Министр финансов Антон Силуанов на сессии «Российская экономика: от антикризисной повестки к устойчивому развитию»

03 июня 2021 09:00

Добрый день, коллеги. У нас голосование показало, что 12% из зала всего поддерживают сохранение высоких бюджетных дефицитов.

Все знают о бюджетном прорыве в России, что мы выходим в следующем году на нормальную бюджетную политику, поэтому тут написано «чрезмерные бюджетные дефициты» как следствие антикризиса -никто не поддерживает, понимаете, собственно и Минфин тоже.

Тогда, значит, все уверены в правильности курса бюджетного и макроэкономического, это тоже хорошо. Поэтому вы спрашиваете, будем ли мы нормализовывать бюджетную политику? Если мы будем сохранять повышенные объемы расходов, то Эльвира Сахипзадовна абсолютно справедливо говорила, мы к чему придем – к перегреву. Элементы перегрева уже видим – высокая инфляция. У нас сейчас инфляция около 5,9%, если мы берем год к году, выше, чем наш таргет, 4%. К чему это приведет? К обесценению расходов и денег, обесценению тех социальных выплат, заработных плат, трат государства и людей. Разве мы этого хотим? Нет. Очевидно, что и бюджетная, и здесь же кредитная политика должны приходить в свое нормальное положение. И в этом плане мы прекрасно понимаем, что чем дальше мы будем затягивать с этим, тем сложнее потом будет выходить из такой сверхмягкой политики, что бюджетной, что денежно-кредитной политики.

Вы спрашиваете, что у нас будет дальше с расходами. Дальше будем выходить на те параметры расходов, которые мы еще три года назад планировали. Мы планировали, кстати говоря, объем расходов в следующем году чуть больше 22 триллионов рублей, а этого уровня мы достигли еще в прошлом году. То есть мы нарастили стимул, когда это нужно было, бюджетный в том числе, и потихонечку будем сейчас его сохранять в условиях этого года, прошлого года, и в следующем году выходим на наши нормальные уровни бюджета.

Если говорить о том, какие расходы у нас будут сворачиваться – конечно, в первую очередь антикризисные. И мы прекрасно понимаем, что в период всех ограничений нам нужно в первую очередь внутри расходов настраивать наши приоритеты. Новые инициативы Правительства, которые сейчас выходят, тоже требуют дополнительных ресурсов. И наша основная задача – это перенастройка приоритетов внутри расходов.

Абсолютно согласен, Максим Станиславович сказал о некоем тренде «левизны» в расходах, будем считать, что это детские болезни «левизны», о чем еще наши классики говорили. Они должны быть преодолены. Мы прекрасно понимаем, что нам, наоборот, нужно больше средств в инфраструктуру вкладывать, не в те расходы, которые создают нам постоянные обязательства, а в те расходы, которые дают нам эффект для роста экономики. Именно в этом направлении мы сейчас работаем.

Теперь о координации денежно-кредитной и бюджетной политики. Мне кажется, мы сейчас с Эльвирой Сахипзадовной ходим парой, можно так сказать, потому что мы друг от друга сейчас практически никуда. Успех выхода из таких сложных ситуаций – абсолютно тесная координация всех «денежных» властей. Минфин и Центральный банк, прекрасно это понимая, синхронизируют детально свои действия в области монетарной и бюджетной политик, так это будет продолжаться и дальше. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, переходим действительно к нейтральной политике, делаем все для того, чтобы нормализовать инфляцию на тех уровнях, которые мы планировали, снижение процентных ставок и соответственно запуск экономики в первую очередь за счет частных инвестиций.

- Все говорят об административном регулировании цен. Но разве мы заставляем производителей продавать свою продукцию по такой-то цене? Нет, такого нет. Мы говорим – нельзя административно регулировать, но мы и не регулируем. Если у нас раньше производители той же самой сельхозпродукции получали субсидии при экспорте и гнали все на экспорт, а в России эта продукция росла. Значит нужно отменять эти субсидии или давать субсидии при условии, что этот производитель согласится на то, что он будет продавать по ценам в каких-то коридорах. Мы же только так действуем. Или экспортные пошлины, или демпфер. Абсолютно нормальный рыночный механизм. Но нет такого, чтобы мы говорили: «Так, завтра в магазинах хлеб продается только по 100 рублей», – нет же такого, друзья. Не надо, мне кажется, тоже чересчур перегревать эту ситуацию. Да, нас это беспокоит, ситуация с высокими ценами беспокоит. Но есть много рыночных инструментов, с которыми мы работаем. Моя позиция – жесткого административного ценообразования у нас нет, у нас достаточно механизмов.

- Не видеть тренд, который идет по зеленой повестке, невозможно.  Что касается бюджета, если к Министерству финансов вопрос, то у нас треть всех доходов формируется за счет базовых нефтегазовых доходов. А остальные поступления идут в Фонд национального благосостояния. Поэтому, безусловно, мы понимаем, что тот мировой спрос, который был, предположим, в 2019 году на нефть, может и не восстановиться. Кстати говоря, очень резко пошел тренд на озеленение экономики. Это хорошо. Нам нужно готовиться. Мы уже первые шаги приняли с точки зрения налоговых маневров: больше налогов на сырье, сырьевые отрасли, меньше налогов на новые отрасли. Это абсолютно понятно и справедливо, я думаю, что этот тренд нужно развивать и дальше. Это первое.

Второе: конечно, нам нужно сделать так, чтобы наши сырьевые крупные предприятия – у нас большой сектор все-таки сырьевой экономики, – чтобы они тоже это понимали, чтобы они были готовы к тому, что когда-то им придется полностью перестроить свои планы по добыче и производству. И здесь вопрос в том, чтобы добытое сырье перерабатывалось здесь. Новые материалы – вот на что надо делать упор нашим компаниям и предприятиям, а не просто: добыл – продал, добыл – продал. Переработка нужна. В таком ключе нам нужно разговаривать с предприятиями.

Время еще есть, мы его не упустили, и видим, что такой переход должен состояться. И наша государственная задача – сделать так, чтобы помочь нашим компаниям осуществить этот переход, в том числе с помощью и налоговых мер.