Протокол № 13 от 13-19.10.2021 заочного заседания Общественного совета при Минфине России «О рассмотрении Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

Опубликован в разделе: Заседания
скачать (PDF, 13.19 MB)
Опубликовано: 15.11.2021Изменено: 15.11.2021
Протокол № 13 от 13-19.10.2021 заочного заседания Общественного совета при Минфине России «О рассмотрении Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Скачать

Прикрепленные файлы (1)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТОКОЛ
заочного голосования Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации

13 – 19 октября 2021 г.

Москва

№ 13

Председательствующий - Синельников-Мурылев С.Г.

Ответственный секретарь - Колычев В.В.

Участвовали:

Члены Общественного совета:

Беляков С.Ю., Гришин П.А.,
Зверев С.А., Калинин А.С.,
Климанов В.В., Косарев И.Б.,
Кривцов А.И., Лисин В.С.,
Мурычев А.В., Русакова А.С.,
Синельников-Мурылёв С.Г., Фадеев Д.Е.,
Эскиндаров М.А., Юргенс И.Ю.

В период с 13 по 19 октября 2021 года проводилось заочное голосование Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации (далее – Общественный совет).

Из 24 членов Общественного совета в голосовании приняли участие (к установленному сроку представили секретарю Общественного совета соответствующую информацию) 14 членов.

Кворум имеется.

ПОВЕСТКА:

  1. О рассмотрении Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА ГОЛОСОВАНИЕ:

Одобряете ли Вы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов?

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ:

«за» 13 (Тринадцать)

«против» 0 (Ноль)

«воздержался» 1 (Один)

ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ:

Одобрить Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Особое мнение членов Общественного совета представлено в приложении.

Председатель Общественного совета С.Г. Синельников-Мурылев

Ответственный секретарь Общественного совета В.В. Колычев

Приложение к Протоколу № 13
заочного голосования Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации
13 – 19 октября 2021 г.

Особое мнение членов Общественного совета в отношении Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Синельников-Мурылёв С.Г., эксперты ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и Фонда «Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара»

В целом следует отметить высокое качество подготовленного документа, а также очевидный прогресс в части взаимоувязки описания реализованных в 2020-2021 гг. мер и условий проведения налогово-бюджетной политики с теми планами, которые были заявлены в ОНБНТТП в рамках предыдущего бюджетного цикла (прошлогоднем документе), что обеспечивает преемственность и взаимосвязь между последовательно принимаемыми документами бюджетного планирования на федеральном уровне. Вместе с тем, есть ряд вопросов, на которые хотелось бы обратить внимание.

1. В 2022-2024 гг. ожидается сближение базовой цены на нефть (44,2 $/барр., 45,0 $/барр. и 45,9 $/барр. в 2022, 2023 и 2024 гг. соответственно) и ее прогнозных значений (62,2 $/барр., 58,4 $/барр. и 55,7 $/барр. в 2022, 2023 и 2024 гг. соответственно), т.е. в условиях 2021 г. разница между фактической и расчетной ценой на нефть составит порядка 23 $/барр., в то время как в 2024 г. – уже менее 10 $/барр. Данное обстоятельность для федерального бюджета указывает на заметное сокращение в среднесрочной перспективе дополнительных нефтегазовых доходов, а значит, ежегодное пополнение ФНБ также будет сокращаться. Более того, уже на горизонте 5-7 лет, не говоря о более долгосрочной перспективе, когда будет реализовываться переход к зеленой энергетике при одновременном сокращении спроса на нефть, ФНБ и вовсе не будет пополняться.

При этом циклический характер развития экономики будет периодически вынуждать Минфин России использовать суверенные резервные активы для балансировки федерального бюджета, причем кризисы последних десятилетий (1998-1999 гг., 2008-2010 гг., 2020-2021 гг.) означали для федерального бюджета выпадение нефтегазовых доходов в среднем не менее 4% ВВП. Другими словами, ожидаемого объема ФНБ на конец 2024 г. в 15,4% ВВП при возможных неликвидных финансовых вложениях в 5,3% ВВП будет достаточно лишь для полноценного прохождения не более двух кризисов.

В этой связи обоснованность ежегодного расходования средств ФНБ на финансирование новых самоокупаемых инфраструктурных проектов (в совокупном объеме 2,5 трлн руб.) вызывает сомнение. Более того, подобная ритмичность трат из ФНБ означает де-факто смягчение бюджетного правила, добавляя к предельным расходам еще порядка 400 млрд рублей в год.

Кроме того, с учетом предстоящего сокращения поступлений в ФНБ следует уже сейчас начинать обсуждение возможных подходов к формированию новой модели пополнения суверенных резервов.

2. В документе несколько раз (например, ст.7, 65) указывается на безопасный и устойчивый уровень долговой нагрузки. С одной стороны, действительно, объем государственного долга возрастет с 22,1 трлн руб. (17,8% ВВП) в 2021 г. до 31,9 трлн руб. (21,1% ВВП) к 2024 г., что не является сколь-нибудь критичным для устойчивости государственных финансов. В то же время в ситуации увеличение ключевой ставки ЦБР, а значит, и стоимости заимствований, и раскручивания инфляционной спирали в мировой экономике, чему способствует проводимая развитыми странами мягкая ДКП, следование политике дальнейшего наращивания государственного долга в долгосрочной перспективе может актуализировать риск заметного роста расходов федерального бюджета на обслуживание долга, которые и так с 2008 года имеют тенденцию к повышению (с 0,35% ВВП в 2008 г. до 1,1% ВВП в 2024 г.) Аргументом в пользу реализации подобного риска выступает мировой опыт: для ряда развивающихся стран (например, Аргентина, Бразилия, Беларусь, Алжир) за последние три десятилетия характерна устойчивая положительная корреляция между приростом государственного долга и ростом расходов на его обслуживание в последующие несколько лет. Как результат, возможно уже на горизонте после 2025 г. вытеснение государственных инвестиционных расходов процентными платежами, доля который превысит 10% суммарных расходов бюджета.

3. В структуре расходов бюджета расширенного правительства обращает на себя внимание «обратный бюджетный маневр». Дело в том, что в 2020 г. России наконец-таки удалось нарастить долю производительных расходов до уровня, характерного для стран ОЭСР. Во многом это было обусловлено реализацией антикризисных мер. С учетом снижающихся в среднесрочной перспективе финансовых возможностей государства (доходы БРП сокращаются с 35,8% ВВП в 2020 г. до 34,5% ВВП в 2024 г.) потребность в балансировке бюджетной системы вынуждает консолидировать ее расходную часть. К сожалению, основными источниками экономии являются расходы на социальную политику (с 14,1% ВВП в 2020 г. до 11,6% ВВП в 2024 г.), национальную экономику (с 5,7% ВВП до 4,5% ВВП), здравоохранение (с 4,6% ВВП до 3,7% ВВП), образование (с 4,0% ВВП до 3,7% ВВП). Фактически это означает возврат к уровню 2019 г. по всем производительным статьям расходов расширенного правительства, что даже при условии повышения отдачи от запланированных трат сокращает потенциал влияния бюджета на экономический рост.

Мурычев А.В., Лисин В.С., эксперты ООО «Российский союз промышленников и предпринимателей»:

1. В рамках развития единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов планируется ряд мероприятий по совершенствованию оценки эффективности налоговых льгот и их донастройки. Такая работа должна проводиться с участием бизнеса (в том числе РСПП и других объединений). В противном случае может получиться неполный анализ, из-за недостатков которого будут отменены эффективные льготы.

2. Предусмотрен переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ. Необходимо участие бизнеса и субъектов Российской Федерации в подготовке данного порядка.

3. В качестве одной из мер повышения инвестиционной активности заявлено стимулирование применения инвестиционного налогового вычета. Одним из главных стимулов к применению вычета могло бы стать его продление на период после 2027 года. Сейчас интерес к инструменту у многих инвесторов теряется в первую очередь из-за коротких сроков его применения.

4. Среди итогов рассмотрения актуальных вопросов налогообложения отмечается продление нормы об ограничении использования накопленных налоговых убытков до 31.12.2024. Бизнес давно и последовательно указывает на целесообразность смягчения данного ограничения как минимум путем увеличения доли прибыли для зачета с 50% до 75%. Смягчение ограничения оказало бы значительную поддержку бизнесу, пострадавшему от пандемии.

5. Для борьбы с уклонением от уплаты налогов предлагается ввести возможность обращения взыскания задолженности по налогам и сборам с банковских счетом дебиторов должника. Данное предложение вызывает серьезное беспокойство, так как перекладывает ответственность по уплате налогов с налогоплательщика на его контрагентов. Разработка механизма должна проводиться с участием бизнеса. Ситуации, при которых возможны списания, должны быть четко определены и должны учитывать сроки погашения дебиторской задолженности согласно условиям договоров. Добросовестные дебиторы не имеют возможности контролировать статус расчетов своих поставщиков с бюджетом в режиме онлайн, поэтому не должны страдать из-за их недобросовестности.

6. Планируется введение института «единого налогового платежа». Необходимо активное участие бизнеса для максимально гладкого внедрения механизма.

Важные области доработки законодательства о налогах и сборах, не нашедшие отражения в ОННП на 2022-2024 гг.

1. Повышение рентного налогообложения твердых полезных ископаемых рассматривается бизнесом как временная мера (до 2024 года), после чего необходимо вернуться к текущему уровню рентного изъятия. Такой подход позволит аккумулировать в бюджете необходимые источники доходов на бюджетный цикл, после чего вернуться к стимулированию развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата в России.

2. Кроме того, при достижении фискальных целей нельзя игнорировать необходимость сохранения мер, стимулирующих инвестиции. В связи с этим считаем необходимым установить ограничение на применение нового порядка рентного налогообложения твердых полезных ископаемых только к объемам производства в пределах 2021 года (это хороший год для сравнения, поскольку при благоприятной макроэкономической конъюнктуре налогоплательщики максимизировали добычу и производство, использовали все внутренние резервы для наращивания объемов). При этом дополнительные к 2021 году объемы добычи и производства необходимо облагать по правилам, действовавшим в 2020 году. Предлагаемый подход, с одной стороны, обеспечит фискальные интересы государства (оценка дополнительных доходов производилась на основании данных об объемах добычи и производства 2021 года), а с другой стороны заставит бизнес максимизировать инвестиции, ради налоговых послаблений в отношении дополнительных объемов.

3. ОННП на 2021 и 2022-2023 предполагалось рассмотрение вопроса о необходимости снятия ограничений, предусмотренных для применения холдингового режима налогообложения, в части:

• уменьшения минимальной доли владения капиталом компаний, выплачивающих дивиденды;

• уточнения нормы об освобождении продажи акций российских организаций (уменьшение минимально установленного срока владения с пяти до трех лет).

Данные вопросы не утратили своей актуальности. Предлагается продолжить работу по внесению соответствующих поправок в законодательство о налогах и сборах.

4. В 2020 году были доработаны правила применения ставки налога на прибыль 0% при продаже акций/долей после пяти лет владения. В частности, для применения льготы доля недвижимости на территории РФ на балансе реализуемой компании не должна превышать 50%. Бизнес понимает, что целью данной нормы является защита от реализации коммерческой и жилой недвижимости без уплаты налога. Для достижения данной цели достаточно тестировать долю недвижимости, облагаемой налогом на имущество по кадастровой стоимости. Такой подход повысит инвестиционную привлекательность капиталоемких отраслей с высокой долей недвижимых производственных мощностей, где применение льготы на долгосрочное владение сейчас ограничено.

5. Необходимо устранить давно существующую коллизию об отсутствии возможности непропорционального распределения дивидендов в целях налогообложения. Данная коллизия существенно ограничивает возможности акционерных соглашений и, следовательно, препятствует развитию холдинговой деятельности в РФ.

6. Необходимо предоставить право на вычет НДС при применении ставки 0% в отношении логистических и транспортно-экспедиционных услуг до сбора пакета документов, подтверждающих экспорт. Данный подход успешно зарекомендовал себя при экспорте несырьевых товаров и позволит стимулировать развитие услуг, связанных с экспортом.

7. С 2022 года меняются стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) основных средств, капитальных вложений, ремонтов и арены. Пересмотр бухгалтерской стоимости основных средств автоматически приведет к изменению налоговой нагрузки по налогу на имущество, что не было предусмотрено ни предыдущими ОННП, ни иными инициативами. Необходимо проработать механизм исключения влияния новых ФСБУ на базу по налогу на имущество и налогу на прибыль, а также максимально гармонизировать правила налогового учета с новыми ФСБУ.

Юргенс И.Ю.:

В сентябре 2021 года завершено обсуждение Стратегии развития финансового рынка до 2030 года (далее – Стратегия 2030), являющегося первым стратегическим документом, основная часть которого посвящена развитию рынка капитала, страхованию, международной интеграции, содействию устойчивому развитию, защите прав потребителей финансовых услуг и финансовому просвещению.

Стратегия формирует целеполагание для иных стратегических документов, затрагивающих вопросы развития финансового рынка, в том числе Основных направлений развития финансового рынка, Федерального бюджета на трехлетнюю перспективу и Основных направлений бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В Стратегии 2030 представлены направления и задачи развития финансового рынка, которые являются приоритетными на ближайшее десятилетие, и прежде всего за пределами 2024 года.

Инструментом реализации Стратегии являются среднесрочные документы и дорожные карты Правительства Российской Федерации и Банка России, а также местных органов исполнительной власти, затрагивающие вопросы развития финансового рынка и содержащие конкретные мероприятия с обозначением сроков и состава вовлеченных в их реализацию сторон. В частности, одними из ключевых среднесрочных документов являются Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики и Основные направления развития финансового рынка.

Более детальное описание основных направлений и задач развития финансового рынка, на ближайшие 3 года подлежит изложению в проекте Основных направлений развития финансового рынка на 2022 год и период 2023 и 2024 годов и соответствующей дорожной карте, в проекте Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов в части налоговых стимулов, а также иных документах, затрагивающих среднесрочные перспективы развития финансового рынка.

Следует отметить, что Стратегией 2030 (раздел 3.3. Государственное стимулирование развития финансового рынка) предусматривается применение государственной поддержки на финансовом рынке, в первую очередь, направленной на формирование стимулов для долгосрочных сбережений и инвестиций в экономике.

В Стратегии 2030 указывается, что налоговое стимулирование является наиболее затратным, но весьма действенным с точки зрения его потенциального влияния механизмом воздействия на рынок. Использование этого инструмента исторически показало смешанную эффективность для того или иного вида деятельности на финансовых рынках. Налоговое стимулирование должно применяться временно и только в тех обстоятельствах, где это действительно необходимо и будет соответствовать целям и задачам государственной политики на финансовых рынках.

Стимулирование целесообразно в том числе и по следующему направлению:

• стимулирование долгосрочных инвестиций граждан в российскую экономику (в том числе, пассивных инвестиционных стратегий), в том числе с использованием механизма индивидуальных инвестиционных счетов, а также вовлечение граждан в долгосрочные сбережения с использованием негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций;

Непосредственно в разделе 3.7 Развитие рынка страхования Стратегии 2030 отмечается необходимость создания дополнительных стимулов для развития страхования жизни, прежде всего, как долгосрочного инструмента защиты имущественных интересов граждан, в том числе в части долевого страхования жизни.

Согласно указанному разделу Стратегии 2030 планируется развитие страховых продуктов, в большей степени адаптированных к задаче формирования накоплений граждан для целей использования после завершения трудовой деятельности, наряду с инструментами пенсионных накоплений. Кроме того, поддержку развитию данных видов страхования окажет распространение на них системы гарантирования, администрируемой ГК АСВ.

В этой связи необходимо отметить следующее.

В проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее – проект ОНБНиТТП) представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития.

По национальной цели развития

I. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

предусматриваются стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

• стимулирование применения инвестиционного налогового вычета;

• разработка мер налогового стимулирования привлечения денежных средств физических лиц на финансовый рынок на долгосрочной основе, в том числе с использованием индивидуальных инвестиционных счетов нового типа;

При этом указанные меры предусмотрены только в Приложении 4. Актуальные вопросы налогообложения на перспективу проекта ОНБНиТТП по налогу на доходы физических лиц, а не в приложении 2. Меры налоговой политики по видам налогов.

Вместе с тем, в ходе обсуждения разработанного Банком России проекта Основных направлений развития финансового рынка на 2022 год и период 2023 и 2024 годов (далее – проект ОНРФР) с представителями страхового сектора, Банком России было поддержано предложение о включении в План реализации ОНРФР на 2022 инициативы «проработать вопросы законодательного создания института unit-linked insurance».

Однако, в среднесрочной перспективе проект ОНБНиТТП не содержит мер налогового стимулирования в сегменте накопительного/инвестиционного страхования жизни, что является сдерживающим фактором в вовлечении граждан в долгосрочные сбережения с использованием страховых организаций.

Для активного развития накопительного/инвестиционного страхования жизни налоговые требования должны быть установлены, как минимум, до уровня налогообложения сходных продуктов иных секторов финансового рынка, что будет способствовать повышению привлекательности страхования жизни с точки зрения потенциальных страхователей и может стать одним из основных драйверов роста такого вида страхования.

В связи с изложенным, предлагается включить в Приложение 2 к проекту ОНБНиТП меры по разработке налогового стимулирования привлечения денежных средств физических лиц на долгосрочной основе для сегмента накопительного/инвестиционного страхования жизни, предусматривающие возможность применения инвестиционного налогового вычета, регулируемого ст. 219.1 НК РФ на средства, вносимые гражданами в соответствие с договорами ИСЖ/НСЖ, либо на доход, полученный гражданами по таким договорам по аналогии со схожей деятельностью, например:

- в части НДФЛ с инвестиционного дохода по договорам ИСЖ и НСЖ по сравнению с доходами в виде процентов (купона) по отдельным облигациям или процентов, получаемых по вкладам в банках;

- в части сумм, освобождаемых от НДФЛ по договорам страхования жизни для расчета социального налогового вычета, по сравнению с инвестиционным налоговым вычетом;

- в части освобождения работодателей от уплаты взносов в государственные социальные фонды по договорам добровольного пенсионного страхования по сравнению договорами негосударственного обеспечения с НПФ и др.

Зверев С.А.:

I. К вопросу одобрения «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

Предложенный к рассмотрению документ носит цельный и сбалансированный характер. Проведённый в первой части анализ итогов реализации «Основных направлений…» за период 2020-2021 гг. содержит целостную и непротиворечивую картину развития экономики и социальной сферы с точки зрения бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Внешние условия, в которых будет развиваться экономика и социальная сфера России в 2022-2024 гг., изложены полно и аргументировано. Цели и задачи соответствуют стратегическим национальным целям развития, закреплённым в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"[1]. В свою очередь, приведенные в документе параметры бюджетов бюджетной системы охватывают заявленные в тексте цели в полном объеме.

Всё это даёт основание одобрить «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Одновременно текст позволяет сформулировать некоторое число конкретных предложений, которые предлагаются к рассмотрению.

II. Предложения и замечания

II.I. Общий подход и причины, позволяющие сформулировать предложения и замечания.

За период 2019-2021 гг. экономика, трудовые отношения и социальная сфера России претерпели значительные трансформации. Многие из них в полной мере изложены в разделе «Итоги реализации….», однако хотелось бы обратить внимание на одно системное изменение, не нашедшее в документе внимания, соответствующего его значению.

Речь идет о двух тесно связанных процессах.

Первый из них – проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (федеральный закон 422-ФЗ от 27.11.2018), с последующим расширением эксперимента на всю территорию России, что привело к формированию массовому распространению новой для России формы занятости, получившей в широком обсуждении определение «самозанятости». Сегодня, по данным ФНС, в России уже более трех миллионов самозанятых. По прогнозам Минтруда России, к 2024 году их количество превысит 5 млн человек, а к 2030-му может вырасти до 10-11 млн. Между тем, в предложенном документе самозанятые упоминаются только в двух местах текста во второстепенных контекстах[2], что не соответствует их сегодняшнему и прогнозируемому месту в структуре занятых в производстве товаров и услуг.

Второй процесс – развитие платформенной экономики. Уже сегодня пользователями услуг и покупателями товаров с использованием платформ в России являются десятки миллионов человек. С другой стороны, по оценкам Финансового университета при правительстве РФ, уже к 2023 году число сотрудничающих с платформами в стране удвоится[3]. К сожалению, отсутствие методик государственной статистики не позволяет пока Росстату количественно показать уровень платформенной экономики в общей структуре экономики России, но и приведённых показателей достаточно, чтобы показать значение платформенной экономики для учета в бюджетной политике. Между тем в предлагаемых к рассмотрению «Основных направлениях….» цифровые платформы упоминаются один раз и только в контексте совершенствования государственных сервисов.

Представляется, что оба эти сложившиеся экономические реальности – самозанятость и платформенная экономика – требуют значительно большего внимания в документе.

Конкретные предложения в документ приведены в следующих разделах.

II.2. Анализ проведенных структурных изменения бюджетной политики, оказавших значительное влияние на социальную устойчивость в период пандемии (стр.11), дополнить информацией о реализованной поддержке самозанятых:

«…Структурный маневр в налоговой системе: существенное сокращение налоговой нагрузки на сектор МСП (двукратное снижение тарифов страховых взносов, полный возврат уплаченных налогов за 2019 год пользователям специального налогового режима на профессиональный доход)[4] …»

II.3. Раздел Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора в части ключевых результатов дополнить пунктом:

• «Расширение в 2020г. на самозанятых мер поддержки, предусмотренных нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

II.4. В разделе СТРУКТУРНЫЕ МЕРЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ положение о введении нового налогового режима УСН.онлайн изложить в следующей редакции:

• «…Трансформировать налоговый режим НПД для желающих самозанятых в новый налоговый режим УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек в заявительном порядке без перерегистрации…»

Такая норма придаст динамику введению УСН.онлайн и окажет существенную помощь самозанятым, желающим расширить сферу предоставления товаров и услуг.

II.5. Раздел Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство в части мер ускорения экономического роста изложить в следующей редакции:

• «…увеличения уровня занятости, в том числе в сфере МСП, стимулирование современных форм легальной неформальной занятости, в т.ч. в форматах самозанятости и устойчивого партнерства в платформенной экономике...»

II. 6. Параграф «II. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса» расширить в части пользователей налогового режима НПД:

• «…программа льготного кредитования субъектов МСП и самозанятых…»

• «… развитие цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки и инструментами доступа к добровольному присоединению к государственным инструментам социальной защиты…»

• « … поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн рублей по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России и программ госгарантий целевого кредитования на расширение производства товаров и услуг, повышение квалификации, закупку основных средств и развитие деятельности, имеющей социально-значимую ориентацию…»

II.7. В разделе «III. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей и новый общественный договор» внести следующие дополнения:

• создание условий для трудовой деятельности родителей малолетних детей (обеспечение доступности дошкольного образования для детей от полутора до семи лет, расширение возможностей неполной и дистанционной занятости, развитие профессиональной подготовки и переподготовки родителей, расширение практики социальных контрактов для самозанятых родителей малолетних детей, государственная поддержка сотрудничества родителей малолетних детей с интернет-платформами в качестве постоянных привилегированных партнёров)

II.8. В части мер по поддержке доходов граждан предлагается такая редакция пунктов:

• «…содействие в поиске работы (в т.ч. за счет повышения эффективности деятельности службы занятости населения), а также развитие гибких форм занятости. Стимулирование распространения современных легальных форм неформальной занятости, включая самозанятость, семейное предпринимательство и постоянное партнерство в платформенной экономике…»

• «… предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий для оказания нуждающимся гражданам социальной помощи на основании социального контракта. Расширение практики поддержки самозанятости граждан защищенных категорий …».

II.9. Раздел IV. Возможности для самореализации и развития талантов в его нынешней содержательной части не ориентирован на получение подростками предпринимательских компетенций, которые, безусловно, в той или иной части им необходимы для дальнейшей трудовой самореализации. В силу это в раздел предлагаются следующе дополнения:

• «…Стимулировать формирование у подростков предпринимательских компетенций. Снизить возрастной порог вхождения в деловую среду в формате самозанятого до 16-лет…»

Предлагаемое направление реализует прямое поручение Президента РФ В.В.Путина, сформулированное им во время телеобращения 23 июня 2020 года[5].

Предлагаемые дополнения, на наш взгляд, не противоречат основным тезисам документа и, одновременно, позволяют учесть тенденции в развитии экономики России, в первую очередь самозанятость и платформенную экономику, делая «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» более цельными и сбалансированными.

Калинин А.С.:

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» рассмотрела проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и сообщает следующее.

«ОПОРА РОССИИ» считает преждевременным рассмотрение меры по введение налога на сахаросодержащие напитки и предлагаем исключить это предложение из «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Введение налога на напитки с содержанием сахара обладает высокой степенью регулирующего воздействия, сказывается на конечной стоимости продукции и, соответственно, на объёме производства и потребления сахаросодержащих напитков.

По экспертным оценкам (в т.ч. исследование НИУ ВШЭ «Анализ социально-экономических последствий введения акцизного обложения напитков с добавлением сахара в Российской Федерации»), доля сахаросодержащих напитков в общем объёме потребления сахара составляет менее 2%. В этой связи введение акциза в отношении указанной продукции не повлияет существенно на потребление сахара населением, т.е. декларируемая социальная цель принятия рассматриваемого нормативно-правового акта не будет достигнута.

Бюджетный эффект от введения указанного регулирования оценивается экспертами на уровне дополнительных 14 -27 млрд руб. в год в зависимости от уровня бюджета и выбора объекта обложения акцизом (сахар, сахаросодержащие газированные безалкогольные напитки, все сахаросодержащие безалкогольные напитки). Однако эти поступления будут нивелированы снижением налоговых поступлений по иным налогам (порядка 7 млрд руб./год) в связи с сокращением производства и потребления. При этом за 3 года на 8-9% сократится объём производства подакцизной продукции, произойдёт сокращение почти 5 тыс. рабочих мест, уменьшатся инвестиции в основной капитал почти до 2,5 млрд руб. ежегодно. Кроме того, неизбежный в случае введение акциза существенный рост конечной цены продукции вызовет падение объёма потребления. Всё это, безусловно, негативно повлияет на отрасль производства безалкогольных напитков. Это ставит под сомнение и достижение экономических целей предлагаемого регулирования.

Отдельно следует отметить трудности в налоговом администрировании при определении налогооблагаемой базы из-за отсутствия на уровне классификаторов разделения продукции с добавленным сахаром (сахарозаменителем) и без него.

Дополнительным аргументом против введения акциза на сахаросодержащие напитки является то, что компании, производящие безалкогольные напитки уже подписали Кодекс добровольных обязательств по снижению сахара в продукции. Охват рынка в литрах теми компаниями, которые подписали кодекс, составляет 60%. К 2024 году компании самостоятельно снизят содержание сахара в своих напитках на 10%.

Имеющийся в распоряжении «ОПОРЫ РОССИИ» анализ зарубежного опыта введения акциза на сахаросодержащие напитки (Дания, Финляндия, Норвегия, Ирландия) показывает тенденцию к отказу от признания сахаросодержащих напитком подакцизным товаром.

Также обращаем внимание, что с 2014 г. индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы исходя их дохода за расчетный период. При этом доход в данном случае является фактически годовым оборотом индивидуального предпринимателя, а не его прибылью. Если величина дохода не превышает 300 тыс. руб., то страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере. Размер дохода (300 тыс. руб.) действует с 2014 г. и к настоящему времени доля страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, в их доходе существенно увеличилась. Так, в 2014 г. индивидуальный предприниматель, имеющий доход до 300 тыс. руб., уплачивал 22 260 руб. в качестве страховых взносов, в 2020 г. уплатит 40 874 руб., т.е. на 83,62% больше.

В связи с существенным ростом величины суммы страховых взносов «ОПОРА РОССИИ» считает необходимым произвести индексацию величины дохода налогоплательщика за расчетный период для расчета фиксированного размера страховых взносов и установить ее в размере не менее 600 тыс. руб.

Также «ОПОРА РОССИИ» предлагает следующие меры для поддержки малого и среднего предпринимательства:

- Создание переходного налогового режима для акселерационного роста отдельных отраслей (туризм, клининг, охранные услуги, производство спортивных товаров и т.п.) с существенным снижением ставки НДС.

- Внести изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ (Упрощенная система налогообложения) в части дальнейшего повышения порогов применения УСН по обороту и численности (с нынешних 200 млн. руб. до 300 млн. руб.).

- Внести изменения в главу 30 Налогового кодекса РФ (Налог на имущество организаций) в части снижения предельной ставки налогов, исчисляемых от кадастровой стоимости (сейчас это 2 % от кадастровой стоимости) либо установление необлагаемого минимума площади.

- Внести изменения в Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в части распространения налога на профессиональный доход на сдачу в наем апартаментов.

- В рамках поддержки некоммерческих организаций предусмотреть в Налоговом кодексе РФ снижение ставки страховых взносов до 15 % по аналогии с мерами, предусмотренными для поддержки малого и среднего бизнеса.


[1] http://kremlin.ru/events/president/news/63728

[2] Стр.46 и стр.73

[3] http://www.fa.ru/org/science/lr/Pages/Home.aspx

[4] Здесь и далее предлагаемые дополнения выделены в тексте курсивом

[5] https://www.youtube.com/watch?v=dLwKtS5Rb3M