Письмо Минфина России от 28.11.2019 № 01-02-01/06-92382 «Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации»

Опубликован в разделе: 2020-2022 годы
скачать (ZIP, 16.18 MB)
Опубликовано: 28.11.2019Изменено: 28.11.2019
Письмо Минфина России от 28.11.2019 № 01-02-01/06-92382 «Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации» Скачать

Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (далее – Регламент), вносит проект постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации» (далее – проект постановления).

Разработка проекта постановления предусмотрена пунктом 6 проекта плана-графика подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений», внесенного в Правительство Российской Федерации письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2019 г. № 01-02-02/06-84236.

В соответствии с пунктом 60 Регламента и пунктом 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96,
в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект постановления был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» с 12 по 19 ноября 2019 г. (ID проекта 04/12/11-19/00096981). Замечаний и предложений не поступило.

Министерством юстиции Российской Федерации по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз представлено заключение от 22 ноября 2019 г. № 09/147285-ДН, в котором сообщается, что проект постановления соответствует актам более высокой юридической силы, не содержит внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании. Коррупциогенные факторы выявлены не были.

Замечания Министерства юстиции Российской Федерации юридико-технического характера по проекту постановления и материалам к нему учтены.

Министерством экономического развития Российской Федерации проект постановления согласован без замечаний (письмо от 21 ноября 2019 г. № 39891-ГС/Д14и).

Проектом постановления отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства, а также в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных сферах не регулируются. В связи с этим проведение оценки регулирующего воздействия и подготовка соответствующего заключения в отношении проекта постановления не требуется.

Приложение: на 18 л. в 1 экз.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации А.Г. Силуанов

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «___» _________________ _______ г. № ________

МОСКВА

Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации

В соответствии с пунктом 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; 2013, № 19, ст. 2331; 2014, № 48, ст. 6664; 2019, № 31, ст. 4466) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые общие требования к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие в процессе составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов).

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от __________ 2019 г. № ____

Общие требования к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации

1. Настоящий документ определяет общие требования к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (далее - единая субвенция).

2. Порядок формирования и предоставления единой субвенции утверждается законом субъекта Российской Федерации и должен содержать следующие положения:

а) утверждение общего объема единой субвенции и его распределения между местными бюджетами законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

б) объединение в единую субвенцию субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении двух и более государственных полномочий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления;

в) перечень субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, формирующих единую субвенцию, а также порядок (методику) определения общего объема единой субвенции и его распределения между муниципальными образованиями;

г) срок представления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - субъектами бюджетного планирования, осуществляющими функции по реализации государственной политики и правового регулирования в сферах, переданных для осуществления органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства муниципальных образований, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), проекта распределения субвенций, формирующих единую субвенцию, в финансовый орган субъекта Российской Федерации;

д) предоставление единой субвенции в пределах бюджетных ассигнований на ее предоставление, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период;

е) перечисление единой субвенции на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

В случае, если полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению в местные бюджеты единой субвенции в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является единая субвенция, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства, - перечисление единой субвенции на единые счета местных бюджетов, открытые территориальным органам Федерального казначейства;

ж) возврат не использованного в отчетном финансовом году остатка единой субвенции в доход бюджета субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов местных бюджетов по возврату остатков единой субвенции, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации;

з) взыскание неиспользованного остатка единой субвенции в доход бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом финансовым органом субъекта Российской Федерации, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации, в случае, если неиспользованный остаток единой субвенции не перечислен в доход бюджета субъекта Российской Федерации;

и) применение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации целевых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства муниципальных образований, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию (далее - целевые показатели), в целях оценки результативности предоставления местным бюджетам единой субвенции;

к) утверждение уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации значений целевых показателей по муниципальным образованиям в срок, установленный порядком формирования и предоставления единой субвенции;

л) осуществление уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации контроля за достижением органами местного самоуправления значений целевых показателей;

м) представление главой местной администрации (руководителем исполнительно - распорядительного органа) муниципального образования в финансовый орган субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчета о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является единая субвенция, информации об объемах расходов местного бюджета на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет единой субвенции, а также отчета, содержащего сведения о фактически достигнутых значениях целевых показателей, по формам и в сроки, которые установлены порядком предоставления и формирования единой субвенции;

н) осуществление уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства муниципальных образований, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию, исходя из сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей с планируемыми значениями целевых показателей;

о) утверждение решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) объемов осуществляемых за счет предоставляемой единой субвенции расходов местного бюджета на осуществление переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию (перераспределение указанного объема расходов местного бюджета осуществляется путем внесения соответствующих изменений в решение о местном бюджете).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации» (далее - проект постановления) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» (далее - Закон № 307-ФЗ), установлено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении двух и более государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, могут быть объединены в единую субвенцию местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, порядок формирования и предоставления которой утверждается законом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Проект постановления предусматривает установление общих требований к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

В настоящее время соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, направленный на реализацию вышеуказанного положения, отсутствует, что затрудняет органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять единую субвенцию из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты и, соответственно, повысить качество организации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях.

Отдельные положения общих требований к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации аналогичны положениям Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 275.

Издание и реализация предлагаемого постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, а также не окажет влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует привлечения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация предлагаемых в проекте постановления решений не повлечет возникновения социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. В финансовой сфере реализация проекта постановления повлечет сокращение количества субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, упрощение порядка делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, повышение эффективности исполнения указанных полномочий на муниципальном уровне.

В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. При этом проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается осуществление государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления субвенций местным бюджетам, в связи с чем такое же требование будет распространяться на предоставление единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, должны применяться бюджетные меры принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Также в случае нецелевого использования единой субвенции или нарушения порядка и (или) условий предоставления единой субвенции к нарушителю будет применяться административная ответственность, установленная соответственно статьей 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» или статьей 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вступление в силу предлагаемого постановления Правительства Российской Федерации предусматривается со дня его официального опубликования. Также предполагается распространение действия указанного постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникающие в процессе составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов), что соответствует положениям, предусмотренным частью 1 статьи 2 Закона № 307-ФЗ.

Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации»

Реализация постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации» (далее – постановление) не повлечет сокращения (увеличения) доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Единая субвенция не является отдельной формой межбюджетных трансфертов. Решение о консолидации субвенций в единую субвенцию принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Реализация постановления приведет к сокращению количества субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, упрощению порядка делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, повышению эффективности исполнения указанных полномочий на муниципальном уровне.

ТАБЛИЦА
рассмотрения замечаний Министерства юстиции Российской Федерации
по проекту постановления Правительства Российской Федерации
«Об общих требованиях к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации»

п/п Позиция Минюста России
(заключение от 22.11.2019 № 09/147285 -ДН)
Позиция Минфина России

1.

По проекту Правил имеется замечание юридико-технического характера.

Так, преамбула проекта постановления Правительства Российской Федерации является излишней, в связи с чем подлежит исключению.

Учтено частично.

По замечанию Министерства юстиции Российской Федерации уточнена редакция преамбулы проекта постановления.

Справочно: вместо редакции преамбулы «В целях реализации пункта 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; 2013, № 19, ст. 2331; 2014, № 48, ст. 6664; 2019, № 31, ст. 4466) Правительство Российской Федерации постановляет:» в проекте постановления преамбула излагается в следующей редакции:

«В соответствии с пунктом 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; 2013, № 19, ст. 2331; 2014, № 48, ст. 6664; 2019, № 31, ст. 4466) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:».

По мнению Минфина России, преамбула к проекту постановления необходима во исполнение пункта 6 раздела 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», согласно которому структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В нормативном правовом акте дается вступительная часть - преамбула для разъяснения оснований, целей и мотивов принятия нормативного правового акта. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

2.

Обращаем внимание, что пояснительную записку к проекту постановления Правительства Российской Федерации необходимо доработать с учетом пункта 53 Регламента.

Учтено.

По замечанию Министерства юстиции Российской Федерации пояснительная записка к проекту постановления доработана с учетом пункта 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (далее – Регламент), и в нее включены новые положения.

Предусмотрено, что реализация предлагаемых в проекте постановления решений не повлечет возникновения социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. В финансовой сфере реализация проекта постановления повлечет сокращение количества субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, упрощение порядка делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, повышение эффективности исполнения указанных полномочий на муниципальном уровне.

В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. При этом проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается осуществление государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления субвенций местным бюджетам, в связи с чем такое же требование будет распространяться на предоставление единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, должны применяться бюджетные меры принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Также в случае нецелевого использования единой субвенции или нарушения порядка и (или) условий предоставления единой субвенции к нарушителю будет применяться административная ответственность, установленная соответственно статьей 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» или статьей 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в пояснительную записку к проекту постановления внесены юридико-технические изменения.

3.

Кроме того, отмечаем, что в материалах отсутствуют сведения о поступивших заключениях независимых экспертов в соответствии с пунктом 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.

Учтено.

В письме Минфина России Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву содержится информация о том, что в соответствии с пунктом 60 Регламента и пунктом 5 Правил
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект постановления размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» с 12 по 19 ноября 2019 г. (ID проекта 04/12/11-19/00096981). Замечаний и предложений не поступило.