Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-22)

скачать (DOCX, 47.11 KB)
Опубликовано: 26.04.2018Изменено: 26.04.2018
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-22) Скачать

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

25 апреля 2018 г. № ИС-аудит-22

Действующий с 1 февраля 2002 г. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы[1], в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении ПОД/ФТ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ вступает в силу 4 мая 2018 г.

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (ранее – аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев).

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские услуги – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен приказом Минфина России от 9 марта 2017 г.  № 33н (см. Информационное сообщение от 14 июля 2015 г.).

В соответствии с Международными стандартами аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» и 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н, аудитор обязан выявить недобросовестные действия аудируемого лица, которые приводят к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности последнего, а также рассмотреть законодательные и иные нормативные акты, оказывающее влияние на эту бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Порядок уведомления аудитором Росфинмониторинга

Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 115-ФЗ (ранее – в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»: аудитор должен был информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя и лишь в случае, если указанные лица не принимали в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора, - Росфинмониторинг).

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82. Формат представления информации в Росфинмониторинг определен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

Факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

  • не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);
  • не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании иных услуг

Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы.

В связи с Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.  

Использование личного кабинета

на Интернет-сайте Росфинмониторинга

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс – личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга. Личный кабинет предназначен, в частности, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

Порядок ведения личного кабинета, доступа к нему и его использования устанавливается Росфинмониторингом (см., например, Информационные письма Росфинмониторинга от 30 мая 2017 г. и 26 января 2018 г.).

 

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Минфина России

 

 

[1] Далее аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вместе «аудиторы».