Пояснительная записка

Опубликован в разделе: 2020 год
скачать (DOC, 0.33 MB)
Опубликовано: 01.06.2021Изменено: 01.06.2021
Пояснительная записка Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к отчету Министерства финансов Российской Федерации  о результатах годового мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 января 2021 года

Отчет Министерства финансов Российской Федерации о результатах годового мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (далее – мониторинг, главные администраторы), сформирован в соответствии с Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденным приказом Минфина России от 18.06.2020 № 112н (далее – Порядок, Приказ № 112н), по состоянию на 1 января 2021 года.

Отчет о результатах мониторинга содержит следующие сведения:

а) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента главного администратора и всех показателей, используемых для ее расчета;

б) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

в) информацию по каждому главному администратору об отклонении итоговой оценки качества финансового менеджмента, включая отклонения оценок по группам показателей качества финансового менеджмента, от их целевых значений.

При проведении мониторинга анализировались и оценивались результаты выполнения главными администраторами необходимых для исполнения бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, процедур и операций по планированию и исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, управлению активами, осуществлению внутреннего финансового аудита.

Мониторинг проводился по 94 главным администраторам, в том числе по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений, а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета.

Мониторинг по состоянию на 1 января 2021 года проводился по главным администраторам как получателям бюджетных средств, то есть без учета сведений о подведомственных главному администратору получателях бюджетных средств, и на основании данных бюджетной отчетности, представляемой главными администраторами в Федеральное казначейство, а также необходимой для расчета показателей качества финансового менеджмента информации, представляемой главными администраторами в Минфин России в соответствии с пунктом 10.2 Порядка.

При формировании отчета о результатах мониторинга использовались следующие условные обозначения, характеризующие итоговую оценку качества финансового менеджмента главного администратора:

Характеристика качества финансового менеджмента

Обозначение

Баллы

Максимальная оценка качества финансового менеджмента

ААА

от 90 до 100

Отличная оценка качества финансового менеджмента

АA

от 80 до 90

Высокая оценка качества финансового менеджмента

А

от 70 до 80

Хорошая оценка качества финансового менеджмента

BBB

от 60 до 70

Средняя оценка качества финансового менеджмента

BB

от 55 до 60

Удовлетворительная оценка качества финансового менеджмента

B

от 45 до 55

Низкая оценка качества финансового менеджмента

CC

от 35 до 45

Итоговая оценка качества финансового менеджмента главного администратора рассчитывалась по пяти направлениям показателей качества финансового менеджмента:

1) качество управления расходами бюджета (вес 0,5);

2) качество управления доходами бюджета (вес 0,2);

3) качество ведения учета и составления бюджетной отчетности (вес 0,1);

4) качество внутреннего финансового аудита (вес 0,1);

5) качество управления активами (вес 0,1).

В отдельных случаях у главного администратора в отчете о результатах мониторинга вместо рассчитанных оценок указывалась буква «н», например:

  1. в отношении отдельных показателей, рассчитанных по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений (например, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и другие главные администраторы);
  2. в случае отсутствия направления оценки качества финансового менеджмента у главного администратора (например, отсутствуют расходы бюджета на капитальные вложения в объекты государственной собственности или на предоставление межбюджетных трансфертов, или на предоставление субсидий юридическим лицам, или на исполнение судебных актов). При этом вес этого отсутствующего направления пропорционально перераспределялся на другие направления оценки качества финансового менеджмента;
  3. в случае, если в настоящее время показатель / группа показателей качества финансового менеджмента не рассчитывались для главного администратора. Так, для показателей «d» (дисквалифицирующих) буква «н» применяется в случае отсутствия результатов контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля к моменту проведения мониторинга, а для показателей «е» (качественных) – в случае, если расчет по показателю не производится либо отсутствуют сведения для расчета.

Показатели качества управления расходами бюджета рассчитываются с учетом наличия (отсутствия) у главного администратора в законе о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований (с учетом отраслевых особенностей) по соответствующим группам видов расходов:

- на финансовое обеспечение деятельности главного администратора (за исключением расходов на возмещение вреда);

- на социальное обеспечение и иные выплаты населению;

- на капитальные вложения в объекты государственной собственности;

- на предоставление межбюджетных трансфертов;

- на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность);

- на исполнение судебных актов.

В группе показателей качества управления расходами бюджета рассчитываются 22 дисквалифицирующих показателя, отражающих наличие фактов нарушений в финансово-хозяйственной деятельности главных администраторов, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством по результатам проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении главных администраторов и подведомственных им получателей средств федерального бюджета, а также 5 показателей, отражающих качество исполнения предписаний Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (при подготовке настоящего отчета они не рассчитывались, использовались оценки ежеквартального мониторинга по состоянию на 1 октября 2020 года).

Указанные показатели, включающие информацию о результатах проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении главных администраторов, о результатах анализа осуществления внутреннего финансового аудита, а также об исполнении предписаний Счетной палаты Российской Федерации, будут рассчитаны при проведении мониторинга по состоянию на 1 октября 2021 года.

В результате анализа соотношения кассового исполнения расходов по кварталам и уточненной сводной бюджетной росписи в отчетном периоде установлено, что по 7 главным администраторам сводная бюджетная роспись исполнена полностью (ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», Российская академия наук, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», Государственный академический Большой театр России, ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», ФГУК «Государственный Эрмитаж», Российский фонд фундаментальных исследований), по 77 главным администраторам – от 90% до 100%, по 7 главным администраторам – от 80% до 90%, по 1 главному администратору – менее 80 % (Федеральное агентство по туризму).

Данные о равномерности принятия (график № 1) и исполнения (график № 2) бюджетных обязательств главными администраторами в 2020 году приведены ниже.

График № 1

График № 2

Анализ поквартального исполнения расходов федерального бюджета за 2020 года в разрезе групп видов расходов показал, что значительное отклонение фактических расходов (касса) от сумм расходов, установленных в прогнозе кассовых выплат, наблюдается по расходам на финансовое обеспечение деятельности главных администраторов (Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи), на социальное обеспечение и иные выплаты населению (Министерство экономического развития Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации), а также по расходам на предоставление субсидий юридическим лицам (Федеральное агентство воздушного транспорта).

Показатели качества управления доходами бюджета рассчитываются исходя из сведений (при наличии) по группам источников доходов 100 «налоговые и неналоговые доходы» (108, 111, 113, 114, 116, 117) и 200 «безвозмездные поступления», указанных в кассовом плане исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

На итоговые оценки качества финансового менеджмента главных администраторов повлияло существенное снижение оценок по группе показателей «качество управления доходами бюджета», вызванное низким качеством планирования поступлений доходов и отсутствием изменений в Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», обусловленное приостановлением действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлением особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году в соответствии с Федеральным законом от 12.11.2019 № 367-ФЗ.

Показатель, отражающий отклонение кассового исполнения доходов от прогноза поступлений доходов главного администратора в отчетном периоде, рассчитывается по источнику доходов, определенному в прогнозе помесячного поступления доходов на отчетный период, сформированном на начало отчетного года.

По главным администраторам установлены значительные отклонения фактических поступлений доходов федерального бюджета от уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета: от недоисполнения (исполнение менее 50 % от запланированных поступлений доходов, например, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральная служба по аккредитации и другие главные администраторы) до перевыполнения (поступления на 100 % и более превышают прогнозные значения поступлений доходов, например, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Министерство экономического развития Российской Федерации и другие главные администраторы) по всем анализируемым группам источников доходов.

При этом отсутствие изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период не является основанием для исключения из расчета отдельных показателей качества финансового менеджмента у главных администраторов.

По результатам проведения мониторинга установлено:

Максимальная итоговая оценка (значение)

95,35 балла

Минимальная итоговая оценка (значение)

57,77 балла

Средняя итоговая оценка

76,8 балла

Целевое значение итоговой оценки[1]

80,0 балла

Средний индекс качества финансового менеджмента на 2020 г.[2]

60, 0 балла

Отклонение средней итоговой оценки от целевого значения

-3,2 балла или 4,0 %

Средняя оценка по расходам

82,3 балла

Средняя оценка по доходам

53,5 балла

Средняя оценка по учету и отчетности

90,3 балла

Средняя оценка по внутреннему финансовому аудиту

75,5 балла

Средняя оценка по активам

77,4 балла

Средняя итоговая оценка качества финансового менеджмента по состоянию на 1 января 2021 года составила 76,8 балла, что ниже средней итоговой оценки за аналогичный период на 4,5 балла (по состоянию на 1 января 2020 года средняя итоговая оценка составила 81,3 балла).

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента по состоянию на 1 января 2021 года наилучшие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Российский фонд фундаментальных исследований

95,35

Служба внешней разведки Российской Федерации

92,18

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

91,20

Федеральная служба охраны Российской Федерации

90,24

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

89,91

Самые низкие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральное агентство по туризму

66,47

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

65,18

Федеральное агентство по делам национальностей

59,85

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

58,28

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

57,77

Основными причинами низких оценок главных администраторов средств федерального бюджета являются:

1) недостатки при планировании и исполнении бюджетных ассигнований, включая:

недостатки при подготовке обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,

частые и значительные изменения показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета,

наличие значительного объема неисполненных на конец года бюджетных ассигнований,

неравномерное исполнение федерального бюджета (осуществление кассовых расходов бюджета), в том числе в связи с несвоевременным заключением государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ;

2) неточное прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета;

3) недостатки при управлении активами.

Распределение итоговых оценок качества финансового менеджмента главных администраторов в увязке с целевым значением итоговой оценки качества финансового менеджмента представлено на графике № 3.

График № 3


[1] Целевые значения оценок показателей качества финансового менеджмента, рассчитанные в отношении главного администратора средств федерального бюджета в соответствии с приложением № 1 к Порядку.

[2]    Средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета на соответствующий год, предусмотренный приложением № 1 к государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320.