уровень софинансирования со стороны федерального бюджета при предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 – 2018 годах;
- обеспечить в 2015 году заключение соглашений о предоставлении субсидий с органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 августа 2015 года.

13. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
13.1. обеспечить:
- реализацию мероприятий по мобилизации доходных источников и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав их на ключевых социально-экономических направлениях во исполнение поручений, данных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- формирование бюджетов программно-целевым методом, завершив переход к формированию программных бюджетов в среднесрочной перспективе, распространив данную практику на органы местного самоуправления;
- соблюдение требований бюджетного законодательства, в том числе по предельному размеру дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и государственного долга.
13.2. рекомендовать:
а) при формировании региональных бюджетов на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов:
- основываться на сценарных условиях функционирования экономики и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016-2018 год;
- исходить из консервативного сценария функционирования экономики при планировании доходов бюджетов;
- обеспечить соответствие объема расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета;
- провести инвентаризацию и оптимизацию публичных и социально обусловленных расходов региональных бюджетов;
- осуществлять оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости;
- провести оптимизацию структуры имущества, находящегося в государственной собственности, с целью получения дополнительных доходов от его использования;
- провести инвентаризацию обоснованности и эффективности предоставления  установленных региональным законодательством налоговых льгот, по результатам которой разработать соответствующие нормативные правовые акты;
б) проведение взвешенной долговой политики, способствующей снижению долговой нагрузки на региональный бюджет.
в) выполнение условий соглашений:  
- о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
- об условиях предоставления дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
г) продолжить работу по:
- повышению доходной базы субъектов Российской Федерации;
- соблюдению нормативов расходов на содержание органов государственной власти;
- осуществлению регулярного контроля за соблюдением муниципальными образованиями нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- проведению оптимизации численности работников бюджетной сферы и органов государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечению реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;
- недопущению образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам;
- рассмотрению параметров местных бюджетов с целью их сбалансированности, оптимизации расходов, в том числе  на содержание органов местного самоуправления;
- осуществлению мониторинга исполнения бюджетов муниципальных образований;
- проведению оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также формирование соответствующего рейтинга муниципальных образований.
д) проработать вопрос об изменениях пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, предусматривающих:
- повышение требуемого стажа для назначения пенсии за выслугу лет до 20 лет;
- исключение «иных периодов» не относящихся к государственной службе при определении права на пенсию за выслугу лет.




Заместитель Министра финансов
Российской Федерации    Л.В. Горнин