Пояснительная записка

Опубликован в разделе: 2021 год
скачать (DOC, 0.11 MB)
Опубликовано: 13.08.2021Изменено: 13.08.2021
Пояснительная записка Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к отчету Министерства финансов Российской Федерации
о результатах ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 июля 2021 года

Отчет Министерства финансов Российской Федерации о результатах ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (далее – мониторинг, главные администраторы), сформирован в соответствии с Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденным приказом Минфина России от 18.06.2020 № 112н (далее – Порядок, Приказ № 112н), по состоянию на 1 июля 2021 года.

Отчет о результатах мониторинга содержит следующие сведения:

а) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента главного администратора и всех показателей, используемых для ее расчета;

б) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

в) информацию по каждому главному администратору об отклонении итоговой оценки качества финансового менеджмента, включая отклонения оценок по группам показателей качества финансового менеджмента, от их целевых значений.

При проведении мониторинга анализировались и оценивались результаты выполнения главными администраторами необходимых для исполнения бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, процедур и операций по планированию и исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, управлению активами, осуществлению внутреннего финансового аудита.

Мониторинг проводился по 95 главным администраторам, в том числе по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений, а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета.

Мониторинг по состоянию на 1 июля 2021 года проводился по главным администраторам как получателям бюджетных средств, то есть без учета сведений о подведомственных главному администратору получателях бюджетных средств, и на основании данных бюджетной отчетности, представляемой главными администраторами в Федеральное казначейство.

При проведении ежеквартального мониторинга по состоянию на 1 июля 2021 года в соответствии с пунктом 13 Порядка использовались оценки показателей качества финансового менеджмента, рассчитанные при проведении годового мониторинга по состоянию на 1 января 2021 года.

При формировании отчета о результатах мониторинга использовались следующие условные обозначения, характеризующие итоговую оценку качества финансового менеджмента главного администратора:

Характеристика качества финансового менеджмента

Обозначение

Баллы

Максимальная оценка качества финансового менеджмента

ААА

от 90 до 100

Отличная оценка качества финансового менеджмента

АA

от 80 до 90

Высокая оценка качества финансового менеджмента

А

от 70 до 80

Хорошая оценка качества финансового менеджмента

BBB

от 60 до 70

Средняя оценка качества финансового менеджмента

BB

от 55 до 60

Удовлетворительная оценка качества финансового менеджмента

B

от 45 до 55

Низкая оценка качества финансового менеджмента

CC

от 35 до 45

Итоговая оценка качества финансового менеджмента главного администратора рассчитывалась по пяти направлениям показателей качества финансового менеджмента:

1) качество управления расходами бюджета (вес 0,5);

2) качество управления доходами бюджета (вес 0,2);

3) качество ведения учета и составления бюджетной отчетности (вес 0,1);

4) качество внутреннего финансового контроля и аудита (вес 0,1);

5) качество управления активами (вес 0,1).

В отдельных случаях у главного администратора в отчете о результатах мониторинга вместо рассчитанных оценок указывалась буква «н», например:

  1. в отношении отдельных показателей, рассчитанных по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений (например, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и другие главные администраторы);
  2. в случае отсутствия направления оценки качества финансового менеджмента у главного администратора (например, отсутствуют расходы бюджета на капитальные вложения в объекты государственной собственности или на предоставление межбюджетных трансфертов, или на предоставление субсидий юридическим лицам, или на исполнение судебных актов). При этом вес этого отсутствующего направления пропорционально перераспределялся на другие направления оценки качества финансового менеджмента;
  3. в случае, если в настоящее время показатель / группа показателей качества финансового менеджмента не рассчитывались для главного администратора. Так, для показателей «d» (дисквалифицирующих) буква «н» применяется в случае отсутствия результатов контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля к моменту проведения мониторинга, а для показателей «е» (качественных) – в случае, если расчет по показателю не производится либо отсутствуют сведения для расчета.

Показатели качества управления расходами бюджета рассчитываются с учетом наличия (отсутствия) у главного администратора в законе о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований (с учетом отраслевых особенностей) по соответствующим группам видов расходов:

- на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (за исключением расходов на возмещение вреда);

- на социальное обеспечение и иные выплаты населению;

- на капитальные вложения в объекты государственной собственности;

- на предоставление межбюджетных трансфертов;

- на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность);

- на исполнение судебных актов.

В группе показателей качества управления расходами бюджета рассчитываются 22 дисквалифицирующих показателя, отражающих наличие фактов нарушений в финансово-хозяйственной деятельности главных администраторов, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством по результатам проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении главных администраторов и подведомственных им получателей средств федерального бюджета, а также 5 показателей, отражающих качество исполнения предписаний Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (при подготовке настоящего отчета они не рассчитывались, использовались оценки ежеквартального мониторинга по состоянию на 1 октября 2020 года).

Указанные дисквалифицирующие показатели будут рассчитаны при проведении ежеквартального мониторинга по состоянию на 1 октября 2021 года.

Показатели качества управления доходами бюджета рассчитываются исходя из сведений (при наличии) по группам источников доходов 100 «налоговые и неналоговые доходы» (108, 111, 113, 114, 116, 117) и 200 «безвозмездные поступления», указанные в кассовом плане исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

По результатам проведения мониторинга установлено:

Максимальная итоговая оценка (значение)

89,7 балла

Минимальная итоговая оценка (значение)

56,0 балла

Средняя итоговая оценка

74,8 балла

Целевое значение итоговой оценки

85,0 балла

Отклонение средней итоговой оценки от целевого значения

-10,2 балла или 12%

Средняя оценка по расходам

77,1 балла

Средняя оценка по доходам

57,3 балла

Средняя оценка по учету и отчетности

90,5 балла

Средняя оценка по внутреннему финансовому аудиту

75,5 балла

Средняя оценка по активам

76,8 балла

Средняя итоговая оценка качества финансового менеджмента по состоянию на 1 июля 2021 года составила 74,8 балла при возможной максимальной итоговой оценке 100 баллов, что выше средней итоговой оценки за аналогичный период на 0,2 балла (по состоянию на 1 июля 2020 года средняя итоговая оценка составила 74,6 балла).

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента по состоянию на 1 июля 2021 года наилучшие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

89,79

Служба внешней разведки Российской Федерации

89,64

Министерство финансов Российской Федерации

88,70

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России»

88,04

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации

86,98

Самые низкие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

63,25

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

61,44

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

59,88

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

58,72

Федеральное агентство по делам национальностей

56,04

Основными причинами низких оценок главных администраторов средств федерального бюджета являются недостатки при прогнозировании поступлений доходов федерального бюджета и фактического исполнения федерального бюджета по доходам.

Распределение итоговых оценок качества финансового менеджмента главных администраторов в увязке с целевым значением итоговой оценки качества финансового менеджмента представлено на графике 1.

График 1