Приказ Минфина России от 22.08.2019 № 470 «Об утверждении Положения об организации и функционировании в Министерстве финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)»

Опубликован в разделе: Антимонопольный комплаенс
скачать (PDF, 5.83 MB)
Опубликовано: 26.01.2021Изменено: 26.01.2021
Приказ Минфина России от 22.08.2019 № 470 «Об утверждении Положения об организации и функционировании в Министерстве финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)» Скачать

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р и в целях формирования в Министерстве финансов Российской Федерации единого подхода к организации системы внутреннего контроля за соблюдением соответствия требованиям антимонопольного законодательства приказываю:

  1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и функционировании в Министерстве финансов Российской Федерации системы внутреннего контроля за соблюдением соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
  1. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Министр финансов Российской Федерации
А.Г. Силуанов

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 22.08.2019 № 470

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и функционировании в Министерстве финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)

I. Общие положения

1. Положение об организации и функционировании в Министерстве финансов Российской Федерации системы внутреннего контроля за соблюдением соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.

2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляются Правовым департаментом, Департаментом проектного управления и развития персонала, а также иными департаментами Министерства в соответствии с их компетенцией.

3. Функции коллегиального органа осуществляются Общественным советом при Министерстве финансов Российской Федерации.

4. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляется Министром финансов Российской Федерации (далее - Министр).

II. Организация и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве

5. Правовой департамент в целях обеспечения организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве:

а) осуществляет подготовку и представляет на утверждение Министру проекты внутриведомственных документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) разрабатывает процедуру внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса, принимает участие во внутренних расследованиях (проверках), организуемых Департаментом проектного управления и развития персонала;

в) осуществляет подготовку проекта ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе;

г) осуществляет подготовку и представляет Министру сводный доклад о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства в целях устранения рисков нарушения антимонопольного законодательства;

д) разрабатывает мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

е) разрабатывает и представляет на утверждение Министру проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

ж) проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

з) осуществляет консультирование федеральных государственных гражданских служащих Министерства и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее при совместном упоминании - работники), по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

и) осуществляет взаимодействие с ФАС России по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства, а также организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве, в том числе путем проведения рабочих совещаний.

6. Департамент проектного управления и развития персонала в целях обеспечения организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве:

а) выявляет совместно с департаментами Министерства конфликт интересов в деятельности работников и структурных подразделений Министерства, разрабатывает предложения по их исключению;

б) организует внутренние расследования (проверки), участвует в них совместно с Правовым департаментом и иными департаментами Министерства (при необходимости);

в) обеспечивает взаимодействие и оказывает содействие ФАС России по вопросам, связанным с проводимыми расследованиями (проверками);

г) организует ознакомление работников с настоящим приказом.

7. Департаменты Министерства в соответствии со своей компетенцией в целях функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве:

а) осуществляют анализ проектов нормативных правовых актов Министерства по компетенции департамента Министерства (включая размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно¬телекоммуникационной сети «Интернет» проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию, осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта), мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства (включая осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в сфере деятельности департамента Министерства и систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства), выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, составление описания таких рисков на основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства и распределение их по уровням рисков нарушения антимонопольного законодательства;

б) осуществляют анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), сбор сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства, составление перечня нарушений антимонопольного законодательства, который содержит классифицированные по сфере деятельности департамента Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (с указанием по каждому нарушению нарушенной нормы, сути, последствий и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом);

в) направляют в Правовой департамент информацию по результатам осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным;

г) принимают участие во внутренних расследованиях (проверках), организуемых Департаментом проектного управления и развития персонала (при необходимости);

8. Реализация Министерством функции по размещению нормативных правовых актов Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках осуществления антимонопольного комплаенса обеспечивается посредством их размещения на официальном сайте regulation.gov.ru в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической

комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7491), Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 36, ст. 4902).

III. Выявление и оценка рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства

9. Выявление и оценка рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства осуществляется Правовым департаментом на основании информации, поступившей в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Положения.

10. Результаты анализа информации, поступившей в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Положения, включаются в проект ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе, а также учитываются при разработке проекта ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

11. Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р.

12. В случае если в ходе выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Правовым департаментом обнаружены признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении работниками возложенных функций, указанные материалы подлежат передаче в Департамент управления проектами и развития персонала.

IV. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса

13. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства. Такие количественные характеристики (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).

14. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Правовым департаментом и утверждаются Министром на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.

15. Правовой департамент ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

V. Доклад об антимонопольном комплаенсе

16. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

17. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе подготавливается Правовым департаментом и в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляется на подпись Министру.

18. Департамент управления делами и контроля обеспечивает представление подписанного Министром доклада об антимонопольном комплаенсе в Общественный совет при Министерстве финансов Российской Федерации для утверждения.

19. В течение месяца после подписания Министром и утверждения Общественным советом при Министерстве финансов Российской Федерации доклад об антимонопольном комплаенсе подлежит размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в ФАС России.