Проект приказа Минфина России «Об утверждении Методики разработки и реализации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования»

Опубликован в разделе: Страховая деятельность
скачать
Опубликовано: 29.12.2018Изменено: 29.12.2018
0
Проект приказа Минфина России «Об утверждении Методики разработки и реализации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования» Скачать

Об утверждении Методики разработки и реализации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования

В соответствии со статьей 111 Федерального закона от 21.12.1994 № 68?ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» приказываю:

Утвердить прилагаемую Методику разработки и реализации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Приложение
к приказу Минфина России
от ________№___

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО РАСПОЛОЖЕННЫМ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ ГРАЖДАН, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 1. Общие положения

1.1. Настоящая методика разработки и реализации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее – Методика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.2. Методика подготовлена в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке, утверждении и реализации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее - Программа).

1.3. Методика определяет основные положения Программы, в том числе способы и порядок организации страхования и возмещения ущерба, причиненного застрахованным жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений граждан, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – жилые помещения, ЖК РФ), за счет осуществления страховщиками страхового возмещения по договорам добровольного страхования жилых помещений (далее – договор страхования) и оказания помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Рекомендации по разработке

2.1. Программа является нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

2.2. Для разработки, утверждения и реализации Программы органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется:

а) определить для координации вопросов, связанных с разработкой и реализацией Программы, координатора Программы, функции которого может выполнять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области финансов, экономики, жилищного хозяйства либо наделенное указанными функциями учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;

б) утвердить рабочую группу для разработки и реализации Программы с привлечением в том числе представителей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей страховые организации, а также страховщиков, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в разработке и реализации Программы;

в) руководствоваться при разработке Программы законодательством Российской Федерации, в том числе положениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 111 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положениями Закона Российской Федерации от 27.11.1992
№ 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», настоящей Методикой, а также правилами добровольного страхования жилых помещений, утвержденными страховщиками (далее – правила страхования);

г) установить (при необходимости) срок действия Программы, периодичность её пересмотра и актуализации.

2.3. Программа определяет механизмы возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям, посредством помощи, оказываемой субъектом Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и страхового возмещения, осуществляемого страховщиками, участвующими в Программе, по договорам страхования.

2.4. Социально-экономические, географические особенности субъекта Российской Федерации, характеристики его жилищного фонда могут быть учтены при определении основных положений Программы, в том числе перечня рисков, распределения размеров (долей) участия в возмещении ущерба субъекта Российской Федерации и страховщика, участвующего в Программе, условий страхования, в частности, размера страховой суммы, страхового тарифа, порядка и способов заключения договора страхования, оплаты страховой премии.

3. Основные положения Программы

3.1. Использование страхования в целях возмещения гражданам ущерба, причиненного жилым помещениям

Целью реализации Программы является использование страхования для возмещения гражданам в максимально возможном размере ущерба, причиненного жилым помещениям в связи с их утратой (гибелью) или повреждением в результате чрезвычайной ситуации.

Страхование осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых страховщиками, участвующими в Программе, на условиях Программы и правил страхования.

Договор страхования неразрывно связан с Программой и содержит на нее ссылку (указание).

Страхование распространяется на расположенные на территории субъекта Российской Федерации жилые помещения, права собственности на которые оформлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, включая, в частности, их конструктивные элементы, элементы отделки, инженерные коммуникации, инженерно-техническое оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов, относящиеся к жилому помещению либо к нескольким жилым помещениям, и являющиеся для них общими. При этом в индивидуальных жилых домах страхованию подлежат инженерные системы и инженерно-техническое оборудование, установленные внутри дома, в пределах земельного участка, на котором расположен дом, а также за его пределами до места подключения, соединения, врезки с централизованными сетями инженерно-технического обеспечения и общими коммуникациями.

3.1.1. Жилые помещения, подлежащие страхованию, могут быть сгруппированы в Программе по одному или нескольким признакам:

а) расположению в границах административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации;

б) размеру кадастровой стоимости (при ее отсутствии – стоимости в соответствии с отчетом оценки объекта оценки);

в) целям использования жилищного фонда, в котором расположено жилое помещение, установленным в соответствии с частью 3 статьи 19 ЖК РФ;

г) виду жилого помещения, установленному в соответствии со статьей 16 ЖК РФ;

д) этажности дома (многоэтажные или малоэтажные дома);

е) основному материалу стен дома (кирпич, панели, блоки и т.д.);

ж) году постройки, с учетом состояния и степени физического износа дома.

Группировка жилых помещений используется для оценки риска утраты (гибели) жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, определения минимального объема обязательств страховщика, участвующего в Программе, по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации (далее – МООС) и установления страховщиками, участвующими в Программе, страхового тарифа, а также для определения размера возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям, и распределения размера (долей) участия в возмещении ущерба между страховщиком, участвующим в Программе, и субъектом Российской Федерации по иным рискам и страховым событиям, предусмотренным Программой, определения размера подлежащего возмещению ущерба. При отсутствии группировки жилых помещений условия Программы являются едиными для всех расположенных на территории субъекта Российской Федерации жилых помещений.

3.1.2. Действие Программы не распространяется на жилые помещения:

а) расположенные в многоквартирных домах, которые находятся в стадии незавершенного строительства;

б) признанные в установленном порядке непригодными для проживания, в том числе в связи с признанием аварийными и подлежащими сносу.

3.2. Участники Программы

3.2.1. Участниками Программы признаются:

а) граждане - собственники жилых помещений, являющиеся страхователями по договору страхования и имеющие право на возмещение ущерба, причиненного жилому помещению, от страховщика, участвующего в Программе, по договору страхования, наряду с помощью, оказываемой субъектом Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) страховщики, участвующие в Программе на условиях раздела 3.4, включенные в реестр страховщиков - участников Программы;

в) координатор Программы.

3.2.2. Кроме граждан - собственников жилых помещений в качестве участников Программы, выполняющих отдельные функции страхователя, в том числе по уплате страховой премии, могут быть указаны лица исходя из следующего их статуса:

а) проживающие совместно с собственником жилого помещения;

б) имеющие постоянную регистрацию по адресу места нахождения жилого помещения;

в) являющиеся нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, иные наниматели и пользователи жилых помещений на основании договоров найма, аренды при условии, что такими договорами предусмотрено заключение ими в качестве страхователей договоров страхования в пользу собственника жилого помещения.

3.2.3. Участники Программы, указанные в подпункте «а» пункта 3.2.1 и в пункте 3.2.2 настоящей Методики, выполняют обязанности, предусмотренные ЖК РФ, Программой и договором страхования, в частности:

а) своевременно уплачивают страховую премию (страховые взносы) страховщику;

б) поддерживают жилое помещение в надлежащем состоянии, соблюдают правила пользования жилым помещением и содержания жилого помещения в надлежащем состоянии;

в) для возмещения ущерба, причиненного жилому помещению в результате наступления событий, указанных в Программе в соответствии с разделом 3.3 настоящей Методики, обращаются к страховщику с требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования и к координатору Программы с заявлением на получение помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном пунктами 3.9.3 - 3.9.6 настоящей Методики.

Участники Программы, указанные в настоящем подпункте, могут нести бремя расходов на содержание жилого помещения, выполнять  иные обязанности в соответствии с ЖК РФ.

 

3.3. Перечень подлежащих страхованию рисков, при наступлении которых предоставляется помощь в возмещении ущерба за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

3.3.1. Программа предусматривает риск утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся при возникновении предусмотренных Программой событий:

а) опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия:

землетрясения, извержения вулкана, оползня, обвала, осыпи, других опасных геологических явлений;

урагана, шквала, смерча, града, других опасных метеорологических явлений;

половодья, паводка, схода снежных лавин, селя, других опасных гидрологических явлений;

цунами, шторма, других опасных морских гидрометеорологических явлений;

б) ситуаций техногенного характера:

взрыва (внезапного обрушения);

аварии на производственных объектах, объектах транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры;

в) пожара, иных ситуаций смешанного (природно-техногенного) характера.

Указанные в настоящем пункте риск и события считаются наступившими, если причиненный ущерб и количество пострадавших соответствует критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3.3.2. Программа может предусматривать иные риски:

а) риск повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате событий, указанных в пункте 3.3.1 настоящей Методики;

б) риск утраты (гибели) и (или) повреждения жилого помещения в результате иных событий, в частности, удара молнии, взрыва газа, употребляемого для бытовых целей, аварии водопроводных, канализационных, отопительных, противопожарных (спринклерных) систем, падения на жилое помещение стоящих, висящих объектов, конструкций или их обломков, деревьев, грузов и иных видов имущества, противоправных действий третьих лиц.

3.3.3. В Программу могут включаться один или оба риска, одно событие либо несколько событий, предусмотренных пунктом 3.3.2 настоящей Методики.

3.3.4. Участие страховщиков должно предусматриваться во всех рисках, событиях указанных в Программе в соответствии с пунктами 3.3.1 – 3.3.3 настоящей Методики.

3.4. Порядок участия страховщиков в Программе

3.4.1. Страховщик, желающий присоединиться к Программе, предоставляет координатору Программы:

а) копию лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования;

б) утвержденные правила страхования и проект договора страхования, учитывающие положения Программы;

в) копию соглашения об информационном обмене с оператором единой автоматизированной системы страхования жилых помещений (далее - АИС Жилье), указанным в пункте 32 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

г) подписанное страховщиком предварительное соглашение об информационном обмене с информационным ресурсом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять информационное взаимодействие, если данное требование установлено Программой;

д) копию договора облигаторного перестрахования с национальной перестраховочной компанией;

е) информационные материалы с разъяснением условий страхования по Программе (форма оферты, информационные листы, в том числе с указанием преимуществ участия граждан в Программе, порядка уплаты страховой премии (страховых взносов), порядка заключения договора страхования, осуществления страхового возмещения, иные рекламно-пропагандистские проекты, которые страховщик намерен реализовывать на территории субъекта Российской Федерации).

3.4.2. Координатор Программы по результатам рассмотрения представленных документов включает страховщиков в реестр страховщиков - участников Программы.

3.4.3. Порядок и сроки направления страховщиком указанных в пункте 3.4.1 настоящей Методики документов и материалов, порядок и сроки их проверки координатором Программы на соответствие законодательству Российской Федерации и требованиям Программы, порядок принятия решения о включении в реестр страховщиков - участников Программы, порядок ведения реестра страховщиков - участников Программы, состав информации, в нем содержащейся, устанавливаются координатором Программы в соответствующем регламенте.

3.4.4. Страховщик может быть исключен из реестра страховщиков - участников Программы, в следующих случаях:

а) приостановление действия лицензии или ее отзыв;

б) на основании заявления страховщика о выходе из Программы и исключении из реестра страховщиков - участников Программы при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 3.4.5 настоящей Методики.

3.4.5. В случае исключения страховщика из реестра страховщиков – участников программы обязательства, принятые им по договорам страхования за период участия в Программе, должны исполняться надлежащим образом, в частности посредством:

а) передачи страхового портфеля другому страховщику (ам), участвующему (им) в Программе, в соответствии со статьей 26.1 Закона от 27.10.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

б) включения в договор облигаторного перестрахования, заключенный с национальной перестраховочной компанией страховщиком, условия о том, что в случае исключения последнего из реестра страховщиков - участников Программы выплата страхового возмещения по договору страхования осуществляется национальной перестраховочной компанией в объеме принятых ею в перестрахование обязательств страховщика.

3.4.6. В случае участия в Программе двух и более страховщиков допускается:

а) распределение между страховщиками подлежащих страхованию в рамках Программы жилых помещений, в том числе исходя из группировки жилых помещений по административно-территориальным единицам субъекта Российской Федерации с учетом признаков, предусмотренных пунктом 3.1.1 настоящей Методики, которое отражается в реестре страховщиков - участников Программы, с соблюдением принципов единства подходов и справедливости;

б) использование страховщиками механизма сострахования;

в) объединение страховщиков в страховой пул;

г) достижение договоренности о применении единого страхового тарифа.

В случае выбора механизмов организации страхования, предусмотренных подпунктами «б» и «в» настоящего пункта, Программа предусматривает единство принципов и подходов к условиям страхования, наличие договора о совместной деятельности страховщиков, разделение между ними ответственности и солидарность в ее обеспечении.

3.5. Порядок информирования участников Программы о разработке Программы, условиях Программы и страховщиках

3.5.1. В целях привлечения граждан к участию в Программе и заключению договоров страхования им предоставляется следующая информация:

а) о принятии Программы субъектом Российской Федерации, о ее целях, порядке участия в ней граждан - собственников жилых помещений, иных лиц, имеющих право участвовать в Программе;

б) о страховщиках с указанием их наименований, адресов места нахождения, официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступных способов обратной связи, графика работы, способов принятия обращений страхователей (выгодоприобретателей) и ответа на них;

в) о страховых посредниках (страховых агентах, страховых брокерах), если страхование в рамках Программы осуществляется при их посредничестве;

г) о существенных условиях договора страхования и порядке его заключения в соответствии с разделом 3.7 настоящей Методики;

д) о размере МООС, размере (долях) участия страховщиков и субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба, причиненного в результате иных чем чрезвычайная ситуация событий, предусмотренных Программой;

е) о максимальном размере ущерба, подлежащего возмещению в рамках Программы, порядке определения размера ущерба, подлежащего возмещению;

ж) о преимуществах участия граждан в Программе:

гражданам, заключившим договор страхования, гарантируется возмещение ущерба, причиненного застрахованному жилому помещению, в пределах максимального размера подлежащего возмещению ущерба, определенного, исходя из общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, утверждаемой Минстроем России;

граждане, участвующие в Программе, несут расходы по уплате страховой премии (страховых взносов), приходящейся только на объем обязательств страховщиков (страховую сумму), без учета размера (доли) участия субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба;

з) о плате по договору страхования (страховой премии, подлежащей уплате страхователем);

и) о порядке обращения к страховщику для осуществления страхового возмещения и к субъекту Российской Федерации за получением помощи, предоставляемой за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с разделом 3.9 настоящей Методики.

3.5.2. Информирование граждан осуществляется страховщиками, страховыми посредниками, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей страховые организации, координатором Программы, должностными лицами государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования путем доведения информации, сведений об условиях Программы и страхования любыми доступными способами, в том числе посредством:

а) размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в периодических печатных изданиях, подлежащих распространению на территории субъекта Российской Федерации;

б) распространения информационных листков и иных рекламных материалов;

в) радио- и телевещания.

Информирование граждан может осуществляться через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, организаций, принимающих оплату за содержание жилых помещений, коммунальные услуги, вывоз мусора, электроэнергию, газ, тепловую энергию.

Информация о Программе предоставляется гражданам бесплатно.

3.5.3. Координатор Программы или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуют информирование страховщиков в целях их привлечения к работе по Программе:

а) о разработке субъектом Российской Федерации Программы;

б) об условиях участия страховщиков в Программе в соответствии с разделом 3.4 настоящей Методики;

в) о страховых рисках и событиях, которые субъект Российской Федерации готов включить в Программу, помимо рисков, предусмотренных пунктом 3.3.1 настоящей Методики;

г) о предполагаемом размере (доле) участия страховщика в возмещении ущерба по включенным в Программу рискам и событиям, предусмотренным пунктом 3.3.2 настоящей Методики;

д) о предполагаемом размере (доле) участия субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба, причиненного в результате включенных в Программу рисков и событий, предусмотренных пунктом 3.3.2 настоящей Методики;

е) о характеристике жилищного фонда и группировке жилых помещений в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящей Методики (если она проводится);

ж) о предполагаемом размере (размерах) МООС;

з) о возможности взаимодействия страховщиков с организациями, осуществляющими прием платежей от населения в субъекте Российской Федерации, указанными в пункте 3.7.5 настоящей Методики.

3.5.4. После утверждения Программы информация о ее утверждении, текст Программы, реестр страховщиков - участников программы размещаются на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» организаций, указанных в пункте 3.5.2 настоящей Методики, и находится в свободном доступе. С указанных сайтов также должна обеспечиваться обратная связь организаций с гражданами в целях рассмотрения их обращений и ответов на вопросы, связанные с реализацией Программы.

3.6. Срок действия договора страхования

Срок действия договора страхования может составлять один год, два года или три года. Конкретный срок указывается в Программе и договоре страхования.

Продление договора страхования по окончании срока его действия без изменения условий договора страхования может осуществляться страховщиком автоматически при уплате страхователем страховой премии (очередного страхового взноса) на новый срок.

Если за период действия договора страхования изменились условия страхования либо Программы, состав страховщиков, заключение договора страхования на новый срок осуществляется в соответствии с разделом 3.7 настоящей Методики.

3.7. Порядок заключения договора страхования жилого помещения

3.7.1. Заключение договора страхования предусматривает направление страховщиком предложения о заключении договора страхования (далее – оферты) по адресу места нахождения жилого помещения с последующим ее акцептом страхователем.

В целях выявления влияния характеристик жилого фонда на условия Программы и договора страхования договор страхования может заключаться  с осмотром домов и расположенных в них жилых помещений, или на основании сведений о жилых помещениях, адресах их места нахождения, полученных от Росреестра, из Единого государственного реестра недвижимости либо от страхователя при заполнении заявления на страхование.

3.7.2. Программа не должна ограничивать способы заключения договора страхования. Договор страхования может быть заключен, в частности:

а) непосредственно в офисе страховщика;

б) при посредничестве страхового агента или брокера, действующего от имени и по поручению страховщика;

в) посредством электронного взаимодействия со страховщиком через его официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или программное обеспечение.

Независимо от способа заключения договора страхования обязанность по информированию граждан в соответствии с пунктом 3.5.1 настоящей Методики должна исполняться.

3.7.3. Оферта страховщика должна содержать, в том числе информацию о:

а) максимальном размере ущерба, подлежащего возмещению в рамках Программы;

б) адресе места нахождения жилого помещения, его площади;

в) существенных условиях договора страхования:

перечне рисков и событий, подлежащих страхованию;

размере страховой суммы по рискам, группе рисков, в том числе МООС, размерах (долях) участия страховщика в возмещении ущерба;

размере страховой премии, возможности ее уплаты в рассрочку, способах, порядке, сроках ее уплаты, последствиях неуплаты в срок;

сроке действия договора страхования.

3.7.4. Страховая премия по договору страхования может быть уплачена единовременно за весь срок страхования либо в рассрочку: ежегодно, ежеквартально или ежемесячно путем регулярного внесения страховых взносов, в размерах и в сроки,  установленные договором страхования.

Порядок уплаты страховой премии (страхового взноса) страхователем  страховщику может предусматривать возможность осуществления расчетов как  наличными денежными средствами, так и путем безналичных расчетов.

3.7.5. Программа может рекомендовать наиболее доступные для граждан способы взаимодействия и оплаты страховой премии (страховых взносов) в субъекте Российской Федерации в зависимости от видов жилых помещений. Координатор Программы вправе содействовать организации взаимодействия между страховщиками и организациями, указанными в настоящем пункте.

Оплата страховой премии (страхового взноса) возможна через организации, в том числе осуществляющие прием регулярных платежей от населения, при наличии соответствующего договора со страховщиком на перечисление средств страховых взносов, получаемых от страхователей в счет оплаты договора страхования страховщику.

Страховая премия (страховой взнос) может уплачиваться страхователями одновременно с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе платой за электроэнергию, газ, тепловую энергию, твердое топливо, воду, отведение сточных вод, с другими обязательными платежами. В указанных случаях взаимодействие со страховщиком может осуществляться через управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, иные специализированные потребительские кооперативы, единые расчетные центры, поставщиков коммунальных услуг и ресурсов, предоставляющих воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ, осуществляющих вывоз мусора и твердых отходов, кредитные организации. Уплата страховой премии (страхового взноса) по договору страхования в отношении одного жилого помещения может приниматься только через одну из указанных организаций на основании договора со страховщиком и за указанный в договоре страхования период уплаты страхового взноса.

Все излишне или ошибочно принятые к оплате страховые взносы подлежат возврату страхователю в полном объеме в срок, не превышающий 45 календарных дней с даты поступления платежа от страхователя.

В договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом  собственником жилого дома с ресурсоснабжающими организациями, наряду с условиями предоставления коммунальных услуг могут содержаться положения о предоставлении дополнительной услуги по добровольному страхованию жилого помещения в рамках Программы, с указанием сроков, периодичности уплаты страховой премии (страховых взносов), сведений о договоре страхования и реквизитов страховщика.

В многоквартирных домах наряду с внесением платы за содержание, ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг на основании платежного документа возможно внесение страховых взносов при условии указания в нем на добровольность для страхователей заключения договора страхования и, соответственно, внесения по нему платы, выделения отдельных строк для оплаты страховой премии (страхового взноса) в качестве отдельной от коммунальных услуг дополнительной услуги с регистром показателя. Данное условие применимо также к платежным документам иных организаций, указанных в настоящем пункте и готовых взаимодействовать со страховщиками.

3.7.6. Акцептом оферты является уплата страхователем страховой премии либо первого страхового взноса. Если Программой и договором страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, последующая уплата очередных страховых взносов осуществляется в сроки, установленные договором страхования. Договор страхования действует и возобновляется на новый срок при условии регулярной уплаты страховых взносов страхователем.

3.7.7. Заключение договора страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю подписанного договора страхования (страхового полиса) независимо от способа заключения договора страхования.

3.7.8. Договор вступает в силу с даты уплаты страхователем страховой премии или первого страхового взноса.

3.7.9. Если уплата страховой премии производится в рассрочку, и уплата страховых взносов в течение срока действия договора страхования страхователем прекращается, последствия их неуплаты в установленные сроки определяются Программой, и ими могут являться:

а) отказ в выплате страхового возмещения страховщиком при наступлении страхового события в период, который не был оплачен страховыми взносами, либо

б) зачет суммы просроченных страховых взносов страховщиком при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения, либо

в) досрочное прекращение договора страхования на условиях, предусмотренных пунктом 3.7.10 настоящей Методики.

3.7.10. Право страховщика на досрочное прекращение договора страхования в связи с неуплатой страхователем страховых взносов в срок, установленный договором страхования, может быть реализовано по истечении 35 календарных дней с даты окончания периода, за который не произведена оплата очередного страхового взноса, при уведомлении (напоминании) страховщиком страхователя о необходимости внесения страхового взноса, если после такого уведомления страховой взнос так и не был оплачен.

3.8. Размер страховой суммы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, исходя из минимального объема обязательств страховщика, размеры (доли) участия страховщика и субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям в результате иных событий

3.8.1. Программа должна устанавливать размер страховой суммы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (МООС), определяемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от … № … «Об утверждении размеров страховых сумм по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках Программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, и порядка расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках таких Программ» по следующим вариантам:

а) единый размер МООС в отношении всех типов и видов жилых помещений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

б) размеры МООС в отношении каждой совокупности жилых помещений, сгруппированных по административно-территориальным единицам субъекта Российской Федерации в зависимости от факторов, предусмотренных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

МООС является неизменным в период срока действия договора страхования и подлежит выплате страховщиком в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 3.9.2 настоящей Методики, если Программой не предусмотрены последствия неуплаты страховых взносов в соответствии с подпунктом «б» пункта 3.7.9 настоящей Методики.

3.8.2. Рекомендуется устанавливать долю участия страховщика в возмещении ущерба по риску повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (подпункт «а» пункта 3.3.2 настоящей Методики) таким образом, чтобы размер максимального страхового возмещения по данному риску был не меньше МООС.

3.8.3. В случае включения в Программу иных рисков и событий, указанных в пункте 3.3.2 настоящей Методики, в Программе определяются размеры (доли) участия страховщика и субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба, которые могут устанавливаться как по отдельному риску, так и по группе рисков.

3.8.4. Критериями установления размеров (долей) участия субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба могут являться финансовые возможности субъекта Российской Федерации по участию в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям, сверх размера (доли) участия страховщика до максимального размера подлежащего возмещению ущерба, установленного Правительством Российской Федерации, а также частота и размер ущерба при наступлении соответствующих рисков и событий.

3.8.5. Размеры (доли) участия страховщика и субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба по включенным в Программу рискам утраты (гибели) или повреждения жилых помещений по событиям иным, чем чрезвычайная ситуация, устанавливаются в Программе путем выбора конкретного значения в диапазоне из следующих предельных величин:

а) доля участия страховщика от 30% до 95% от максимального размера ущерба, подлежащего возмещению;

б) доля участия субъекта Российской Федерации – от 5% до 70% от максимального размера ущерба, подлежащего возмещению.

3.8.6. Участие страховщика в возмещении ущерба ограничивается страховой суммой, равной размеру МООС, в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации или размером (долей) участия страховщика в возмещении ущерба, установленной в Программе, в случае повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации или причинения ему ущерба в результате наступления событий иных, чем чрезвычайная ситуация.

3.9. Максимальный размер подлежащего возмещению ущерба в рамках Программы. Порядок и сроки возмещения ущерба в случае утраты (гибели) или повреждения жилого помещения

3.9.1. Максимальный размер подлежащего возмещению ущерба, причиненного застрахованному жилому помещению, определяется как произведение общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, устанавливаемой Минстроем России.

Максимальный размер ущерба, подлежащего возмещению за утраченное (погибшее) или поврежденное жилое помещение, включает страховое возмещение, выплачиваемое страховщиком в пределах страховой суммы по договору страхования, и помощь, предоставляемую субъектом Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3.9.2. Возмещение ущерба, причиненного застрахованному в рамках Программы жилому помещению, осуществляется:

1) В случае его утраты (гибели) в результате чрезвычайной ситуации одним из следующих способов:

а) в денежной форме в максимальном размере подлежащего возмещению ущерба, установленном в соответствии с пунктом 3.9.1, из двух источников: страховщиком путем выплаты страхового возмещения в размере МООС и субъектом Российской Федерации сверх МООС до максимального размера подлежащего возмещению ущерба;

б) путем предоставления гражданину(нам) – собственнику(ам) жилого помещения взамен утраченного (при наличии у субъекта Российской Федерации возможности предоставления такого жилого помещения) в собственность при условии уступки им(и) субъекту Российской Федерации права требования к страховщику страхового возмещения в размере МООС.

Способ возмещения ущерба посредством выплаты денежных средств или предоставления жилого помещения взамен утраченного определяется субъектом Российской Федерации с учетом его возможностей и предпочтений собственников утраченного жилого помещения. Страховщик должен быть поставлен в известность о выбранном способе возмещения ущерба для согласования с координатором Программы сроков, реквизитов и способа перечисления страхового возмещения (МООС).

В Программе следует установить порядок информационного взаимодействия страховщика, координатора Программы и гражданина при выборе способа возмещения ущерба, в частности, с использованием АИС Жилье, создаваемой в соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В случае и способами, указанными в настоящем пункте, возмещение ущерба осуществляется гражданам, указанным в подпункте «а» пункта 3.2.1 настоящей Методики. Если жилое помещение находится в собственности нескольких граждан (долевой, совместной), возмещение ущерба осуществляется им с учетом долей участия либо поровну, а также с учетом родства и возможности дальнейшего совместного проживания в жилом помещении, предоставляемом взамен утраченного.

2) В случае утраты (гибели) жилого помещения в результате событий иных, чем чрезвычайная ситуация, предусмотренных Программой, одним из следующих способов:

а) в денежной форме в максимальном размере подлежащего возмещению ущерба, установленном пунктом 3.9.1, из двух источников: страховщиком путем выплаты страхового возмещения – в размере (доле) его участия в возмещении ущерба по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате событий иных, чем чрезвычайная ситуация, и субъектом Российской Федерации, исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате событий иных, чем чрезвычайная ситуация;

б) путем предоставления гражданину (нам) – собственнику (ам) жилого помещения, являющемуся (имся) страхователем, жилого помещения взамен утраченного (при наличии у субъекта Российской Федерации возможности предоставления такого жилого помещения) в собственность при условии уступки им субъекту Российской Федерации права требования к страховщику страхового возмещения в размере (доле) участия страховщика по данному риску.

3) В случае повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации или наступления иных событий, указанных в Программе в соответствии с подпунктом «б» пункта 3.3.2, в денежной форме в размере произведения максимального размера подлежащего возмещению ущерба и степени повреждения жилого помещения, определенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от … № … «Об утверждении порядка и условий проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, методики определения размера ущерба подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - постановление об определении размера ущерба).

Выплата возмещения в указанном случае осуществляется из двух источников: страховщиком путем выплаты страхового возмещения в размере (доле) его участия в возмещении ущерба по риску повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации или наступления иных событий, указанных в Программе, и субъектом Российской Федерации в размере (доле) его участия в возмещении ущерба по риску повреждения жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации или наступления иных событий, указанных в Программе. Указанные размеры (доли) участия страховщика и субъекта Российской Федерации умножаются на размер подлежащего возмещению ущерба, определенный в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта.

Возмещение ущерба осуществляется страхователям – собственникам жилого помещения либо гражданам, указанным в пункте 3.2.2 настоящей Методики, для проведения ремонта жилого помещения, если они определены в качестве участников Программы.

3.9.3. Для возмещения ущерба граждане - участники Программы, имеющие право на возмещение ущерба в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 3.9.2 (далее – заявители), обращаются с требованием о выплате страхового возмещения к страховщику, с которым заключен договор страхования (далее - заявление на страховое возмещение), а также к координатору Программы с заявлением на получение помощи за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по Программе.

Между страховщиком и координатором Программы может быть достигнуто соглашение о приеме комплекта документов о возмещении ущерба по принципу «Одного окна», регламентирующее порядок их приема, проверку комплектности, сроки проверки и передачи документов или их копий страховщику и (или) координатору Программы.

3.9.4. При введении режима чрезвычайной ситуации по соглашению между страховщиками и координатором для приема и проверки комплекта документов для возмещения ущерба по Программе могут определяться отличные от офисов страховщика, представителей страховщика и координатора Программы «точки приема документов», в частности, штабы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, многофункциональные центры предоставления государственных или муниципальных услуг, подразделения органов социальной защиты населения в субъекте Российской Федерации. В этом случае в рамках координации действий органов государственной власти и организаций по ликвидации чрезвычайной ситуации и принятия ими решений должны быть определены форма заявлений на получение страхового возмещения и на получение помощи за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть доведены до лиц, уполномоченных осуществлять прием и проверку документов. Полученные документы и их копии передаются страховщикам и координатору Программы.

3.9.5. Для возмещения ущерба наряду с заявлением о страховом возмещении и заявлением на получение помощи за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в комплект документов, необходимых для возмещения ущерба заявителями включаются, в частности:

а) документ, подтверждающий статус гражданина - участника Программы и его права владения, пользования, распоряжения на жилое помещение в соответствии с пунктами 3.2.1-3.2.2 настоящей Методики;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

в) документ, подтверждающий введение чрезвычайной ситуации или наличие квалифицирующих ее признаков;

г) копия договора страхования;

д) отчет о результатах экспертизы жилого помещения, в том числе акт осмотра жилого помещения.

В случае введения (объявления) чрезвычайной ситуации документ, предусмотренный подпунктом «в» настоящего пункта, а также иной предусмотренный настоящим пунктом документ, который не представляется возможным представить в связи с последствиями чрезвычайной ситуации, наступления иного события, предусмотренного Программой, не требуются от заявителя, при этом известные ему сведения, которые содержатся в данных документах, указываются заявителем в заявлениях на страховое возмещение и на получение помощи за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанные в заявлениях сведения проверяются посредством: информационного взаимодействия в рамках АИС Жилье, получения имеющихся в распоряжении участников информационного взаимодействия выписок и копий документов, которые могут предоставляться по запросам в рамках указанного информационного взаимодействия без участия заявителей.

В заявлении об оказании помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна указываться, в частности, следующая информация:

а) о предпочтительном для заявителя способе возмещения ущерба (денежными средствами, предоставлением жилого помещения взамен утраченного);

б) о наличии договоров страхования, заключенных не в рамках Программы, в отношении данного жилого помещения;

в) об уступке права требования к страховщику выплаты страхового возмещения, если возмещение ущерба может осуществляться путем получения от субъекта Российской Федерации жилого помещения взамен утраченного;

г) реквизиты счета в кредитной организации для перечисления денежных средств в случае возмещения ущерба денежными средствами.

3.9.6. В целях принятия решения о возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям, оперативно в максимально короткие сроки, насколько позволяет сложившаяся в субъекте Российской Федерации ситуация, поданные заявителем или предоставленные по запросу страховщика и (или) координатора Программы документы должны быть рассмотрены ими в пределах минимальных сроков, необходимых для принятия решения об осуществлении страхового возмещения и выплаты помощи, осуществляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Программой предусматривается обязанность страховщика сообщать координатору Программы о ходе рассмотрения документов, необходимых для возмещения ущерба, дате принятия решения о выплате страхового возмещения, его размере и дате выплаты страхового возмещения.

Координатор Программы принимает решение об оказании помощи за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе о ее размере во взаимодействии со страховщиком с учетом информации о размере начисленной или произведенной выплаты страхового возмещения.

В случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении гражданам, лишившимся жилого помещения, иного жилого помещения, взамен утраченного, координатор Программы уведомляет о решении граждан и страховщика. В этом случае граждане предоставляют координатору Программы письменное заявление о переходе их права требования к страховщику выплаты страхового возмещения субъекту Российской Федерации. Уступка права требования к страховщику суммы причитающегося к выплате страхового возмещения за утраченное жилое помещение (далее – уступка права требования) должна быть оформлена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховщик получает уведомление об уступке права требования от координатора Программы, на основании которого выплата страхового возмещения осуществляется страховщиком субъекту Российской Федерации на указанный им счет бюджетной классификации Российской Федерации в сроки, которые не должны превышать 3 дней с даты получения уведомления координатора об уступке права требования.

3.10. Соотнесение страхования жилых помещений по Программе с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и иными видами страхования

3.10.1. При наступлении страхового случая на опасном объекте, ответственность владельца которого застрахована на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее - Федеральный закон № 225-ФЗ), страховщик, застраховавший гражданскую ответственность такого опасного объекта, осуществляет выплату страхового возмещения в счет возмещения вреда, причиненного жилому помещению в результате такого страхового случая, в приоритетном порядке.

При наступлении указанного страхового случая страховщик, участвующий в Программе, возмещает ущерб, причиненный жилому помещению, в пределах страховой суммы (МООС или в размере (доле) участия страховщика в возмещении ущерба), установленной в Программе, сверх суммы страхового возмещения, подлежащей выплате по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца ОПО в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ.

3.10.2. При наступлении страхового случая по нескольким договорам страхования одного и того же жилого помещения от аналогичных рисков и событий, влекущем одни и те же последствия,  выплаты страхового возмещения производятся страховщиками пропорционально размерам страховых сумм, установленным такими договорами страхования, при условии, что совокупный размер страховой суммы по ним превосходит страховую стоимость жилого помещения.

3.11. Основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в Программе

С учетом предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации ассигнований Программой могут быть определены:

а) категории граждан, участвующих в Программе, которым может быть предоставлена поддержка;

б) формы поддержки, в частности:

компенсация по уплате части страховой премии по заключенным договорам страхования;

предоставление налоговых вычетов по налогу на имущество;

в) порядок предоставления государственной поддержки отдельным категориям граждан, документы, необходимые для ее предоставления.

3.12. Определение информационного ресурса органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Для целей информационного взаимодействия с АИС Жилье и обмена информацией с участниками информационного взаимодействия, указанными в Порядке информационного взаимодействия единой автоматизированной системы страхования жилых помещений с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Банка России, перечне участников информационного взаимодействия, составе передаваемой информации, порядке и сроках ее передачи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от___ №___, в Программе определяется:

а) информационный ресурс органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – ИРС), в частности из числа информационных ресурсов, имеющихся в субъекте Российской Федерации и предназначенных в том числе для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) жилищно-коммунального хозяйства,  для осуществления указанного информационного взаимодействия;

б) оператор ИРС, его права и обязанности при эксплуатации ИРС, формировании и обработке информации, содержащейся в ней;

в) состав информации, содержащейся в информационном ресурсе, порядок ее предоставления, порядок доступа к ней граждан, страховщиков и иных участников информационного взаимодействия;

г) порядок заключения соглашений об информационном взаимодействии с его участниками;

д) перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансов, экономики, жилищного хозяйства либо наделённые указанными функциями учреждения, осуществляющих информационное взаимодействие с ИРС;

е) возможность информационного обмена страховщика с ИРС посредством заключения между ним и оператором ИРС соглашения об информационном обмене, если Программой установлено данное требование.

Поделиться документом