Справка о предоставлении налоговых льгот в ЗАТО

Опубликовано: 01.12.1999
0
Справка о предоставлении налоговых льгот в ЗАТО

Уточненная справка Минфина России
о предоставлении налоговых льгот в закрытых
административно-территориальных образованиях (ЗАТО)

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.

Пользуясь этим обстоятельством, органы местного самоуправления превратили многие ЗАТО в оффшорные зоны. Местные органы привлекают для регистрации в ЗАТО крупных налогоплательщиков из других регионов, предоставляя им колоссальные налоговые льготы. В отдельных случаях уровень льготирования превышает 99 %. Тем самым наносится огромный ущерб федеральному бюджету, бюджетам субъектов Российской Федерации, дорожным фондам.

По данным МНС России, сумма дополнительных налоговых льгот, предоставленных органами местного самоуправления ЗАТО, в первом полугодии 1999 года составила 16,5 млрд. руб., а за 9 месяцев - уже 36,1 млрд. рублей.

За весь 1998 год эти льготы составили около 15 млрд. рублей.

Масштабы предоставления налоговых льгот в закрытых административно-территориальных образованиях приобретают угрожающий для экономической безопасности страны характер.

Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. № 67-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях", предусматривающий, что право на получение льгот имеют организации, имеющие не менее 90 процентов основных средств на территории ЗАТО, а также другие ограничения, оказался неэффективным.

В качестве примера можно привести организацию, зарегистрированную в ЗАТО г. Северск Томской области.

Эта организация имеет численность работающих - 5 человек, в том числе 4 человека проживает на территории ЗАТО. Основных фондов указанная организация не имеет. Тем самым организация якобы удовлетворяет требованиям Федерального закона от 2 апреля 1999 г. № 67-ФЗ.

Основной вид деятельности организации - реализация нефтепродуктов, полученных в результате переработки нефти по давальческой схеме.

Только за 7 месяцев 1999 года эта организация получила налоговые льготы на сумму 3,3 млрд. рублей. Фактически ею уплачено налогов - 17,2 тыс. руб. или 0,0005 % от суммы, установленной налоговым законодательством.

Очевидно, что данная организация является подставной, с помощью которой от налогообложения уходит некая крупная нефтяная компания. Формально налоговые льготы предоставлены подставной фирме, фактически - крупной нефтяной компании, не имеющей к данному ЗАТО никакого отношения.

По аналогичной схеме работает другая фирма, занимающаяся нефтепродуктами и зарегистрированная в ЗАТО г. Озерск Челябинской области. Только за 5 месяцев 1999 года она получила налоговых льгот на сумму 1,3 млрд. руб., при этом заплатила налогов - 32 млн. рублей.

Список подобных примеров можно продолжить.

По данным МНС России, два ЗАТО Челябинской области: г. Озерск и г. Снежинск во 2-м квартале 1999 года предоставили льготы по акцизу на бензин, соответственно на 273 млн. руб. и 716 млн. рублей. Как известно, плательщиками акциза на бензин являются только нефтеперерабатывающие заводы. На территории указанных ЗАТО нефтеперерабатывающих заводов нет. В этот период уже действовал Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. № 67-ФЗ, запрещающий предоставление льгот организациям, имеющим менее 90 процентов основных средств на территории ЗАТО. Этот факт нуждается в тщательной проверке.

Очень странная ситуация сложилась в ЗАТО п. Восход Московской области.

За первые 6 месяцев 1999 г. в п. Восход было предоставлено налоговых льгот на сумму 546,0 млн. рублей. При этом налоговые поступления составили 44,7 млн. рублей. Подавляющая часть налоговых льгот предоставлена 5 фирмам, занимающимся торговлей нефтепродуктами. В ходе налоговой проверки выяснилось, что все 5 фирм зарегистрированы в одном помещении, на всех приходится 1 компьютер, 1 стол и 1 шкаф. Очевидно, что фирмы явно подставные, через них "пропускаются" финансовые потоки каких-то крупных компаний с целью уклонения от уплаты налогов.

Несмотря на то, что льготы предоставляются в размере более 95 % от начисленных налогов, органам местного самоуправления п. Восход за 9 месяцев 1999 г. удалось получить 92,5 млн. руб. доходов (вместо запланированных 1,5 млн. руб.).

В ЗАТО г. Трехгорный Челябинской области за счет массированных льгот, предоставляемых налогоплательщикам, реально работающим на других территориях, за 9 месяцев 1999 г. удалось получить (по данным Минфина России) в местный бюджет 1429,5 млн. руб. доходов. При этом бюджетные расходы на 1 жителя в г. Трехгорный превысили аналогичный показатель по Челябинской области в 12 раз, а остатки свободных средств на счетах бюджета ЗАТО составляли на 1.09.99 г. 723 млн. рублей.

Налоговые льготы в ЗАТО предоставляются практически по всем налогам, уплачиваемым юридическими лицами. Обращает на себя внимание следующий факт. За 6 месяцев 1999 г. в федеральный дорожный фонд поступило 3,1 млрд. руб. налога на реализацию горюче-смазочных материалов. Одновременно в бюджеты ЗАТО поступило этого налога 0,3 млрд. руб. и еще на 3,8 млрд. руб. было предоставлено в ЗАТО налоговых льгот. Из этого нетрудно сделать вывод, что более половины нефтепродуктов в России реализуется через подставные фирмы, зарегистрированные в ЗАТО, которые получили налоговые льготы в размере более 90 %.

Этот вывод подтверждается другими расчетами. Фактические налоговые начисления на нефтяные компании в среднем примерно вдвое ниже расчетных сумм налоговых начислений, определенных на основе налогового законодательства.

Сложившаяся практика предоставления в ЗАТО налоговых льгот не только приводит к огромным потерям бюджетной системы, но и нарушает условия для справедливой конкуренции. Компании, получившие налоговые льготы, получают огромные конкурентные преимущества перед другими компаниями.

Проведенный в Минфине России анализ показал, что за первые 7 месяцев 1999 года фактически уплаченные нефтяными компаниями в федеральный бюджет налоги в расчете на тонну добытой и переработанной нефти различаются по компаниям в несколько раз (даже при исключении из анализа АНК "Башнефть" и ОАО "Татнефть"). Объективными причинами эти различия в фактической налоговой нагрузке отдельных нефтяных компаний объяснить невозможно. В этих условиях трудно говорить о справедливой конкуренции между нефтяными компаниями.

Основным способом перераспределения налогооблагаемой базы от основной компании в пользу зарегистрированных в ЗАТО подставных фирм является манипулирование ценами. Цены на продукцию и услуги, продаваемые основной компанией подставной фирме, занижаются. Наоборот, цены на продукцию и услуги, приобретаемые основной компанией у подставной фирмы, завышаются.

Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", в котором предусмотрен ряд положений, ограничивающих возможности злоупотреблений при предоставлении налоговых льгот в ЗАТО.

В частности, статья 48 проекта закона предусматривает, что в 2000 году в доходы бюджетов ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, поступающие с их территорий, за исключением федеральных налогов и сборов в той их части, в которой они в соответствии с законодательством зачисляются в федеральный бюджет. Одновременно статья 45 предусматривает резкое увеличение (на 4 млрд. руб.) дотаций и субвенций из федерального бюджета бюджетам ЗАТО таким образом, чтобы компенсировать их выпадающие доходы.

Это позволит полностью исключить потери доходов федерального бюджета, а также значительно снизит заинтересованность налогоплательщиков из других регионов в регистрации на территории ЗАТО с целью получения дополнительных налоговых льгот.

Предлагаемый порядок формирования бюджетов ЗАТО, а также конкретные суммы дотаций и субвенций из федерального бюджета каждому ЗАТО в новых условиях были согласованы со всеми главами местного самоуправления ЗАТО и оформлены протоколами.

Предложения Правительства Российской Федерации были единогласно одобрены на заседании трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации 9 сентября 1999 года.

Счетная палата Российской Федерации в своем представлении Председателю Правительства Российской Федерации Е.М.Примакову от 28 января 1999 г. № 01-152/03 предложила Правительству Российской Федерации "принять исчерпывающие меры по отмене действия в 1999 году льгот по уплате федеральных налогов, установленных администрациями закрытых административно-территориальных образований для зарегистрированных на их территории в качестве налогоплательщиков предприятий и организаций".

Между тем в последние недели группа депутатов Государственной Думы (Гришин В.Д. (КПРФ), Штогрин С.И., Никитчук И.И. (КПРФ), Маркелов Л.И. (ЛДПР) и ряд других) ведет активную работу по законодательному закреплению сложившейся практики предоставления налоговых льгот в ЗАТО. Ими предлагается внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс, изъять статью 48 из проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". К сожалению, эти предложения были поддержаны большинством членов Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Последствия реализации этих предложений будут следующими.

В настоящее время активным оффшорным бизнесом занимаются только 10 ЗАТО из 42. Законодательное закрепление практики предоставления в ЗАТО масштабных налоговых льгот несомненно расширит круг ЗАТО, предоставляющих эти льготы. Однако, уже сейчас сумма налоговых льгот, предоставляемых в ЗАТО, удваивается каждые полгода. По прогнозам, сумма льгот по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет, может составить в 2000 году 150 - 200 млрд. рублей. Серьезное падение поступлений в бюджет может произойти уже в начале 2000 года.

Очевидно, что предложения указанной группы депутатов отражают интересы не населения ЗАТО, а исключительно интересы некоторых крупных налогоплательщиков, стремящихся через ЗАТО уклониться от уплаты налогов.