Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 09.02.2021 № 104
Дата публикации: 11.02.2021
Дата изменения: 11.02.2021
Прикрепленный файл: docx, 65.24 кБ
П Р О Т О К О Л
заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
Москва | от 9 февраля 2021 г. | № 104 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
И.А. Козырев
Присутствовали:
члены Рабочего органа Совета |
- |
Г.И. Абакумова, Т.А. Арвачева, |
приглашенные |
- |
А.Ю. Котлярова (Банк России), |
Заседание Рабочего органа Совета по аудиторской проведено путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Ι. О повестке дня заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
(Козырев)
Утвердить повестку заседания согласно приложению.
ΙΙ. О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года
(Козырев, Михайлович, Носова, Шнейдман)
С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект Плана по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года согласно приложению.
III. О внесении изменений в Порядок проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации
(Козырев, Милюкова, Шнейдман)
1. Принять к сведению информацию Минфина России (Л.З. Шнейдман) по данному вопросу.
2. С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект приказа Минфина России «О внесении изменений в пункт 6 Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2015 г. № 122н» согласно приложению.
3. Предложить Минфину России представить данный вопрос Совету по аудиторской деятельности.
IV. О предложениях по проведению Федеральным казначейством внешних проверок качества работы аудиторских организаций в 2022 г.
(Буян, Кобозева, Козырев, Милюкова, Муромцева, Надеждина, Федосимов)
1. Принять к сведению информацию Комиссии по контролю качества работы (Н.В. Кобозева) по данному вопросу.
2. С учетом состоявшегося обсуждения предложить Совету по аудиторской деятельности рекомендовать Федеральному казначейству при формировании плана по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций на 2022 г. применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций – объектов проверок. В первую очередь, планировать осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций:
1) проводивших:
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были впоследствии признаны несостоятельными (банкротами) (при условии выдачи аудиторского заключения, содержащего немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации);
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию, и лицензии которых были впоследствии отозваны (при условии выдачи аудиторского заключения, содержащего немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации);
обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности системно значимых кредитных и страховых организаций, а также наибольшего количества клиентов, являющихся негосударственными пенсионными фондами, организациями, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных корпораций;
обязательный аудит консолидированной финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
2) в отношении которых на момент формирования плана по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций на 2022 г. в Федеральное казначейство поступила информация о наличии в их деятельности:
свидетельств того, что деловая репутация аудиторской организации может быть небезупречной в контексте Разъяснения смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности, одобренного Советом по аудиторской деятельности 27 июня 2018 г. (протокол № 40);
признаков недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг в контексте Признаков недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг, одобренных Советом по аудиторской деятельности 23 сентября 2015 г. (протокол № 18).
3. Поручить члену Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности Н.В. Кобозевой представить данный вопрос Совету по аудиторской деятельности.
V. Об исполнении решения Совета по аудиторской деятельности от 18 декабря 2020 г. (протокол № 56, раздел VII, пункт 2)
(Буян, Карпухина, Козырев)
1. Принять к сведению информацию Комиссии по мониторингу рынка аудиторских услуг (С.И. Карпухина) по данному вопросу.
2. С учетом состоявшегося обсуждения предложить саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество» учесть предложение «провести анализ и выявить аудиторские организации, выдавшие аудиторские заключения в количестве, явно несоответствующем количеству аудиторов и иных работников в этой аудиторской организации» в своей деятельности.
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности Секретарь Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности |
И.А. Козырев Т.А. Арвачева |
Приложение № 1
к протоколу Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности
от 9 февраля 2021 г. № 104
ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
1. О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года
2. О внесении изменений в Порядок проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации
3. О предложениях по проведению Федеральным казначейством внешних проверок качества работы аудиторских организаций в 2022 г.
4. Об исполнении решения Совета по аудиторской деятельности от 18 декабря 2020 г. (протокол № 56, раздел VII, пункт 2)
Приложение № 2
к протоколу Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности
от 9 февраля 2021 г. № 104
ПРОЕКТ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года
№ п/п |
Наименование |
Ожидаемый |
Форма |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
1.1. |
Совершенствование концептуальных основ осуществления аудиторской деятельности |
Уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности, в том числе посредством расширения предмета аудиторской деятельности, диверсификации оказываемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами услуг, в частности расширения практики выполнения заданий, обеспечивающих уверенность в достоверности нефинансовой отчетности и иной информации |
Доклад для общественных консультаций, размещенный на сайте саморегулируемой организации аудиторов (далее – СРО аудиторов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») |
2022 – 2023 годы |
В части доклада для общественных консультаций: СРО аудиторов |
В случае признания Минфином России целесообразным: доклад в Правительство Российской Федерации |
В части доклада в Правительство Российской Федерации: Минфин России с участием СРО аудиторов |
||||
В случае признания Правительством Российской Федерации целесообразным: федеральный закон |
В части проекта федерального закона: Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России |
||||
1.2. |
Совершенствование практики оказания аудиторских услуг |
Обеспечение применения электронных технологий анализа данных при оказании аудиторских услуг, интенсификации процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, расширение практики выполнения аудиторскими организациями дополнительной работы при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организации (далее – ОЗО). Методическая поддержка малых и средних субъектов аудиторской деятельности, организация распространения лучшего международного опыта применения международных стандартов аудита (далее – МСА) |
Организационно-технические мероприятия, методическая и информационная поддержка субъектов аудиторской деятельности |
2021 – 2023 годы |
В части организационно-технических мероприятий, методической и информационной поддержки: СРО аудиторов |
В случае признания Минфином России целесообразным: федеральный закон |
В части федерального закона: Минфин России с участием Банка России |
||||
1.3. |
Повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим ОЗО |
Конкретизация понятий ОЗО и ОЗО на финансовом рынке, обеспечение пропорциональности регулирования деятельности субъектов аудиторской деятельности, дифференциация требований к ним в зависимости от общественной значимости информации об обслуживаемых ими аудируемых лицах, совершенствование процедур регистрации и учета аудиторских организаций, обслуживающих ОЗО, в том числе ОЗО на финансовом рынке; уточнение круга аудиторских организаций, контроль за деятельностью которых осуществляется Казначейством России, введение в законодательство Российской Федерации понятия «руководитель задания по аудиту» и установление требований к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» (далее – проект федерального закона), принятие нормативных правовых актов |
В части проекта федерального закона: 2021 год |
В части проекта федерального закона: |
Минфин России с участием Банка России |
|||||
В части нормативных правовых актов: 2022 год |
В части нормативных правовых актов: Казначейство России |
||||
1.4. |
Пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных форм обязательного подтверждения достоверности информации |
Обеспечение учета общественных интересов при введении обязательного аудита и иных форм обязательного подтверждения достоверности информации, снижение административной нагрузки на экономические субъекты |
Доклад для общественных консультаций, размещенный на сайте Минфина России в сети «Интернет» |
В части доклада для общественных консультаций: 2022 год |
В части доклада для общественных консультаций: Минфин России с участием Банка России, СРО аудиторов |
В случае признания Минфином России целесообразным: федеральный закон |
В части федерального закона: 2023 год |
В части федерального закона: |
|||
Минфин России с участием Банка России |
|||||
1.5. |
Поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения для разных групп аудируемых лиц |
Повышение практической ценности аудиторского заключения для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Нормативные правовые акты, методическая поддержка субъектов аудиторской деятельности |
2021 – 2022 годы |
В части нормативных правовых актов: Минфин России |
В части методической поддержки: СРО аудиторов |
|||||
1.6. |
Развитие взаимодействия комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ОЗО с аудиторскими организациями, Казначейством России, Банком России |
Повышение эффективности взаимодействия комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ОЗО с аудиторскими организациями, а также Казначейством России, Банком России по вопросам деятельности аудиторских организаций, обслуживающих ОЗО |
Методическая и информационная поддержка ОЗО и субъектов аудиторской деятельности, организационно-технические мероприятия |
2021 – 2022 годы |
В части методической и информационной поддержки: СРО аудиторов с участием Банка России |
В части организационно-технических мероприятий: Казначейство России с участием Банка России |
|||||
1.7. |
Совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов |
Актуализация нестоимостных критериев оценки заявок и окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг, разработка критериев оценки качества оказанных аудиторских услуг |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, принятие нормативных правовых актов, методическая и информационная поддержка аудируемых лиц и субъектов аудиторской деятельности |
В части сопровождения проекта федерального закона: 2021 год |
В части проекта федерального закона и нормативных правовых актов: |
В части нормативных правовых актов: 2022 год |
|||||
В части методической и информационной поддержки: 2022 – 2023 годы |
В части методической и информационной поддержки: СРО аудиторов |
||||
1.8. |
Совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности аудиторских организаций, аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг и иными заинтересованными лицами |
Повышение защищенности заказчиков аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц в случаях недобросовестной практики субъектов аудиторской деятельности |
Федеральный закон |
2023 год |
Минфин России с участием СРО аудиторов |
1.9. |
Обеспечение прозрачности деятельности аудиторских организаций |
Введение требования раскрывать сведения о своей деятельности на своих официальных сайтах в сети «Интернет» для аудиторских организаций, обслуживающих ОЗО, противодействие недобросовестным практикам на рынке аудиторских услуг, введение для ОЗО, которым оказываются аудиторские услуги, требования раскрывать сведения о вознаграждениях, выплаченных аудиторской организации |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона |
2021 год |
Минфин России с участием Банка России |
1.10. |
Усиление роли субъектов аудиторской деятельности в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и борьбе с коррупцией |
Повышение вовлеченности аудиторского сообщества в систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, борьбу с коррупцией, в том числе подкупом иностранных должностных лиц, совершенствование методического обеспечения данной деятельности, совершенствование и укрепление взаимодействия СРО аудиторов, Казначейства России и Банка России с Росфинмониторингом |
Организационно-технические мероприятия, методическая и информационная поддержка |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов с участием Казначейства России, Росфинмониторинга, Банка России |
1.11. |
Улучшение взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах |
Обеспечение понимания потребителями аудиторских услуг роли, значения и процесса аудита, прав и обязанностей аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также преимуществ, которые они получают, приобретая услуги, связанные с аудиторской деятельностью, у аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2022 годы |
СРО аудиторов |
1.12. |
Введение административной ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Усиление ответственности субъектов экономической деятельности за недостоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности и уклонение от проведения обязательного аудита этой отчетности |
Федеральный закон |
В сроки, установленные для принятия новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
Минфин России |
|
|||||
2.1. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности |
Обеспечение согласованности федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» |
Федеральный закон |
2022 – 2023 годы |
Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России |
2.2. |
Обеспечение участия Банка России в регулировании и надзоре за деятельностью аудиторских организаций, обслуживающих ОЗО на финансовом рынке |
Наделение Банка России рядом полномочий по регулированию деятельности аудиторских организаций, обслуживающих ОЗО на финансовом рынке, и надзору за ними, активное взаимодействие Банка России с такими аудиторскими организациями |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона |
2021 год |
В части проекта федерального закона: Минфин России с участием Банка России |
2.3 |
Совершенствование процедур признания МСА для применения на территории Российской Федерации |
Поддержка МСА, признанных для применения на территории Российской Федерации, в актуальном состоянии, улучшение перевода МСА на русский язык |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
Минфин России с участием СРО аудиторов, некоммерческой организации Фонд «НСФО» |
2.4. |
Приведение законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в соответствие с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза |
Гармонизация законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в сфере аудиторской деятельности |
Федеральный закон, нормативные правовые акты |
В течение года после вступления в силу Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза |
Минфин России, Казначейство России с участием Банка России |
2.5. |
Развитие методического обеспечения аудиторской деятельности |
Активизация деятельности по обобщению аудиторской практики, выявлению и распространению лучших практик, оказанию помощи субъектам аудиторской деятельности во внедрении таких практик, внедрение инструментов и механизмов мотивации применения рекомендаций в области аудиторской деятельности |
Организационно-технические мероприятия, методическая и информационная поддержка |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
2.6. |
Поддержание правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в актуальном состоянии |
Обеспечение своевременной актуализации правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в соответствии с этическими стандартами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров |
Внутренние документы СРО аудиторов |
По мере внесения изменений в Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров |
СРО аудиторов |
2.7. |
Активизация участия аудиторского и делового сообществ в обсуждении законодательных инициатив в сфере аудиторской деятельности |
Обеспечение предсказуемости регулирования аудиторской деятельности на основе широкого общественного обсуждения инициатив в данной сфере, активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в деятельности Минфина России по регулированию аудиторской деятельности |
Организационно-технические мероприятия, информационная поддержка |
2021 – 2023 годы |
Минфин России, Казначейство России с участием Банка России, СРО аудиторов |
|
|||||
3.1. |
Активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности СРО аудиторов |
Совершенствование корпоративного управления в СРО аудиторов, внедрение механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп членов, развитие членской базы за счет представителей связанных (смежных) видов экономической деятельности, упорядочение работы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) ее членов, увеличение объема финансовых ресурсов СРО аудиторов |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2022 годы |
СРО аудиторов |
3.2. |
Повышение престижности аудиторской профессии |
Совершенствование возрастной структуры аудиторской профессии |
Организационно-технические мероприятия, информационная поддержка |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов, АНО «Единая аттестационная комиссия» (далее - ЕАК) |
3.3. |
Совершенствование взаимодействия СРО аудиторов с регулирующими и надзорными органами |
Расширение форм взаимодействия СРО аудиторов с Минфином России, Банком России, в том числе информационного обмена между ними, устранение либо сведение к минимуму дублирования функций и полномочий СРО аудиторов и Казначейства России, Банка России |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, организационно-технические мероприятия |
2021 год |
В части проекта федерального закона: |
В части организационно-технических мероприятий: Казначейство России с участием Банка России, СРО аудиторов |
|||||
3.4. |
Совершенствование системы государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов |
Реализация новой структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов, завершение пересмотра обязательных требований к СРО аудиторов в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» |
Нормативные правовые акты |
2021 год |
Минфин России |
|
|||||
4.1. |
Организация системы мониторинга компетенций аудиторов |
Повышение профессионального уровня аудиторов, учет потребностей аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов как работодателей |
Организационно-технические мероприятия |
2021 год |
ЕАК с участием СРО аудиторов |
4.2. |
Совершенствование порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее – квалификационный экзамен) |
Обеспечение постоянной актуализации инструментария проведения квалификационного экзамена, организация разработки материалов для подготовки к сдаче его, повышение прозрачности содержания квалификационного экзамена, совершенствование работы ЕАК, возможности зачета на взаимной основе результатов квалификационных экзаменов, сдаваемых для получения международного аттестата (свидетельства, сертификата, диплома), подтверждающего квалификацию в области аудиторской деятельности, и экзаменов, проводимых ЕАК |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
В части организационно-технических мероприятий: ЕАК |
В случае признания целесообразным: нормативный правовой акт |
В части нормативного правового акта: Минфин России с участием ЕАК, СРО аудиторов |
||||
4.3. |
Повышение уровня подготовки претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора |
Организация системы подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2022 годы |
СРО аудиторов, ЕАК |
4.4. |
Разработка предложений по уточнению перечня случаев сохранения действия квалификационных аттестатов аудитора |
Сохранение квалифицированных специалистов в аудиторской профессии, уточнение перечня случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 3 последовательных календарных лет не влечет аннулирование квалификационных аттестатов аудитора |
Доклад для общественных консультаций, размещенный на сайте СРО аудиторов в сети «Интернет» |
В части доклада для общественных консультаций: 2022 год |
В части доклада для общественных консультаций: СРО аудиторов |
В случае признания Минфином России целесообразности: федеральный закон |
В части федерального закона: 2023 год |
В части федерального закона: Минфин России с участием СРО аудиторов |
|||
4.5. |
Совершенствование организации повышения квалификации аудиторов |
Обеспечение образовательного процесса необходимыми кадровыми ресурсами, а также прозрачности формирования преподавательского состава, необходимого для обучения аудиторов по программам повышения квалификации, продолжение практики определения приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации, мотивация аудиторов к прохождению такого обучения, применение современных форм обучения и итогового контроля повышения квалификации, осуществление контроля организации обучения аудиторов по программам повышения квалификации |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
4.6. |
Развитие программ повышения квалификации аудиторов |
Организация обучения аудиторов применению электронных технологий анализа данных и других современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг, оказанию услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, пересмотр программы повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и некредитным финансовым организациям |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
|
|||||
5.1. |
Совершенствование систем внутрифирменного управления качеством в аудиторских организациях |
Осуществление перехода от контроля полноты исполнения процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности работы (формальный контроль) к контролю обоснованности и результативности решений, принятых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором при исполнении указанных процедур (контроль по существу), обеспечение обучения и систематического повышения квалификации работников субъектов аудиторской деятельности, вовлеченных в осуществление внутрифирменного управления качеством работы, усиление методической поддержки аудиторских организаций, прежде всего малых и средних, и индивидуальных аудиторов по вопросам организации и осуществления ими внутрифирменного управления качеством работы, организация систематического обобщения опыта организации и осуществления внутрифирменного управления качеством работы, а также распространение накопленных в этой сфере лучших практик |
Организационно-технические мероприятия, информационная поддержка |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
5.2. |
Повышение результативности внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в СРО аудиторов |
Совершенствование практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, а также практики осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций, аудиторов в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил, работы по профилактике таких нарушений, переход к контролю по существу, развитие дифференцированных контрольных подходов в отношении разных групп членов СРО аудиторов, усиление взаимодействия СРО аудиторов с Казначейством России |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
5.3. |
Совершенствование организации внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в СРО аудиторов |
Усиление кадрового обеспечения деятельности по контролю (надзору) за аудиторской деятельностью, в том числе обеспечение повышения квалификации штатных и внештатных контролеров, их ответственности за результаты проведенных проверок, осуществление мер, направленных на противодействие уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения контроля, разработка и внедрение системы показателей результативности работы по осуществлению контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, совершенствование механизма контроля качества работы аудиторов, являющихся работниками аудиторских организаций на основании трудовых договоров, увеличение объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
5.4. |
Повышение результативности деятельности Казначейства России |
Ориентация на контроль обоснованности и результативности решений, принятых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором при исполнении процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, совершенствование практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, распространение контрольных действий на результаты дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО, повышение квалификации работников, участвующих в осуществлении контроля (надзора) за аудиторской деятельностью, уточнение круга аудиторских организаций, деятельность которых подлежит контролю Казначейством России, увеличение объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий |
Доклад в Правительство Российской Федерации, федеральный закон, нормативные правовые акты, организационно-технические мероприятия |
В части доклада в Правительство Российской Федерации: 2021 год |
В части доклада в Правительство Российской Федерации и федерального закона: Минфин России, Казначейство России |
В части федерального закона и нормативных правовых актов: 2022 – 2023 годы |
|||||
В части организационно-технических мероприятий: 2022 – 2023 годы |
В части нормативных правовых актов и организационно-технических мероприятий: Казначейство России |
||||
5.5. |
Повышение результативности контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций, обслуживающих ОЗО |
Усиление взаимодействия Казначейства России с Росимуществом, Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», в том числе при осуществлении контрольных мероприятий в отношении аудиторских организаций, проаудированная которыми бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит перевыпуску |
Организационно-технические мероприятия |
2022 – 2023 годы |
Казначейство России с участием Банка России |
5.6. |
Введение представления отчетности субъектами аудиторской деятельности в электронном виде |
Повышение оперативности и качества информации о состоянии рынка аудиторских услуг |
Федеральный закон, организационно-технические мероприятия |
2022 год |
Минфин России |
5.7. |
Развитие практики применения мер воздействия к недобросовестным участникам рынка аудиторских услуг |
Систематическое совершенствование унифицированных подходов к квалификации нарушений, совершаемых участниками рынка аудиторских услуг, обеспечение применения эффективных и соразмерных мер ответственности за недобросовестные действия аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, а также аудиторов, работающих в аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2022 годы |
Казначейство России, СРО аудиторов с участием Банка России |
5.8. |
Повышение значимости репутационных факторов при оценке работы аудиторских организаций, аудиторов |
Усиление ответственности аудиторских организаций, аудиторов за качество работы, активизация рыночных механизмов контроля аудиторской деятельности, расширение использования института деловой (профессиональной) репутации в противодействии недобросовестным практикам на аудиторском рынке |
Организационно-технические мероприятия, информационная поддержка субъектов аудиторской деятельности |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
5.9. |
Развитие института аннулирования аудиторских заключений |
Совершенствование института признания аудиторского заключения заведомо ложным, разработка процедур признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона |
2021 год |
Минфин России, Казначейство России с участием Банка России, СРО аудиторов |
5.10. |
Введение административной ответственности аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности |
Повышение ответственности субъектов аудиторской деятельности за качество оказываемых аудиторских услуг |
Федеральный закон |
В сроки, установленные для принятия новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
Минфин России с участием Банка России |
5.11. |
Совершенствование механизма уголовной ответственности за преступления в сфере аудиторской деятельности |
Уточнение составов преступлений в сфере аудиторской деятельности, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации |
Федеральный закон |
2023 год |
Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России, СРО аудиторов |
|
|||||
6.1. |
Формирование рынка аудиторских услуг ЕАЭС, условий и требований к нему |
Экономическая и финансовая интеграция в рамках ЕАЭС, развитие конкуренции, защита прав пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и потребителей аудиторских услуг, создание условий для выхода российских экономических субъектов на рынки государств-членов ЕАЭС |
Международные соглашения в сфере аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза |
2021 – 2022 годы |
Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием Банка России |
6.2. |
Внедрение международного стандарта «Ключевые принципы независимых регуляторов аудиторской деятельности» в российскую практику |
Повышение конкурентоспособности российских субъектов аудиторской деятельности, снижение барьеров при выходе российских экономических субъектов на зарубежные рынки |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
Минфин России, Казначейство России |
6.3. |
Систематическое сотрудничество Казначейства России с аналогичными контрольными (надзорными) органами в сфере аудита других государств |
Обеспечение информационного обмена Казначейства России с аналогичными контрольными (надзорными) органами в сфере аудита других государств, гармонизация методического обеспечения контрольной деятельности, проведение совместных контрольных мероприятий, взаимное признание результатов проведенных контрольных мероприятий |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
Казначейство России |
6.4. |
Активизация участия СРО аудиторов в разработке МСА |
Обеспечение учета интересов и потребностей российского аудиторского и делового сообщества при издании МСА Международной федерацией бухгалтеров |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
6.5. |
Обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней эквивалентной системам отдельных стран (групп стран) |
Снижение барьеров при выходе российских экономических субъектов на зарубежные рынки |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
Минфин России, Казначейство России с участием Банка России, СРО аудиторов |
6.6. |
Развитие сотрудничества СРО аудиторов с профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов государств-участников Содружества Независимых Государств |
Усиление влияния Региональной группы профессиональных объединений (ассоциаций) организаций бухгалтеров и аудиторов государств-участников Содружества Независимых Государств на деятельность Международной федерации бухгалтеров |
Организационно-технические мероприятия |
2021 – 2023 годы |
СРО аудиторов |
Приложение № 3
к протоколу Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности
от 9 февраля 2021 г. № 104
ПРОЕКТ
О внесении изменений в пункт 6 Порядка проведения экспертизы
применимости документов, содержащих международные стандарт аудита, на территории Российской Федерации, утвержденного
приказом Министерства финансов Российской федерации
от 5 августа 2015 г. № 122н
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 25, ст. 3659) и подпунктом 5.2.21(9) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.№ 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31,ст. 3258; 2015, № 40, ст. 5564), п р и к а з ы в а ю:
Внести в пункт 6 Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарт аудита, на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской федерации от 5 августа 2015 г. № 122н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2015 г., регистрационный № 39817), следующие изменения:
1) дополнить подпунктами «д.1» и «д.2» следующего содержания:
«д.1) устанавливает необходимость дополнения этого документа отдельными положениями, определяющими особенности применения его на территории Российской Федерации (при экспертизе впервые вводимых в действие на территории Российской Федерации документов, содержащих международные стандарты аудита);
д.2) оценивает обоснованность дополнения этого документа отдельными положениями, определяющими особенности применения его на территории Российской Федерации (при экспертизе введенных в действие на территории Российской Федерации документов, содержащих международные стандарты аудита);»;
2) в подпункте «е» слова «в целом или с изъятием отдельных положений» заменить словами «в целом, в том числе с учетом дополнения отдельными положениями, определяющими особенности применения его на территории Российской Федерации, или с изъятием отдельных положений)»;
3) дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
«з) в случаях, указанных в подпунктах «д.1» и «д.2» настоящего пункта, определяет необходимость дополнения отдельными положениями, определяющими особенности применения его на территории Российской Федерации, других документов, содержащих международные стандарты аудита.».
Министр А.Г. Силуанов