Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2019 год)

скачать (DOC, 0.16 MB)
Опубликовано: 08.08.2020Изменено: 08.08.2020
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2019 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2019 г.

2020

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2019 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2019 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. В 2019 г. статус саморегулируемых организаций аудиторов имели «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) (РСА)[1] и Ассоциация «Содружество» (ААС).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляло Федеральное казначейство. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля установлены Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства регулируется Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Показатели контрольной деятельности за 2019 г.

В 2019 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 6076 проверок, в том числе 1079 проверок аудиторских организаций и 4997 проверок аудиторов, включая 95 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 26 % всех аудиторских организаций, 16 % всех индивидуальных аудиторов и 26 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.

Планирование проверок Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в три года (для Федерального казначейства); не реже одного раза в три года (для саморегулируемых организаций аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемых организаций аудиторов).

Исходя из периодичности проведения саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, составил в среднем за пять лет 20,9% (2015 г. – 20,4%, 2016 г. – 29,0%, 2017 г. – 18,7%, 2018 г. – 17,9%, 2019 г. – 18,3%).

Федеральное казначейство

В 2019 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство как независимый от аудиторской профессии орган осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2019 г. данную услугу оказывали около 530 аудиторских организаций.

За год Федеральным казначейством проведены 218 проверок (240 – в 2018 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 89 % являлись плановыми (88 % - в 2018 г.), 11 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами (12 % - в 2018 г.).

В 2019 г. имел место 21 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства. По сравнению с 2018 г. количество таких случаев не изменилось.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2019 г. составило 78 человек.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 189 проверок (206 – в 2018 г.). По результатам этих проверок Федеральным казначейством приняты 189 решений о применении мер воздействия:

40 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения (45 – в 2018 г.);

112 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (126 – в 2018 г.);

28 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (27 – в 2018 г.);

9 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (8 – в 2018 г.).

Кроме того, Федеральным казначейством составлен 21 протокол об административных правонарушениях (15 – в 2018 г.), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде, за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор).

Доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2019 г. 87 % (86 % - в 2018 г.). Контрольная деятельность Федерального казначейства оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов Количество проведенных проверок Доля проверенных аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторских организаций  - членов, %
2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г.

РСА

406

397

20

19

ААС

455

375

22

17

Всего

861

772

21

18

По сравнению с 2018 г. количество проведенных в 2019 г. саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 11,5 %. При этом в обеих саморегулируемых организациях аудиторов имело место увеличение количества проведенных проверок.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2019 г. проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, увеличилась на 6,4 процентных пункта и составила 36,5 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми (97 % - в 2018 г.), 1 % - проведены вне утвержденных планов (3 % - в 2018 г.), в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2019 г. имел место 251 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе 87 случаев в РСА и 164 случая в ААС. По сравнению с 2018 г. количество таких случаев уменьшилось на 6 %.

Количество внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

Саморегулируемая организация аудиторов Количество проведенных проверок Доля проверенных индивидуальных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве индивидуальных аудиторов - членов, %
2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г.

РСА

50

61

20

23

ААС

45

34

14

10

Всего

95

95

16

15

По сравнению с 2018 г. количество проведенных в 2019 г. внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов не изменилось.  При этом в РСА имело место уменьшение количества проведенных проверок, а в ААС - увеличение.

Результаты внешних проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, проведенных ААС в 2019 г., характеризуются следующими данными:

Оценка качества аудита[2] Количество проверок, ед.
Аудиторские организации Индивидуальные аудиторы

Нарушения не выявлены

34

2

Выявлены несущественные нарушения

277

19

Выявлены существенные устранимые нарушения

64

3

Выявлены  существенные неустранимые нарушения

49

10

Выявлены грубые нарушения

4

2

Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности

4

8

Количество внешних проверок качества работы аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов) по саморегулируемым организациям аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов Количество проведенных проверок Доля проверенных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторов – членов,%
2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г.

РСА

2 995

1 653

17

17

ААС

1 907

1 622

18

18

Всего

4 902

3 275

17

17

По сравнению с 2018 г. количество проведенных в 2019 г. внешних проверок качества работы указанных аудиторов увеличилось на 50 %. При этом в обеих саморегулируемых организациях аудиторов имело место увеличение количества проведенных проверок.

В 2019 г. имели место 122 случая уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2018 г. данный показатель уменьшился на 49 %.

Совокупные расходы саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2019 г. составили 43,4 млн. руб. или 20,8 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2018 г. эти расходы увеличились на 15 %, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов уменьшилась на 0,5 процентных пункта. В обеих саморегулируемых организациях аудиторов имело место увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества.

Саморегулируемая организация аудиторов Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб. Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на
одну проверку, руб. одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.
2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г.

РСА

19,8

16,7

5 737

7 911

1 592

1 356

ААС

23,6

21,1

9 805

10 389

2 102

1 835

Всего

43,4

37,8

7 409

9 126

1 834

1 587

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2019 г. составила 134,0 млн. руб. Средний размер компенсационного фонда – 67,0 млн. руб. По сравнению с 2018 г. величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов выросла в РСА на 7,9 %, в ААС на 17,1 %. Как и в предыдущие годы, выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов в 2019 г. не производились.

В 2019 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 276 человек, в том числе 1 штатный контролер в РСА. Однако в осуществлении внешнего контроля качества работы фактически принимали участие лишь 185 контролеров саморегулируемых организаций аудиторов или 67 % из общего количества.

В 2019 г. 949 аудиторов прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (582 – в 2018 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы
2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г.

РСА

63 79 54,8 26,7 36,0 29,3

ААС

122 128 19,7 15,9 20,0 19,8

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2019 г. плановых проверок внешний контроль качества работы прошли 808 аудиторских организаций и 95 индивидуальных аудиторов (100 % от общего количества проверенных саморегулируемыми организациями аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов). Вместе с тем в 2019 г. в ходе внешних проверок качества работы всеми саморегулируемыми организациями аудиторов выявлено 6658 нарушений. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемых организаций аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 191 проверки (161 – в 2018 г.). Эти меры приняты к 76 аудиторским организациям (111 – в 2018 г.) и 115 аудиторам (50 – в 2018 г.). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2019 г., характеризуются следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов Принятые меры дисциплинарного воздействия
Предписания, обязывающие устранить нарушения Предупреждения о недопустимости нарушений Штрафы Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов
Аудиторы Аудиторские организации Аудиторы Аудиторские организации Аудиторы Аудиторские организации Аудиторы Аудиторские организации Аудиторы Аудиторские организации

РСА

0

0

1

14

0

0

0

1

0

1

ААС

0

0

107

51

1

0

3

7

0

0

В 2019 г. имело место увеличение количества примененных мер дисциплинарного воздействия на 20,8 % по сравнению с 2018 г. Увеличение количества примененных саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия имело место по предупреждениям о недопустимости нарушений и приостановлениям членства в саморегулируемой организации аудиторов. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемыми организациями аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ими проверок аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов составила в 2019 г. 20 % (19 % - в 2018 г.).

Контроль соблюдения антиотмывочного законодательства

Федеральное казначейство и саморегулируемые организации аудиторов в пределах своей компетенции осуществляют контроль соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (антиотмывочное законодательство). Количество проверок соблюдения антиотмывочного законодательства в 2019 г. составило:

Саморегулируемая организация аудиторов / Федеральное казначейство Количество проведенных проверок аудиторских организаций Количество проведенных проверок индивидуальных аудиторов
2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г.

РСА

434

350

50

60

ААС

517

361

45

32

ФК

193

212

х

х

Всего

1 144

923

95

92

В 2019 г. указанный контроль осуществлялся в ходе внешних проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также путем проведения специальных (тематических) проверок. В 2019 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 143 специальных проверок (РСА – 67, ААС - 76).

По результатам проведенных в 2019 г. проверок соблюдения антиотмывочного законодательства были приняты следующие меры воздействия:

вынесены предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения – 2 случая;

вынесены предупреждения о недопустимости нарушений – 8 случаев.

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2019 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы – МСКК 1, МСА 220 (количество выявленных нарушений - 1638[3]).

Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

№ п/п Содержание нарушения Нарушенный стандарт Количество выявленных нарушений

1

Неисполнение требований к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения

МСА 700

1 958

МСА 705

2 021

2

Низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов

МСА 230

959

3

Отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

МСА 250

509

4

Низкий уровень планирования аудита

МСА 300

434

5

Неисполнение требований, связанных с получением аудиторских доказательств

МСА 500

197

6

Неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах

МСА 550

197

7

Неисполнение требований в отношении рассмотрения недобросовестных действий

МСА 240

127

8

Отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

МСА 570

125

9

Недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты

МСА 560

83

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора (количество выявленных нарушений - 430);

2) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз (429 нарушений).

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2019 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) формальный подход к проведению внешних проверок качества работы, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;

2) отсутствие системной работы саморегулируемых организаций аудиторов по профилактике нарушений установленных требований аудиторскими организациями, аудиторами, что не способствует предупреждению таких нарушений, устранению причин, факторов и условий, способствующих им, снижению административной нагрузки на аудиторские организации и аудиторов, их мотивации к добросовестной деятельности;

3) отсутствие глубокого анализа и оценки применения мер воздействия и оказываемого этими мерами влияния на деятельность аудиторских организаций, аудиторов;

4) неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

5) недостаточный контроль за устранением системных грубых и существенных нарушений выявленных по результатам внешних проверок качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

6) неравномерная нагрузка на контролеров;

7) кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе: недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствие их ротации, низкая ответственность специалистов за результаты проведенных проверок, отсутствие действенных стимулов и заинтересованности контролеров саморегулируемых организаций аудиторов в результатах своей работы, формальный подход к организации обучения и повышения квалификации  контролеров;

8) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов;

9) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

10) несоблюдение требований к периодичности проведения внешних проверок качества.

Приложение к отчету

Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества, предложенных в 2019 г.

В 2019 г. Советом по аудиторской деятельности (далее - Совет), Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета и его Рабочего органа. Одобрены методические рекомендации по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (февраль 2019 г.). Советом даны рекомендации по формированию планов внешних проверок качества работы субъектов аудиторской деятельности на 2020 г. В частности, Федеральному казначейству предложено применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций-объектов проверок, в том числе с учетом результатов Секторальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с участием аудиторов (март 2019 г.). Саморегулируемым организациям аудиторов Советом рекомендовано при планировании деятельности по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов на основе риск-ориентированного подхода, среди прочего, обратить особое внимание на случаи существенного занижения ценовых предложений по сравнению со средним уровнем таких предложений при участии в конкурсах на заключение договоров оказания аудиторских услуг (июнь 2019 г.).

Советом предложено Федеральному казначейству и саморегулируемым организациям аудиторов:

а) доработать Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г., в части градации существенных и грубых нарушений;

б) осуществлять координацию деятельности по подготовке и изданию информационно-методических материалов по вопросам внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

в) осуществлять подготовку информационно-методических материалов и проведение методических мероприятий по вопросам внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов с учетом результатов анализа типовых нарушений, выявляемых в ходе внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2018 г.». Федеральное казначейство на своем официальном Интернет-сайте систематически размещало информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемые организации аудиторов на своих официальных Интернет-сайтах размещали информацию о результатах осуществляемых ими мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г., изданных Департаментом и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2018 г.».


[1] 17 февраля 2020 г. некоммерческая организация утратила статус саморегулируемой организации аудиторов.

[2] Согласно Единым критериям оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 29 марта 2018 г.

[3] Здесь и далее количество выявленных нарушений определяется на основе Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренных Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.