Тезисы выступления Председателя Общественного совета при Минфине России С.Г. Синельникова-Мурылёва на расширенном заседании коллегии 14.04.2015

Опубликован в разделе: 2015 год
Опубликовано: 17.04.2015Изменено: 17.04.2015
2
Тезисы выступления Председателя Общественного совета при Минфине России С.Г. Синельникова-Мурылёва на расширенном заседании коллегии 14.04.2015
1. Деятельность Общественного совета
За прошедший год состоялось 11 заседаний Общественного Совета, включая очные и заочные, на которых было рассмотрено множество важных и интересных документов. 
К ним относятся: основные направления налоговой политики, проект Закона о федеральном бюджете, Государственные программы, ответственным исполнителем которых является Министерство финансов («Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», а также «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»), план деятельности Минфина до 2018 года, план Министерства финансов РФ по реализации Концепции открытости и другие. 
Хотелось бы остановиться на содержательных результатах работы Общественного Совета, которые имеют непосредственное отношение к вопросам, обсуждаемым сегодня на коллегии. 
2. Долгосрочные приоритеты государственной политики
Антон Германович высказал ряд направлений деятельности Минфина и направлений проведения бюджетной и налоговой реформ, с которыми согласны практически все эксперты, входящие в состав Общественного Совета.
Председатель Правительства в своем комментарии сказал, что все это будет зависеть от того, в какой ситуации мы окажемся в ближайшие год-два, как будет развиваться кризис, и как быстро мы будет двигаться к улучшению ситуации. С этим нельзя не согласиться, но для ответа на вопросы, поставленные Министром, нам нужно иметь долгосрочную стратегию в области налогов и бюджета. В настоящее время ее нет.
Большинство из предложений, которые озвучивал Министр, которые поддерживаются экспертным сообществом, ориентированы на краткосрочный период. Страна, бизнес, домохозяйства не знают, что будет происходить в ближайшие 3-5-7-10 лет. 
Как должен строить свою пенсионную стратегию обычный гражданин, или как предприятию или предпринимателю строить стратегию развития соответствующего бизнеса, если нет понимания того, какие действия будет предпринимать государство в долгосрочной перспективе? 
В настоящее время единственными документами, определяющие приоритеты бюджетной и налоговой политики, являются основные направления, соответственно, бюджетной и налоговой политики. Но, во-первых, они распространяют свое действие всего на 3 года, а во-вторых – даже в течение этого периода времени указанные в них приоритеты постоянно меняются. 
Что касается программно-целевых принципов бюджетного планирования, то, несмотря на достигнутые успехи в этом направлении, в 2015 году около половины все расходов федерального бюджета (45,7%) остаются вне рамок государственных программ.
Отсутствие стратегии в бюджетной политике – одна из ключевых проблем, создающих препятствие экономическому развитию нашей страны, которая приводит к хаотичности и непоследовательности реформ.
3. Сбалансированность бюджета
Один из серьезнейших вызовов, который стоит перед нашей страной, перед налоговой системой, заключается в том, что чтобы мы ни делали,  даже если экономика будет динамично развиваться, за пять – десять лет нефтяной сектор сократится настолько, что даже при условии возвращения цен на нефть на уровень 80-100 долларов за баррель, к 2020 году мы потеряем около 3% ВВП бюджетных доходов, поскольку вся экономика облагается более низкими налогами, чем нефтяной и нефтегазовый сектора. 
Нам необходимо иметь какую-то стратегию в этой области. Либо нужно предлагать постепенное повышение налогов, что не очень хорошо, либо – сокращение расходов, что более приемлемо. Такой стратегии, к сожалению, не выработано.
4. Пенсионная система
За последнее время в результате проведения реформы удалось несколько выправить ситуацию с дефицитом Пенсионного фонда. Но если ничего не делать, то демографический тренд через 3-5 лет приведет нас к ситуации, когда будет падать норма замещения, и либо надо будет наращивать дотацию пенсионному фонду, либо серьезно повышать страховые платежи. Через 15 лет автономные демографические процессы приведут к увеличению бюджетного дефицита на три - четыре процента ВВП.
Я согласен с теми направлениями реформ, о которых сегодня говорил Антон Германович. Но достаточно ли их? Какая должна быть скорость их проведения? Одним из предложений, которое может способствовать решению этой проблемы, является увеличение дифференциации пенсий между молодыми и пожилыми пенсионерами. Те, кто может работать, но выходит на пенсию в 60 лет, должны получать меньше пенсионного обеспечения, чем те люди, которым 85, и которые точно работать не могут.
5. Налоговая политика
Налоговый маневр, который начали мы осуществлять, планируется завершить где-то к 2025 году. Он начинался в других макроэкономических условиях, при других уровнях мировых цен на нефть и, соответственно, при другом соотношении цен на нефть на внутреннем и внешнем рынке. После снижения цен на нефть в 2014 году в 2 раза (со 110-115 до 50-55 долларов за баррель), с нашей точки зрения, переход на мировые цены на нефть внутри страны будет менее болезнен для экономики, в том числе для нефтеперерабатывающего сектора. В связи с этим сроки окончания маневра, на наш взгляд, могут быть сокращены.
6. Бюджетная политика
Вызывает беспокойство высокий текущий уровень бюджетных расходов. Реализовав антикризисный план в 2009 году за счет роста расходов федерального бюджета примерно на 7% ВВП, в последующие годы мы не смогли вернуться на докризисный уровень расходов в 17% ВВП. 
Расходы федерального бюджета с тех пор остаются на уровне не ниже 20% ВВП, т.е. примерно на 3% ВВП выше докризисного уровня. Поменялась и структура расходов: выросли расходы на оборону, правоохранительную деятельность, на госуправление. Будем ли мы это менять и  как? Хотел бы еще раз обратить на это внимание. Нужна некая общая позиция, общий документ самого высокого уровня, который бы нам позволял работать в его рамках, исправлять структуру бюджета, ориентировал бы нас на какие-то размеры государственного сектора, государственного бюджета. На мой взгляд, отсутствие долгосрочной стратегии в области налогов и бюджета – это одна из наиболее важных проблем, которую надо решить.